Черное золото Кузбасса
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) по теме
Внеклассное занятие по окружающему миру, посвященное 70-летию Кемеровской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.zip | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 99»
г.Новокузнецк, Кемеровской области
Факультативное занятие по окружающему миру по теме
«Черное золото Кузбасса»,
3 класс
Автор: Пышнова Алла Васильевна,
учитель начальных классов
Тема: Черное золото Кузбасса
(устный журнал с элементами исследовательской и частично-поисковой работы))
Цели: 1.Познакомить обучающихся с одним из самых распространенных полезных ископаемых Кемеровской области – углем.
2. Расширить представление о профессиях , наиболее востребованных в регионе.
3. Воспитывать чувство гордости за людей , работающих в угольной отрасли и стремление быть похожими на них
Задачи: 1.Вовлечение в воспитательную и профориентационную работу с классом родителей, работающих на предприятиях ЕВРАЗа,
2. Создание условий для активизации поисковой деятельности обучающихся;
3. Обучение работе в команде, умению слушать и слышать окружающих , совместно проводить исследовательскую работу и анализировать её результат
Оборудование и материалы: коллекции угля; кусочки угля для практической работы, стаканы с водой, молоток, лупы, штатив для хим опытов, спиртовка, мультимедийный проектор, компьютер, карта «Полезные ископаемые Кемеровской области», барабан для викторины, бейджики с названием и эмблемой команды у каждого ученика, призы для детей и подарки для гостей
Предварительная подготовка: дети заранее разделены на 4 команды, выбраны капитаны. Изготовлены и вручены приглашения для родителей-шахтеров.
Форма проведения: Устный журнал с элементами исследовательской и частично-поисковой работы.
Место проведения: Учебный кабинет
План:
- Происхождение угля.
- Как добывают уголь
- Люди героической профессии – шахтеры ( встреча с представителями шахтеров)
- Свойства угля. Практическая работа.
- Применение угля
- Знатоки угольной промышленности (викторина)
- Итог. Награждение победителей и гостей.
- Задание для следующего занятия.
Ход урока:
- Оргмомент
Здравствуйте, Ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие. А путешествие будет не простое. Совершить нам его помогут наши гости – ваши родители. Итак, в путь!
Закройте глазки, представьте, что мы садимся в огромную машину времени (Звучит музыка). Открывайте! Что мы видим?
Мы с вами оказались в древнем лесу. А почему мы тут оказались? Оказывается, именно здесь, в этом густом, влажном лесу природой были созданы все условия, чтобы появился такой необходимый нам продукт.
- Происхождение угля (Слайд 1 – 3 )
Сообщение ребенка «Откуда взялся уголь».
Образование каменного угля характерно для всех геологических систем начиная от силура и девона, очень широко Каменный уголь распространены в отложениях каменноугольной, пермской и юрской систем. Залегают Каменный уголь в виде пластов различной мощности (от долей м и до нескольких десятков и более м). Глубина залегания углей различна — от выхода на поверхность до 2000—2500 м и глубже. При современном уровне горной техники добыча каменного угля может производиться открытым способом до глубины 350 м.
Для образования угля необходимо обильное накопление растительной массы. В древних торфяных болотах, начиная с девонского периода, накапливалось органическое вещество, из которого без доступа кислорода формировались ископаемые угли. Большинство промышленных месторождений ископаемого угля относится к этому периоду, хотя существуют и более молодые месторождения. Возраст самых древних углей оценивается примерно в 350 миллионов лет.
Уголь образуется в условиях, когда гниющий растительный материал накапливается быстрее, чем происходит его бактериальное разложение. Идеальная обстановка для этого создается в болотах, где стоячая вода, обеденная кислородом, препятствует жизнедеятельности бактерий и тем самым предохраняет растительную массу от полного разрушения. На определенной стадии процесса выделяемые в ходе его кислоты предотвращают дальнейшую деятельность бактерий. Так возникает торф — исходный товар для образования угля. Если затем происходит его захоронение под другими наносами, то торф испытывает сжатие и, теряя воду и газы, преобразуется в уголь.
Под давлением толщи осадков мощностью в 1 километр из 20-метрового слоя торфа получается пласт бурого угля толщиной 4 метра. Если глубина погребения растительного материала достигает 3 километров, то такой же слой торфа превратится в пласт каменного угля толщиной 2 метра. На большей глубине, порядка 6 километров, и при более высокой температуре 20-метровый слой торфа становится пластом антрацита толщиной в 1,5 метра.
- Как добывают уголь. (Слайды 5-17)
(Сообщение ученика)
История добычи угля в России.
Российский император Петр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты (до революции Александровск-Грушевск). Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр I. Рудознавец крепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 году открыл каменный уголь близ притока Северского Донца — реки Курдючьей и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах. В декабре 1722 года Пётр I именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды. В 1722 году Берг-коллегия предложила В. И. Геннину, ведавшему уральскими и сибирскими заводами, «иметь старание о прииске каменного угля как и в прочих европейских государствах обходятся дабы оным лесам теми угольями было подспорье». Группа С. Костылева в 1720 —1721 годах вела поиски полезных ископаемых в северных предгорьях Алтая. В феврале 1722 года М. Волков сделал заявку на железную руду, найденную им в Томском уезде, и уголь, обнаруженный им в «горелой горе» в семи верстах от Верхотомского острога, на территории современного города Кемерово. Становление угольной промышленности в России относится к первой четверти XIX в, когда уже были открыты основные угольные бассейны.
А как же сейчас добывают уголь? Давайте послушаем людей такой героической профессии, как шахтеры. Это люди, которые каждый день спускаются под землю, рискуя своей жизнью, чтобы нам с вами было всегда тепло и светло. Слово предоставляется вашим папам!
Рассказ шахтеров. (слайды 18- 30)
В рассказе отражены способы добычи угля, трудности профессии, обязательное соблюдение техники безопасности, интересные истории из практики.
( Во время рассказа Слайд-шоу «Шахты Новокузнецка»)
Очень тяжелым является труд шахтера, много опасностей в шахте: сопутствующий газ метан может взорваться от малейшей искры, и тогда гибнут сотни людей от огня, дыма и завалов. С 1920 года в шахтах Кузбасса погибло 15 200 шахтеров. В память о погибших шахтерах в Кузбассе построено множество храмов и часовен. Люди помнят тех, кто делает нашу жизнь теплее и лучше. Давайте почтим память о погибших шахтерах минутой молчания.
(дети встают. Минута молчания)(слайды 31- 35)
Мы с вами тоже можем стать причастными к трудной работе шахтеров. Давайте проведем исследовательскую работу и узнаем, какими свойствами обладает уголь, добытый вашими отцами и дедами таким тяжелым трудом.
- Практическая работа «Свойства угля» (Работа в группах)
Перед вами лежат кусочки угля. Рассмотрите их . Для того, чтобы узнать, какими свойствами обладает уголь, необходимо провести практическую работу. Каждая группа будет исследовать различные свойства угля. Для этого на столе у вас лежат инструкции. Следуя этим инструкциям, каждая группа исследует какое-то одно свойство угля, а затем отчитается о проделанной работе, заполнив исследовательский лист
(отчет групп о проделанной работе)
А с главным свойством угля мы познакомимся все вместе, проведя следующий опыт. (На штативе закреплен кусочек угля, под ним – горящая спиртовка.) Уголь нагревается. Дети наблюдают за результатом. Делают вывод, что при высоких температурах уголь сначала раскаляется, а потом загорается. (слайд 36)
- Использование угля (Слайды 37 - 38)
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, а также для извлечения из него редких и рассеянных элементов. Угольная, коксохимическая промышленность, отрасли тяжелой промышленности осуществляют переработку каменного угля методом коксования. Коксование- промышленный метод переработки угля путем нагревания до 950-1050 С без доступа воздуха. Основными коксохимическими продуктами являются: коксовый газ, продукты переработки сырого бензола, каменноугольной смолы, аммиака.
Из коксового газа углеводороды извлекают промывкой в скрубберах жидкими поглотительными маслами. После отгонки от масла, разгонки из фракции, очистки и повторной ректификации получают чистые товарные продукты, как-то: бензол, толуол, ксилолы и др. Из непредельных соединений, содержащихся в сыром бензоле, получают кумароновые смолы, использующиеся для производства лаков, красок, линолеума и в резиновой промышленности. Перспективным сырьем является также циклопентадиен, который также получают из каменного угля. Каменный уголь – сырье для получения нафталина и других индивидуальных ароматических углеводородов. Важнейшими продуктами переработки являются пиридиновые основания и фенолы.
Путем переработки в общей сложности можно получить более 400 различных продуктов, цена которых, по сравнению с ценой самого угля, возрастает в 20-25 раз, а побочные продукты, получаемые на коксохимических заводах, превосходят цену самого кокса.
Очень перспективным является сжигание (гидрогенизация) угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3 т каменного угля. Из каменных углей получают искусственный графит. Используются они в качестве неорганического сырья. При переработке каменного угля, из него в промышленных масштабах извлекают ванадий, германий, серу, галлий, молибден, цинк, свинец. Зола от сжигания углей, отходы добычи и переработки используются в производстве стройматериалов, керамики, огнеупорного сырья, глинозема, абразивов. С целью оптимального использования угля производится его обогащение (удаление минеральных примесей).
- Викторина «Знатоки угольной промышленности»
Игра по принципу «Поле чудес»
От каждой команды выходит капитан и вращает барабан. Первыми отвечать на вопрос имеют право члены той команды, капитан которой вращает барабан. Если они отвечают неправильно, право переходит к другой команде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за правильные ответы.
Вопросы викторины:
- Из чего образовался уголь?
- Кто способствовал началу промышленной разработки угля в России?
- Какие существуют способы добычи угля?
- Какие компании в современной России занимаются промышленной добычей угля?
- Для чего используется уголь?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в шахте?
- Какой сопутствующий газ является очень опасным?
- Итог урока. Награждение
Наш урок подошел к концу.
Что интересного вы узнали сегодня? Что запомнилось особенно сильно? Все ребята славно потрудились. Поэтому каждый из вас за такую активную работу получает сладкий приз.
- Задание для поисковой работы:Но наша работа на этом не заканчивается. Предлагаю продолжить исследовательскую работу. В нашей школе у многих ребят родители работают на предприятиях угольной промышленности. Давайте создадим в школе галерею славы. Для этого нужно найти всех родителей, которые работают на шахтах, разрезах и ЦОФах, сфотографировать их и провести анкетирование. А затем мы все вместе оформим «ГАЛЕРЕЮ СЛАВЫ» нашей школы. Кто хочет участвовать в такой работе? Итак, старт дан, работа начинается!!!
- Анализ итогов мероприятия:
Внеклассное мероприятие проведено к 70-летию образования Кемеровской области. На мероприятие приглашены родители – работники угледобывающей промышленности города. Занятие носило практическую направленность: дети не только теоретически изучили свойства и особенности добычи угля, но и услышали рассказ людей, непосредственно участвующих в добыче угля. Кроме того, была организована последующая поисковая работа и в классе создана галерея Славы, которую посетили учащиеся других классов, которых заинтересовала проводимая классом работа.
- Инструкция по изучению свойств угля:
№ п\п | Действие команды | результат | |
1. | Рассмотри кусочек угля при помощи лупы, что ты видишь? |
| Черный, бурый, серый, блестящий |
| Твердый, жидкий газообразный Однородная Пористая Неоднородная | ||
| Есть ли вкрапления другого цвета? да - нет | ||
2. | Попробуй отломить кусочек угля, что ты наблюдаешь? А теперь стукни по кусочку молотком. | 1.Прочность | Ломается – не ломается |
2. хрупкость | Разбивается – не разбивается | ||
3. | Опусти кусочек угля в стакан с водой. Что ты наблюдаешь? |
| Тонет в воде – не тонет в воде |
Выделяются пузырьки – не выделяются |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кузбасс - мой край родной
Программа по краеведению и статья о патриотическом воспитании младших школьников с применением ИКТ...
Кузбасс - мой край родной. Растения и животные. Реки и озера.
Интерактивное пособие для учащихся начальных классов, содержащее задачи краеведческого характера, короткие статьи о растениях, животных, реках и озерах Кузбасса....
игра поле чудес "Мой край родной Кузбасс!"
Данное мероприятие проходит в форме игры, основной целью которого является знакомство с историей и традициями Кузбасса; воспитание любви, гордости и уважения к малой родине....
«Мой Кузбасс » спецкурс
Программа для учащихся начальной школы...
Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"
Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...
70 лет Кузбассу
Данное мероприятие проходит в форме игры, основной целью которого является знакомство с историей и традициями Кузбасса; воспитание любви, гордости и уважения к родине....
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе по программе "Наш удивительный Кузбасс" по теме "Города Кузбасса большие и малые".
Данное занятие знакомит обучающихся с городами Кузбасса: Новокузнецком, Ленинск-Кузнецким, Междуреченском, Анжеро-Судженском (с их местоположением на карте области, с историей обра...