Олимпиада по окружающему миру "Осенние изменения. Приметы осени"
олимпиадные задания (окружающий мир) по теме

Лябчук Наталья Николаевна

Материал для проведения олимпиады по окружающему миру по направлениям: осенние изменения в природе, осенние приметы. Олимпиадные задания расположены по степени трудности, для каждого задания предлагается балловое оценивание. Для облегчения работы педагогов прилагаются ответы к заданиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по окружающему миру «Осенние изменения, приметы осени»

Цель: развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

На 2 балла

1. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землёй?

  • Боятся дождя
  • Намокают крылья от влажного воздуха
  • Ищут пищу

2. Какое явление природы летом называют тёплым, грибным, а осенью холодным моросящим?

  • Туман
  • Дождь
  • Иней

3. Какое явление природы бывает только осенью и проявляется в разноцветном наряде деревьев и сбрасывании листьев?

  • Ветер
  • Листопад
  • Иней

4. Какое из перечисленных животных впадает в спячку?

  • Белка
  • Ёж
  • Кабан
  • Крот

5. Как заканчивается народная примета: Собака свёртывается  и лежит калачиком – к…

  • Теплу
  • Холоду
  • Голоду
  • Землетрясению

6. Соедини стрелками народные приметы

Птицы купаются в пыли                                       к морозу

Лошадь зимой ложится на снег                           к ненастью

Кошка лижет хвост и прячет морду                    к теплу

Гуси стоят на одной ноге                                      к дождю

7.  Определи, какое животное могло бы рассказать о себе так:

- Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму._________________________

- А мы к зиме меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух,  тонкое чутьё, то никакая хитрость не спасёт волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.  ____________________________

- Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызают на несколько частей ствол, а потом всё сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. _________________

- Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса.  Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и ложиться на всю зиму!  _______________________

-  Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно.   И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой от стеблей.  ______________________

Задания на 3 балла

1. Разгадай кроссворд «Какого цвета осень?»

1.

2.

3

4.

5.

6.

7.

  1. На улицах холодает.

Ледок лужи покрывает.

Иней покрывает землю и траву –

Это лёгкий морозец

Пришёл ко двору.

Как народ

Такое явление называет?

  1. Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты.

А как сумерки настали

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придёт

И польёт наш огород.

  1. Это что за чудеса?

Не разверзлись небеса –

Дождь идёт такой прекрасный.

Он лилово-жёлтый-красный!

Это осени явление,

Ты подумай и скажи.

  1. Понижение температуры осенью.
  2. Эта особа летом покрыта зелёной хвоей, а осенью меняет наряд на жёлтый и постепенно сбрасывает его.
  3. В конце осени реки, озёра, пруды покрываются льдом. Это явление называется …
  4. Название второго месяца осени.

2. Разгадай кроссворд «Живая природа осенью»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

По вертикали:

2. Небольшие перелетные птицы черного цвета с белой грудкой, похожие на ласточек, одни из первых улетают на юг.

4. Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученно. Говорят: «Птицы собираются в…»

7. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

10. Птиц, которые не улетают и круглый год живут у нас, называют…

12. Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

Осенью всех удивляет,

Цвет своей шубки меняет.

По вертикали:

  1. Птиц, улетающих в тёплые края осенью и возвращающихся весной, называют…

5.Хвойное дерево, сбрасывающее осенью свои иголки.

6. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

  1. С приходом осени количество корма для птиц уменьшается или совсем исчезает, это значит, что птиц ждёт …
  2. Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает, осенью грибы сушит, орехи и шишки заготавливает.

11.Хоть я не молоток –

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной,

Морозов не боюсь:

В лесу я остаюсь.

Задания на 4 балла

1. Найди в рассказе ошибки, подчеркни их.

Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более тёплые и густые. Белка и ёж делают запасы. Медведь и крот засыпают до весны.

2. Как заканчиваются эти народные приметы?

а) Лягушка прыгает на берегу и квакает - к..._____________________________

б) Лошадь фыркает - к...______________________________________________

в) Овцы стучат лбами - к... ____________________________________________

3. Как по веткам ели погоду предсказать? _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Если на ветках изморозь, какую погоду ждать? _________________________________________

5. Укажите 3-5 сезонных явлений природы, которые происходят в природе с приходом осени.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Почему в природе происходит листопад?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания на 5 баллов

1.  Реши экологическую задачу

Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

  1. Прочитай текст:

С приближением зимы заяц-беляк меняет свой серый наряд на белый. Так удобнее прятаться зимой от врагов. Но вырастить новую шерсть - это не то что надеть новое пальто. Даже если заяц догадывается, что приближается зима, он не может отдать шерсти команду выпадать и отрастать.

- Какие условия могут привести к этому? Выдвини гипотезы (предположения).

- Предложи способы проверки выдвинутых гипотез? Какие условия следует создать?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

2 балла

  1. Ищут пищу
  2. Дождь
  3. Листопад
  4. Ёж
  5. Холоду
  6. Птицы купаются в пыли                                       к дождю

Лошадь зимой ложится на снег                           к теплу

Кошка лижет хвост и прячет морду                    к морозу

Гуси стоят на одной ноге                                      к ненастью

  1. Медведь, лиса, бобёр, барсук, заяц.

3 балла

  1. «Какого цвета осень?»

Ответы: По горизонтали: 1.заморозки, 2 дождь, 3.листопад, 4.похолодание, 5. Лиственница, 6.ледостав, 7.октябрь. Ключевое слово: золотая.

  1. «Живая природа осенью» Ответы:

По горизонтали: 2.стрижи, 3.клин, 4.стаи, 7.снегирь, 10.оседлые, 12. Заяц

По вертикали: 1.перелетные, 5.лиственница, 6.сорока, 8.голод, 9.белка, 11.дятел.

4 балла

  1. Со всех, синицы, ёж, крот 
  2. Ответы: а) к дождь, б) к теплу, в) к сильному ветру
  3. К ясной и сухой погоде ветка ели смотрит вверх, к дождю – вниз
  4. Ясную погоду, хорошую

5 баллов

  1. Ответ: ёж зимой не может найти пищу, а кроту под землёй пищи достаточно.


Дополнительные задания

 Найди ошибки, подчеркни их.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуница и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Животные леса готовятся к зиме. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придёт суровая и длинная зима.

Ошибки: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, ёж, крот, все насекомые.

3.Разгадай кроссворд «Неживая природа осенью»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

4. Явление неживой природы, при которым температура воздуха понижается ниже 0°С в тёплое время года. Верная примета этого явления – лёд на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это?

5. Ночи темнее, дни холоднее,

Листья пожелтели, птицы улетели.

Мелкий, затяжной дождь поливает.

Как это время народ называет?

6. В холодные осенние дни вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лёд – забереги. Это говорит о том, что на реках, озёрах и прудах начинается …

8. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко.

9. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.

По вертикали:

  1. Эта осень бывает холодной дождливой. Иногда идёт мокрый снег. Во всём чувствуется приближение зимы. Это … осень.
  2. Солнце поднимается в небе не так высоко, дни стали заметно короче и на улице началось…
  3. Это явление бывает только осенью: деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?

7. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь.

Ответы:

По горизонтали: 4. Заморозки, 5. Осень, 6. Ледостав, 8. Туман, 9. Иней.

По вертикали: 1. Поздняя, 2. Похолодание, 3. Листопад, 7. Снег.

Используемая литература:

  1. Виноградова Н.Ф. окружающий мир в 3-4 классах: Метод. Беседы: Кн. Для учителя/Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов; Под ред. Н.В. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Казакова О.В., Соева Н.А., Гаврилкина Н.И. универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2011.
  3. Окружающий мир. 4 класс: занимательные материалы к урокам /авт.-сост. Г.Н. Решетникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Узорова О.В. окружающий мир: 3 кл.: В 2 ч.: Ч.2./ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  5. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир. 3 класс: Методические рекомендации для учителя четырёхлетней начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народные приметы осени"

Данное мероприятие можно провести совместно с родителями. Содержит народные приметы осенних месяцев....

"Приметы осени"

Сценарий родительского собрания. Представлены стихи, загадки, конкурсы....

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ( экскурсия в природу)

Цели:  познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;Формировать понятия об экологических п...

Конспект (план) урока во 2 классе по предмету "Окружающий мир" на тему "Приметы осени"

Урок проводился во 2 классе Специальной (коррекционной) школы №18 Центрального района Санкт-Петербурга по предмету "Окружающий мир" на тему "Приметы осени"...

Праздник - викторина для учащихся начальных классов "Приметы осени"

Стихи, вопросы викторины, сказка "Вершки и корешки", подвижные игры....

Викторина "Приметы осени" (ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский»)

Викторину можо проводить как на уроке окружающего мира, так и на классном часе....