Урок окружающего мира в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Данный урок проведен с требованиями ФГОС. Тема: "Экосистема болота".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Экосистема болота
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: создание условий для открытия учащимися новых знаний и формирование системы понятий об экосистеме болот, через развитие умений реализации способов действий, а также их практического применения.
Задачи урока
Обучающие: обеспечить условия для овладения учащимися новыми знаниями об экосистеме болот и причинно-следственных связях её качественных изменений.
Развивающие: содействовать обогащению понятийного словаря учащихся, развитию умений реализовать способы действий в практической деятельности.
Воспитательные:
способствовать развитию познавательного интереса к данной теме, коммуникативных навыков в условиях толерантного взаимодействия с одноклассниками в деятельности направленной на достижение общей цели и
адекватной самооценки действий.
Универсальные учебные действия
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части любой экосистемы
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою деятельность и работу одноклассников, действовать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: давать определение понятиям экосистема, цепь питания, «профессии» экосистемы; структурировать знания; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Ожидаемые результаты:
предметные – учащиеся освоят знания об экосистеме болот – как части окружающего мира, научатся описывать, характеризовать замкнутые и незамкнутые экосистемы, объяснять причину изменений явлений в них;
метапредметные - учащиеся совершенствуют обобщенные способы действий, методы освоения окружающего мира, умения преобразовывать информацию в знания, представлять информацию в разных видах и формах, самостоятельно осуществлять учебно – познавательную и мыслительную деятельность, а также овладение диалогической речью.
Форма работы учащихся: групповая, в парах.
- Оргмомент. Слайд № 1
(Желаю учащимся успехов в учебной деятельности в стихотворной форме)
- Мотивация. Слайд№ 2
- Что изучает предмет «Окружающий мир?»
- Вы уже много знаете о природе, а смогли бы вы ответить на следующие вопросы: - Где живут караси? – Где растут грибы? – Где растёт мох? – А может ли мох сфагнум расти в лесу? – А хотели бы вы узнать, где растёт это растение? А почему вы это хотите узнать?
3. Актуализация и пробное учебное действие. Слайд № 3
- Для определения, какого понятия эти слова являются опорными?
единство живая и неживая природа сообщество живые организмы
разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ
Слайд № 4 определение экосистемы
Слайд № 5
- Из каких частей состоит экосистема?
(воздух, вода, почва, производители, разрушители)
- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?
Слайд № 6 экосистема озера
- Выполним тест “Экосистема озера”.
Работа в парах. ( Карточки)
1). Озера располагаются...
а) на ровной поверхности суши;
б) в углублениях суши.
2). Растения озера – это...
а) кувшинка, элодея, хара;
б) одуванчик, вьюнок, осот.
3). Обитатели озера -
а) плотва, щука, дафнии;
б) кит, крот, майский жук.
4). Экосистема озера –
а) “двухэтажная”
б) “одноэтажная”
5). Цепь питания –
а) цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним
и тем же веществом;
б) цепь из поедающих друг друга живых организмов.
Слайд № 7
- Проверка теста. (Самопроверка). Оценивание.
- Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?
- Выявление места и причины затруднения. Загадка
«Называют гиблым местом
Здесь земля, как будто тесто.
Кочки, грязь, осока, мхи:
Нет опоры для ноги.
Хоть кругом вода и сыро
Воду пить нельзя, мой милый!»
- Как вы догадались, что это болото? (вода и много кочек)
- Какие вопросы у вас возникли при знакомстве с текстом загадки?
(- Почему из болота не попьёшь воды? - Почему болото обходят стороной? - Почему болото считают гиблым местом? - Что такое кочки?)
- Могли бы вы ответить на эти вопросы?
- Нужны ли болота в природе, если это гиблое место и люди обходят его стороной?
- Может их осушить? (дети выдвигают гипотезы)
- После обсуждения загадки у вас возникло много вопросов. – Так как же узнать кто прав?
6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Слайд № 8
- Какие же цели поставим перед собой, чтобы выйти из затруднения?
(Дать определение болота. Как образуются болота. Нужны ли болота в природе. «Профессии» болот. Взаимосвязь живой неживой природы болот.)
- Какие источники информации нам понадобиться для достижения целей?
- Сформулируйте тему урока.
Слайд № 9 Тема урока
- Можно ли нас назвать изыскателями, как героев из повести С. Голицына?
- Почему?
8. Реализация построенного проекта.
- Что такое болото?
Болото – понижение суши, в котором скапливаются избытки воды
- Как образуются болота?
( - В экосистеме озеро круговорот веществ не замкнут и поэтому озеро со временем превращается в болото)
Слайд № 10 Учащиеся выдвигают свои гипотезы по рисунку
- Сейчас мы сравним свои выводы с выводом учебника
Чтение текста по учебнику с. 50
1) Самостоятельная работа в тетрадях. (Распределить обитателей болот на группы по «профессиям)
Слайд № 11, 12 Самопроверка по эталону.
- А кто же является «разрушителями» болот?
2) Рассказы учащихся о «профессиях» болот
- Познакомиться со всеми обитателями болот сегодня мы просто не успеем.
Это вы сможете сделать дома или в библиотеке если прочитаете интересные рассказы в книгах “Великан на поляне”, “Зеленые страницы”, то получите ответы на многие вопросы.
3) Рассказ о мхе-сфагнум
Одним из самых интересных обитателей болот, является вот это растение (показ гербария) мох-сфагнум.
- А чем он интересен вы, узнаете, взяв информацию из учебника.
- Что вы узнали о мхе-сфагнум?
Вывод проделанного опыта: исследование сухого и мокрого мха.
Чтение стихотворения. Михайлов Родион
4)Разгадывание кроссворда.
Слайд № 13
Разгадав кроссворд, мы узнаем, кому трудно жить на болотной почве
- Личинки комаров живущие на дне озера.
- Болотная птица с длинными ногами.
- Самое главное растение болот.
- Растение, которое часто неверно называют камышом.
- Топливо, образуемое из отмерших остатков растений.
- Хищная озёрная рыба.
- Длинноносая болотная птица.
- Насекомое, «питающееся» лосями.
- Почему им живётся плохо? (выдвижение гипотез)
- О том, как живется представителям этой профессии на болоте, мы узнаем, если прочитаем материал учебника на с. 52
- Что же происходит с отмершими остатками? (Они не разрушаются).
- «Разрушители» не справляются со своей работой. Разрушителей мало.
Слайд № 15
- Если разрушителей мало, что происходит в экосистеме?
- В этом случае экосистема сменяется на новую. Слайд № 16
- Правильно, отмершие остатки не разрушаются, а постепенно накапливаются, уплотняются и превращаются в торф. (Учитель показывает ребятам торф)
- Торф - это топливо. Он очень хорошо горит. На некоторых электростанциях, сжигая торф, вырабатывают электричество. Торф – прекрасное удобрение.
5)Работа в парах (тексты научного содержания)
- Какой вывод сделайте каждый из своего текста?
- Болота словно фильтры, очищают воду.
- Болота поддерживают уровень многих рек.
- Остатки погибших растений превращаются со временем в торф.
- Болота природные хранилища воды.
- Болота это место жизни растений и животных.
- Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.
- Что нового интересного узнали?
- Какими знаниями хотелось бы поделиться?
Выполнили ли мы цели, которые ставили в начале урока?
Самооценка. Оцените свою работу на уроке.
- Чьи ответы вам понравились?
- Чья работа была полезной для нас?
- Кто у нас лучший знаток природы?
Кого можно назвать настоящим изыскателем?
Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - болото, его интересными растениями, разнообразными животными. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас. Вы узнали много нового и интересного об удивительном мире болот. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...