Рабочая программа Окружающий мир 3 класс ПНШ
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС. Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 . УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_okr_3_kl.docx | 93.32 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока п/п Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Практическая часть (ИКТ, практическиелаборатор-ные работы, ПДД, ОБЖ, экскурсии, развитие речи). | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность научиться | ||||||||
Первое полугодие ( 34ч) | |||||||||
1 | Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир».
|
| - различать объекты живой и неживой природы.
| -различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы. | Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Работа с раздаточным материалом. | ||
Изображение Земли на глобусе (3ч) | |||||||||
2 | Глобус – модель земного шара. Экватор. Параллели и меридианы. | Урок первичного предъявление нового материала. | -находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, северное и южное полушарие. | -характеризо-вать глобус, карту и план, их условные обозначения; использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; | Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | -работа с нагляд-ным материалом -работа в парах и группах; -взаимооценка и самооценка; | Интернет-ресурсы. (1) | |
3 | Материки и океаны на глобусе. | Урок первичного предъявление нового материала. | -находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; | -свободно ориентироваться на физической карте мира и на глобусе, при поиске объектов. | Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные. | -работа с наглядным материалом работа в парах и группах; -взаимооценка и самооценка | ||
4 | Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе»
|
| определять объекты на географичес-кой карте с помощью условных знаков; сравнивать и различать формы земной поверхности. | -определять формы поверхности земли родного края; | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | -работа с наглядным материалом-работа в парах и группах; -взаимооценка и самооценка | Мультимедия. (2) | ||
О чем рассказала карта (8ч) | |||||||||
5 | Географическая карта как ещё один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. | Урок первичного предъявление нового материала. | -находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название | -различать географические карты по их разнообразию и назначению. | Познавательные. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | -работа с географической картой; -работа в парах; -работа с глобусом. | ||
6 | Учимся читать карту. Физическая карта Росси. Условные обозначения на физической карте. Практическая работа№1 «Работа с физической и контурной картами России: крупные равнины и горы(3-5 названий),моря, реки, озёра (3-5 названий) ». | Урок первичного предъявление нового материала. | моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина; называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озеро, пруд, болото); | -Элементарным приемам чтения карты; - находить и показывать на карте физические объекты; | Познавательные. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | -работа с физической картой России; -выполне-ние практической работы; | Практическая работа №1 | |
7 | План местности . Масштаб. Практическая работа№2 «Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты» | Урок первичного предъявление нового материала. | -проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»; | -называть отличия плана местности от рисунка местности, на конкретном примере села Мирного. | Познавательные. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | -работа с планом местности; Работа с картой; -работа с масштабом; -работа в группах, парах; -самооценка и самоанализ. | Практическая работа №2 | |
8 | Холмы и овраги. Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особен-ности, сходство и различие.
| Урок первичного предъявление нового материала. | - называть части холма (вершины, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершины, устье, дно, склоны); | --характеризо-вать формы земной поверхности и водоемы своего края; -рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги. И о мере борьбы с ними. | Познавательные. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | называют части холма (вершины,подошва, склон); определяют виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершины, устье, дно, склоны); | Слайд-презентация. (3) | |
9 | Экскурсия№1 «Знакомство с основными формами поверхности родного края» ПДД№1 Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.. | Урок первичного предъявление нового материала. | -формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте - | - правила поведения в природе. | Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | узнавание в природе, на рисунке, карте | Экскурсия№1 ПДД№1 | |
10 | Стороны горизонта. Линия горизонта. | Урок первичного предъявление нового материала. | -определять стороны горизонта на местности с помощью солнца. | - Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны горизонта | Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых Познавательные. - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Определяют стороны горизонта на местности с помощью солнца. | ||
11 | Ориентирование на местности. Компас. Практическая работа№3 «Работа с компасом. Определение сторон горизонта с помощью компаса» | Урок первичного предъявление нового материала. | -работать с таким устрой-ством, как компас | -ориентиро-ваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий; | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - учебно-познавательные и внешние мотивы. | работают с таким устрой-ством, как компас. Работают в группах и парах. | Практическая работа №3 | ||
12 | Обобщение по теме «О чем рассказала карта». ПДД№2 «Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды». | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса; - работать с картой; выполнять задание на контурной карте. | использовать оглавление, словари учебника и хрест-и, словарь учебника рус. языка, карты, глобус, интернет адреса для поиска необходимой информации. | Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса; - работать с картой; выполнять задание на контурной карте. | ПДД№2 | ||
Из чего все на свете (3ч) | |||||||||
13 | Тела, вещества, частицы. Опыт№1 «Определение тела, вещества и частицы»; | Урок первичного предъявление нового материала. | -иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). | - приводить примеры веществ; - ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы. | Познавательные. - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
| Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | - приво-дят примеры веществ; - ставят и проводят опыты; определяя-ют тела, вещества и частицы; | Опыт№1 Интернет -ресурсы. (4) | |
14 | Твердые вещества, жидкости и газы. Опыт№2 | Урок первичного предъявление нового материала. | сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; - Отличие объектов неживой природы от изделий человека | - тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. - проводить опыты; различать тела, вещества, частицы. | Познавательные. - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых | сравнивают и различа-ют твердые тела, жидкости и газы; работа в группах. | Опыт№2 | ||
15 | Вода – необыкновенное вещество. Опыт№3 | Урок первичного предъявление нового материала. | -определять состояние воды; - проводить опыты и наблюдения. | - определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения. | проводят опыты и наблюдения | Опыт№3 Мультемедиа. (5) | |||
Вода и ее свойства (4ч) | |||||||||
16 | Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба) Практическая работа№4 «Изучение свойств воды в жидком состоянии и твёрдом состоянии» | Урок первичного предъявление нового материала. | исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | -проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде; - определять свойства воды при нагревании и охлаждении. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | проводят опыты, формулируют выводы, фиксируют выводы в письмен-ном виде. | Практическая работа №4 | |
17 | Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приёмами использования. Термометр и его устройство. Практическая работа№5 «Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изготовление модели термометра». | Урок первичного предъявление нового материала. | -измерять температуру воды с помощью градусника; - Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра. | - пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Измеряют температуру воды с помощью градус-ника. Работа в парах. | Практическая работа №5 | ||
18 | Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба)» Опыт№4 Практическая работа№6 «Доклады для первоклассни- ков и второклассников о безопасном поведении во время гололёда» | Урок первичного предъявление нового материала. | - проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде. - делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды. | -Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. | Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых Познавательные. - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | проводят опыты, формулируют выводы, фиксируют выводы в письмен-ном виде. | Опыт№4 Практическая работа №6 | |
19 | Свойства воды в газообразном состоянии. Опыт№5 | - определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях. | -Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. | Опыт№5 | |||||
Чудесные превращения воды в природе (6ч) | |||||||||
20 | Круговорот воды в природе. | Урок первичного предъявление нового материала. | - доказывать круговорот воды в природе. | - проводить наблюдения и фиксировать данные. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Проводят наблюдения и фиксируют данные. Работают в группах и парах. | Интернет-ресурсы. (6) | |
21 | Туман и облака. | - проводить исследовательскую работу; - определять виды облаков. | -самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние | Слайд-презентация. (7) | |||||
22 | Осадки. Наблюдение№1 | - проводить исследовательскую работу; -различать виды осадков. | -самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние | Наблюдение№1 | |||||
23 | Вода - растворитель (третье заседание клуба) Опыт№6 «Очистка воды с помощью фильтра.» | Урок первичного предъявление нового материала. | -извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернета, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха. | -готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | Извлека-ют по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии. готовят доклады и обсужда-ют полученные сведения. | Опыт№6 | |||
24 | Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов. Растворы в природе. Опыт №7 | Урок первичного предъявление нового материала. | - проводить опыты; - определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды. | -Иметь представление о круговороте воды в природе. -доказывать круговорот воды в природе. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | проводят опыты; - определя-ют с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды. | Опыт №7 | |
25 | Почему воду надо беречь? Значение воды для растений, животных человека. Охрана водоёмов, бережное отношение к воде.
| Урок первичного предъявление нового материала. | - охранять водные богатства. -Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. | -Уметь охранять водные богатства. - Водоемы, их использование человеком, охрана воды. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
| Извлека-ют по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии. | Мультимедиа. (8) | ||
Воздух и его свойства (4ч) | |||||||||
26 | Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Океан, которого нет на карте и глобусе Опыт№8 | Урок первичного предъявление нового материала. | -характеризо-вать кругооборот воды в природе. - Иметь представления о воздушном океане Земли - атмосфере. | - проводить опыты; показывать, что воздух, окружаю- щий нас, присутствует в твердых телах и в воде. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Личностные: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | проводят опыты; показывая, что воздух, окружаю- щий нас, присутствует в твердых телах и в воде. | Опыт№8 | |
27 | Воздух - это смесь газов, смесь газообразных веществ(азот, кислород, углекислый газ и другие газы) Опыт№9. | Урок первичного предъявление нового материала. | -исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника | -определять свойства кислорода и углекислого газа | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Исследу-ют в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризуют эти свойства; измеряют температуру воздуха с помощью градус-ника. | Опыт№9 | ||
28-29 | Свойства воздуха (четвертое заседание клуба) Практическая работа№7 «Изучение свойств воздуха» | Урок первичного предъявление нового материала. | -сравнивать свойства воды и воздуха | с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности. | с помощью опытов доказывают, свойства воздух. | Практическая работа №7 | ||
Движение воздуха (5ч) | |||||||||
30 | Движение воздуха (ветер).Температура воздуха. Практическая работа№8 «Измерение температуры воздуха с помощью термометра» | Урок первичного предъявление нового материала. | - измерять температуру воздуха с помощью термометра. | - Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Личностные: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | измеряют температуру воздуха с помощью термометра. Работа в парах. | Практическая работа №8 | |
31 | Ветер. Наблюдение№2 | Урок первичного предъявление нового материала. | - пользоваться флюгером и анемометром. | -знать разные названия движения воздуха, зависящие от его силы и скорости. | Работа в парах и группах. | Наблюдение№2 | |||
32 | Что такое погода? Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Наблюдения за погодой№3 Практическая работа№9 «Подкормка птиц». | фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения); | - Иметь представление о погоде. - от чего зависит погода, почему погода непостоянна; -как изучают погоду. - вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Фиксиру-ют резуль-таты наблюдений за погод-ными явлении-ями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения); | Наблюдения за погодой№3 Практическая работа №9 | |||
33 | Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | Урок первичного предъявление нового материала. | - определять свойства воды и воздуха, их значение в природе и жизни человека. | - Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека. | Определяют свойства воды и воздуха. Работа в группах и парах. | Слайд-презентация. (9) | |||
34 | Заключительный урок по теме «Вода и воздух». | ||||||||
Второе полугодие (34ч) | |||||||||
Тайны недр Земли (6ч) | |||||||||
35 | Твёрдые вещества. Горные породы. | Урок первичного предъявление нового материала. | - различать виды горных пород; - определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты | - что горные породы -природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Работа в парах и группах. Самооценка и взаимооценка. | Слайд-презентация. (10) | |
36 | Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Разрушение горных пород Практическая работа№10 «Расширение твердых тел при нагревании». | Урок первичного предъявление нового материала. | - наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды. | - Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Работа в парах и группах. Самооценка и взаимооценка. Проведе-ние опыта и наблюде-ние. | Практическая работа №10 | ||
37 | Что такое минералы? Практическая работа №11 «Сравнение минералов по твердости». | Урок первичного предъявление нового материала. | - выполнять практическую работу. | - Иметь представление о минералах как составных частях горных пород. Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Выполняют практическую работу. Работа в парах. Взаимооценка. | Практическая работа №11 | |
38 | Полезные ископаемые. | Урок первичного предъявление нового материала. | различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности); | - понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Приводят примеры использо-вания полезных ископаемых в хозяйстве челове-ком (на примере своей местности | Интернет-ресурсы. (11) | ||
39 | Свойства твёрдых тел (на примере полезных ископаемых). Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба) Практическая работа№12 «Изучение свойств полезных ископаемых(известняка, мрамора, песка, глины)» | Урок первичного предъявление нового материала. | исследовать в группах ( на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | - в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Исследу-ют в группах ( на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризуют свойства полезных ископаемых. | Практическая работа №12 | |
40 | Использование и охрана полезных ископаемых . Почему надо беречь полезные ископаемые | Урок первичного предъявление нового материала. | извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернета, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; | - охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | ||||
Почва (3ч) | |||||||||
41 | Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Как образуется почва. | Урок первичного предъявление нового материала. | -характеризо-вать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности); | - горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания». | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Характеризуют роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности); | ||
42 | Почва – единство живого и неживого, её примерный состав, свойства, значение для жизни. Почва и ее состав (шестое заседание клуба) Практическая работа №13 «Определение примерного состава почвы» | Урок первичного предъявление нового материала. | -исследовать в группах ( на основе демонстрационных опытов) состав почвы | - что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Исследу-ют в группах ( на основе демонстрационных опытов) состав почвы. | Практическая работа №13 | ||
43 | Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба).
| Урок первичного предъявление нового материала. | -обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере на примере образования и состава почвы; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернета, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | - значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае; - договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывания. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | договариваются, распределяют работу, оценивают свой вклад в общий результат деятельности; обсуждают проблему. |
| |
Природные сообщества (7ч) | |||||||||
44-45 | Лес. Взаимосвязь в сообществе. Растения и животные леса. Лес и его обитатели. Практическая работа №14 «Работа с гербариями растений леса». | Урок первичного предъявление нового материала. | -характеризо-вать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема); называть представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу России. | - Иметь представление о природном сообществе. -многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания; - раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе. | Познавательные. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Раскрыва-ют связи, которые существу-ют между обитателями леса; составляя-ют цепи питания, существующие в лесном сообщес-тве. | Практическая работа №14 | |
46 | Луг. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные луга. Размножение животных. Луг и его обитатели Практическая работа №15 «Работа с гербариями растений луга» | Урок первичного предъявление нового материала. | проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов; | извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Извлека-ют (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации; готовят доклады и обсужда-ют полученную информацию. | Практическая работа №15 | ||
47 | Поле. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные поля. Поле и его обитатели Практическая работа №16 «Работа с гербариями растений поля» | Урок первичного предъявление нового материала. | -характеризо-вать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности); называть представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России; | - раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе; - многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания. | Познавательные. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Практическая работа №16 | ||
48 | Водоём. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные водоёма. Пресный водоем и его обитатели. | Урок первичного предъявление нового материала. | - раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоёма; - составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоёма. | -различать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Раскры-вают связи, которые существуют между обитателями пресного водоёма; - состав-ляют цепи питания, существующие в сообществе пресного водоёма и болота. | Слайд-презентация. (12) | ||
49 | Болото. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные болота. Болото и его обитатели | Урок первичного предъявление нового материала. | - раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; - составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе. | -различать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания; - раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе. | Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | |||
50 | Экскурсия №2 «Природные сообщества родного края.» ПДД№3 «Виды транспортных средств. специальные транспортные средства. На загородной дороге» | Урок первичного предъявление нового материала. | - многообразие расти- тельного и животного мира родного края и возможность их совместного обитания. | - раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания, присущие этим сообществам. | Познавательные. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Во время экскурсии Раскрыва-ют связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края. | Экскур-сия №2 ПДД№3 | |
51 | Обобщение по теме «Природные сообщества»
| - анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ. | -называть природные сообщества, приводить примеры их обитателей; | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Работа в группах и парах. | ||||
Человек и природные сообщества (8ч) | |||||||||
52 | Роль и значение лесов в жизни человека. | Урок первичного предъявление нового материала. | - охранять природные богатства. | - значение леса для природы и для жизни человека. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | -работа с нагляд-ным материалом -работа в парах и группах; -взаимооценка и самооценка. | ||
53 | Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба). | Урок первичного предъявление нового материала. | пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях. | пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышения температуры тела); | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях. | |||
54 | Роль и значение луга в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. | Урок первичного предъявление нового материала. | -понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг | -Объяснять взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Извлека-ют по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии. | ||
55 | Роль и значение болота в жизни человека. Влияние человека на болото. Охрана болот родного края. Надо ли охранять болота? | Урок первичного предъявление нового материала. | - выполнять правила безопасного поведения на болотах. | - Охрана природных богатств. Связь неживой и живой природы. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Мультимедиа. (13) | |||
56 | Роль и значение водоёмов в жизни человека. Дары рек и озер.
| Урок первичного предъявление нового материала. | - показывать на карте реки и озёра; - выполнять правила поведения у водоёмов. | - распознавать реки и озера России и родного края. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | Работают с картой; работа в группах и индивидуальная. | |||
57 | Безопасное поведение у водоемов (девятое заседание клуба). Экскурсия№4 «Экскурсия на водоем родного края». ПДД№4 Переходим дорогу,перекресток. Сигналы светофора и регулировщика
| понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства; | пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья | Познавательные. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | -работа с нагляд-ным материалом -работа в парах и группах; -взаимооценка и самооценка. | Экскур-сия№4 ПДД№4 | ||
58 | Человек – защитник природы Практическая работа №17 «Уход за комнатными растениями» | Урок первичного предъявление нового материала. | определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ | обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым; | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Практическая работа №17 | |||
59 | Природа будет жить. | Урок первичного предъявление нового материала. | обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым | осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным); | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Извлека-ют по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии. | ||
60 | Обобщение по разделу «Человек и природные сообщества» | -значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. -охранять природные богатства. | - Природа как важнейшее условие жизни человека. Охрана природных богатств. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Извлека-ют по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии. | ||||
Путешествие в прошлое ( 3ч) | |||||||||
61 | Лента времени Практическая работа №18 «Определение последовательности исторических событий» | Урок первичного предъявление нового материала. | различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры; находить место изученного события на ленте времени | соотносить даты основания городов Золотого кольца России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры; находить место изученного события на ленте времени | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Извлека-ют по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии. Работа в группах и взаимооценка. | Практическая работа №18 Слайд-презентация.(14) | |
62-63 | Города России - Золотое Кольцо России Практическая работа№ 19 «Работа с картой – города Золотого кольца России» | Урок первичного предъявление нового материала. | описывать достопримечательности Московского Кремля; находить на карте Российской Федерации города Золотого кольца, город Санкт-Петербург; находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка). | проявлять уважение к правилам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации; | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Извлека-ют по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии. Работа в группах и взаимооценка. | Практическая работа № 19 Слайд-презентация.(15) | ||
64-65 | Санкт Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт – Петербурга, достопримечательности. Путешествие по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба) Практическая работа №20 «Расположение Санкт-Петербурга» | Урок первичного предъявление нового материала. | описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов Золотого кольца; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопе- дии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады о обсуждать полученные сведения. | использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса). | Познавательные. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Извлека-ют по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии. Работа в группах и взаимооценка. | Практическая работа №20 Слайд-презентация.(16) | |
66 | Обобщение по теме «Путеше- ствие в про- шлое
| -показывать родной город (поселок) на карте; рассказывать о его основных достопримечательностях | -историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. - Россия - наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте. | Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Извлека-ют по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии. Работа в группах и взаимооценка. | |||
67 | Экскурсия№5 в краеведческий музей г. Калачинска. ПДД№5 Безопасность пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. Поведение при угрозе и во время аварии. | Экскур-сия№5 ПДД№5 | |||||||
68 | Итоговый урок. Обобщение по теме «Наша страна Россия». | -показывать родной город (поселок) на карте; рассказывать о его основных достопримечательностях | историческое значение и основные достопримеча-тельности родного города (поселка), родного края. | Работа в группах и парах; индивидуальные ответы; оценка, самооценка и взаимооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....