Тема "Свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Заседание клуба "Мы и окружающий мир", 3 класс, программа ПНШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира 3 клаас | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Свойства воздуха.
Заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Учебные задачи, напрвленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование устойчивых учебных мотивов. Интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу. Умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: продолжить формировать умение работать с разными источниками информации.
Коммуникативные: развивать умение работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответсвии с задачами.
Учебные задачи, напрвленные на достижение предметных результатов обучения:
- с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, его можно сжать, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Оборудование и наглядные пособия: мультимедейный комплекс для сопровождения урока, учебники, тетради для самостоятельной работы, велосипедный насос, колбы со вставленной трубкой, стаканы с водой, карточки .
Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начался урок
Дружно все мы подтянулись
И друг другу улыбнулись,
С мыслями собрались
За работу принялись.
Поприветствуйте наших гостей, подарите им улыбку.
Сегодня на уроке окружающего мира нас ждут новые открытия. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всём разобраться, какими нужно быть?
II. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
О каких свойствах воздуха говорится в первых двух строчках?
Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место?
Как называется воздушная оболочка земли?
Какие газы входят в состав воздуха?
Какую роль играет атмосфера на нашей планете?
Сможет ли человек прожить без воздуха?
Учитель: вот как много мы знаем о воздухе. А сегодня мы узнаем новые тайны о воздухе.
III. Работа по теме урока
Давайте узнаем тему нашего урока .
Открываем учебники на странице 103. В форме чего мы будем проводить наш урок?
Сформулируйте задачи урока.
Председателем нашего заседания будет…
Она вместе со мной будет вести заседание клуба.
Председатель даёт задание членам клуба.
Давайте прочитаем второй и третий абзац параграфа (стр 103)
Какие вопросы задаёт Миша на заседании клуба?
Как доказать, что в стакане воздух, если его не видно?
Как взвесить воздух, тяжести которого не ощущаем?
Председатель:
Какой выход предлагает Костя Погодин? (провести опыты, которые помогут ему найти ответы на вопросы)
IV.Практическая часть заседания клуба.
- Председатель назначает руководителей групп. Руководители групп берут со стола учителя приборы для проведения 1 и 2 опытов: широкий стеклянный сосуд, стеклянный стакан и насос.
- Председатель напоминает членам групп правила поведения во время проведения опытов.
- Цель и план проведения первых опытов читают в учебнике. Коллективно обсуждают план проведения опытов.
- Результаты опыта учащиеся обсуждают в группе. Записывают в тетради для самостоятельных работ результаты обсуждения.
Опыт 1.
Цель: доказать, что воздух занимает место (пространство).
Составление плана проведения опыта.
Перевёрнутый вверх дном стакан опусти в широкий сосуд, наполненный водой.
Удалось ли тебе почувствовать лёгкое сопротивление?
Увидели вы, что вода не может заполнить стакан?
Вывод: воздух, находящийся в стакане, не «уступает» своего места.
Не вынимая стакана из воды, слегка наклоните его.
Что вы заметили?
Из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдёт в стакан.
Вывод : воздух , как и любое тело, занимает пространство в окружающем мире.
Вывод оформляется в тетради.
Учитель: Используя это свойство, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол – колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъёмного крана под воду.
Опыт 2.
Цель: проверить, можно ли сжать воздух?
Составим план проведения опыта.
Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажми на поршень.
Потом, не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень.
Что вы почувствовали?
Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвигается.
Что это значит?
Вывод: воздух можно сжать.
Почему? Когда ты опускаешь поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.
Вывод: воздух обладает упругостью.
Учитель: упругими называют тела, которые после сжатия принимают первоначальную форму .В больницах установлены аппараты вентиляции лёгких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату. Который через специальную трубку подаёт в лёгкие обогащённый кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используется в строительстве, ремонте, в книгопечатании.
Опыт3.
Цель: исследовать, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.
Составление плана опыта.
Ход опыта.
Нагреть колбу со вставленной в неё стеклянной трубкой теплом своих рук.
Что вы видите?
Из трубки выходят пузырьки.
Что это значит?
Вывод : это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется.
Накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой.
Что вы наблюдаете?
Вода из стакана по трубке поднимается вверх.
Почему?
Вывод: при охлаждении воздух сжимается.
Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.
Музыкальная физкультминутка.
А сейчас мы выясним практическое применение воздуха.
В группах вы будете решать практические задачи.
- Почему в холодных помещениях у нас зябнут ноги?
(холодный воздух более тяжёлый, поэтому он находится у пола)
- Чтобы суп или каша медленнее остывали. в старину их укутывали шубой. Лёд или мороженное , чтобы быстро не таяли, тоже укутывали в шубы. Мы же шубы надеваем , чтобы не мёрзнуть. Как это объяснить?
(Между ворсинками шубы имеется много воздуха. Воздух плохо проводит тепло. )
- Почему растения , находясь зимой под снегом, не замерзают?
(В рыхлом снеге много воздуха, а воздух плохо проводит тепло.)
А как птицы и звери используют это свойство?
- Осенью белочка , заяц, волк лиса и другие звери линяют. Зимой мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
- У серого волка хвост большой , пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо в снегу, он укрывает свой нос и лапы пушистым хвостом.
- Мыши полёвки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
- Глухарь, тетерев в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее.
Председатель: А сейчас ребята выступят перед вами с творческими работами о удивительных явлениях, связанных со свойствами воздуха.
- Почему летают самолёты?
- Необыкновенные оптические явления в природе.
- Торнадо и тайфуны – грозные явления природы.
V. Рефлексия.
- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой, о чём говорили на уроке, и сделайте вывод, все ли задачи мы выполнили?
Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами , необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.
Давайте попробуем составить известный нам уже синквейн на эту тему А работать вы будете в группах (карточки)
- Назовите тему урока одним словом (воздух)
Назовите 2 -3 признака воздуха (прозрачный , бесцветный, невидимый)
Назовите 2- 3 действия , которые связаны с воздухом( можно сжать, занимает пространство, обладает упругостью)
Вырази одним предложением тему урока (воздух играет важную роль в жизни человека)
Слово, которое выражает суть темы (жизнь)
Руководители групп оцените работу вашей группы, кому за работу можно поставить «хорошо» и «отлично».
Председатель оцените работу руководителей групп.
Ну что ж пора заканчивать наше заседание клуба. На следующем заседании клуба мы продолжим узнавать свойства воздуха.
Спасибо за урок, было приятно с вами работать.
Домашнее задание:
(дифференцированное)
- Читать статью учебника
- 1 группа: подготовить сообщение о свойствах воздуха
- 2 группа: выполнить рисунок «Как человек применяет свойства воздуха»
- 3 группа: хрестоматия, прочитать рассказ «Колокол, который никогда не звонил»
- 4 группа: хрестоматия, прочитать рассказ «А воздух совсем ничего не весит?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока-исследования c ЭОР по теме "Свойства воздуха", 2 класс
Проект урока-иссследования по системе развивающего обучения Л.В. Занкова предназначен для учащихся 2 класса. Можно использовать для реализации по УМК "Школа России" в 3 классе....
Презентация по теме "Свойства воздуха"
Презентация к уроку "Свойства воздуха"...
Проект по теме: «Свойства воздуха, воды, почвы»
Предметная выставка творческих практических работ по проекту (презентации, рисунки, схемы)...
. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....
.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....
Урок окружающего мира . 3 класс. Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».
Цель урока.Выяснить свойства воздуха опытным путем.Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.Воспитывать бережное отношение к природе.В...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме " Свойства воздуха. Охрана воздуха."
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Свойства воздуха. Охрана воздуха."Тип урока: изучение нового материала...