Словарь для учащихся 4 класс «Окружающий мир»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
В словаре представлены основные понятия, которые должны знать учащиеся 4 класса в рамках курса "Окружающий мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные географические понятия курса "Окружающий мир" | 39.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарь для учащихся 4 класс «Окружающий мир»
Составила учитель географии Чуканова Л.М. 2013-2014г.
Тема 2.Планета Земля
- Планета- небесное тело ,которое не излучает свет.
- ЗЕМЛЯ, планета, на которой мы живем; третья от Солнца и пятая из крупнейших планет в Солнечной системе.
- Звезда- небесное тело ,которое излучает собственный свет.
- Вселенная – это весь существующий мир. Она бесконечна во времени и пространстве.
- Галактика- огромное скопление звезд( Млечный путь)
- Солнце- это звезда пылающий газовый шар, вокруг которого вращаются планеты.
- Солнечная система – Солнце, планеты, спутники, кометы, астероиды. Как полагают, Солнечная система сформировалась из вихревых газово-пылевых облаков ок. 5 млрд. лет назад
- Луна – спутник Земли в 1969 г. Нил Амстронг «вступил» на поверхность Луны. Под влиянием притяжения Солнца, Луны и других планет на протяжении года форма орбиты и конфигурация Земли слегка меняются, а также возникают приливы.
Сила земного притяжения, или гравитация, удерживает Луну на орбите, а атмосферу – вблизи земной поверхности.
- Земная ось – это воображаемая прямая, проходящая через центр и полюса Земли.
- Орбита – путь, по которому движутся планеты вокруг Солнца. орбита Земли это эллипс
- Геоид – форма планеты Земля
- Земля вращается вокруг своей оси. Хотя это движение и не заметно на поверхности, точка на экваторе перемещается со скоростью ок. 1600 км/ч. Земля совершает один оборот вокруг оси за 23 ч 56 мин 4,09 с. – сутки. Вращение происходит с запада на восток, т.е. против часовой стрелки (если смотреть со стороны Северного полюса)
- Земля также обращается вокруг Солнца по орбите со средней скоростью 29,8 км/с, Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты под углом 66°,5 благодаря чему происходит смена времен года.
Когда Солнце находится над Северным тропиком --- в Северном полушарии начинается лето, при этом Земля располагается дальше всего от Солнца.
В Южном полушарии лето начинается, когда Солнце поднимается над Южным тропиком В это время в Северном полушарии начинается зима.
- Среднее расстояние до Солнца 149 598 тыс. км
- Глобус - Уменьшенная модель земного шара .
- 22 декабря – день зимнего солнцестояния.
- 23 сентября – день осеннего равноденствия
- 21 марта - день весеннего равноденствия
- 22 июня день летнего солнцестояния.
- Площадь поверхности Земли = 510 млн км² из них 361 млн. км2 приходится на воду.
- Еще в 3 в. до н.э. греческий ученый Эратосфен довольно точно рассчитал радиус Земли.
- Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км
до полюсов = 6 356 км
- Длина экватора = 40 000 км
- Длина 1 градуса по меридиану = 111 км.
- Земля представляет собой сферу,
состоящую из трех слоев – твердого (литосферы),
жидкого (гидросферы) и газообразного (атмосферы). Плотность пород, слагающих литосферу, увеличивается по направлению к центру. Так называемая «твердая Земля» включает ядро, выполненное главным образом железом, мантию, состоящую из минералов более легких металлов (например, магния), и относительно тонкую твердую кору. Местами она раздроблена (в областях разломов) или смята в складки (в горных поясах).
Тема 3.Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта
- Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Большая часть суши расположена в Северном полушарии.
- Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
- Части света: Америка, Африка, Антарктида, Европа, Азия, Австралия.
- Градусная сетка- Изображение параллелей и меридианов на глобусе и карте
- Экватор- Окружность , которая проводится на одинаковом расстоянии от полюсов .
- Параллель- Линии окружности, проведенные параллельно экватору к северу и югу от него
- Меридианы -Линии окружности проведенные от одного полюса к другому
- Тропики – ( Северный, или тропик РАКА, и Южный, или тропик КОЗЕРОГА)область прилегающая к экватору, где хоть раз в году Солнце бывает в зените.( на северном тропике 22 июня; на южном тропике -22 декабря.)
- Полярные круги – воображаемая линия, ограничивающая область, где полярная ночь или полярный день.
- Географический полюс- Точка, через которую проходит воображаемая ось земли
- План местности- Чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе на плоскости с помощью условных знаков
- Географическая карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
- Масштаб - Показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении его на бумаге .
- Горизонт- Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности .
- Линия горизонта - Граница видимого пространства, где нам кажется , что небо сходится с землей ( СТОРОНА ГОРИЗОНТА , КОТОРАЯ ИМЕЕТ АЗИМУТ 90 градусов)
- (Полюс холода Земли - (греч. polos — ось) — области с наименьшими температурами данного полушария. В северном полушарии полюс холода расположен в понижениях Верхояно-Колымских гор, где континентальный воздух Сибирского антициклона неподвижно остается на большое время. Так, в бассейнах озерами Яны и Индигирки (метеостанции Верхоянск и Оймякон) зарегистрированы температуры воздуха в -68° и -72°С, а средняя за январь -48° и -50°С. До -65°С снижаются температуры и на ледяном щите Гренландии. Для южного полушария отмечен полюс холода в восточной части Антарктиды на высоте 3500 м -89°С.)
- Ориентироваться - Значит уметь определить свое местонахождение по отношению к окружающим предметам
Основные стороны горизонта:
- восток – направление на восход Солнца,
- запад – направление на закат Солнца,
- север – направление на Полярную звезду,
- юг – направление на Солнце в полдень.
- Азимут - Угол , направленный на север и на какой-либо предмет
Тема 4.Формы земной поверхности ( Литосфера)
Литосфера- Твердая каменная оболочка Земли . К литосфере относят земную кору и верхнюю часть мантии.
Плотность пород, слагающих литосферу, увеличивается по направлению к центру. Так называемая «твердая Земля» включает ядро, выполненное главным образом железом, мантию, состоящую из минералов более легких металлов (например, магния), и относительно тонкую твердую кору. Местами она раздроблена (в областях разломов) или смята в складки (в горных поясах).
- Земная кора – тонкая внешняя оболочка Земли средней мощностью 32 км. Наиболее тонкая она под океанами (от 4 до 10 км), а наиболее мощная – под материками (от 13 до 90 км). На кору приходится примерно 5% объема Земли.
- Гора-Часть земной поверхности, высоко поднятая над равниной и сильно расчлененная
- Пик – Остроконечная вершина горы
- Горные системы:
1.Гималаи-г.Джомолунгма,
2.Кордильеры- г.Мак-Кинли,
3.Анды-г.Аконкагуа,,
4.Альпы-г.Монблан,
5.Кавказ-г. Эльбрус,,
6.Урал-г. Народная,
7.Аппалачи,
8.Атлас-г.Тубкаль,
9.Большой водораздельный хребет-г. Косцюшко,
10.Тянь-Шань,
11.Саяны,
12.Алтай-г. Белуха,
13.Тибет.
- Вулканы: Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи, Эребус (Антарктида), Этна, Фудзияма Вулкан - Конусообразная , куполовидная гора с углублением на вершине, через некоторое происходит извержение магмы
- Равнина - Обширные участки суши с ровной или холмистой поверхностью (часть земной поверхности с различием относительных высот неровностей на ней не более 200 м)
- РАНИНЫ по высоте: низменности – 200м.; возвышенности – 500м. ; плоскогорья – 1000м.
- Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины, Амазонская низменность, Среднерусская возвышенность, Прикаспийская низменность, пустыня Сахара, пустыня Калахари, Индо-Гангская низменность, Месопотамская низменность, Большая пустыня Виктория, пустыня Гоби.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.
- Движение земной коры- Природное явление , происходящие в твердой оболочке земли
- Сейсмограф- Прибор, фиксирующий колебания земной коры
- Землетрясение - Резкие колебания земной коры, возникающие в результате смещений в земной коре
- Выветривание - Разрушение и изменение горных пород под воздействием колебаний t, влаги , живых организмов , ветра
- Рельеф- Все неровности земной поверхности
- Горные породы –природное тело, состоящее из 1 или нескольких минералов.
- Минералы - Однородное образование (Природное тело) из которых состоят горные породы
- Полезные ископаемые - Горные породы, которые человек добывает и использует в хозяйственной деятельности
- самая высокая точка на Земле – гора Джомолунгма (Эверест) в Гималаях (8848 м над уровнем моря),
- самая низкая – на дне впадины Челленджер в Марианском желобе вблизи Филиппин (11 033 м ниже у.м.).
- Глубина на суше:
- в золотоносные рудники ЮАР ( АФРИКА) глубина свыше 3 км,
- нефтяная скважина Техас (С.Америка) глубина ок. 8 км
- самая глубокая в мире – более 12 км – Кольская буровая экспериментальная скважина (Россия).
**** Всё ниже и ниже.
По мере приближения к центру Земли объекты располагаются следующим образом
- Дно Мертвого моря
- Дно Марианской впадины
- Забой сверхглубокой скважины на севере Австралии
- Поверхность ледника на Южном полюсе
- Поверхность ледников на Северном полюсе
Тема 5.Атмосфера – воздушная оболочка Земли
- Атмосфера – Воздушная (Газообразная) оболочка
воздушная оболочка Земли, состоящая из пяти концентрических слоев – тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы и экзосферы.
- Воздух- естественная смесь газов, составляющая атмосферу Земли( АЗОТ-78%, КИСЛОРОД- 21% 1%- АРГОН,ВОДЯНОЙ ПАР,ОЗОН,УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ и др.)
- Озоновые дыры – участки в атмосфере, где содержание озона меньше.
- Парниковый эффект – свойство атмосферы ( в основном водяного пара и углекислого газа) пропускать солнечное тепло на земную поверхность, но задерживать тепло от нагретой Земли.
- Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении из области высокого давления в область низкого давления.
- Пояса освещенности – части поверхности Земли ограниченные тропиками и полярными кругами различающиеся по условиям освещенности (ПОЛЯРНЫЙ, УМЕРЕННЫЙ, ТРОПИЧЕСКИЙ).
- Тепловые пояса – пояса Земли с определенными условиями температурного режима (ЖАРКИЙ, УМЕРЕННЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ПОЯС ВЕЧНОГО МОРОЗА).
- Погода – состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данной местности.
- Климат – многолетний режим погоды.
Тема 6.Гидросфера
- Круговорот воды в природе - Процесс перемещения воды из океана на сушу, и с суши в океан
- Гидросфера - Водная оболочка
Почти 98% гидросферы составляют соленые воды океанов и морей, покрывающих ок. 71% земной поверхности.
Части Мирового океана- море,залив,пролив,остров,полуостров,архипелаг.
- Пролив- Неширокое водное пространство, ограниченное с 2-х сторон берегами материков или остров
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский, Мозамбикский, Суэцкий канал, Панамский канал.
- Залив-Часть океана(моря) глубоко вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский, Гудзонов, Финский.
- Море- Часть океана отделенная сушей
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское, Аравийское, Филиппинское, Карское, Азовское, Восточно-сибирское, Мертвое, Мраморное.
- Соленость -Кол-во граммов веществ, растворенных в одном литре воды. Морская вода представляет собой раствор, содержащий в среднем 3,5% минеральных веществ (ее соленость обычно выражается в промилле, ‰).
Основным компонентом морской воды является хлористый натрий, присутствуют также хлорид и сульфат магния, сульфат кальция, бромид натрия и др.
Некоторые внутренние моря благодаря поступлению огромного количества пресной воды имеют менее высокую соленость
(например, максимальная соленость Балтийского моря 11‰), тогда как другие внутренние моря и озера отличаются очень высокой соленостью ( Мертвое море – 260–310‰, Большое Соленое озеро( Северная Америка) – 137–300‰).
СУША В ОКЕАНЕ
- Острова- Небольшие участки суши со всех сторон окруженные водой
- Архипелаг- (итал. arcipelago), группа островов, расположенных близко друг от друга
- Атолл- Результат деятельности коралловых полипов, отмирая их известковые скелеты образуют твердую основу острова (- кольцеобразный коралловый остров в виде узкой гряды, окружающий или полуокружающий неглубокую лагуну (не глубже 100 м). Эта коралловая постройка иногда достигает 2000 м мощности в тропических широтах Индийского и Тихого океанов. Она постепенно нарастает на возвышенностях океанического дна и часто на потухших вулканах. Атоллы могут достигать 50 км в поперечнике при высоте до 4-5 м над уровнем воды, а их скопления вдоль берегов образуют барьерные рифы)
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия, Филиппинские, Гавайские, Шри-Ланка, Великобритания, Новая Земля.
- Полуостров - Суша, далеко вдающаяся в океан
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска, Калифорния, Таймыр, Флорида.
- Река – это постоянный водный поток , текущий в углублении(Русло)
- Озёра – скопление воды в углублении на суши.
- Исток – начало реки.
- Устье – место впадения реки( в океан, в море, в озеро, в другую реку)
- Болото – это переувлажненные участки местности.
- Реки: Нил, Конго, Амазонка, Миссисипи, Енисей, Волга, Дунай, Днепр, Лена, Обь-Иртыш, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы, Тигр, Евфрат, Амур, Муррей,
- Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера, Чад, Ладожское, Танганьика, Эйр (Австралия).
- Водопады: Ниагарский (С.А.), Виктория (Африка), Анхель (Ю.А.).
Тема 7.Биосфера
- Биосфера- Сфера возникновения и развития жизни на земле. Термин введен в 1875г. австрийским геологом Зюссом.
- Человеческая раса-
- Страна-территория имеющая границы, независима или находится под властью другого государства ( колония).
- Почва – рыхлый плодородный слой земной коры.
- Природная зона - крупный природный комплекс, с одинаковой температурой, влажностью, почвой , растениями, животными.
- Географическая оболочка – целостная ,непрерывная оболочка Земли, среда обитания человека, охватывающая взаимно проникающие друг в друга и взаимодействующие нижние слои АТМОСФЕРЫ,ГИДРОСФЕРУ, БИОСФЕРУ, верхние толщи ЛИТОСФЕРЫ.
- Экология – наука о взаимодействии общества и природы.
- Народ (этнос) - от греч.ἔθνος — Народ — группа людей, объединённая общими признаками, (происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.)
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз, Норвегия, Финляндия, Украина, Белоруссия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, КНДР, Япония, Грузия, Казахстан, Монголия, Азербайджан, Египет, Алжир, Бразилия, Аргентина, Ливия, Франция, Италия, Испания, Германия, Греция, Турция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир
К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....
Монопроект 1 класс. Окружающий мир, ИЗО Тема: Где зимуют птицы? Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2011
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/65503.html...
Проверочная работа по окружающему миру на тему «Карта – наш экскурсовод», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Проверочная работа по окружающему миру на тему "Карта-наш экскурсовод", 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива")...
Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)
Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)...