№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ) |
|
|
|
|
| план | факт |
|
|
| Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Как устроен мир (6 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. | |
| Природа.
| Урок изучения нового материала
(использование ТСО) | Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? | Живая и неживая природа. Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. | Уметь находить различия между живой и неживой природой. Уметь классифицировать объекты природы | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Позитивное отношение к природе, как важнейшему условию жизни людей. |
2. | |
| Человек. | Комбинированный
(использование ТСО) | Чем человек отличается от других живых существ? Внутреннее строение и внутренний мир человека-это одно и то же? | Разумное существо, психология, восприятие, память, мышление, воображение. | Знать, чем человек отличается от других живых существ. Различать внешность человека от его необыкновенно сложный внутренний мир. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. Учиться работать в группе. | Умение объяснять необходимость бережного отношения к каждому человеку, к его неповторимому внутреннему миру. |
3. |
|
| Проект «Богатст-ва, отданные людям» | Урок проект
(использование ТСО) |
| Проект, презентация, слайды, богатства |
| Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. Учиться работать в группе. | Умение объяснять необходимость бережного отношения к каждому человеку, к его неповторимому внутреннему миру. |
4. | |
| Общество. | Комбини-рованный
(использование ТСО) | Что такое общество? Из каких составных частей оно складывается? | Семья, народ, государство, общество. | Уметь определять место человека в окружающем мире. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Осознание своей личной принадлежности к конкретной семье, к конкретному роду, народу, государству.. |
5. | |
| Что такое экология? | Комбинированный
(использование ТСО) | Что изучает экология?
| Окружающая среда, экология. | Знать, что изучает экология. Уметь находить взаимосвязи в природе, между природой и человеком. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: умение самостоятельно вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую и концептуальную; ориентироваться в структуре текста, объяснять и оценивать прочитанное. Коммуникативные УУД: умение учиться ставить вопросы и отвечать на них. Работать в группе. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к окружающему миру. |
6. | |
| Природа в опасности! Проверим себя и оценим свои достиже-ния по теме «Как устроен мир Тест № 1. | Контрольно-обобщающий урок (использование ТСО)
| Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? | Заповедник, национальный парк. | Знать проблемы, стоящих перед человечеством. | Регулятивные УУД: умение саммссамостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумаргументы. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. |
Эта удивительная природа (18 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. | |
| Тела, вещества, частицы.
| Урок изучения нового материала
(использование ТСО) | Что такое тела, вещества, частицы?
| Естественные тела, искусственные тела. | Уметь находить различия между телами: природными и искусственными, живыми и неживыми | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Позитивное отношение к окружающим объектам. |
8. | |
| Разнообра-зие веществ. Практичес-кая работа№ 1. | Комбинрованный
(использование ТСО) | Какие бывают вещества? Какими свойствами они обладают и используются человеком? | Вещества. Химия. Кислота. | Знать круговорот веществ. Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой. Уметь описывать вещества по плану. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Бережное отношение к природе. |
9. | |
| Воздух и его охрана.
| Комбини-рованный
(использование ТСО) | Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека? | Кислород, углекислый газ, азот. | Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой Знать состав и свойства воздуха, об источниках его загрязнения и способах охраны. | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе. Воздух должен быть чистым. |
10. | |
| Вода. Практичес-кая работа № 2.
| Комбини-рованный
(использование ТСО) | Почему вода -одно из самых главных богатств Земли? | . | Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой. Научимся исследовать свойства воды с помощью опытов. | Регулятивные УУД: Умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к воде. |
11. | |
| Превраще-ния и круговорот воды. | Комбини-рованный
(использование ТСО) | В каких трёх состояниях вода находится в природе? | Состояние, испарение, круговорот. | Знать о разных состояниях воды и круговороте воды в природе.
| Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к воде. |
12. | |
| Берегите воду! | Комбини-рованный
(использо-вание ТСО)
| Почему нужно беречь воду? |
| Знать, почему и как надо охранять и беречь воду. Уметь изображать с помощью модели источник загрязнения воды. | Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: умение ориентирование в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Умение адекватно оценивать свои знания и умения. |
13. |
|
| Как разрушают-ся камни | Комбини-рованный
(использо-вание ТСО) | Как происходит процесс разрушения горных пород? | Охлаждение, нагревание, горные породы. | Знать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них. | Регулятивные УУД: Умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Позитивное отношение к окружающим объектам. |
14. | |
| Что такое почва. Практичес-кая работа № 3.
| Комбини-рованный
(использование ТСО) | Что такое почва? | Почва, перегной, соли, растворённые соли. | Знать, что такое почва, каково её главное свойство, её роль в жизни экосистемы. Уметь объяснять причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к почве и живым организмам в ней. |
15. | |
| Разнообра-зие растений.
| Урок-практика
(использо-вание ТСО) | На какие группы учёные делят царство растений? | Биология, ботаника. | Знать различные группы царства растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения и их строение. Уметь перечислять особенности этих растений. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам-растениям.. |
16. | |
| Солнце, растения и мы с вами. | Комбини-рованный
(использо-вание ТСО) | А как растения дышат и питаются? | Дыхание растений, питание растений. | Знать как дышат и питаются растения. Уметь находить взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам – растениям. |
17. | |
| Размноже-ние и развитие растений.
| Комбини-рованный
(использование ТСО) | Как размножаются и развиваются растения? | Плод, семя, опыление | Знать, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, как из семян развиваются растения. Уметь выдвигать гипотезы и доказывать их. Моделировать процесс развития растения. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам – растениям. |
18. | |
| Охрана растений.
| Комбини-рованный
(использо-вание ТСО) | Докажи, что растения необходимо охранять? | | Знать, почему многие растения стали редкими, как нужно охранять их. Уметь оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы и выполнять их. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам – растениям. |
19. | |
| Разнообра-зие животных.
| Урок-практика
(использование ТСО) | Кого ты представляешь себе, как только слышишь слово «животные»? | Зоология | Знать на какие группы учёные делят царство животных, как устроены животные, отличия растений и животных, особенности строения различных групп животных. Уметь классифицировать животных, определять их с помощью атласа-определителя. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам –животным. |
20. | |
| Кто что ест. Проект «Разно-образие природы родного края» | Урок-проект
(использование ТСО) | Что необходимо животным для жизни ? | Хищник | Знать особенности питания разных животных, о том, что такое цепи питания. Уметь моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособления животных к добыванию пищи и защите от врагов. | Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам -животным. |
21. | |
| Размноже-ние и развитие животных. | Комбини-рованный
(использование ТСО)
| Как животные заботятся о своём потомстве? | Личинка, куколка, мотылёк, головастик. | Знать, как размножаются и развиваются разные животные. Уметь изображать процесс развития животных с помощью моделей | Регулятивные УУД: Работая по плану, умение сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: умение ориентирование в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам-животным. |
22. | |
| Охрана животных. | Комбини-рованный
(использование ТСО) | Почему многие животные стали редкими? Как нужно охранять животных? | | Знать, почему многие животные стали редкими, как нужно их охранять? Уметь оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам – животным. |
23. | |
| В царстве грибов.
| Комбини-рованный
(использование ТСО) | Грибы – растения или животные? | Грибница, съедобные, несъедобные грибы. | Знать особенности грибов и их роль в природе. | Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам грибам. |
24. | |
| Великий круговорот жизни. Проверим себя и оценим свои достиже-ния по теме «Эта удивительная природа» Тест № 2. | Комбини-рованный
(использование ТСО) | Что такое круговорот жизни. Как оценить свои достижения? | Круговорот жизни – круговорот веществ. Производители. Потребители, разрушители. Тесты, оценка достижений | Знать, что каждое живое существо участвует в едином круговороте веществ на нашей планете. Уметь строить модель круговорота веществ. Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов | Регулятивные УУД умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам |
Мы и наше здоровье (10 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25. | |
| Организм человека. Практичес-кая работа № 4. | Урок изуче-ния нового материала, урок-практи-ка
(использование ТСО)
| Почему каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека? | Анатомия человека, физиология человека, гигиена человека. | Знать строение и работу важных органов человека. Уметь использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила |
26. | |
| Органы чувств.
| Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Какие ты знаешь органы чувств? | Обоняние, осязание. | Знать органы чувств человека. Уметь рассказывать о них по плану; беречь органы чувств. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила. |
27. | |
| Надёжная защита организма. Практичес-кая работа № 5. | Урок-практи-ка (использование ТСО)
| Какое значение имеет кожа? | Ушиб, ожог, обмораживание | Знать о работе нашей кожи. Уметь ухаживать за ней, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
| Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Умение оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. |
28. | |
| Опора тела и движение. | Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Как ты думаешь, какую работу в организме выполняют скелет и мышцы? | Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка. | Знать особенности строения и работы опорно-двигательной системы человека. Уметь вырабатывать правильную осанку. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила. |
29. | |
| Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Практичес-кая работа № 6. | Урок-проект
(исполь-зование ТСО) | Подумай, для чего нужно есть. | Белки, жиры, углеводы, пищеварительная система. | Знать о разнообразии питательных веществ, о строении и работе пищеварительной системы. Уметь правильно питаться. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Умение правильно питаться. |
30. | |
| Дыхание и кровообра-щение. Практичес-кая работа № 7. | Комби-нирован-ный
(исполь-зование ТСО)
| Как устроены и как работают дыхательная и кровеносная системы организма человека? | Дыхательная система, кровеносная система. | Знать о строении и работе дыхательной и кровеносной систем, о роли крови в организме. Уметь измерять пульс. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к своему организму. |
31. | |
| Умей предупреж-дать болезни
| Комби-нированный
(использование ТСО) | Что значит быть закалённым? Почему воздух, вода и солнце – лучшие друзья нашего здоровья? | Закаливание, инфекционные болезни, аллергия. | Знать, что значит быть закалённым. Уметь закалять организм, предупреждать болезни. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к своему организму. |
32. | |
| Здоровый образ жизни. | Комби- нирован- ный
(исполь-зование ТСО) | Что значит вести здоровый образ жизни? | Здоровый образ жизни. | Знать, что значит вести здоровый образ жизни. Сформулируем правила здорового образа жизни и будем их выполнять. | Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к своему здоровью. |
33. |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Мы и наше здоровье». Провероч-ный тест № 3. | Контро-льно-обобщающий урок
(использование ТСО)
| Как оценить свои достижения? | Тесты, оценка достижений | Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов
| Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам |
34. |
|
| Презента-ция проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообра-зие природы родного края», «Школа кулинаров» | Урок-презентация
(исполь-зование ТСО) | Как представить результаты проектной деятельности | Проект, презентация | Научатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами | Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Умение адекватно оценивать свои знания и умения. |
Наша безопасность (7 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35. |
|
| Огонь, вода и газ | Урок введения в новую тему
(исполь-зование ТСО)
| Как нужно действовать, если в квартире возник пожар? Как действовать при аварии водопровода? Что нужно и чего нельзя делать, если почувствовали запах газа? | Авария. | Научатся правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа | Регулятивные УУД: научатся делать сообщения Познавательные УУД: использовать знания в новых условиях Коммуникативные УУД: аргументировано отвечать, умение ставить вопросы, оценивать свои знания. | Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам |
36. |
|
| Чтобы путь был счастливым | Комби- нирован ный
(исполь-зование ТСО)
| Назовите три главных правила пешехода. | Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, | Научатся соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Умение соблюдать правила безопасного пешехода, велосипедиста, пассажира ; |
37. |
|
| Дорожные знаки.
| Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Назовите три главных правила пешехода. | Информационно-указательные знаки, сервис, знаки сервиса. | Научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: умение самостоятельно вычитывать из текста актуальную информацию, подтекстовую и концептуальную; ориентироваться в структуре текста, объяснять и оценивать прочитанное. Коммуникативные УУД: умение учиться ставить вопросы и отвечать на них. Работать в группе. | Узнают, какие бывают дорожные знаки; научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям |
38. |
|
| Наши проекты: «Кто нас защищает» | Урок-проект
(исполь-зование ТСО)
|
|
|
| Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них.
| Умение адекватно оценивать свои знания и умения.
|
39. |
|
| Опасные | Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Чем могут быть опасны балкон, подоконник, лифт, строительная площадка, … |
| Понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Познакомятся с опасными для человека местами |
40. |
|
| Природа и наша безопасность | Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Подумай, какие опасности может нести человеку неживая природа, живая природа. |
| Соблюдать правила безопасного поведения в природе. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение |
41. |
|
| Экологичес-кая безопасность Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопас-ность» Тест № 4. | Контро-льно-обобщающий урок
(исполь-зование ТСО)
| Что такое экологическая безопасность? | Экологическая, безопасность цепь загрязнения, бытовой фильтр. | Понимать, что такое экологическая безопасность; соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни. | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Познакомятся с экологической безопасностью. |
Чему учит экономика (12 часов) |
|
|
|
|
| Регвречевых ситуаций. |
|
|
|
42. |
|
| Для чего нужна экономика | Урок введения в новую тему
(исполь-зование ТСО) | Что такое экономика, отрасли экономики? | Потребности человека, товары, услуги. | Научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни; | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
43. |
|
| Природные богатства и труд людей –основа экономики | Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Что такое потребности? | Природные богатства. Потребности человека, товары, услуги. | Научатся осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Умение осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам |
44. |
|
| Полезные ископаемые. Практичес-кая работа № 8. | Урок-практика
(исполь-зование ТСО) | Как люди используют богатства земных кладовых? | Полезные ископаемые. Месторождение, геолог. | различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Узнают о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи. Научатся различать важнейшие полезные ископаемые. |
45. |
|
| Растениеводство. Практичес-кая работа № 9. | Комби нированный (исполь-зование ТСО)
| Что такое растениеводство, для чего люди им занимаются? | Растениеводство. Отрасль. | Научатся различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы. | Регулятивные УУД: Умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Умение различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними |
46. |
|
| Животно-водство | Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Что такое животноводство, для чего люди им занимаются? | Животноводство | Научатся различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Умение различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними |
47. |
|
| Какая бывает промышлен-ность.
| Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Приведи примеры товаров, которые производит промышленность, на какие отрасли можно разделить промышленность | Промышленность | Научатся различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, Различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать , обобщать, делать выводы. | Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: умение ориентирование в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Умение различать отрасли промышленностиобнаруживать взаимосвязи между ними, Различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать , обобщать, делать выводы. |
48. |
|
| Наши проекты «Экономика родного края» | Урок-проект
(исполь-зование ТСО) | Что такое экономика? | Экономика. | Научатся понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Формирование адекватной оценки своих достижений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни |
49. |
|
| Что такое деньги. Практичес-кая работа № 10. | Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Что такое деньги? Их роль в экономике? | Деньги, рубль, заработная плата. | Научатся понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
50. |
|
| Государственный бюджет. | Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Что такое государственный бюджет? | Бюджет, доходы, расходы, налоги. | Научатся объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Умение объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать из чего он складывается. |
51. |
|
| Семейный бюджет. | Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Что такое семейный бюджет? | Стипендия, пенсия. | Научатся понимать, как ведётся хозяйство семьи; что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Умение понимать, как ведётся хозяйство семьи; что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
52. |
|
| Экономика и экология. | Комби-нированный
(исполь-зование ТСО) | Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? | Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз. | Научатся обнаруживать связь между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Регулятивные УУД: Умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Умение обнаруживать связь между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать,... |
53. |
|
| Экономика и экология. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» Тест № 5. | Контро-льно-обобщающий урок
(исполь-зование ТСО) | Какая взаимосвязь между экономикой и экологией? | Экономика, экологический прогноз. | Научатся обнаруживать связь между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Формирование адекватной оценки своих достижений. Самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни |
Путешествия по городам и странам (15 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54.55. 56. |
|
| Золотое кольцо России | Урок введения в новую тему
(использование ТСО)
| Почему туристический маршрут назван кольцом? Почему золотым? | Золотое кольцо Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. | Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Умение находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримеча-тельностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. |
57. |
|
| Наши проекты «Музей путе-шествий» | Урок-проект
(использование ТСО) | О каком городе Золотого кольца вы хотите рассказать? | Золотое кольцо Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир | Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Формирование адекватной оценки своих достижений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни |
58. |
|
| Наши ближайшие соседи.
| Комбини-рованный
(использование ТСО)
| Почему некоторые страны мы называем соседними? | Сухопутные границы, морские границы. | Научатся находить на карте страны — соседи России и их столицы, называть их достопримечательности, ценить добрососедские отношения, использовать различные источники для поиск информации. | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Умение находить на карте страны — соседи России и их столицы, называть их достопримечательности, ценить добрососедские отношения, использовать различные источники для поиска информации |
59. |
|
| На севере Европы | Комбини-рованный
(использование ТСО) | С какими странами Россия граничит на северо-западе? | Фьорд, аквапарк, гейзер. | Научатся рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); | Регулятивные УУД: Умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Познакомятся с северными европейскими государствами. |
60. |
|
| Что такое Бенилюкс | Комбини-рованный
(использование ТСО) | Какие три страны называют одним словом - Бенилюкс? | Бельгия, Нидерланды, Люксембург. | Научатся приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
| Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Узнают, какие страны расположены на северо-западе, будут учиться рассказывать о них по карте. |
61. |
|
| В центре Европы
| Комбини-рованный
(использование ТСО) | Какие государства расположены в центре Европы? | Германия, Австрия, Швейцария. | Научатся приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
| Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: умение ориентирование в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Узнают, какие страны расположены в центральной части Европы. Научатся рассказывать о них по карте, дополнять эти сведения информацией из других источниках. |
62. |
|
| По Франции и Великобри-тании (Франция) | Комбини-рованный
(использование ТСО) | В какой части Европы расположена Франция ? | Глава государства, президент, королева | Научатся приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
| Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Умение приводить примеры достопримеча-тельностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
|
63 |
|
| По Франции и Великобри-тании (Великобритания) | Комбини-рованный
(использование ТСО) | В какой части Европы расположена Великобритания? | Глава государства, президент, королева | Научатся приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Умение приводить примеры достопримеча-тельностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; |
64. |
|
| На юге Европы.
| Комбини-рованный
(использование ТСО) | Какие страны находятся на юге Европы? | Парферон, Колизей, Пизанская башня, | Научатся приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
| Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Умение приводить примеры достопримеча-тельностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами |
65. |
|
| По знаменитым местам мира. | Комбини-рованный
(использование ТСО) | Где находятся египетские пирамиды? | Рукотворные сокровища человечества. | Научатся использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Умение ценить памятники культуры , осознавать необходимость бережного отношения к ним, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
66. |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путеше-ствия по городам и странам» Провероч-ный тест № 6. | Контрольно-обобщающий урок
(использование ТСО) |
|
| Научатся использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации. | Регулятивные УУД: Умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты | Умение делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументирован-но отвечать, делать выводы, оценивать свои знания. |
67. 68. |
|
| Презента-ция проектов «Кто нас защищает» «Экономи-ка родного края», «Музей путе-шествий» | Урок-презен-тация
(использование ТСО) | Как представить результаты проектной деятельности |
| Научатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами | Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы и отвечать на них. | Умение адекватно оценивать свои знания и умения. |