Урок математики 4 класс «Школа России».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Учить  детей  ориентироваться в единицах  времени, умению их преобразовывать, сравнивать.

Совершенствовать вычислительные навыки и   умения решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события.

Упражнять в замене крупных единиц мелкими и мелких – крупными.

Развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, сопоставлять,  выделять главное,  классифицировать).

Прививать любовь к математике.

Воспитывать бережное отношение ко времени.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mat.4kl.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Урок математики

                             4 класс «Школа России».

Тема: Единицы времени.

Цель: Учить  детей  ориентироваться в единицах  времени, умению их преобразовывать, сравнивать.

Совершенствовать вычислительные навыки и   умения решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события.

Упражнять в замене крупных единиц мелкими и мелких – крупными.

Развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, сопоставлять,  выделять главное,  классифицировать).

Прививать любовь к математике.

Воспитывать бережное отношение ко времени.    

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: учебник М. И. Моро «Математика. 4 класс», рисунки разнообразных часов, рисунки цветов, песочные часы,  рабочая тетрадь, карточки

                                          Ход урока

I.Организационный   момент.

1). « Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

-Эти слова будут эпиграфом  нашего сегодняшнего урока.

 -Как вы их понимаете?

 А для успешной работы нам сегодня понадобятся:

-внимательные глаза,

-чуткие уши,

-ловкие руки,

-сообразительные головы.

И, конечно же, хорошее настроение!

Желаю вам успехов в работе на уроке!

2). Минутка чистописания.

II.Устный счёт.

1.Задача на развитие.

Какой самый лёгкий и какой самый тяжёлый груз можно взвесить, если имеются  гири 1г, 3г, 5г?

2.Догадайтесь, какие числа здесь записаны:

4*1000+3*100+5*10+2

5*100+1*10+4

2*100+2

3*10000+5*1000+0*100+2*10+1

3.Решите задачу:

Сторона квадрата 10 см.  На сколько сантиметров  увеличится периметр этого квадрата,  если каждая сторона  увеличится на 2?

4.Найдите значения выражений.

50 : 2 = (ч.)                          190 : 10 = (с)

1000 : 1000 = (а)                2 х 7 = (м)

100 : 10 = (и)                      100 - 96 = (г)

30 : 2 = (н)                           1600 : 100 = (о)

42 : 2 = (у)                            100 : 20 = (д)

5 Х 4 = (т)                            10000 : 10000 = (а)

- Посмотрите теперь по алфавиту номера букв и прочитайте полученные слова.

(час, минута, год)

- К каким величинам относятся эти слова?

(Единицам времени)

2.  Актуализация знаний.

-А время движется вперёд,  у нас продолжается учебный год.

-Какая единица времени  прозвучала в  строчках?  (Год)

Когда  начинается и  заканчивается учебный год у школьников? (Сентябрь – май)

-  Как долго он длится? (9 месяцев)

-Перечислите времена года.

- Назовите месяцы по порядку.

- Сколько в месяце дней (суток)?

-Какой месяц самый короткий?

- Перечислите  длинные месяцы.

-Сколько в месяце недель?

-Сколько дней в одной неделе?

-Предмет нашего разговора на уроке необычен. Отгадайте загадки:

1).Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно.

2). Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.

Отгадка: время

III. Работа над новым материалом.

1. Постановка учебной задачи.

- Итак, назовите тему нашего урока.

-Верно. Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано. -Сегодня будем  закрепляем знания единиц времени, умение заменять их, решать задачи, примеры, а главное развивать свой ум, смекалку.

2.Путешествие в прошлое.

-“Теперь о часах начинаем рассказ,

О тех, что придуманы были до нас.

Когда-то часов электронных не ведали

По солнцу вставали, по солнцу обедали..

- Проблема времени давно волновала человека. Еще в незапамятные времена людям пришлось научиться не только считать, измерять расстояния, определять массу, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Наблюдая за природой, за восходами солнца, приливами и отливами, прилетом и отлетом птиц, биением сердца, человек придумал меры времени.

Самыми древними  «часами», которые   никогда не останавливались и не  ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день и ночь – не очень точные мерки,  но поначалу первобытному человеку  этого было достаточно.  Потом люди стали наблюдать за небом, и обнаружили,  что через определённое время  на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус,  в Египте  отмечали наступление Нового года.  Так появилась мера времени – год.  Оказалось, что  промежуток между появлением  Сириуса состоит из 365 дней.  Но год слишком уж долгая мера времени. А для того, чтобы вести  хозяйство,  нужны были нужны  более мелкие единицы времени, и люди вновь  обратились к небу и звёздам.  Промежуток между двумя полнолуньями  назвали месяцем.  Вот так в древнем мире  умели определять время.

 А семидневная неделя  возникла в Вавилоне. Итак, самое сложное  - найти мерки времени. Этими  мерами пользуются  люди и по сей день.

- А как вы думаете, не имея современных часов, как человек ориентировался во времени?

(Предположения учеников)

-Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой.

-Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными. Цветы открываются и закрываются в определенное время.

Вот одуванчик. Он похож на маленькое солнышко. Ещё до рассвета чувствует, каким будет наступающий день: если хмурым и дождливым, то цветок-солнышко так и не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, то цветки одуванчика откроются к 6 часам утра. До 2-3 часов дня золотится одуванчик. Пчёлы жужжат над ним, собирая сладкий нектар.

- Сколько времени он радует нас? (8-9 часов).

3)Составление таблицы единиц времени.

Восстановите  правильную последовательность:

1год                                                             60мин

7 суток                                                        1 неделя

1 сут                                                              60 с                        

1ч                                                                30 сут.  или 31 сутки

12 мес

                                                                       24ч  

1 мес.

                                                                  365 или 366 суток

                     

-Проверим. Какие результаты получились? Сейчас мы узнаем время, когда открывается и закрывается мак (аналогично проверить другие строки)

Карточка с ответом:1 год- 12 мес. (на обратной стороне рисунок: 6–16     Мак )

 Демонстрация иллюстраций цветов.

-Шли годы. Часы появились иные.

Клепсидрою звались часы водяные (картинка на доске)

Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой.

И вот появляются более точные

Их называли часами песочными

Впрочем, для лодырей и лежебок

Время всегда уходило в песок.

(Учитель показывает песочные часы) – демонстрация

-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами, которые помогают нам спланировать свой день так, чтобы всё делать вовремя, никуда не опаздывать.

-наручные (демонстрация)

-настенные (демонстрация)

-карманные (демонстрация)

IV.  Физкультминутка.

Дружно потрудились

Немножко устали.

Быстро все сразу

За партами встали.

Мы - одуванчики.

Утром раскрылись! (Руки вверх, раскрыли)

Вечер, закрылись! (Охватив голову руками, присядем)

И опять все дружно сядем!

V.Закрепление изученного материала.

1)Перевод единиц данной величины.  Вырази:  

  5 сут. = ч.                                     в сутках: 48ч, 96ч;                                        862 года*8 веков

2 сут. = ч.                                       в часах: 2 сут., 120 мин;                             Зч * 2ч 13мин        

                       

2 сут. 12 час. = ч.                          в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.            14 дней*  1 нед

120 мин. = ч.                                 в годах: 60 мес., 84 мес.                          360мин*6 часов

3 года = мес.                                 в  секундах: 5 мин, 16мин                       3мин15 сек*196 сек

24 мес. = годам                            в минутах: 600с, 5ч.                                 1век * 24 года        

Отдельным учащимся выдаются карточки индивидуальной работы

Проверяем …. Оценка работы (оценку дают одноклассники) … Рекомендуемая отметка (рекомендуют одноклассники) …

2).Расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя выделенные красным цветом числа на более крупные единицы времени. Запишите в тетрадях все переводы именованных чисел

100 лет живи, 100 лет учись. (Век живи, век учись.)

Обещанного 36 месяцев ждут. (Обещанного три года ждут.)

Делу время, а потехе 60 минут. (Делу время, а потехе час.)

7 дней 12 месяцев кормит. (Неделя год кормит.)

- Что означают пословицы по смыслу? Какие из них будут полезны всем школьникам?

VI.Работа над пройденным материалом.

1).Работа по учебнику.

а). Решение задачи №217 (устно).

б). (Задачу 219  у обучающиеся разбирают под руководством учителя. После чтения задачи записывают краткое условие.)

-С какого месяца, числа начинаются летние каникулы?

- (  июнь – 30 дней, июль – 31 день, август – 31 день

 У бабушки -  30д. и 30д.

 На турбазе – 2смены по 12 д.         ? д.

 Осталось – 7д.

                                                                     

Перед решением учитель вспоминает с учащимися, сколько дней в мае,  июне, июле и в 1 неделе, а потом дети самостоятельно записывают решение.

 – Решите задачу самостоятельно. Первые три человека, кто справится с работой, подойдите ко мне. Я проверю и поставлю отметки.

-Теперь проверим, как все остальные ребята решили задачу. Сколько действий в этой задаче? Почему? Что мы найдем первым действием? Что мы нашли вторым действием? Ответили ли мы на вопрос задачи?

1) 30 + 31 = 61 (д.) – у бабушки

2) 12 · 2 = 24 (д.) – на турбазе

3) 61 + 24 + 7 = 92 (д.) – длились каникулы.

О т в е т: 92 дня длились каникулы.

Дети с высоким уровнем мотивации записывают выражение к задаче:

30+31+12*2+7=92(д.)

- На задачу потратили ___ минут.

- Сколько это секунд?

2).Решение уравнений;

64-х=91:7                               х -85 = 350+150

3).Решение примеров столбиком:

235009-34675                567*7

601020-23476                 305*8

87654+83452                   938:7

3).Найти пропущенные числа, №220.

4) Задача на смекалку

а).Когда в Греции проводились Олимпийские игры,  прекращались  военные действия, междоусобицы,  на земле царили мир и благодать.  Сколько лет состязаний было за 100 лет? 150 лет?

б). Было время, когда Олимпийские игры были отменены,  а  возродились они в 1896 году.  Вычисли, сколько прошло лет с момента        возрождения Олимпийских игр?

-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами, которые помогают нам спланировать свой день так, чтобы всё делать вовремя, никуда не опаздывать.

V. Рефлексия.

О каких часах вы узнали?

Какие часы существуют? ( Водяные, песочные,  механические, электронные).

Какие единицы времени вы знаете?

-Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу

-Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

. Домашнее задание: С 47, №222.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК МАТЕМАТИКИ , УМК "ШКОЛА РОССИИ", З КЛАСС

Тема: Деление двузначного числа на однозначное. Закрепление.Цель:- Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Деление двузначного числа на однозначное»...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"...

Презентация к уроку математики " Деление числа на произведение" 2 урок 4 класс Школа России

Цели: закреплять умение выполнять деление числа на произ­ведение разными способами; совершенствовать вычислительные навыки.Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деле­ние числа на...

Блок технологических карт уроков по математике для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств на уроках математики, УМК "Школа России", 2 класс

В блок собрано 8 технологических карт уроков математики для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств....