Симметрия в окружающем мире
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Шигина Ольга Александровна

Симметрия в окружающем мире. Элементы интегрирования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материал подготовлен учителем начальных классов МОУ «СОШ №1 им.Б.Н.Куликова Шигиной Ольгой Александровной

Слайд 2

Элементы интегрирования на уроках окружающего мира по программе «Гармония»

Слайд 3

Путешествие в страну «Симметрию»

Слайд 4

По какому признаку отобраны предметы в правую сторону?

Слайд 5

На первой строке запишите симметричные буквы, на второй - несимметричные А В Е Ж З К М Н О П С Т Ф Х Ш Э Б Г Д И Л Р У Ц Щ Ъ Ь Ы Ю Я

Слайд 6

С помощью симметричных букв составьте названия растений, животных Мак, оса, сом, сова

Слайд 7

Из данных слов подчеркните лишнее: Фокус, осень, весна, море

Слайд 8

Соедини попарно слова: Ель, сосна, береза, каштан

Слайд 9

Из всех цифр подчеркни самые симметричные: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Слайд 10

Составьте числа, состоящие только из симметричных цифр: 38 83 30 80 33 88 380 830 308 803

Слайд 11

Приведите в равновесие математические весы: 6+3=…+… 8+…= …+…

Слайд 12

Проведи ось симметрии и проверь одинаковость половинок:

Слайд 13

Раскрась только те объекты, у которых одинаковые половинки

Слайд 14

Прочитай с помощью зеркала слова:

Слайд 15

Дорисуй и раскрась симметрично:



Предварительный просмотр:

Элементы интегрирования на уроках окружающего мира по программе «Гармония»

Материал подготовлен учителем начальных классов

МОУ «СОШ №1 им.Б.Н.Куликова»

Шигиной Ольгой Александровной

Симметрия в окружающем нас мире.

      В нашем языке слово симметрия употребляется в двух значениях. В одном смысле симметричное означает нечто, обладающее хорошим соотношением пропорций, уравновешенное, в другом – симметричное значит красивое. По программе «Гармония» в разделе «Путешествие в страну Симметрию» основное внимание уделяется геометрической симметрии  и её связи с красотой, порядком, целесообразностью применительно к реальным объектам окружающего мира (транспорт, животные, листья растений и т.д.)

      Симметрия встречается часто и повсеместно – как в природе, так и в творениях человека. Поэтому даже ребёнок обычно легко усматривает симметрию в относительно простых её проявлениях.

      Симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – поворотам (поворотная симметрия), отражениям (зеркальная симметрия), переносам (переносная симметрия), взаимной замене частей и др.

      Практические работы с симметричными объектами развивают логическое мышление, фантазию, зрительную и моторную память учащихся.

      С 1 класса на уроках русского языка и математики я использую линейку-трафарет, которая помогает не только называть геометрические фигуры, но и выполнять различные действия с ними. Например, начертить фигуру, заштриховать её, рядом начертить фигуру симметричную данной и заштриховать по-другому. На уроках технологии мы продолжаем закреплять понятие симметрии. С помощью трафарета дети могут сконструировать все, что угодно. Мы работаем от простого к сложному: от простых геометрических фигур до составления различных орнаментов; композиций с их помощью; различные виды транспорта.

      Во втором классе вводится само понятие «симметрия» - греч.слово, обозначающее соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей предмета и рассматривается на более конкретных примерах.  Предметы, обладающие такими свойствами называются симметричными.

Задание 1.

По какому признаку отобраны предметы в правую сторону? (они симметричны, т.к. имеют одинаковые половинки)

Как называются данные фигуры? (треугольник, квадрат, круг)

Что можно сконструировать с помощью данных фигур?

Задание 2.

      В русском алфавите есть буквы и симметричные, и несимметричные. Давайте их найдём. На первой строке запишем симметричные буквы, а на второй несимметричные.

А В Е Ж З М Н О П С Т Ф Х Ш Э

Б Г Д И К Л Р У Ц Щ Ъ Ы Ь Ю Я

      С помощью симметричных букв составьте названия растений, животных или объектов неживой природы (мак, оса, сом, сова)

      Из данных слов подчеркни лишнее: фокус, осень, весна, море (оно составлено из симметричных букв).

Задание 3.

Соедини попарно слова: ель, сосна, каштан, берёза.

Этот пример имеет неоднозначное решение. Можно объединить пары по роду деревьев – тогда это будут: каштан - берёза, ель – сосна; а можно – и по симметрии букв, составляющих названия деревьев: сосна – каштан, ель – берёза.

После работы со словами можно предложить такую же работу с цифрами: выделить две группы цифр.

Задание 4.

Из всех цифр красным карандашом подчеркните симметричные, а синим несимметричные:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Составьте числа состоящие  только из симметричных цифр: 38,83,30,80,88,33,380,830,308,803

Составьте три двухзначных числа из несимметричных цифр: 24, 56, 79

Задание 5.

Равновесие и симметрия.

Приведите в равновесие волшебные математические весы. Составьте несколько вариантов примеров, чтобы равенства были верными: 6+3=…+…

      Можно поиграть с учениками в игру «Составь композицию».

 Класс делится на три команды (по рядам). На доске для каждой команды рисуем разные геометрические фигуры (квадрат, ромб, треугольник). Задание командам: каждый участник команды пририсовывает только одну свою фигуру, чтобы на доске получались по очереди симметричные и несимметричные композиции.

      При введении понятия «осевая симметрия» рассматриваем только более простые плоские изображения объектов окружающего мира (поэтому, в определении осевой симметрии фигурируют левая и правая, верхняя и нижняя половинки).   При выполнении следующего задания учащимся дается важное понятие линии (оси) симметрии и рассматриваются его свойства. Учащиеся знакомятся с двумя способами проверки симметричных рисунков.

Задание 6.

 Ученики вырезают с листа выкроек тюльпан и накладывают его на изображение тюльпана из задания. Убеждаются, что они совпадают. Затем складывают вырезанный тюльпан, проверяем, совместились ли его края, и убеждаемся, что левая и правая половинки одинаковые. Таким образом, через сложение пополам можно убедиться в симметричности фигуры.

Задание 7.

 Раскрасьте только те объекты, у которых одинаковые половинки

      Можно предложить детям игру «Удивительные кляксы».

 Раздайте ученикам листочки бумаги (10X10см). Пусть дети согнут пополам лист и положат на край парты, открыв половинку листочка, на которую вы капните краски. Затем учащиеся закроют лист и чуть-чуть разгладят его рукой. Раскрыв лист, они обнаружат различные симметричные фигурки из расплывшейся краски. Предложите им пофантазировать и «увидеть» в кляксах предметы, а может даже животных или растения.

      При изучении темы зеркальная симметрия мы вспоминаем литературные произведения, в которых дети встречались с зеркалом («Королевство кривых зеркал», «Снежная Королева», «Сказка о мертвой царевне», «Зеркало и обезьяна»), читаем отрывки из книг; узнаем, что может зеркало. Предлагаются следующие задания:

Задание 8.

 Прочти поговорку с помощью зеркала:

Задание 9.

Составь и сам запиши слова (с помощью зеркала):

Задание 10.

Подбери поговорку о дружбе и запиши её с помощью зеркала:

 

Задание 11.

Дорисуй и раскрась симметрично:

      Все посетившие страну Симметрию на память о себе, по традиции, должны посадить в парке симметричную ёлочку. Как её вырезать? (сложить бумагу пополам, нарисовать половину ёлочки и вырезать). На листе ватмана дети приклеивают свои елочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме" ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ" 2 класс

Окружающий мир, УМК "Гармония," 2 класс Методическая разработка урока по теме "ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ"...

Урок окружающего мира "Путешествие в страну симметрии"

Урок по окружающему миру во 2 классе. УМК "Гармония" О.Т. Поглазова...

Флипчарт "Симметрия" к уроку окружающего мира по теме "Симметрия" по учебнику О. Поглазовой

Флипчарт к уроку окружающего мира во 2 классе по теме "Симметрия" по учебнику О. Поглазовой...

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Виды симметрии в изделиях людей»

Урок  по программе "Гармония" на  тему: "Виды симметрии" во 2 классе. Окружающий  мир...

02. Урок окружающего мира "Исследование индуктивного типа" по теме "Симметрия вокруг нас"

На уроке представлено исследование индуктивного типа в малых группах с использованием для каждой группы разного материала. Организовано оно в очень интересной, доступной для младшего школьного возраст...