Программа по "Окружающему миру" 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Программа по "Окружающему миру" 3 класс. "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.o.m._progr.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
III класс (34 ч)
РАЗНООБРАЗИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ (1 ч)
Разнообразные изменения, происходящие в природе и жизни человека. Быстрые и медленные изменения. Сезонные изменения в природе — пример повторяющихся изменений.
ПОГОДА И НАБЛЮДЕНИЕ ЕЕ ИЗМЕНЕНИЙ (3 ч)
Наблюдение за погодой — один из способов изучения изменений в природе. Характеристики погоды, их условные обозначения. Приборы для определения характеристик погоды: флюгер, термометр. Измерение температуры воздуха, воды, тела с помощью разных термометров. Важность наблюдений за изменениями температуры воздуха. Дневник наблюдений за погодой. Отражение многолетних наблюдений в народных приметах. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия — «метеоролог». Как организована метеослужба.
Наблюдения, опыты, практические работы: ведение дневника погоды; изготовление простейшего флюгера или ветроуказателя; проверка на опыте относительности ощущения тепла и холода человеком; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды и тела разными термометрами.
ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (2 ч)
Летние и осенние месяцы. Изменения в неживой природе от лёта к осени (снижение высоты Солнца, уменьшение длительности дня; уменьшение температуры воздуха и воды; изменение состояния неба и вида осадков; первые заморозки, появление инея на почве).
Осенние изменения в жизни растений (увядание и засыхание травянистых растений, изменение окраски листьев, листопад). Приспособляемость животного мира к смене сезона (линька зверей, подготовка зимних жилищ и корма на зиму, перелеты птиц).
Осенние заботы человека (сбор и переработка урожая, сев озимых, посадка деревьев и кустарников, утепление жилищ, смена одежды, заготовка кормов для диких животных в заповедниках).
Поздняя осень — переход от осени к зиме. Явления поздней осени в природе (иней, заморозки, дождь со снегом, конец листопада, залегание животных в спячку).
Анализ фенологических наблюдений в осенний период.
Осень — вечер года для всей природы. Образ осени в искусстве.
Наблюдения, практические и творческие работы: ведение дневника наблюдений за природой, изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; изготовление поделок из природного материала; осенние работы на пришкольном участке.
Экскурсия в лес (в парк, к водоему) для наблюдения осенних изменений в природе и сбора природного материала для поделок.
КАК ВСЕ УСТРОЕНО В ПРИРОДЕ (3 ч)
Тела и вещества. Отличительные признаки тел (форма, размер, цвет, вещество). Многообразие веществ. Три состояния вещества — твердое, жидкое, газообразное. Мельчайшие частицы вещества. Клетки — частицы живых организмов. Знакомство с увеличительными приборами (лупа, микроскоп). Открытие невидимых микроорганизмов, бактерий. Разнообразие бактерий. Защита организма от болезнетворных бактерий.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение через лупу мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; изготовление из бумаги или пластилина условных моделей молекул воды, угле-кислого газа, кислорода.
СВОЙСТВА И КРУГОВОРОТЫ ВОЗДУХА И ВОДЫ (5 ч)
Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — газообразное вещество. Состав чистого воздуха (азот, кислород, углекислый газ, водяной пар, другие газы). Другие компоненты воздуха (наличие в воздухе микроорганизмов, бактерий, пыльцы растений, пыли, ядовитых газов). Различие состава воздуха в лесу, у водоема, в городе, в комнате. Чем загрязняется воздух в городах. Источники загрязнения воздуха. Чистый воздух и здоровье. Важность проветривания помещений. Сохранение чистоты воздуха — важнейшая задача человечества.
Физические свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, способность занимать весь предоставленный объем, упругость и зависимость его от температуры, плохая теплопроводность).
Движение воздуха: ветер, воздушные потоки. Циркуляции воздуха в помещении. Естественная и искусственная вентиляция. Чрезвычайные погодные явления: грозы, ураганы, смерчи, циклоны. Безопасное поведение во время грозы.
Значение воды для всего живого на Земле. Вода в природе: в водоемах, в воздухе, в составе живых организмов, в почве. Вода в доме. Экономное расходование воды.
Вода — удивительная жидкость. Свойства чистой воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса; упругость, плохая теплопроводность). Вода — растворитель других веществ. Соленая и пресная вода в природе. Природная очистка воды. Источники загрязнения воды. Способы очистки воды: фильтрование воды в быту, промышленная очистка воды.
Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Примеры этих процессов в природе. Круговорот воды в природе. Роль солнца в поддержании круговорота воздуха и воды в природе. Сохранение чистоты воды в природе - забота человечества.
Наблюдения, опыты, практические работы: продолжение ведения дневника наблюдений за природой, наблюдение на опытах за изменениями упругости воздуха при нагревании и охлаждении; изготовление из фольги змейки или вертушки и наблюдение с ее помощью за потоками воздуха в помещении; опыты по определению свойств чистой воды; опыты по растворению в воде различных веществ; очистка загрязненной воды с помощью простейшего фильтра; зарисовка или изготовление аппликации схемы круговорота воды в природе.
ПОЧВА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ (3 ч)
Почва. Значение почвы для растений, животных и человека.
Образование почвы, Роль солнца, ветра, воды и живых организмов в образовании почвы. Состав почвы. Основное свойство почвы — плодородие.
Разрез почвы. Расположение в разных слоях почвы корней травянистых растений, кустарников, деревьев. Обитатели почвы: грибы, животные, микроорганизмы, бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Наличие в почве болезнетворных бактерий. Правила гигиены при работе с почвой.
Что разрушает почву в природе. Роль растений в защите почвы от разрушения. Разрушение почвы в результате деятельности человека. Как сохранять и повышать плодородие почвы. Сохранение плодородия почв — важная задача человечества.
Наблюдения, опыты, практические работы: наблюдение за изменением состояния почвы; опыты по определение состава почвы; изготовление аппликации «Обитатели почвы».
Экскурсия по городу (селу) для выявления источников загрязнения воздуха, воды, почвы.
Периодические изменения в природе и счет времени (2 ч)
Год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда—промежутки времени.
Смена дня и ночи — основа счета суток. Части суток. Пол-
день, полночь. Определение времени по Солнцу. Чем неудобны
солнечные часы. Разнообразие видов часов в древности и в наше
время.
Периодические повторения видов Луны — основа счета месяцев древними. Неделя — часть месяца. Дни недели. Периодические изменения положений Солнца на небе — основа счета лет древними. Четыре времени года. Двенадцать месяцев года. Календарь.
Изменение высоты Солнца на небе в полдень и длительности
светового дня в течение года. Особые дни года: 23 сентября,
22 декабря, 21 марта, 22 июня. Связь сезонных изменений пого-
ды с изменениями продолжительности дня и высоты Солнца на
небе. !
Практические работы: изготовление модели маятникового секундомера; изготовление модели водяных часов — минутомера.
ЗИМНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)
Первый снег — признак приближения зимы. Разнообразие снежинок. Как образуется снег.
Декабрь — первый месяц зимы, последний месяц года. Особенности декабря: последний месяц года самые короткие дни и самые длинные ночи; установление снегового покрова; ледостав на реках.
Январь — середина зимы, году начало. Особенности января: время снега и льда; месяц лютого холода время вынужденного глубокого покоя природы.
Сравнительные свойства снега и льда. Виды снежного покрова. Значение снежного покрова и ледостава для обитателей почвы и водоемов. Сугроб — дневник погоды, записная книжка эколога. Снегопад и гололед— помехи транспорту и пешеходу. Использование соли для борьбы с гололедом и опасность ее для растительности городов.
Особенности февраля: самый короткий месяц, непостоянное число дней; чередование морозов и оттепелей, частые вьюги и метели.
Как зимуют домашние животные. Где и как зимуют дикие животные. Птицы зимой. Помощь человека диким животным в суровое зимнее время;
Наблюдения, опыты, практическиё и творческие работы: продолжение ведения дневника наблюдений за природой; опыты по определению свойств снега и льда; измерение высоты снежного покрова на пришкольном участке (в лесу, в парке); исследование среза сугроба; изготовление аппликации «Кто где зимует»; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц.
Экскурсия в зимний лес (в парк, на пришкольный участок).
ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (3ч)
Как зимуют растения. Что изменяется в жизни лиственных и хвойных деревьев с приходом зимы. Зимнее рассеивание семян деревьями. Кого кормит дерево в зимнее время; кто зимует на дереве и под ним.
Как устроено дерево: ствол, корень, ветви, кора, крона. Разнообразие форм кроны деревьев. Защитные свойства коры. Защита коры деревьев от морозобоин. Как растут деревья. Что можно узнать о дереве по его спилу. Годичные кольца деревь-ев — летопись погоды прошлых лет.
Особенности деревьев разных пород. Красота и ценность каждого дерева. Твое любимое дерево. Значение дерева в жизни человека. Что можно изготовить из дерева. Кто и как сажает леса. Забота человека о сохранности деревьев.
Наблюдения, Практические и творческие работы: изготовление аппликации «Как устроено дерево»; разглядывание коры дерева с помощью Лупы; сбор и изготовление гербария семян деревьев; исследование спила дерева; изготовле-ние поделок из дерева; изготовление классного плаката «Обещание деревьям».
Экскурсия в зимний лес (в парк, на пришкольный участок) для наблюдения коры разных деревьев, сбора семян деревьев, исследования спилов деревьев.
ВЕСНА - УТРО ГОДА (1 ч)
Март-протальник — первый месяц весны. Особенности марта: начало «весны света», оттепели, капель, старение снега и таяние его, появление проталин, прилет первых птиц.
Весенние заботы садоводов: обрезка, побелка, лечение деревьев, борьба с вредителями садов. Заботы земледельцев: подготовка семян к севу, выращивание рассады, удобрение полей.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение первых признаков весны; уход за растениями пришкольного участка: подготовка и оформление праздника птиц; оформление классного стенда «Здравствуй, весна!».
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в лес) для наблюдения признаков весны в неживой природе, прилетевших птиц, развешивания скворечников.
ЖИЗНЬ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ (4 ч)
Весна — время пробуждения растений. Что нужно для жизни растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
Многообразие растений: водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Примеры цветковых травянистых растений, кустарников, деревьев. Органы цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Строение и состав семени. Необходимые условии для пробуждения семени: тепло, влага, воздух.
Корень и его значение для растения. Рост и развитие корня. Виды корней и корневых систем. Видоизмененные корни. Корни каких растений и как использует человек.
Лист и его значение для растения. Разнообразие листьев (форма, размеры; простые и сложные). Листья каких растений и как использует человек.
Стебель и его значение для растения. Разнообразие стеблей. Как растет стебель. Расположение на стволе почек и листьев. Сокодвижение в стебле. Стебли каких растений и как использует человек.
Цветок и его значение для растения. Разнообразие цветков. Строение цветка. Представление об опылении и зарождении плода. Роль ветра и насекомых в опылении. Чем радуют цветковые растения человека, Бережное отношение к первоцветам и другим цветковым дикорастущим растениям. Красная книга растений. Местные цветковые растения, занесенные в Красную книгу.
Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Семена и плоды каких растений и как использует человек.
Растение — единый организм. Жизненный цикл цветкового растения (семя — корень — стебель — листья — цветы — плоды — семена). Однолетние, двулетние, многолетние растения. Особенности ухода весной за комнатными растениями.
Наблюдения, практические и творческие работы: продолжение ведения дневника наблюдений за природой; проращивание семян и наблюдение за развитием цветкового растения (фасоли или гороха); рассматривание гербария цветковых растений; изготовление аппликации «От семени до семени».Экскурсия на пришкольный участок (в парк, лес) для наблюдения за распусканием почек и цветением первоцветов.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ (3 ч)
Три дела весны: снять с земли снежное покрывало, расковать и согреть воду, пробудить растения и животных.
Апрель — снегогон, водолей. Апрельские явления в неживой природе: таяние снега, накопление влаги в почве, ледоход, половодье.
Изменения в жизни растений: сокодвижение, набухание почек, появление первых листочков. Раннецветущие растения. Озимые.
Изменения в жизни животных: конец зимнего голода и холода, весенняя линька, пробуждение насекомых и других животных, массовый прилет птиц, появление потомства у диких и домашних животных.
22 апреля — День Земли: очищение земли, посадка деревьев и кустарников. Сев зерновых на полях.
Май — травень. Богатство зелени на лугах и полях, в садах и лесах. Витаминная зелень и здоровье. Цветение и пыление деревьев. Последние весенние заморозки, их опасность для растений. Гнездование птиц, высиживание птенцов. Значение птиц для человека.
Удивительные превращения при размножении и развитии животных. Жизненные циклы птиц, насекомых, рыб, земноводных.
Весенние природоохранные мероприятия (запрет на охоту и рыболовство, на сбор первоцветов).
Наблюдения, практические и творческие работы: продолжение ведения дневника наблюдений за природой; продолжение наблюдений за развитием цветкового растения (фасоли или гороха); высадка цветочной рассады на пришкольном участке; изготовление аппликаций «Части цветка», «Жизненный цикл животного» (по выбору).
Экскурсии: на пришкольный участок (в парк, в лес) для наблюдения цветения трав и пыления деревьев; в зоологический музей.
ВПЕРЕДИ — ЛЕТО (1ч)
Подведение итогов фенологических наблюдений в течение осеннего, зимнего и весеннего сезонов.
Летние месяцы; их особенности. Изменения в неживой природе с приходом лета: самая большая высота Солнца на небе и самая большая продолжительность светового дня; самая высокая температура воздуха и воды; выпадение росы, теплые дожди, грозы, град. Летние изменения в живой природе: рост, цветение и плодоношение растений; выведение, вскармливание и обучение потомства животными. Правила поведения в природе.
Летние заботы взрослых: работы на полях и лугах, в садах и огородах. Летние каникулы детей. Правила безопасного поведения летом на солнце, воде, в лесу.
Задания на лето: наблюдение за развитием растений, за повадками животных; сбор гербариев.
К концу III класса учащиеся должны знать:
основные характеристики погоды; устройство термометра;
последовательность смены сезонов, последовательность месяцев в сезонах и в году; основные изменения в неживой и живой природе и в деятельности человека от сезона к сезону; сезонные явления: листопад, заморозок, снегопад, ледостав, метель, отте-пель, капель, ледоход, половодье, гроза, град; характерные фенологические признаки наступления сезонов в своей местности; связь сезонных изменений в живой и неживой природе; особенности жизни растений и животных в разные сезоны; сезонные заботы людей и природоохранные мероприятия; правила безопасного поведеиня в природе;
что такое тела и вещества; три состояния вещества; молекулы — мельчайшие частицы вещества; живые организмы состоят из клеток; среди живых организмов есть невидимые микроорганизмы и бактерии, среди которых есть и болезнетворные;
некоторые свойства воздуха, воды, снега, льда; процессы перехода воды в разные состояния; как протекает круговорот воды в природе;
Что такое почва; состав почвы; плодородие — главное отличие почвы от горной породы; некоторые правила сохранения плодородия почвы; правила гигиены при работе с почвой;
промежутки времени и их соотношения;
что нужно растению для жизни; органы цветкового растёния: корень, стебель, листья, цветок, плод, семя и их назначение; части дерева: корень, ствол, ветви, крона, кора; значение растений в жизни человека;
стадии развития некоторых животных.
Учащиеся должны уметь:
отмечать условными знаками состояние погоды; пользоваться термометром и записывать измеренную температуру; проводить простейшие фенологические наблюдения; вести дневник наблюдений;
различать и называть 5—6 представителей дикорастущих и культурных растений, различать и называть по 2—4 представителя разных групп животных своей местности: млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся, насекомых; называть 2—3 примера перелетных и оседлых птиц своей местности; называть предков некоторых домашних животных;
рассказывать о сезонных изменениях, происходящих в неживой и живой природе и в жизнедеятельности человека;
приводить примеры тел и веществ; различать твердое, жидкое и газообразное состояние вещества; приводить примеры разных состояний воды в природе; рисовать примерную схему круговорота воды в природе; пользоваться фильтром из ваты или бумаги для очистки воды; выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха, воды, снега, льда, делать выводы по результатам практических работ; работать с таблицами; составлять простые схемы и модели объектов и явлений природы;
проращивать семена цветкового растения и ухаживать за рассадой; сажать дерево или кустарник; называть последовательность развития цветкового растения из семени; называть стадии жизненных циклов птиц, лягушек, насекомых, рыб.
Учащиеся должны понимать:
окружающий мир все время изменяется; изменения в окружающей природе доступны наблюдению и изучению;
изменения погоды важны и для растений, и для животных, и для человека; можно предсказывать погоду, наблюдая за ее изменениями; сезонные изменения в живой природе обусловлены сезонными изменениями в неживой природе;
кислород необходим для дыхания и растениям, и животным, и человеку; состав воздуха в комнате, в городе, в лесу, у водоемов разный; для чего проветривают помещения;
почва насыщена живыми организмами; деятельность человека может приводить к снижению плодородия почвы, загрязнению воздуха, воды и почвы в природе; на Земле мало питьевой воды, ее трудно очищать, и надо экономно ее расходовать;
за основу счета времени древние люди взяли наблюдаемые ими периодические изменения в природе: сутки — период смены дня и ночи, месяц — период изменения вида Луны, год — период сезонных изменений; продолжительность дня и ночи в сутках изменяется в течение года, и эти изменения связаны с изменением высоты Солнца на небе в полдень;
осень — это время подготовки живой природы к приходу зимы; зима — это время глубокого покоя растений; дикие животные и птицы зимой нуждаются в помощи человека; весна — время пробуждения живой природы, а лето — время интенсивного роста и развития живых организмов;
имеется общность в строении всех деревьев, в строении и в развитии всех цветковых растений; при своем размножении и развитий растения и животные претерпевают циклические цепочки изменений и превращений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Итоговый тест по окружающему миру3 класс
Итоговый тест по окружающему миру проверит знания и умения уч-ся по данному предмету. Ребята вспомнят для чего живым организмам необходим воздух, основные свойства почвы, как называются листья х...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"...