Олимпиада по окружающему миру "Осенние изменения. Приметы осени"
олимпиадные задания (окружающий мир) по теме
Материал для проведения олимпиады по окружающему миру по направлениям: осенние изменения в природе, осенние приметы. Олимпиадные задания расположены по степени трудности, для каждого задания предлагается балловое оценивание. Для облегчения работы педагогов прилагаются ответы к заданиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиада по окружающему миру "Осенние изменения" | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по окружающему миру «Осенние изменения, приметы осени»
Цель: развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
На 2 балла
1. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землёй?
- Боятся дождя
- Намокают крылья от влажного воздуха
- Ищут пищу
2. Какое явление природы летом называют тёплым, грибным, а осенью холодным моросящим?
- Туман
- Дождь
- Иней
3. Какое явление природы бывает только осенью и проявляется в разноцветном наряде деревьев и сбрасывании листьев?
- Ветер
- Листопад
- Иней
4. Какое из перечисленных животных впадает в спячку?
- Белка
- Ёж
- Кабан
- Крот
5. Как заканчивается народная примета: Собака свёртывается и лежит калачиком – к…
- Теплу
- Холоду
- Голоду
- Землетрясению
6. Соедини стрелками народные приметы
Птицы купаются в пыли к морозу
Лошадь зимой ложится на снег к ненастью
Кошка лижет хвост и прячет морду к теплу
Гуси стоят на одной ноге к дождю
7. Определи, какое животное могло бы рассказать о себе так:
- Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму._________________________
- А мы к зиме меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё, то никакая хитрость не спасёт волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. ____________________________
- Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызают на несколько частей ствол, а потом всё сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. _________________
- Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и ложиться на всю зиму! _______________________
- Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой от стеблей. ______________________
Задания на 3 балла
1. Разгадай кроссворд «Какого цвета осень?»
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. |
- На улицах холодает.
Ледок лужи покрывает.
Иней покрывает землю и траву –
Это лёгкий морозец
Пришёл ко двору.
Как народ
Такое явление называет?
- Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придёт
И польёт наш огород.
- Это что за чудеса?
Не разверзлись небеса –
Дождь идёт такой прекрасный.
Он лилово-жёлтый-красный!
Это осени явление,
Ты подумай и скажи.
- Понижение температуры осенью.
- Эта особа летом покрыта зелёной хвоей, а осенью меняет наряд на жёлтый и постепенно сбрасывает его.
- В конце осени реки, озёра, пруды покрываются льдом. Это явление называется …
- Название второго месяца осени.
2. Разгадай кроссворд «Живая природа осенью»
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
4. | ||||||||||||||
5. | 6. | |||||||||||||
7. | 8. | 9. | ||||||||||||
10. | 11. | |||||||||||||
12. | ||||||||||||||
По вертикали:
2. Небольшие перелетные птицы черного цвета с белой грудкой, похожие на ласточек, одни из первых улетают на юг.
4. Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученно. Говорят: «Птицы собираются в…»
7. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
10. Птиц, которые не улетают и круглый год живут у нас, называют…
12. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
Осенью всех удивляет,
Цвет своей шубки меняет.
По вертикали:
- Птиц, улетающих в тёплые края осенью и возвращающихся весной, называют…
5.Хвойное дерево, сбрасывающее осенью свои иголки.
6. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
- С приходом осени количество корма для птиц уменьшается или совсем исчезает, это значит, что птиц ждёт …
- Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает, осенью грибы сушит, орехи и шишки заготавливает.
11.Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
Морозов не боюсь:
В лесу я остаюсь.
Задания на 4 балла
1. Найди в рассказе ошибки, подчеркни их.
Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более тёплые и густые. Белка и ёж делают запасы. Медведь и крот засыпают до весны.
2. Как заканчиваются эти народные приметы?
а) Лягушка прыгает на берегу и квакает - к..._____________________________
б) Лошадь фыркает - к...______________________________________________
в) Овцы стучат лбами - к... ____________________________________________
3. Как по веткам ели погоду предсказать? _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Если на ветках изморозь, какую погоду ждать? _________________________________________
5. Укажите 3-5 сезонных явлений природы, которые происходят в природе с приходом осени.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Почему в природе происходит листопад?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания на 5 баллов
1. Реши экологическую задачу
Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
- Прочитай текст:
С приближением зимы заяц-беляк меняет свой серый наряд на белый. Так удобнее прятаться зимой от врагов. Но вырастить новую шерсть - это не то что надеть новое пальто. Даже если заяц догадывается, что приближается зима, он не может отдать шерсти команду выпадать и отрастать.
- Какие условия могут привести к этому? Выдвини гипотезы (предположения).
- Предложи способы проверки выдвинутых гипотез? Какие условия следует создать?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
2 балла
- Ищут пищу
- Дождь
- Листопад
- Ёж
- Холоду
- Птицы купаются в пыли к дождю
Лошадь зимой ложится на снег к теплу
Кошка лижет хвост и прячет морду к морозу
Гуси стоят на одной ноге к ненастью
- Медведь, лиса, бобёр, барсук, заяц.
3 балла
- «Какого цвета осень?»
Ответы: По горизонтали: 1.заморозки, 2 дождь, 3.листопад, 4.похолодание, 5. Лиственница, 6.ледостав, 7.октябрь. Ключевое слово: золотая.
- «Живая природа осенью» Ответы:
По горизонтали: 2.стрижи, 3.клин, 4.стаи, 7.снегирь, 10.оседлые, 12. Заяц
По вертикали: 1.перелетные, 5.лиственница, 6.сорока, 8.голод, 9.белка, 11.дятел.
4 балла
- Со всех, синицы, ёж, крот
- Ответы: а) к дождь, б) к теплу, в) к сильному ветру
- К ясной и сухой погоде ветка ели смотрит вверх, к дождю – вниз
- Ясную погоду, хорошую
5 баллов
- Ответ: ёж зимой не может найти пищу, а кроту под землёй пищи достаточно.
Найди ошибки, подчеркни их.
ОСЕНЬ В ЛЕСУ
Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуница и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Животные леса готовятся к зиме. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придёт суровая и длинная зима.
Ошибки: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, ёж, крот, все насекомые.
3.Разгадай кроссворд «Неживая природа осенью»
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | 4 | |||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | 7 | |||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 |
По горизонтали:
4. Явление неживой природы, при которым температура воздуха понижается ниже 0°С в тёплое время года. Верная примета этого явления – лёд на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это?
5. Ночи темнее, дни холоднее,
Листья пожелтели, птицы улетели.
Мелкий, затяжной дождь поливает.
Как это время народ называет?
6. В холодные осенние дни вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лёд – забереги. Это говорит о том, что на реках, озёрах и прудах начинается …
8. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко.
9. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.
По вертикали:
- Эта осень бывает холодной дождливой. Иногда идёт мокрый снег. Во всём чувствуется приближение зимы. Это … осень.
- Солнце поднимается в небе не так высоко, дни стали заметно короче и на улице началось…
- Это явление бывает только осенью: деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?
7. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
Ответы:
По горизонтали: 4. Заморозки, 5. Осень, 6. Ледостав, 8. Туман, 9. Иней.
По вертикали: 1. Поздняя, 2. Похолодание, 3. Листопад, 7. Снег.
Используемая литература:
- Виноградова Н.Ф. окружающий мир в 3-4 классах: Метод. Беседы: Кн. Для учителя/Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов; Под ред. Н.В. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2002.
- Казакова О.В., Соева Н.А., Гаврилкина Н.И. универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- Окружающий мир. 4 класс: занимательные материалы к урокам /авт.-сост. Г.Н. Решетникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Узорова О.В. окружающий мир: 3 кл.: В 2 ч.: Ч.2./ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир. 3 класс: Методические рекомендации для учителя четырёхлетней начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народные приметы осени"
Данное мероприятие можно провести совместно с родителями. Содержит народные приметы осенних месяцев....
"Приметы осени"
Сценарий родительского собрания. Представлены стихи, загадки, конкурсы....
ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ( экскурсия в природу)
Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;Формировать понятия об экологических п...
Конспект (план) урока во 2 классе по предмету "Окружающий мир" на тему "Приметы осени"
Урок проводился во 2 классе Специальной (коррекционной) школы №18 Центрального района Санкт-Петербурга по предмету "Окружающий мир" на тему "Приметы осени"...
Праздник - викторина для учащихся начальных классов "Приметы осени"
Стихи, вопросы викторины, сказка "Вершки и корешки", подвижные игры....
Викторина "Приметы осени" (ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский»)
Викторину можо проводить как на уроке окружающего мира, так и на классном часе....
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....