внеклассное мероприятие «Знакомство с неньютоновской жидкостью»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Рассамахина Елена Николаевна

Внеклассное мероприятие для учеников 4 классов

Цели:

·         формирование исследовательских умений обучающихся,

·         ознакомление обучающихся с необычными свойствами неньютоновской жидкости.

Задачи:

·          Развитие познавательной активности.

·         Стимулирование самостоятельности и  активности детей.

·         Воспитание  доброжелательного отношения, умения  работать в команде, развитие коммуникативных  навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 38 г. Томска

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
«Знакомство с неньютоновской жидкостью»

Разработала: учитель начальных классов

                          Рассамахина Елена Николаевна

Тема занятия «Знакомство с неньютоновской жидкостью»

Цели:

  • формирование исследовательских умений обучающихся,
  • ознакомление обучающихся с необычными свойствами неньютоновской жидкости.

Задачи:

  •  Развитие познавательной активности.
  • Стимулирование самостоятельности и  активности детей.
  • Воспитание  доброжелательного отношения, умения  работать в команде, развитие коммуникативных  навыков.

Структура занятия:

1 этап

Актуализация знаний

- Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!                  (слайд 1)

- Совершенно верно, это вода.

- О каких свойствах воды упоминается в загадке?

- Необходимо в парах заполнить таблицу:

Вопросы

Да/Нет

Свойство воды

  1. Имеет вода цвет?

  1. Прозрачна или нет?

  1. Имеет ли вода запах?

  1. Растворяет ли вода вещества?

  1. Можно ли очистить загрязненную воду?

описать

  1. Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?

- Проверка

2 этап

Постановка проблемного вопроса, выдвижение гипотезы

-Предлагаю вашему вниманию отрывок из передачи «Галилео»  (слайд 2, перейти по ссылке, включаем без звука)

- Что необычного увидели?

- Какого цвета была вода в бассейне?  Почему  такой цвет?

- Почему удалось пройти по воде? (выдвижение гипотезы)

Таким образом, гипотеза нашего исследования: молодому человеку удалось пройти по воде, потому что эта вода обладает особыми свойствами       (слайд 3)

Итак, на сегодняшнем занятии мы подтвердим или опровергнем данную гипотезу.

3 этап

Исследовательский (групповая работа)

  • Проведение опытов.

№1

Берем в равных пропорциях воду и крахмал, смешиваем в прозрачной емкости  (слайд 4)

№2

Резко  ударяем по жидкости указательным пальцем  (слайд 5)

№3

Медленно погружаем палец в жидкость (слайд 6)

№4

В такую же емкость наливаем воду, опускаем  деревянный брусок, пытаемся забить в него гвоздь (слайд 7)

№5

Опускаем деревянный брусок в раствор, пробуем забить гвоздь (слайд 8)

№6

Бросаем металлический шар (или шар из литой резины), т.е. достаточно тяжелый, по поверхности жидкости (слайд 9)

По ходу выполнения опытов заполняем таблицу (совместная деятельность с учителем)

Описание опытов

Получилось или нет

Результат

№1

№2

№3

№4

№5

№6

- Во время опытов мы исследовали неньютоновскую жидкость.

- Какими свойствами она обладает? В чем отличие от обычной воды?

4 этап

Сообщение учителя о неньютоновской жидкости

В обычной жидкости, которая является однородной,  вязкость зависит только от ее же собственной природы и температуры, но совсем не зависит от  скорости. То есть, пока она течет при стабильной температуре и в отсутствии других внешних воздействий, ее вязкость не меняется. Такую жидкость называют ньютоновской, потому что ее законы открыл и описал великий физик Ньютон в XVII веке. Жидкости, которые не подчиняются этим законам, называются неньютоновскими. К ним относятся растворы крахмала в воде, лекарственные суспензии и эмульсии, а также обыкновенная жидкая грязь.

Посмотрите еще один отрывок из этой же передачи (слайд 10, перейти по ссылке,  включаем без звука)

- Какой жидкостью заполнен бассейн?

- Правильно, неньютоновской.  Мы в опытах тоже  рассматривали неньютоновскую жидкость на примере раствора крахмала с водой.

- Почему  же молодой человек сумел пройти по ней?  Частицы крахмала набухают в воде, между ними образовываются физические контакты в виде хаотически сплетенных групп молекул. Такие связи называются зацеплениями. При резком воздействии прочные связи не дают молекулам сдвинуться с места, и система реагирует на внешнее воздействие как упругая пружина. При медленном воздействии зацепления успевают растянуться и разорваться. И молекулы равномерно расходятся.  

Где в жизни применяют свойства неньютоновской жидкости?

К сожалению, пока эти свойства не нашли достойного применения. Но ученые-физики на основе неньютоновской жидкости пытаются создать «жидкую броню», новые бронежилеты, взрывозащитные контейнеры, защитное покрытие для автомашин (слайд  11)

5 этап

Результат исследовательской деятельности (итоги подводим совместно с обучающимися)

- Определим, какие результаты получили:

1. Познакомились с особенностями неньютоновской жидкости;

2. В ходе опытов выяснили, что при резком воздействии неньютоновская жидкость становится твердой, а при медленном воздействии ведет себя, как обычная жидкость.

3. Молодому человеку удалость пройти по неньютоновской жидкости, так как он действовал быстро, резко. А в это время неньютоновская жидкость становилась твердой.

4. Молодой человек учитывал особенности неньютоновской жидкости. Гипотеза подтвердилась.

Источники информации:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия «Знакомство с неньютоновской жидкостью» Разработала: Рассамахина Е.Н. учитель начальных классов МАОУ СОШ №38 г.Томск

Слайд 2

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!

Слайд 3

http://youtu.be/WaGBmcVmPNQ

Слайд 4

Молодому человеку удалось пройти по воде, потому что эта вода обладает особыми свойствами. Гипотеза

Слайд 5

№ 1 Берем в равных пропорциях воду и крахмал, смешиваем в прозрачной емкости. Опыты

Слайд 6

№ 2 Резко ударяем по жидкости указательным пальцем.

Слайд 7

№ 3 Медленно погружаем палец в жидкость.

Слайд 8

№ 4 В такую же емкость наливаем воду, опускаем деревянный брусок, пытаемся забить в него гвоздь.

Слайд 9

№ 5 Опускаем деревянный брусок в раствор, пробуем забить гвоздь.

Слайд 10

№ 6 Бросаем металлический шар (или шар из литой резины), т.е. достаточно тяжелый, по поверхности жидкости.

Слайд 11

http://youtu.be/tvKlSBe5Gus

Слайд 13

Передача «Галилео» СТС http://www.pravda.ru/science/eureka/inventions/14-07-2011/1083766-liqwor_bag-1/ http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_water.php Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Сказка "Под грибом".

Конспект внеклассного мероприятия по проведению внеклассного чтения....

Конспект внеклассного мероприятия "Знакомство с Санта Клаусом"

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку для 3 классов по теме "Знакомство с Санта Клаусом"...

Исследовательский проект на тему: "Ньютоновские и неньютоновские жидкости"

Исследовательский проект на тему "Ньютоноские и неньютоновские жидкости"...

Внеклассное мероприятие "Знакомство с профессиями родителей"

Взаимодействие семьи и школы - важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей....

Внеклассное мероприятие "Знакомство с географией"

Материалы можно использовать для знакомство с предметом "география" учащихся 1 класса....

Внеклассное мероприятие "Знакомство с эколятами"

Это занятие было проведено для введение ребят в проект "Эколята"...

Внеклассное мероприятие «Знакомство с дорожными знаками»

учить учащихся быть внимательными на дороге, обращать внимание на дорожные знаки; закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения на улицах и дорогах; воспитывать дисциплинированность учащихся...