Урок математики 4 класс «Школа России».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Учить детей ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, сравнивать.
Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события.
Упражнять в замене крупных единиц мелкими и мелких – крупными.
Развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, классифицировать).
Прививать любовь к математике.
Воспитывать бережное отношение ко времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mat.4kl.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
4 класс «Школа России».
Тема: Единицы времени.
Цель: Учить детей ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, сравнивать.
Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события.
Упражнять в замене крупных единиц мелкими и мелких – крупными.
Развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, классифицировать).
Прививать любовь к математике.
Воспитывать бережное отношение ко времени.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: учебник М. И. Моро «Математика. 4 класс», рисунки разнообразных часов, рисунки цветов, песочные часы, рабочая тетрадь, карточки
Ход урока
I.Организационный момент.
1). « Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
-Эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.
-Как вы их понимаете?
А для успешной работы нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза,
-чуткие уши,
-ловкие руки,
-сообразительные головы.
И, конечно же, хорошее настроение!
Желаю вам успехов в работе на уроке!
2). Минутка чистописания.
II.Устный счёт.
1.Задача на развитие.
Какой самый лёгкий и какой самый тяжёлый груз можно взвесить, если имеются гири 1г, 3г, 5г?
2.Догадайтесь, какие числа здесь записаны:
4*1000+3*100+5*10+2
5*100+1*10+4
2*100+2
3*10000+5*1000+0*100+2*10+1
3.Решите задачу:
Сторона квадрата 10 см. На сколько сантиметров увеличится периметр этого квадрата, если каждая сторона увеличится на 2?
4.Найдите значения выражений.
50 : 2 = (ч.) 190 : 10 = (с)
1000 : 1000 = (а) 2 х 7 = (м)
100 : 10 = (и) 100 - 96 = (г)
30 : 2 = (н) 1600 : 100 = (о)
42 : 2 = (у) 100 : 20 = (д)
5 Х 4 = (т) 10000 : 10000 = (а)
- Посмотрите теперь по алфавиту номера букв и прочитайте полученные слова.
(час, минута, год)
- К каким величинам относятся эти слова?
(Единицам времени)
2. Актуализация знаний.
-А время движется вперёд, у нас продолжается учебный год.
-Какая единица времени прозвучала в строчках? (Год)
Когда начинается и заканчивается учебный год у школьников? (Сентябрь – май)
- Как долго он длится? (9 месяцев)
-Перечислите времена года.
- Назовите месяцы по порядку.
- Сколько в месяце дней (суток)?
-Какой месяц самый короткий?
- Перечислите длинные месяцы.
-Сколько в месяце недель?
-Сколько дней в одной неделе?
-Предмет нашего разговора на уроке необычен. Отгадайте загадки:
1).Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно.
2). Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.
Отгадка: время
III. Работа над новым материалом.
1. Постановка учебной задачи.
- Итак, назовите тему нашего урока.
-Верно. Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано. -Сегодня будем закрепляем знания единиц времени, умение заменять их, решать задачи, примеры, а главное развивать свой ум, смекалку.
2.Путешествие в прошлое.
-“Теперь о часах начинаем рассказ,
О тех, что придуманы были до нас.
Когда-то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу обедали..
- Проблема времени давно волновала человека. Еще в незапамятные времена людям пришлось научиться не только считать, измерять расстояния, определять массу, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Наблюдая за природой, за восходами солнца, приливами и отливами, прилетом и отлетом птиц, биением сердца, человек придумал меры времени.
Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день и ночь – не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали наблюдать за небом, и обнаружили, что через определённое время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года. Так появилась мера времени – год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Но год слишком уж долгая мера времени. А для того, чтобы вести хозяйство, нужны были нужны более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звёздам. Промежуток между двумя полнолуньями назвали месяцем. Вот так в древнем мире умели определять время.
А семидневная неделя возникла в Вавилоне. Итак, самое сложное - найти мерки времени. Этими мерами пользуются люди и по сей день.
- А как вы думаете, не имея современных часов, как человек ориентировался во времени?
(Предположения учеников)
-Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой.
-Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными. Цветы открываются и закрываются в определенное время.
Вот одуванчик. Он похож на маленькое солнышко. Ещё до рассвета чувствует, каким будет наступающий день: если хмурым и дождливым, то цветок-солнышко так и не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, то цветки одуванчика откроются к 6 часам утра. До 2-3 часов дня золотится одуванчик. Пчёлы жужжат над ним, собирая сладкий нектар.
- Сколько времени он радует нас? (8-9 часов).
3)Составление таблицы единиц времени.
Восстановите правильную последовательность:
1год 60мин
7 суток 1 неделя
1 сут 60 с
1ч 30 сут. или 31 сутки
12 мес
24ч
1 мес.
365 или 366 суток
-Проверим. Какие результаты получились? Сейчас мы узнаем время, когда открывается и закрывается мак (аналогично проверить другие строки)
Карточка с ответом:1 год- 12 мес. (на обратной стороне рисунок: 6–16 Мак )
Демонстрация иллюстраций цветов.
-Шли годы. Часы появились иные.
Клепсидрою звались часы водяные (картинка на доске)
Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой.
И вот появляются более точные
Их называли часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.
(Учитель показывает песочные часы) – демонстрация
-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами, которые помогают нам спланировать свой день так, чтобы всё делать вовремя, никуда не опаздывать.
-наручные (демонстрация)
-настенные (демонстрация)
-карманные (демонстрация)
IV. Физкультминутка.
Дружно потрудились
Немножко устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Мы - одуванчики.
Утром раскрылись! (Руки вверх, раскрыли)
Вечер, закрылись! (Охватив голову руками, присядем)
И опять все дружно сядем!
V.Закрепление изученного материала.
1)Перевод единиц данной величины. Вырази:
5 сут. = ч. в сутках: 48ч, 96ч; 862 года*8 веков
2 сут. = ч. в часах: 2 сут., 120 мин; Зч * 2ч 13мин
2 сут. 12 час. = ч. в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес. 14 дней* 1 нед
120 мин. = ч. в годах: 60 мес., 84 мес. 360мин*6 часов
3 года = мес. в секундах: 5 мин, 16мин 3мин15 сек*196 сек
24 мес. = годам в минутах: 600с, 5ч. 1век * 24 года
Отдельным учащимся выдаются карточки индивидуальной работы
Проверяем …. Оценка работы (оценку дают одноклассники) … Рекомендуемая отметка (рекомендуют одноклассники) …
2).Расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя выделенные красным цветом числа на более крупные единицы времени. Запишите в тетрадях все переводы именованных чисел
100 лет живи, 100 лет учись. (Век живи, век учись.)
Обещанного 36 месяцев ждут. (Обещанного три года ждут.)
Делу время, а потехе 60 минут. (Делу время, а потехе час.)
7 дней 12 месяцев кормит. (Неделя год кормит.)
- Что означают пословицы по смыслу? Какие из них будут полезны всем школьникам?
VI.Работа над пройденным материалом.
1).Работа по учебнику.
а). Решение задачи №217 (устно).
б). (Задачу 219 у обучающиеся разбирают под руководством учителя. После чтения задачи записывают краткое условие.)
-С какого месяца, числа начинаются летние каникулы?
- ( июнь – 30 дней, июль – 31 день, август – 31 день
У бабушки - 30д. и 30д.
На турбазе – 2смены по 12 д. ? д.
Осталось – 7д.
Перед решением учитель вспоминает с учащимися, сколько дней в мае, июне, июле и в 1 неделе, а потом дети самостоятельно записывают решение.
– Решите задачу самостоятельно. Первые три человека, кто справится с работой, подойдите ко мне. Я проверю и поставлю отметки.
-Теперь проверим, как все остальные ребята решили задачу. Сколько действий в этой задаче? Почему? Что мы найдем первым действием? Что мы нашли вторым действием? Ответили ли мы на вопрос задачи?
1) 30 + 31 = 61 (д.) – у бабушки
2) 12 · 2 = 24 (д.) – на турбазе
3) 61 + 24 + 7 = 92 (д.) – длились каникулы.
О т в е т: 92 дня длились каникулы.
Дети с высоким уровнем мотивации записывают выражение к задаче:
30+31+12*2+7=92(д.)
- На задачу потратили ___ минут.
- Сколько это секунд?
2).Решение уравнений;
64-х=91:7 х -85 = 350+150
3).Решение примеров столбиком:
235009-34675 567*7
601020-23476 305*8
87654+83452 938:7
3).Найти пропущенные числа, №220.
4) Задача на смекалку
а).Когда в Греции проводились Олимпийские игры, прекращались военные действия, междоусобицы, на земле царили мир и благодать. Сколько лет состязаний было за 100 лет? 150 лет?
б). Было время, когда Олимпийские игры были отменены, а возродились они в 1896 году. Вычисли, сколько прошло лет с момента возрождения Олимпийских игр?
-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами, которые помогают нам спланировать свой день так, чтобы всё делать вовремя, никуда не опаздывать.
V. Рефлексия.
О каких часах вы узнали?
Какие часы существуют? ( Водяные, песочные, механические, электронные).
Какие единицы времени вы знаете?
-Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу
-Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?
. Домашнее задание: С 47, №222.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МАТЕМАТИКИ , УМК "ШКОЛА РОССИИ", З КЛАСС
Тема: Деление двузначного числа на однозначное. Закрепление.Цель:- Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Деление двузначного числа на однозначное»...
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"...
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"...
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"...
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"...
Презентация к уроку математики " Деление числа на произведение" 2 урок 4 класс Школа России
Цели: закреплять умение выполнять деление числа на произведение разными способами; совершенствовать вычислительные навыки.Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление числа на...
Блок технологических карт уроков по математике для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств на уроках математики, УМК "Школа России", 2 класс
В блок собрано 8 технологических карт уроков математики для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств....