Конспект урока "Опасные места"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект содержит достаточный материал для подготовки к уроку, помогает формировать установку на безопасный и здоровый образ жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_opasnye_mesta.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Предметная область: Окружающий мир(автор А.А.Плешаков)

Класс : 3 (часть 2)

Конспект урока на тему:

«Опасные места»

Цель: Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 3 класса в предметной области  «Окружающий мир» по теме «Опасные места».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

   - формировать интерес к предмету окружающий мир;

   - формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни;

   - формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;

   - развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций;

   - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

   - удерживать учебную задачу;

   - формировать умение слушать, слышать, выстраивать речевые высказывания;

   - формировать умение работать с новой информацией по теме      ( отбирать,  выделять, выстраивать в логике, обобщать);

   - формировать умение работать в группах, статичных парах;

   - формировать начальные формы рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

   - освоение знаний по теме «Опасные места»;

   - актуализировать знания детей о дорожных знаках;

   - формировать знания об опасных местах в квартире, доме и вокруг него;

   -учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;

   - осознать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 

Оборудование: мультимедийное оборудование, ПК учителя, учебники,  дорожные знаки, таблица для групповой работы, «листы самооценки».

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности (Орг.  момент).

У.- Положите руки перед собой на столе, выдыхая, опустите голову, чтобы подбородок коснулся груди, почувствуйте растяжение мышц затылка,  плечи расслаблены. Делая вдох, поднимайте голову и откиньте её назад, почувствуйте, как распахнулась грудная клетка.

Ну теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.

  1. Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания.

На доске появляется изображение дорожных знаков.(доп. материал к уроку)

У.-  Дайте название группе изображённых предметов.

Д.-  Дорожные знаки.

У.- Перечислите группы дорожных знаков.

Д.- Запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опрос учащихся.  Каждый ученик рассказывает о своей группе дорожных знаков, затем у доски показывает знак, который относится к этой группе. Учащиеся из класса задают ученику дополнительный вопрос по пройденной теме.

3. Выявление учебной проблемы (целеполагание).

Работа в паре. Игра «Найди пару»

 Учащимся перед уроком розданы половины изображений  дорожных знаков. Учащимся предлагается найти свою пару.

У.-  Дайте название каждой группе знаков.

Д.- Запрещающие и предупреждающие дорожные знаки.

У. - Как вы думаете, почему я акцентировала ваше внимание на данных группах дорожных знаков?

Д. -  Эти знаки предупреждают нас об опасностях, запрещают нам совершать плохие поступки, помогают увидеть опасные места на дороге, избежать неприятностей.

У.-  Попробуйте сформулировать тему урока.

Д. – Опасные места

На экране появляется тема:

«Опасные места».

У. – Я предлагаю вам  сформулировать задачи урока, продолжите предложения.

  (на экране появляются слова, дети формулируют задачи)(Слайд 3)

Узнаем…..

Будем учиться…..

Находить….

Оценивать….

  1. «Открытие» детьми нового знания.

У.-  Где же нас могут подстерегать опасности?

 На доске учитель совместно с детьми заполняет кластер. (Слайд 4)Возможно, останутся свободные графы, которые дети  будут заполнять в процессе чтения текста или в конце урока.

У.-  Ребята, сейчас Вика загадает нам загадку.  Отгадка и будет предметом нашего внимания.

 «Стоит бычище, проклёваны бочища».

Д. - Это дом.

(Слайд 5)

У.- Назовите опасные места в доме.

Д. – Кухня, ванная комната.

У.- Вы молодцы. Опасные места в квартире назвали, но не все. А вот на чём мы остановимся,  подробно нам расскажет Серёжа.

                 Я из дома на порог

                 Сделал лишь один шажок,

                 Дверь закрылась за спиной,

                 Нет пути передо мной.

                 Я и дома и не дома,

                 Между небом и землёй.

                 Отгадайте-ка, друзья,

                 Где же я?

Д. – Это балкон.

(Слайд 6) На экране появляется изображение балкона и подоконника.

У.-  Чем же могут быть опасны балкон и подоконник? Я предлагаю вам прочитать учебник на странице20. Прочитайте 1 и 2 абзацы.

 Работа с текстом ведётся с использованием стратегии «Инсерт». (Условные знаки)

У.-  Почему балкон и подоконник являются опасными местами?

В процессе обсуждения кластер дополняется новыми компонентами, а один ребёнок подчёркивает опасности на доске (слайд 7)

У.-  Подведём итог. Посмотрите на доску (слайд 7), прочитайте стихотворение, какие ещё правила поведения на балконе вы узнали?

(Дети читают стихотворение и дают ответы)

У.-  Чтобы узнать, какие ещё опасности  подстерегают нас в доме,  я предлагаю вам послушать следующую загадку.

Лёгкий подъёмник

Быстро домчит,

Вверх поднимаясь,

Вниз опускаясь.

 Правильно пользуйся им,

Правила выполняя.

 Д. - Это лифт.

У.-  Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на группы. 1 группа «Эксперты», 2 группа «Исследователи», 3 группа «Аналитики».

Работа в группе

У.-  «Эксперты» читают  текст на странице 21 и заполните таблицу, которая лежит перед вами.

Правила обращения с лифтом.

Можно  делать.

Нельзя   делать.

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

После заполнения таблицы учащиеся делятся своими мнениями.

У.- «Исследователи» определяют опасные места в окрестностях дома. В этом ва поможет учебник на стр.22-23.

       «Аналитики»  составляют правила безопасности с частицей «НЕ»

На работу в группе отводится 5 минут. Затем дети каждой группы подводят итог своей работы.

У.-   Посмотрите на доску. (Слайд 8) Как вы думаете, почему это правило я посчитала одним из важных?

Дети высказывают своё мнение.

  1. Закрепление.

- Ребята, я предлагаю вам сейчас обозначить на рисунке опасные места , которые существуют вокруг.

( Дети по цепочке выходят и помечают кружочки, далее ведётся проверка).

  1. Самостоятельная работа учащихся

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.

( У каждого ученика тесты.  Один работает у доски, остальные на местах. По окончанию работы взаимопроверка).

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

У.-  Посмотрите на  доску(слайд 12).

1. Прочитать текст на стр. 20-24, ответить на вопросы «Проверь себя»

2.Дома вы составите схему своего двора и окрестностей с обозначением опасных мест. ( для тех, кто хочет получить отличную отметку)

 Рефлексия. 

Интерактивный тест

У. – Какие опасности таят квартира, дом и его окрестности?

У. – Как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?

У.- Какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?

У.- Какие опасные места могут быть недалеко от дома?

У. – Перед вами лежит «лист самооценки», оцените свою работу на уроке.

1.

Я участвовал в обсуждении

2.

Я хорошо работал самостоятельно

3.

 Активно работал в группе        

4.

Знаю опасные места, которые могут навредить здоровью.

Например:

5.

Выполнял  правила поведения

У. – Посмотрите на доску. ( слайд 13). Здесь представлены иллюстрации к правилам безопасности, о которых на  уроке мы не говорили. Догадайтесь, о чём я хотела вас предупредить. Две иллюстрации  последнего слайда помогут перейти к теме следующего урока.

Технологическая карта урока

УМК «Школа России»

Предметная область : Окружающий мир (автор А.А.Плешаков)

Класс : 3 (часть 2)

Тема: Опасные места

Цель: Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 3 класса в предметной области  «Окружающий мир» по теме «Опасные места».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

   - формировать интерес к предмету окружающий мир;

   - формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни;

   - формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;

   - развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций;

   - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

   - удерживать учебную задачу;

   - формировать умение слушать, слышать, выстраивать речевые высказывания;

   - формировать умение работать с новой информацией по теме      ( отбирать,  выделять, выстраивать в логике, обобщать);

   - формировать умение работать в группах, статичных парах;

   - формировать начальные формы рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

   - освоение знаний по теме «Опасные места»;

   - актуализировать знания детей о дорожных знаках;

   -- формировать знания об опасных местах в квартире, доме и вокруг него;

   -учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;

   - осознать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ПК учителя, учебники,  дорожные знаки, таблица для групповой работы, «листы самооценки».

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности (орг.момент)

Проводит проверку готовности к уроку и психологическую гимнастику

Выполняют и повторяют инструкцию учителя в ходе проводимой гимнастики

Коммуникативные (слушание, проговаривание)

2.

Актуализация знаний

Актуализирует знания учащихся по дорожным знакам. Даёт задание классифицировать по группам дорожные знаки (запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса) и рассказать о каждой группе.

Выполняют задание. Один ученик работает у доски. Пятеро учащихся рассказывают о группах дорожных знаков. Остальные задают вопросы

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

3.

Организация деятельности по выходу на тему, задачи урока (целеполагание)

 В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы и задач урока. Организует работу в парах. Игра«Найди пару». Нужно собрать из половинок дорожные знаки. Организует подводящий диалог:      - Дайте название каждой группе знаков.  

- Как вы думаете, почему я акцентировала ваше внимание на данных группах дорожных знаков?

Работают в парах

Вступают в диалог

Формулируют тему и задачи урока

Коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные

4.

«Открытие» детьми нового знания

1.Организует диалог, в ходе которого заполняется кластер «Опасные места». 2.Подводит детей к новому знанию через загадки.

3.Организует работу с учебником , используя стратегию «Инсерт».

4.Организует работу в группах. Работают  3 центра «Эксперты», «Исследователи», «Аналитики». Каждая группа получает своё задание: «Эксперты» - изучают правила поведения в лифте и заполняют таблицу; «Исследователи»- исследуют  окрестности возле дома и называют опасные места; «Аналитики» - формулируют правила безопасности с частицей «НЕ». Каждая группа использует текст учебника стр.21-24  

Вступают в диалог, заполняют кластер. Отгадывают загадки,  выясняют, какие же опасности их могут подстерегать в доме и в квартире.

Читают текст, делают пометки, знаком (!) отмечают новую для них информацию.

Выполняют задание в группах, формулируют правила безопасности,  подводят итог

Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

5.

Закрепление

1.Организует работу детей на интерактивной доске.

 

Дети находят на рисунке опасные места, их помечают, а затем сравнивают с образцом

Познавательные , регулятивные, коммуникативные

6.

Самостоятельная работа учащихся

Мотивирует детей на выполнение самостоятельной работы в виде теста

Выполняют тест. Один ученик работает у доски. По окончании проводится взаимопроверка

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

6.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Даёт алгоритм выполнения домашнего задания стр20-24, ответить на вопросы «Проверь себя» + творческое задание (для желающих)  составить схему своего двора и окрестностей дома с обозначением опасных мест.

Слушают задание и записывают в дневник

Личностные

Рефлексия

Организует рефлексию.

1.Интерактивный тест( распределить опасности на две группы: в окрестностях, в квартире)

Какие опасности таят квартира, дом и его окрестности?

 – Как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?

- Какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?

- Какие опасные места могут быть недалеко от дома?

 – Перед вами лежит «лист самооценки», оцените свою работу на уроке.

Выполняют интерактивную работу

Формулируют вывод о том, что самое ценное , что есть у человека – это  ЖИЗНЬ.

 Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, заполнив «листы самооценки», рисуют смайлики, показав тем самым своё настроение

Визитная карточка урока.

«Окружающий мир» 3 класс.

Раздел  «Наша безопасность».

Тема урока: «Опасные места».

Место в разделе: четвёртый урок в   разделе «Наша безопасность».

Цель урока:  Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 3 класса в предметной области  «Окружающий мир» по теме «Опасные места».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

   - формировать интерес к предмету окружающий мир;

   - формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни;

   - формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;

   - развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций;

   - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

   - удерживать учебную задачу;

   - формировать умение слушать, слышать, выстраивать речевые высказывания;

   - формировать умение работать с новой информацией по теме      ( отбирать,  выделять, выстраивать в логике, обобщать);

   - формировать умение работать в группах, статичных парах;

   - формировать начальные формы рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

   - освоение знаний по теме «Опасные места»;

   - актуализировать знания детей о дорожных знаках;

   -- формировать знания об опасных местах в квартире, доме и вокруг него;

   -учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;

   - осознать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ПК учителя, учебники,  раздаточный материал для работы в паре, группе, «листы самооценки».

Урок построен в технологии «Развитие критического мышления»

На данном уроке использовались следующие методы, приёмы, стратегии данной технологии:

  1. Парная и групповая работа

   Данные виды работы были направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.

  1. Составление кластера.

   Это графический приём систематизации материала. Центр кластера – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

  1. Стратегия «Инсерт».

    Она подходит для информационно-насыщенного текста. Учащиеся  должны обязательно что-то знать по теме. Им предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:

«V» –уже известная информация;

«!» этим знаком помечается неожиданная и интересная информация;

На данном уроке была использована электронная презентация, которая сопровождала этапы осмысления и рефлексии. Её применение позволяло решать следующие задачи:

  1. Повысить уровень понимания учебной статьи;
  2. Развитие визуального канала восприятия;
  3. Развитие образного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка во 2 классе "Предлоги места" (на базе УМК English World 1)

Предлагаемый урок - это закрепление лексических навыков по теме "Предлоги места" во 2-м классе. В уроке представлены задания на совершенствование навыков в различн...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.

Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова"...

Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места."

Урок-исследование по окружающему миру для учащихся 1 класса умк "Перспективная начальная школа."...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...