Рабочая программа окружающий мир 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
программа по курсу окр.мира "Школа России" учебник Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2010)
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Рабочая программа по окружающему миру адаптирована и составлена на основе базисного плана ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат», в связи с чем есть отличия от Примерной программы в количестве часов. В курс «Окружающий мир» внесены темы национально-регионального компонента:
Раздел | Тема урока |
Где мы живём? | Наш адрес в мире. Моя малая родина. |
Природа | Заглянем в кладовые земли. Полезные ископаемые РТ Красная книга. Красная книга Спасского района |
Жизнь города и села | Культура и образование. Культура и образование в РТ |
Здоровье и безопасность | Если хочешь быть здоров Режим дня в санаторной школе |
Общение | Ты и твои друзья. Общение в школе-интернате |
Путешествия | Проект «Города России». Проект «Города РТ» |
ИТОГО: | 7ч |
Нормативный аспект содержания экологического образования ⎯ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. В курсе «Окружающий мир» включены темы, которые знакомят обучающихся 2 класса с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты, а также изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края.
Учебник: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс. М.: Просвещение, 2011. ФГОС
2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: 2 класс. М.: Просвещение.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение окружающего мира во 2 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели).
Тематический план учебного курса
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал |
1 четверть | 18 часов | Практических работ – 4; экскурсий - 1 |
2 четверть | 14 часов | Практических работ – 2; экскурсий – 1; тест - 1 |
3 четверть | 20 часов | Практических работ – 3; тестов - 3 |
4 четверть | 16 часов | Практических работ – 1; экскурсий – 2; тестов - 2 |
Итого: | 68 часов | Практических работ – 10; экскурсий – 4; тестов - 6 |
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного города.
Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого: | 68 |
2. Содержание тем учебного курса
Где мы живём? (4 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Моя малая родина. Флаг, герб, гимн России. Флаг, герб, гимн РТ.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 часов)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Природные богатства РТ.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления).
Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.). Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана. Культура и образование в РТ.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Режим дня в санаторной школе
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях ( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей. Общение в школе-интернате.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Казань-столица Татарстана.Московский Кремль и другие достопримечательности. Казанский Кремль.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
3. Требования и критерии оценки
Общеучебные умения и навыки:
1. Организация учебного труда
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
2. Работа с книгой и другими источниками информации
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
3. Мыслительные умения
Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
4. Тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе
№ урока в году | № урока в теме | Тема урока | Тип урока | Дата | Примечание |
Где мы живём? – 4 часа. | |||||
1 I ч.(16 ) | 1 | Наш адрес в мире. Моя малая родина. | Урок ознакомления с новым материалом | 3.09 | |
2 | 2 | Родная страна. | Урок ознакомления с новым материалом | 7.09 | |
3 | 3 | Город и село. | Урок ознакомления с новым материалом | 10.09 | |
4 | 4 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?» | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 14.09 | |
Природа – 20 часов. | |||||
5 | 1 | Неживая и живая природа. | Урок ознакомления с новым материалом | 17.09 | |
6 | 2 | Явления природы. | Урок ознакомления с новым материалом | 21.09 | |
7 | 3 | Что такое погода? | Урок ознакомления с новым материалом | 24.09 | |
8 | 4 | В гости к осени (экскурсия). | Урок применения знаний и умений | 28.09 | |
9 | 5 | В гости к осени (урок). | Комбинированный урок | 1.10 | |
10 | 6 | Звездное небо. | Урок ознакомления с новым материалом | 5.10 | |
11 | 7 | Заглянем в кладовые земли. Полезные ископаемые РТ | Урок ознакомления с новым материалом | 8.10 | |
12 | 8 | Про воздух. | Урок ознакомления с новым материалом | 12.10 | |
13 | 9 | Про воду. | Урок ознакомления с новым материалом | 19.10 | |
14 | 10 | Какие бывают растения? | Комбинированный урок | 22.10 | |
15 | 11 | Какие бывают животные? | Комбинированный урок | 26.10 | |
16 | 12 | Невидимые нити. | Урок ознакомления с новым материалом | 29.10 | |
17 II ч.(13) | 13 | Дикорастущие и культурные растения. | Урок ознакомления с новым материалом | 12.11 | |
18 | 14 | Дикие и домашние животные. | Комбинированный урок | 16.11 | |
19 | 15 | Комнатные растения. | Урок ознакомления с новым материалом | 19.11 | |
20 | 16 | Животные живого уголка. | Урок ознакомления с новым материалом | 23.11 | |
21 | 17 | Про кошек и собак. | Комбинированный урок | 26.11 | |
22 | 18 | Красная книга. Красная книга Спасского района | Урок ознакомления с новым материалом | 30.11 | |
23 | 19 | Будь природе другом. | Урок ознакомления с новым материалом | 3.12 | |
24 | 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 7.12 | |
Жизнь города и села – 10 часов. | |||||
25 | 1 | Что такое экономика? | Урок ознакомления с новым материалом | 10.12 | |
26 | 2 | Из чего что сделано? | Урок ознакомления с новым материалом | 14.12 | |
27 | 3 | Как построить дом? | Урок ознакомления с новым материалом | 17.12 | |
28 | 4 | Какой бывает транспорт? | Урок применения знаний и умений | 21.12 | |
29 | 5 | Культура и образование. Культура и образование в РТ | Урок ознакомления с новым материалом | 24.12 | |
30 III ч.(18) | 6 | Все профессии важны. | Урок ознакомления с новым материалом | 14.01 | |
31 | 7 | В гости к зиме (экскурсия). | Урок применения знаний и умений | 18.01 | |
32 | 8 | В гости к зиме (урок). | Комбинированный урок | 21.01 | |
33 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 25.01 | |
34 | 10 | Презентация проектов | Урок применения знаний и умений | 28.01 | |
Здоровье и безопасность – 9 часов. | |||||
35 | 1 | Строение тела человека. | Урок ознакомления с новым материалом | 1.02 | |
36 | 2 | Если хочешь быть здоров Режим дня в санаторной школе | Урок ознакомления с новым материалом | 4.02 | |
37 | 3 | Берегись автомобиля! | Урок ознакомления с новым материалом | 8.02 | |
38 | 4 | Школа пешехода. | Урок ознакомления с новым материалом | 11.02 | |
39 | 5 | Домашние опасности. | Урок ознакомления с новым материалом | 15.02 | |
40 | 6 | Пожар. | Урок ознакомления с новым материалом | 18.02 | |
41 | 7 | На воде и в лесу. | Урок ознакомления с новым материалом | 22.02 | |
42 | 8 | Опасные незнакомцы. | Урок ознакомления с новым материалом | 25.02 | |
43 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 1.03 | |
Общение – 7 часов. | |||||
44 | 1 | Наша дружная семья. | Урок ознакомления с новым материалом | 4.03 | |
45 | 2 | Проект «Родословная» | Урок применения знаний и умений | 11.03 | |
46 | 3 | В школе. | Комбинированный урок | 15.03 | |
47 | 4 | Правила вежливости. | Урок ознакомления с новым материалом | 18.03 | |
48 IVч.(20) | 5 | Ты и твои друзья. Общение в школе- интернате . | Комбинированный урок | 1.04 | |
49 | 6 | Мы – зрители и пассажиры | Комбинированный урок | 5.04 | |
50 | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 8.04 | |
Путешествия – 18 часов. | |||||
51 | 1 | Посмотри вокруг. | Урок ознакомления с новым материалом | 12.04 | |
52 | 2 | Ориентирование на местности. | Урок применения знаний и умений | 15.04 | |
53 | 3 | Ориентирование на местности. | Комбинированный урок | 19.04 | |
54 | 4 | Формы земной поверхности. | Урок ознакомления с новым материалом | 22.04 | |
55 | 5 | Водные богатства. | Урок ознакомления с новым материалом | 26.04 | |
56 | 6 | В гости к весне (экскурсия). | Урок применения знаний и умений | 29.04 | |
57 | 7 | В гости к весте (урок). | Комбинированный урок | 3.05 | |
58 | 8 | Россия на карте. | Урок ознакомления с новым материалом | 6.05 | |
59 | 9 | Проект «Города России». Проект «Города РТ» | Урок применения знаний и умений | 10.05 | |
60 | 10 | Путешествие по Москве. | Урок ознакомления с новым материалом | 13.05 | |
61 | 11 | Московский Кремль. | Урок ознакомления с новым материалом | 17.05 | |
62 | 12 | Город на Неве. | Урок ознакомления с новым материалом | 20.05 | |
63 | 13 | Путешествие по Оке. | Урок ознакомления с новым материалом | 24.05 | |
64 | 14 | Путешествие по планете. | Урок ознакомления с новым материалом | 27.05 | |
65 | 15 | Путешествие по материкам. | Урок ознакомления с новым материалом | 31.05 | |
66 | 16 | Страны мира. | Урок ознакомления с новым материалом | резерв | |
67 | 17 | Впереди лето. | Комбинированный урок | резерв | |
68 | 18 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | Урок проверки и коррекции знаний и умений | резерв |
5. Перечень материально-технического обеспечения учебногопредмета
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
Средства обучения:
- наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- мультимедийное оборудование
- компьютер
- медиапроектор
- DVD-проектор
- видеомагнитофон
- средства фиксации окружающего мира
- фото- и видеокамера
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- набор энциклопедий для младших школьников
- измерительные приборы
- весы
- термометры
- сантиметровые линейки
- мензурки
- посуда
- раздаточный материал
Учебная литература для учащихся
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2012 А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59282.jpg)
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-1070776-1540914346.jpg)
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-701740-1448023181.jpg)
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980501-1512065410.jpg)
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980501-1512065410.jpg)
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980501-1512065410.jpg)
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....