Методическая разработка занятия по окружающему миру в 4 классе
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Татьяна Юрьевна Леонтьева

В методической разработке представлены задания для обобщающего урока по теме "Природные зоны" . Урок проводится в форме игры по станциям. Вовремя игры закрепляются учащимися знания природных зон, отрабатываются умения работы в группах, развивается культура речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в 4 классе

в форме игры по станциям

 

Тема:                                          Обобщение по курсу 4 класса

Цели:                                        - систематизировать, обобщить, проверить полученные знания

                                                   - закреплять умение работать в группе

Задачи:            Образовательные

                                                   - проверить и закрепить знание природных зон;

                                                   - формировать умение выбирать правильный ответ;

                                                   - формировать умение решать кроссворды.

                          Воспитательные

                                                  - воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом;

                                                  - воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки в коллективной и групповой работе, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности,    добросовестного отношения к предмету, к учебе, чувство отношения к своему труду и к труду другого человека.

                        Развивающие

                                                - развивать мышление, его логику и скорость, сообразительность, культуру речи, память;

                                                - развивать умение делать логические выводы, расширять общий кругозор.

Планируемые результаты: - делать сообщения в устной форме

                                                  - работать в группах

                                                  - использовать полученные знания

                                                  - аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания

Оборудование:                      - карточки-задания для учащихся

                                                 - маршрутные листы

                                                 - картинки природы, плакаты об охране природы

                                                 - магнитофон

Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.

Форма урока: игра по станциям.

Ход занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. начало

       Приветствие участников. Объявление темы занятия.

2.

Актуализация. Деление участников на команды.

       Каждый участник, заходя в кабинет, выбирает карточку с изображением горы, шишки, цветка, животного или дерева. С помощью этих картинок класс делится на 5 команд, и каждая команда садится на отведённые ей места.

      По заданию ведущего каждая команда выбирает капитана, название и девиз (название и девиз на тему природы).

Варианты названий команд:

                         - «Защитники природы»

                         - «Юные натуралисты»

                         - «Солнечные лучи»

                         - «Радуга» и т.д.

Варианты девизов:

                         - «Природа – наш дом»

                         - «Береги планету!»

                         - «Не засоряй леса!»

Каждая команда рисует эмблему. Капитан, представляя команду, объясняет, почему выбрали такое название, девиз и поясняет рисунок эмблемы.

3.

Игра по станциям.

1. Объяснение правил игры:

 - капитанам раздаются маршрутные листы

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ  1                                  МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 2

       Географическая                                                       Зоологическая

       Зоологическая                                                         Ботаническая

       Ботаническая                                                           Игровая

       Игровая                                                                    Экологическая

       Экологическая                                                         Географическая

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 3                                   МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 4

       Ботаническая                                                           Игровая

       Игровая                                                                    Экологическая

       Экологическая                                                         Географическая

        Географическая                                                      Зоологическая

        Зоологическая                                                        Ботаническая

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ  5                                      

       Экологическая

       Географическая

       Зоологическая

       Ботаническая

       Игровая

                           

     - на каждой станции 5 конвертов с заданиями, команда берёт один конверт и на нём пишет название команды.

     - на работу 5 минут, услышав звуковой сигнал, капитан убирает выполненное задание в конверт, и команда переходит на следующую станцию, согласно маршрутному листу. (Ведущий собирает конверты с выполненными заданиями).

2. Проведение игры и задания для каждой станции:

1 станция  «Географическая»

Станция « Географическая» «найди ошибки»

        Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно - Европейская, Среднесибирская, Западно - Сибирское плоскогорье. Каменным

поясом России называют Кавказские горы. Самая крупная река России - Волга, а самое глубокое озеро- Онежское. Большая река Енисей несет свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная - субтропики, самая большая-

зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.

2 станция: «Зоологическая»

Станция « Зоологическая» «распредели по зонам»

кит

богомол

косуля                                           арктическая пустыня

лось

лемминг                                        субтропики

кобылка

северный олень                             тундра

тупик

рысь                                                степи

суслик

дельфин                                         зона лесов

корсак

глухарь                                           пустыни

ушастый ёж

тюлень

3 станция «Ботаническая»

Станция  «Ботаническая»   «узнай растение и запиши название»

1. Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах.____________

2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.______________________

3. Это таёжное хвойное дерево, имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.__________________________________

4. Высокое растение до 35 м в высоту, долгожитель. Листовые пластины продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу._______________________________

5. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей._____________________________

6. Это травянистое степное растение с корнем « метёлочкой», узкими листьями и мягкими волосками.__________________________________________

7. У этого растения роль листьев играют зеленые веточки, а плоды очень легкие и снабжены особыми выростами, чтобы ветру было удобно разносить их на большие расстояния.__________________________________________

4 станция «Игровая»

Станция «Игровая»« отгадай»

1. Мною питаются рыбы и большие морские звери._______________

2. Я - птица, откладываю яйца прямо на скалы. __________________

3. Хозяин Арктики.__________________________________________

4. В гору бегом, с горы кувырком._____________________________

5.Что за дерево стоит?                                  6. Мягок, а не пух,

    Ветра нет – оно дрожит.                               Зелен, а не трава.

        ____________                                                 ______________                                                                          

7. Нос долог, голос тонок,              8. Ствол белеет, шапочка зеленеет.

    Кто его убьёт,                                   Стоит в белой одёжке,

    Свою кровь прольёт.                       Свесив серёжки.

   ________________                                   _________________-

9. Всю ночь летает-                             10. Трав копытами касаясь,

    Мышей добывает.                                 Ходит по лесу красавец.

    А станет светло-                                    Ходит смело и легко,

    Спать летит в дупло.                             Рога раскинув широко.

    _________________                                   ___________________                                                              

5 станция «Экологическая»

 

 

 

5

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.……….   лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.

2. ……….  Земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.

3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их  ……………  .

4  Неумеренное …………. приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.

       5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается  …………  . (в ответе 2 слова)

Даётся сигнал к окончанию игры.

4.

5.

6.

Подведение итогов.

Награждение.

Рефлексия.

Ведущий собирает конверты и подсчитывает баллы.

За  каждое задание количество баллов соответствует количеству вопросов, если ответа нет или неправильный, то снимается один балл.

Командам вручаются грамоты за 1, 2, 3 места.

Грамоты по номинациям:

                                                  - лучшая эмблема

                                                 - удачное представление девиза

                                                 - лучшие знания на станции и др.

Ответьте на вопросы:

- Понравилась ли игра?

- Когда чувствовали себя неуверенно?

- Как оцениваете свою работу?

Предлагаю каждому составить синквейн (заранее выдаются листы).

Зачитывается несколько синквейнов, остальные вывешиваются на доску.

Спасибо за урок.

. Командам предлагают посмотреть мультфильм о природе, пока подсчитываются баллы.

Приложение.

Ответы

1. Станция « Географическая» «найди ошибки»

         Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с востока, Атлантическим с запада, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Восточно - Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Уральские горы. Самая крупная река России – Волга, а самое глубокое озеро - Байкал. Большая река Волга несет свои воды в Каспийское море. На территории страны 6 природных зон. Самая северная – зона арктических пустынь, самая большая- зона лесов, холодная тундра и жаркая пустыня.                                                 (13 баллов)

2.Станция « Зоологическая» «распредели по зонам»

                                   арктическая пустыня  (кит тупик тюлень )

                                   субтропики (богомол косуля  дельфин )

                                   тундра (лемминг  северный олень )                            

                                     степи (кобылка суслик )  

                                     зона лесов (лось рысь глухарь )      

                                     пустыни (корсак  ушастый ёж)

                                                                                                 (15 баллов)

3 Станция  «Ботаническая»   «узнай растение и запиши название»

1. Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах.___лишайник_________

2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши._________дуб_____________

3. Это таёжное хвойное дерево, имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.____лиственница______________________________

4. Высокое растение до 35 м в высоту, долгожитель. Листовые пластины продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.__________каштан_____________________

5. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.____ягель_________________________

6. Это травянистое степное растение с корнем « метёлочкой», узкими листьями и мягкими волосками.___ковыль_______________________________________

7. У этого растения роль листьев играют зеленые веточки, а плоды очень легкие и снабжены особыми выростами, чтобы ветру было удобно разносить их на большие расстояния._________джузгун_________________________________

                                                                                               ( 7 баллов)

4. Станция «Игровая»« отгадай»

1. Мною питаются рыбы и большие морские звери.____рачки__

2. Я - птица, откладываю яйца прямо на скалы. _____кайра______

3. Хозяин Арктики.________________________белый медведь__

4. В гору бегом, с горы кувырком.________                 заяц

5.Что за дерево стоит?                                  6. Мягок, а не пух,

    Ветра нет – оно дрожит.                               Зелен, а не трава.

    __              осина                                                               _мох_____

7. Нос долог, голос тонок,                         8. Ствол белеет, шапочка зеленеет,

    Кто его убьёт,                                             Стоит в белой одёжке,

    Свою кровь прольёт.                                  Свесив серёжки.

                 комар                                                                        берёза ___

9. Всю ночь летает-                                    10. Трав копытами касаясь,

    Мышей добывает.                                         Ходит по лесу красавец.

    А станет светло-                                            Ходит смело и легко,

    Спать летит в дупло.                                     Рога раскинув широко.

                     сова                                                                          лось  

                                                                                           (10 баллов)                                                                

                                       5. Станция «Экологическая»

1.вырубка

2.распахивание.

3.загрязнение

4.орошение

5.поверхность почв.

БРАКОНЬЕРСТВО

                                                                          (6 баллов)

                                                                                   Всего 51 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония

Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.

Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164  г. Санкт  - Петербург Аннотация к...

Методическая разработка урока по Окружающему миру 3 класс.

Познакомить  учащихся с понятием почва,выяснить основное свойство почвы, в процессе опытов установить состав почвы, показать значение почвы для растений и животных....

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

Формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели....