Рабочая программа окружающий мир 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
программа по курсу окр.мира "Школа России" учебник Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2010)
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Рабочая программа по окружающему миру адаптирована и составлена на основе базисного плана ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат», в связи с чем есть отличия от Примерной программы в количестве часов. В курс «Окружающий мир» внесены темы национально-регионального компонента:
Раздел | Тема урока |
Где мы живём? | Наш адрес в мире. Моя малая родина. |
Природа | Заглянем в кладовые земли. Полезные ископаемые РТ Красная книга. Красная книга Спасского района |
Жизнь города и села | Культура и образование. Культура и образование в РТ |
Здоровье и безопасность | Если хочешь быть здоров Режим дня в санаторной школе |
Общение | Ты и твои друзья. Общение в школе-интернате |
Путешествия | Проект «Города России». Проект «Города РТ» |
ИТОГО: | 7ч |
Нормативный аспект содержания экологического образования ⎯ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. В курсе «Окружающий мир» включены темы, которые знакомят обучающихся 2 класса с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты, а также изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края.
Учебник: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс. М.: Просвещение, 2011. ФГОС
2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: 2 класс. М.: Просвещение.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение окружающего мира во 2 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели).
Тематический план учебного курса
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал |
1 четверть | 18 часов | Практических работ – 4; экскурсий - 1 |
2 четверть | 14 часов | Практических работ – 2; экскурсий – 1; тест - 1 |
3 четверть | 20 часов | Практических работ – 3; тестов - 3 |
4 четверть | 16 часов | Практических работ – 1; экскурсий – 2; тестов - 2 |
Итого: | 68 часов | Практических работ – 10; экскурсий – 4; тестов - 6 |
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного города.
Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого: | 68 |
2. Содержание тем учебного курса
Где мы живём? (4 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Моя малая родина. Флаг, герб, гимн России. Флаг, герб, гимн РТ.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 часов)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Природные богатства РТ.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления).
Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.). Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана. Культура и образование в РТ.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Режим дня в санаторной школе
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях ( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей. Общение в школе-интернате.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Казань-столица Татарстана.Московский Кремль и другие достопримечательности. Казанский Кремль.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
3. Требования и критерии оценки
Общеучебные умения и навыки:
1. Организация учебного труда
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
2. Работа с книгой и другими источниками информации
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
3. Мыслительные умения
Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
4. Тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе
№ урока в году | № урока в теме | Тема урока | Тип урока | Дата | Примечание |
Где мы живём? – 4 часа. | |||||
1 I ч.(16 ) | 1 | Наш адрес в мире. Моя малая родина. | Урок ознакомления с новым материалом | 3.09 | |
2 | 2 | Родная страна. | Урок ознакомления с новым материалом | 7.09 | |
3 | 3 | Город и село. | Урок ознакомления с новым материалом | 10.09 | |
4 | 4 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?» | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 14.09 | |
Природа – 20 часов. | |||||
5 | 1 | Неживая и живая природа. | Урок ознакомления с новым материалом | 17.09 | |
6 | 2 | Явления природы. | Урок ознакомления с новым материалом | 21.09 | |
7 | 3 | Что такое погода? | Урок ознакомления с новым материалом | 24.09 | |
8 | 4 | В гости к осени (экскурсия). | Урок применения знаний и умений | 28.09 | |
9 | 5 | В гости к осени (урок). | Комбинированный урок | 1.10 | |
10 | 6 | Звездное небо. | Урок ознакомления с новым материалом | 5.10 | |
11 | 7 | Заглянем в кладовые земли. Полезные ископаемые РТ | Урок ознакомления с новым материалом | 8.10 | |
12 | 8 | Про воздух. | Урок ознакомления с новым материалом | 12.10 | |
13 | 9 | Про воду. | Урок ознакомления с новым материалом | 19.10 | |
14 | 10 | Какие бывают растения? | Комбинированный урок | 22.10 | |
15 | 11 | Какие бывают животные? | Комбинированный урок | 26.10 | |
16 | 12 | Невидимые нити. | Урок ознакомления с новым материалом | 29.10 | |
17 II ч.(13) | 13 | Дикорастущие и культурные растения. | Урок ознакомления с новым материалом | 12.11 | |
18 | 14 | Дикие и домашние животные. | Комбинированный урок | 16.11 | |
19 | 15 | Комнатные растения. | Урок ознакомления с новым материалом | 19.11 | |
20 | 16 | Животные живого уголка. | Урок ознакомления с новым материалом | 23.11 | |
21 | 17 | Про кошек и собак. | Комбинированный урок | 26.11 | |
22 | 18 | Красная книга. Красная книга Спасского района | Урок ознакомления с новым материалом | 30.11 | |
23 | 19 | Будь природе другом. | Урок ознакомления с новым материалом | 3.12 | |
24 | 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 7.12 | |
Жизнь города и села – 10 часов. | |||||
25 | 1 | Что такое экономика? | Урок ознакомления с новым материалом | 10.12 | |
26 | 2 | Из чего что сделано? | Урок ознакомления с новым материалом | 14.12 | |
27 | 3 | Как построить дом? | Урок ознакомления с новым материалом | 17.12 | |
28 | 4 | Какой бывает транспорт? | Урок применения знаний и умений | 21.12 | |
29 | 5 | Культура и образование. Культура и образование в РТ | Урок ознакомления с новым материалом | 24.12 | |
30 III ч.(18) | 6 | Все профессии важны. | Урок ознакомления с новым материалом | 14.01 | |
31 | 7 | В гости к зиме (экскурсия). | Урок применения знаний и умений | 18.01 | |
32 | 8 | В гости к зиме (урок). | Комбинированный урок | 21.01 | |
33 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 25.01 | |
34 | 10 | Презентация проектов | Урок применения знаний и умений | 28.01 | |
Здоровье и безопасность – 9 часов. | |||||
35 | 1 | Строение тела человека. | Урок ознакомления с новым материалом | 1.02 | |
36 | 2 | Если хочешь быть здоров Режим дня в санаторной школе | Урок ознакомления с новым материалом | 4.02 | |
37 | 3 | Берегись автомобиля! | Урок ознакомления с новым материалом | 8.02 | |
38 | 4 | Школа пешехода. | Урок ознакомления с новым материалом | 11.02 | |
39 | 5 | Домашние опасности. | Урок ознакомления с новым материалом | 15.02 | |
40 | 6 | Пожар. | Урок ознакомления с новым материалом | 18.02 | |
41 | 7 | На воде и в лесу. | Урок ознакомления с новым материалом | 22.02 | |
42 | 8 | Опасные незнакомцы. | Урок ознакомления с новым материалом | 25.02 | |
43 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 1.03 | |
Общение – 7 часов. | |||||
44 | 1 | Наша дружная семья. | Урок ознакомления с новым материалом | 4.03 | |
45 | 2 | Проект «Родословная» | Урок применения знаний и умений | 11.03 | |
46 | 3 | В школе. | Комбинированный урок | 15.03 | |
47 | 4 | Правила вежливости. | Урок ознакомления с новым материалом | 18.03 | |
48 IVч.(20) | 5 | Ты и твои друзья. Общение в школе- интернате . | Комбинированный урок | 1.04 | |
49 | 6 | Мы – зрители и пассажиры | Комбинированный урок | 5.04 | |
50 | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 8.04 | |
Путешествия – 18 часов. | |||||
51 | 1 | Посмотри вокруг. | Урок ознакомления с новым материалом | 12.04 | |
52 | 2 | Ориентирование на местности. | Урок применения знаний и умений | 15.04 | |
53 | 3 | Ориентирование на местности. | Комбинированный урок | 19.04 | |
54 | 4 | Формы земной поверхности. | Урок ознакомления с новым материалом | 22.04 | |
55 | 5 | Водные богатства. | Урок ознакомления с новым материалом | 26.04 | |
56 | 6 | В гости к весне (экскурсия). | Урок применения знаний и умений | 29.04 | |
57 | 7 | В гости к весте (урок). | Комбинированный урок | 3.05 | |
58 | 8 | Россия на карте. | Урок ознакомления с новым материалом | 6.05 | |
59 | 9 | Проект «Города России». Проект «Города РТ» | Урок применения знаний и умений | 10.05 | |
60 | 10 | Путешествие по Москве. | Урок ознакомления с новым материалом | 13.05 | |
61 | 11 | Московский Кремль. | Урок ознакомления с новым материалом | 17.05 | |
62 | 12 | Город на Неве. | Урок ознакомления с новым материалом | 20.05 | |
63 | 13 | Путешествие по Оке. | Урок ознакомления с новым материалом | 24.05 | |
64 | 14 | Путешествие по планете. | Урок ознакомления с новым материалом | 27.05 | |
65 | 15 | Путешествие по материкам. | Урок ознакомления с новым материалом | 31.05 | |
66 | 16 | Страны мира. | Урок ознакомления с новым материалом | резерв | |
67 | 17 | Впереди лето. | Комбинированный урок | резерв | |
68 | 18 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | Урок проверки и коррекции знаний и умений | резерв |
5. Перечень материально-технического обеспечения учебногопредмета
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
Средства обучения:
- наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- мультимедийное оборудование
- компьютер
- медиапроектор
- DVD-проектор
- видеомагнитофон
- средства фиксации окружающего мира
- фото- и видеокамера
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- набор энциклопедий для младших школьников
- измерительные приборы
- весы
- термометры
- сантиметровые линейки
- мензурки
- посуда
- раздаточный материал
Учебная литература для учащихся
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2012 А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....