Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир»
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

Семенова Алена Сергеевна

Задачи урока:

- углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса;

- сформулировать и обосновать   с учащимися правила  безопасного поведения в лесу;

-повторить изученный материал о способах ориентирования на местности;

-способствовать формированию умений учащихся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения уч.заданий с использованием  учебной литературы.

- продолжить формирование организационной деятельности в учебном сотрудничестве – умение договариваться, формулировать собственное мнение , строить монологические высказывания и обобщать полученную информацию, осуществлять деловое общение в рамках заданной темы.

-способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

- содействовать воспитанию бережного  отношения  к лесным богатствам.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, хрестоматия , тетради для самостоятельной работы, карточки для индивидуального опроса, плакаты с изображением экологических знаков , эмблемы членов клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_4.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок  окружающего мира в 3 классе   (ПНШ)

                                8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир»

                                           «Безопасное поведение в лесу»

Задачи урока:

- углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса;

- сформулировать и обосновать   с учащимися правила  безопасного поведения в лесу;

-повторить изученный материал о способах ориентирования на местности;

-способствовать формированию умений учащихся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения уч.заданий с использованием  учебной литературы.

- продолжить формирование организационной деятельности в учебном сотрудничестве – умение договариваться, формулировать собственное мнение , строить монологические высказывания и обобщать полученную информацию, осуществлять деловое общение в рамках заданной темы.

-способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

- содействовать воспитанию бережного  отношения  к лесным богатствам.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, хрестоматия , тетради для самостоятельной работы, карточки для индивидуального опроса, плакаты с изображением экологических знаков , эмблемы членов клуба.

                                                                             Ход урока

1.Организационный момент

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!  С каким настроением вы  начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )        

Учитель: Сегодня мы собрались на очередное 8-е  заседание клуба “Мы и  окружающий  мир”.

На предыдущем  заседании  был выбран председатель  апрельского заседания нашего клуба. Познакомьтесь –Суворкина Полина будет руководить сегодняшним заседанием,  ей будут помогать  консультанты 1-й группы ……………….,  2-й группы …………….., 3-й группы ………………….., 4-й группы…………..

Сегодня у нас на заседании  присутствует   приглашенный  гость-……………………………………

Далее  заседание проводит председатель

Председатель. Разгадав загадку, вы поймёте, о чём пойдет сегодня  речь. (Слайд №1).

- Действительно, речь сегодня пойдет о природном богатстве -  о   русском лесе.  

- Тема  нашего очередного заседания  « Безопасное поведение в лесу». (Слайд №2). Чтобы  сформулировать задачу  заседания  надо найти материал учебника, который нам сегодня понадобится. На какой странице он находится?  ( ученики самостоятельно работают с оглавлением и находят стр.74)

-Какое же задание дано для всех присутствующих? (  составить для первоклассников правила безопасного поведения в лесу.) (Слайд №3).

План  заседания:

  1. Почему говорят: Лес- наше богатство?
  2. Способы ориентирования на местности.
  3. Доклад «Осторожно: клещи!»
  4. Составление правил поведения для первоклассника о безопасном поведении в лесу.
  5. Подведение итогов.

- Что такое ЛЕС?  (Дети отвечают, что им известно о лесе)

- Есть ли в нашей области леса?   А как по-другому называют лес?  (тайга)  Найдите это слово в словаре учебника.   (Учащиеся читают в словаре)

“Тайга – леса в Северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, пихта, лиственница.”

(Слайд №4 -карта России с обозначениями лесов)

- О каком лесе еще вы сможете прочитать в словаре?

Дети читают: “Смешанный лес – лес, в котором растут как лиственные, так и хвойные деревья”

- А почему зеленый цвет разных оттенков? (Темно-зеленый цвет показывает хвойные леса; зеленый цвет показывает смешанные; а светло- зеленый – показывает расположение лиственных лесов)

       (Слайд №5. “Почему лес называют нашим богатством?" )

-Найдите в Хрестоматии тот материал, который поможет нам в этом вопросе. (с.121-122)

Прочитав текст вам надо будет подготовить продолжение того высказывания, которое у вас есть на карточке.

1 группа: Столяр сказал бы………….

Рабочий бумажного комбината сказал бы…………………….

2  группа: Агроном сказал бы……………………

Деревенский плотник рассказал бы……………………

3 группа: Врач  сказал бы……………………

Кораблестроитель сказал бы………

 4 группа: Лесничий сказал бы……………………….  

-А кто был внимательным и заметил,  с  фамилии   какого поэта  начинался этот материал  Хрестоматии? (С.Я.Маршак).  Кто знает  стихотворение  «Что мы сажаем, сажая леса?...»?  ( выразительное чтение этого стихотворения полностью ) (Слайд №6)

-Мы живём с вами в Кузбассе и  для нас лес-это одно из главных богатств. Данный вопрос очень глубоко изучал  наш одноклассник ……………….( сообщение ученика)  (Слайд №7)

Безбрежный зеленый океан леса покрывает территорию нашего края. Больше половины (63%) территории нашей области покрыто хвойными деревьями. (Слайд №8)

1 место занимает среди них пихта – 54%. Стройная, похожая на пирамиду, с темной хвоей. У нее крепкая древесина и ценится она за наличие смолы и эфирных масел.

А это сосна обыкновенная. Она занимает всего 2,5% от общей площади лесов, но ее можно встретить повсеместно. Удивительно стройные, они образуют в некоторых местах светлые боры.

Единственное на территории нашей области листопадное хвойное дерево – лиственница. Лиственница – это быстрорастущее, светолюбивое, дерево. Хвоя опадает ежегодно, осенью, как листья листопадных деревьев. Долговечное, живет 400-500 лет, древесина ее великолепно сохраняется, с годами приобретая большую прочность и оригинальную окраску.

Красавицы ели  легко переносят сильные морозы. Ее на территории Кузбасса всего 2%, но живет она до 500 лет, достигая в высоту более 40 м. Хвоинки держатся на ветках 7-9 лет. Ель щедрое дерево – дает много семян, которыми лакомятся многие животные.

Кедр . Орехи его съедобны и обладают прекрасными вкусовыми качествами. По калорийности превосходят мясо и яйца. Народ любовно называет это дерево другом, кормильцем, зеленым врачом.

Кедр, ель, пихта – образуют так называемую черную тайгу, потому что хвоя у этих деревьев темная.

Лиственные леса образует осина, береза, липа, ива.

В настоящее время хвойные леса в  Кузбассе  в значительной степени истребляются  в результате лесозаготовок, лесных пожаров, вследствие строительства дорог,  добычи полезных ископаемых. Скудеет тайга. Её замещают осина и береза. Это плохо для здоровья человека. Сосна вырабатывает кислорода в 1,5 раза больше, чем береза и в 3 раза больше, чем осина.

-Спасибо. Действительно, лес- наше богатство. Согласны? Тогда встаём. Я говорю высказывание, если оно истинное - хлопаем в ладоши,  если  ложное- приседаем.

1.Лес-это разнообразие растительного и животного мира. (+)

2.Лес-основной производитель углекислого газа и потребитель кислорода.(+)

3.Лес-зелёный друг  человека.(+)

4.Лес хранит в себе большие запасы воды.(+)

5.Лес никаким образом не влияет на жизнь других природных сообществ.(-)

6.Во время прогулки по лесу надо громко кричать, чтобы не заблудиться. (-)

7.Лес-одна из важнейших экосистем.(+)

-Молодцы, но не смотря ни на что, в лесу  нас подстерегают опасности. Вместе с консультантами  вам предлагается подумать о том, какие опасности могут подстерегать  нас во время лесной прогулки.( дети обсуждают, затем заслушиваются ответы каждой группы)

На доске появляются записи: (Слайд №9)

1.Можно заблудиться.

2.Опасные животные.

3.Клещи

4.Ядовитые грибы, растения.

-Чтобы не  заблудиться  в лесу мы сейчас вспомним способы ориентирования на местности. Работать будем в группах.   Каждая группа  пользуется Памяткой № 1 .   Приступаем к работе.

1 группа. (Слайд №10)

  • Как определить стороны горизонта  (по компасу).
  • Правила  работы с компасом.

2 группа. (Слайд №11)

  • Как определить стороны горизонта  (по солнцу).

3 группа. (Слайд №12)

  • Как определить стороны горизонта  (по местным признакам).

4 группа. (Слайд №13)

  • Как определить стороны горизонта  (по Полярной звезде).

-А  как определить стороны горизонта по просеке? ( учебник стр. 75)  (Слайд №14)

                                                Физминутка   для     глаз(Слайд №15)

-Продолжая наше заседание, мы переходим к  пункту 2 нашего плана работы.  С какими опасными животными мы можем столкнуться в лесу? ( уч.с.76)  (Слайд №16)

Участники заседания читают и подчёркивают ответы в учебнике разными цветами. (Слайд №17)

-А сейчас  от вас  потребуется пристальное внимание! (Слайд №18)

-На  нашем заседании присутствует Анна Дмитриевна. Она –врач и ей хотелось бы предостеречь вас от встречи с клещами. (Слайды  №19-29)

-Таким образом, можно сформулировать ещё одно правило.  ( учебник с. 77)

-Переходим  к  4-ой части нашего заседания - составление правил о безопасном поведении в лесу. Работать надо в группах, пользуясь Памяткой № 2. Удачи! (Слайд  №30)

Памятка № 2.

1.Дополните  правило о безопасном поведении в лесу.

2.Создайте условный знак  к  этому  правилу.

3.Подготовьте выступление.

-Давайте послушаем, какие  правила о безопасном поведении составили члены нашего клуба и посмотрим на экологические знаки.

Работа в тетради.

-А сейчас  посмотрим, какие условные знаки, предупреждающие нас об опасности, даны в тетради. ( работа в тетради с.27)  (Слайд  №31)

Работа  с текстом.

-Ребята,  перед вами лежит текст. Вам надо прочитать  этот текст и  ответить на вопрос: кто соблюдал  правила поведения в лесу? Какие  правила были забыты? (Слайд  №32)

-А зачем  Маша взяла телефон?  Кто знает номер  на который надо звонить в случае опасности? (Слайд  №33)

-Итогом нашего заседания будут  4  конверта с памятками  для учеников 1-х классов.( конверты распределяются по группам)

Рефлексивный  экран. (Слайд  №34)

-Каждый из вас  высказывается о результатах нашего заседания, начиная словами:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Домашнее  задание. (Слайд  №35)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание клуба "Мы и окружающий мир"

Урок по теме "Вода - растворитель". Проводится в форме заседания клуба "Мы и окружающий мир". Во время урока дети исследуют свойства воды. УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»

                Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...

Конспект (технологическая карта) заседания клуба по окружающему миру во 2 классе. УМК «Перспективная начальная школа»

Урок "Вода и её свойства" проводится в вформе саседания клуба. Урок-практикум....

Конспект урока (заседания клуба "Мы и окружающий мир") на тему "Какие части культурных растений используют люди"

Заседание клуба  по теме «Какие части культурных растений использует человек?»Цель:Развивать познавательную активность, творческое воображение; мышление, интеллект учащихся за счёт но...