Симметрия в окружающем мире
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему
Симметрия в окружающем мире. Элементы интегрирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simmetriya_v_okruzhayushchem_mire.ppt | 627.5 КБ |
simmetriya_v_okruzhayushchem_nas_mire.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Элементы интегрирования на уроках окружающего мира по программе «Гармония»
Путешествие в страну «Симметрию»
По какому признаку отобраны предметы в правую сторону?
На первой строке запишите симметричные буквы, на второй - несимметричные А В Е Ж З К М Н О П С Т Ф Х Ш Э Б Г Д И Л Р У Ц Щ Ъ Ь Ы Ю Я
С помощью симметричных букв составьте названия растений, животных Мак, оса, сом, сова
Из данных слов подчеркните лишнее: Фокус, осень, весна, море
Соедини попарно слова: Ель, сосна, береза, каштан
Из всех цифр подчеркни самые симметричные: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Составьте числа, состоящие только из симметричных цифр: 38 83 30 80 33 88 380 830 308 803
Приведите в равновесие математические весы: 6+3=…+… 8+…= …+…
Проведи ось симметрии и проверь одинаковость половинок:
Раскрась только те объекты, у которых одинаковые половинки
Прочитай с помощью зеркала слова:
Дорисуй и раскрась симметрично:
Предварительный просмотр:
Элементы интегрирования на уроках окружающего мира по программе «Гармония»
Материал подготовлен учителем начальных классов
МОУ «СОШ №1 им.Б.Н.Куликова»
Шигиной Ольгой Александровной
Симметрия в окружающем нас мире.
В нашем языке слово симметрия употребляется в двух значениях. В одном смысле симметричное означает нечто, обладающее хорошим соотношением пропорций, уравновешенное, в другом – симметричное значит красивое. По программе «Гармония» в разделе «Путешествие в страну Симметрию» основное внимание уделяется геометрической симметрии и её связи с красотой, порядком, целесообразностью применительно к реальным объектам окружающего мира (транспорт, животные, листья растений и т.д.)
Симметрия встречается часто и повсеместно – как в природе, так и в творениях человека. Поэтому даже ребёнок обычно легко усматривает симметрию в относительно простых её проявлениях.
Симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – поворотам (поворотная симметрия), отражениям (зеркальная симметрия), переносам (переносная симметрия), взаимной замене частей и др.
Практические работы с симметричными объектами развивают логическое мышление, фантазию, зрительную и моторную память учащихся.
С 1 класса на уроках русского языка и математики я использую линейку-трафарет, которая помогает не только называть геометрические фигуры, но и выполнять различные действия с ними. Например, начертить фигуру, заштриховать её, рядом начертить фигуру симметричную данной и заштриховать по-другому. На уроках технологии мы продолжаем закреплять понятие симметрии. С помощью трафарета дети могут сконструировать все, что угодно. Мы работаем от простого к сложному: от простых геометрических фигур до составления различных орнаментов; композиций с их помощью; различные виды транспорта.
Во втором классе вводится само понятие «симметрия» - греч.слово, обозначающее соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей предмета и рассматривается на более конкретных примерах. Предметы, обладающие такими свойствами называются симметричными.
Задание 1.
По какому признаку отобраны предметы в правую сторону? (они симметричны, т.к. имеют одинаковые половинки)
Как называются данные фигуры? (треугольник, квадрат, круг)
Что можно сконструировать с помощью данных фигур?
Задание 2.
В русском алфавите есть буквы и симметричные, и несимметричные. Давайте их найдём. На первой строке запишем симметричные буквы, а на второй несимметричные.
А В Е Ж З М Н О П С Т Ф Х Ш Э
Б Г Д И К Л Р У Ц Щ Ъ Ы Ь Ю Я
С помощью симметричных букв составьте названия растений, животных или объектов неживой природы (мак, оса, сом, сова)
Из данных слов подчеркни лишнее: фокус, осень, весна, море (оно составлено из симметричных букв).
Задание 3.
Соедини попарно слова: ель, сосна, каштан, берёза.
Этот пример имеет неоднозначное решение. Можно объединить пары по роду деревьев – тогда это будут: каштан - берёза, ель – сосна; а можно – и по симметрии букв, составляющих названия деревьев: сосна – каштан, ель – берёза.
После работы со словами можно предложить такую же работу с цифрами: выделить две группы цифр.
Задание 4.
Из всех цифр красным карандашом подчеркните симметричные, а синим несимметричные:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Составьте числа состоящие только из симметричных цифр: 38,83,30,80,88,33,380,830,308,803
Составьте три двухзначных числа из несимметричных цифр: 24, 56, 79
Задание 5.
Равновесие и симметрия.
Приведите в равновесие волшебные математические весы. Составьте несколько вариантов примеров, чтобы равенства были верными: 6+3=…+…
Можно поиграть с учениками в игру «Составь композицию».
Класс делится на три команды (по рядам). На доске для каждой команды рисуем разные геометрические фигуры (квадрат, ромб, треугольник). Задание командам: каждый участник команды пририсовывает только одну свою фигуру, чтобы на доске получались по очереди симметричные и несимметричные композиции.
При введении понятия «осевая симметрия» рассматриваем только более простые плоские изображения объектов окружающего мира (поэтому, в определении осевой симметрии фигурируют левая и правая, верхняя и нижняя половинки). При выполнении следующего задания учащимся дается важное понятие линии (оси) симметрии и рассматриваются его свойства. Учащиеся знакомятся с двумя способами проверки симметричных рисунков.
Задание 6.
Ученики вырезают с листа выкроек тюльпан и накладывают его на изображение тюльпана из задания. Убеждаются, что они совпадают. Затем складывают вырезанный тюльпан, проверяем, совместились ли его края, и убеждаемся, что левая и правая половинки одинаковые. Таким образом, через сложение пополам можно убедиться в симметричности фигуры.
Задание 7.
Раскрасьте только те объекты, у которых одинаковые половинки
Можно предложить детям игру «Удивительные кляксы».
Раздайте ученикам листочки бумаги (10X10см). Пусть дети согнут пополам лист и положат на край парты, открыв половинку листочка, на которую вы капните краски. Затем учащиеся закроют лист и чуть-чуть разгладят его рукой. Раскрыв лист, они обнаружат различные симметричные фигурки из расплывшейся краски. Предложите им пофантазировать и «увидеть» в кляксах предметы, а может даже животных или растения.
При изучении темы зеркальная симметрия мы вспоминаем литературные произведения, в которых дети встречались с зеркалом («Королевство кривых зеркал», «Снежная Королева», «Сказка о мертвой царевне», «Зеркало и обезьяна»), читаем отрывки из книг; узнаем, что может зеркало. Предлагаются следующие задания:
Задание 8.
Прочти поговорку с помощью зеркала:
Задание 9.
Составь и сам запиши слова (с помощью зеркала):
Задание 10.
Подбери поговорку о дружбе и запиши её с помощью зеркала:
Задание 11.
Дорисуй и раскрась симметрично:
Все посетившие страну Симметрию на память о себе, по традиции, должны посадить в парке симметричную ёлочку. Как её вырезать? (сложить бумагу пополам, нарисовать половину ёлочки и вырезать). На листе ватмана дети приклеивают свои елочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме" ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ" 2 класс
Окружающий мир, УМК "Гармония," 2 класс Методическая разработка урока по теме "ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ"...
Урок окружающего мира "Путешествие в страну симметрии"
Урок по окружающему миру во 2 классе. УМК "Гармония" О.Т. Поглазова...
Флипчарт "Симметрия" к уроку окружающего мира по теме "Симметрия" по учебнику О. Поглазовой
Флипчарт к уроку окружающего мира во 2 классе по теме "Симметрия" по учебнику О. Поглазовой...
Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Виды симметрии в изделиях людей»
Урок по программе "Гармония" на тему: "Виды симметрии" во 2 классе. Окружающий мир...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник проверочных работ по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир»»
Проверочные работы для параллели 3-х классов по УМК "Перспектива"...
02. Урок окружающего мира "Исследование индуктивного типа" по теме "Симметрия вокруг нас"
На уроке представлено исследование индуктивного типа в малых группах с использованием для каждой группы разного материала. Организовано оно в очень интересной, доступной для младшего школьного возраст...