Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Арктические пустыни"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема " Арктические пустыни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl._arktika.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: «Природные зоны России. Ледяная зона».
Технологическая карта
Тема урока | Природные зоны России. Ледяная зона. |
Цели урока | 1. Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны. 2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориентироваться по карте, умение работать с дополнительной литературой. 3. Воспитывать экологическую культуру. Развивать эмоционально-положительное отношение к объектам природы. Развивать коммуникативные умения. |
Планируемые результаты | Получить представление о географическом положении, климате, растительном и животном мире ледяной зоны. Понять причины различия климата на земле. Осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Развитие эмоционально-положительного отношения к природе. Воспитание экологической культуры. Расширение кругозора. |
План урока | I. Вводная часть 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний: 1) наблюдения; 2) работа по карте; 3) экспресс-опрос. 3. Активизация познавательной деятельности. II. Изучение нового материала
III. Итоги урока. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстрированный Эвристическая беседа Репродуктивный Практический |
Формы организации учебной деятельности | Урок – путешествие. |
Приемы деятельности учителя | Опрос по изученному материалу. Работа с картой. Постановка проблемных вопросов. Рассказ. Организация сообщений. Помощь выступающим. Работа с теллурием. Диалог, обмен мнениями по поводу путешествия. Подведение итогов. |
Познавательные задания | I. Вводная часть -Что нужно знать, прежде чем отправиться в путешествие? - Сообщить метеосводку. - Отгадать загадку. - Нужна ли путешественнику карта? Упражнение «Волшебное окошко» II. Изучение нового материала - Найти на карте точку отправления, показать наш путь, показать ледяную зону. - Наблюдение за сезонными изменениями по теллурию. - Проблемные вопросы:
- Опережающие задания к уроку, подготовка сообщений. III. Итог урока. - Что понравилось во время путешествия? - О чем захотелось узнать подробнее? - Разгадывание кроссворда. - Составить творческий рассказ – отчет о путешествии в ледяную зону. |
Организация деятельности учащихся |
|
Развитие умений учащихся |
|
Основные понятия и термины | Природные зоны. Ледяная зона. Географические названия. Теллурий. Полярная ночь, полярный день. Параллель, северная широта. Полярное сияние. Арктика. |
Источники информации |
|
Оборудование и материалы | Физическая карта России Карта природных зон России Теллурий Презентация «Крайний Север» Табличка Гербарий Учебник А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Атласы «Мир вокруг нас» |
Домашнее задание | Составить творческий рассказ о своем путешествии на Север. Опережающие задания по зоне «Тундра» |
Оценивание | Отметки |
Ход урока.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Упражнение «Подарить друг другу улыбку».
2. Актуализация опорных знаний.
1) Наблюдения
-Вы любите путешествовать?
Я предлагаю совершить сегодня интересное путешествие. Вспомните, о чем мы узнали на прошлом уроке?
(О природных зонах)
- Какие природные зоны вы знаете?
(ответы детей)
- И вот сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы изучить подробнее одну из зон.
Но для начала выясним, что нужно узнать, прежде чем отправляться в путь?
(погода)
- Совершенно верно, нужна метеосводка. Кто сегодня дежурный по Гидрометцентру?
(Желающему ставится на парту табличка
он рассказывает о погоде, используя свой дневник наблюдений, по плану:
- День недели, число, месяц, время года.
- Состояние небосвода.
- Температура.
- Осадки.
- Ветер, сила ветра.
- Погодные явления.
- Сезонные изменения в растительном и животном мире).
2) Работа по карте.
- Что еще нужно путешественнику, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Море есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя.
(Карта)
- Зачем путешественнику карта?
(ответы детей)
- Проверим ваше знание карты.
(На доске физическая карта России. Опрос 2-3 человек.
Показать: Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину,
оз. Байкал, Каспийское море, Уральские горы, р. Обь, р. Енисей, остров Врангеля, остров Новая Земля, Новосибирские острова, моря Атлантического океана, Тихого океана, Северного Ледовитого океана и др.)
3) Проверка знаний учащихся.
- Нужны ли путешественнику знания природы?
Давайте узнаем, достаточно ли у вас знаний для нашего путешествия.
-Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?
(ответы детей)
- Экспресс - опрос. На листочках записываем ответы да или нет.
- Путешественники ходили друг к другу в гости с острова на остров пешком.
- Уральские горы разделяют Европу и Азию.
- Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена – реки России.
- На политической карте нанесены горы и равнины.
- Луна – звезда, ведь она светится.
- Земля делает оборот вокруг Солнца за сутки, а вокруг оси - за год.
- Природные зоны сменяются с запада на восток.
- Самое глубокое озеро – Каспийское.
- В озере Байкал пресная вода.
- Карта – модель Земли.
- Сверьте свои ответы с ключом. Оцените себя
(На доске «ключ» : нет, да, да, нет, нет, нет, нет, нет, да, нет)
(Дети проверяют свою работу, оценивают и сдают листки учителю)
- Молодцы, показали хорошие знания.
3. Активизация познавательной деятельности.
Упражнение «Волшебное окошко»
- Настоящий путешественник должен уметь видеть необычное в самых обыкновенных вещах, уметь фантазировать, обладать смекалкой, воображением. Давайте потренируемся.
- У меня в руках «Волшебное окошечко», сегодня оно голубого цвета.
(квадрат голубого цвета)
- Выгляните из этого окошечка, вы увидите что-то удивительное, интересное. Что вы увидели?
(ответы нескольких детей)
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока.
- Мы основательно подготовились к путешествию. Дорога предстоит долгая, поэтому отправимся на самолете.
Цель нашего путешествия – ледяная зона, нам нужно увидеть особенности этой зоны.
Точка отправления г.Новосибирск, найдите его на карте.
(показ)
2. Физминутка.
Итак, в путь.
Руки в стороны - в полет отправляем самолет.
Правая рука вперед,
Левая рука вперед,
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолет.
3. Географическое положение ледяной зоны.
- Посмотрите в иллюминатор, под крылом самолета лесные просторы, тайга.
(Учитель показывает путь по карте «Природные зоны России», дети следят по своим картам)
-Леса сменяются снежным покровом. Под нами голая ледяная пустыня. Мы у цели, перед нами ледяная зона.
(слайд презентации «На Крайнем Севере»)
- Облетаем ледяную зону. Она занимает самый север нашей страны, включает в себя Северный Ледовитый океана, его окраинные моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; острова: Шпицбергена, Земля Франца Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля (остров-заповедник).
Южная граница ледяной зоны проходит приблизительно по 66 параллели северной широты.
(Все это учитель показывает по карте на доске, дети находят на своих картах).
- Кругом нас лежат льды, но ледовый покров не везде одинаковый. Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами, а самые толстые льды покрывают море Лаптевых, толщина которых даже у побережья достигает 2,5 м. Подумайте, почему? Посовещайтесь, обсудите в парах и предложите свою гипотезу.
(Работа в парах, предположения детей, обсуждение гипотез. если верного ответа не найдено, учитель дает подсказку:
- Причина в географическом положении морей относительно океана. Баренцево море близко к бассейну Атлантического океана, где проходит теплое течение Гольфстрим – «природная грелка». Море Лаптевых удалено и от Атлантического, и от Тихого океана, близость Северного полюса )
- Кто знает, как еще называют ледяную зону?
(Арктика)
-Арктика – это страна звонких льдов и пушистых снегов.
4. Климатические условия.
- Как вы думаете, почему здесь льды и так холодно?
(Мало Солнца, солнечные лучи скользят по поверхности).
-Посмотрите на прибор – теллурий.
Лампочка – это Солнце, а глобус – наша Земля. Можно увидеть, как освещается и обогревается планета в разные времена года.
Посмотрите, как зимой освещается Солнцем ледяная зона?
(ответы детей).
- Поэтому здесь так холодно. Зима суровая, ветреная, длинная. Температура опускается до -30, - 40 С. Самая низкая температура - 69 С. Часто метут метели. На полюсе полярная ночь длится 179 суток. И лишь иногда черную непроглядную тьму разрывают сполохи северного сияния.
(слайд «Полярное сияние»).
- Послушайте, как описал северное сияние полярник: «Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зеленого цвета, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели.»
- Представьте, что наступило лето. Как освещена ледяная зона?
(Показ на теллурии. Ответы детей.)
- Поэтому лето ясное, но холодное. Самая высокая температура + 5, + 9 С. Даже в июне идет снег, но солнце щедро освещает землю и не уходит за горизонт. На полюсе полярный день длится 186 суток.
5. Растительный мир.
- Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи.
- Как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях существовать живые организмы?
(Ответы детей)
- Слово нашим биологам.
(Дети, получившие опережающие задания на прошлом уроке, выступают перед классом с сообщениями о лишайниках и мхах, показывают гербарий.)
- А еще мы можем столкнуться с таким загадочным явлением: «Высадились на остров полярники и ахнули. У скал лежал красный снег. Слепили снежок из снега – розовый. Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь, а верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел.»
- Так с какими организмами мы еще можем встретиться здесь?
(Ответы детей)
6. Животный мир
- Растительный мир скудный, а что же представляет собой животный мир? Посмотрите в иллюминаторы, кто это бредет среди льдин?
(слайд «Белый медведь»)
- Хозяин Арктики – белый медведь. Биологи, слушаем вас.
(Ученик рассказывает о белом медведе, показывает фотографии.)
- Ребята, как вы думаете, почему белые медведи – хищники?
(Нет растительной пищи).
- А это кто загорает на солнышке?
(слайд «Морж»)
(Ученик рассказывает о моржах, показывает фотографии).
- А сейчас мы пролетаем над островом. Ой, как шумно, как на базаре. Ребята, это же настоящий птичий базар! (слайд)
(Ученик рассказывает о птичьих базарах)
В просторах океана живут настоящие исполины – полярные киты.
(Рассказ ученика)
7. Влияние деятельности человека на ледяную зону.
- Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа, обилие рыбы, морских зверей влекло сюда ученых, рыбаков, охотников.
- На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу, погодные условия Севера. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды.
- Но из-за освоения человеком Арктика оказалась в опасности. Об этом нам расскажут экологи.
(Ученики- экологи выступают с сообщением).
III Итоги урока
1. Обобщение
- Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в родную Сибирь. Красоту Севера мы унесем в своем сердце.
- Что понравилось во время путешествия?
- О чем захотелось узнать подробнее?
- Давайте проверим, были ли вы внимательными во время путешествия. На партах у вас лежит кроссворд, разгадайте его.
(Дети работают).
- Одно из чудес света, которое можно увидеть в Арктике.
- Белый хозяин ледяной зоны.
- Остров, на котором создан заповедник.
- На это животное охотится белый медведь.
- Великан с большими клыками, питается раковинами.
- Какое слово получилось по вертикали?
(Север).
2. Домашнее задание.
- Составить творческий рассказ-отчет о своем путешествии на Север, используя материалы урока и учебника. Найти ледяную зону на карте, уметь ее показывать.
3. Оценивание.
Все активные участники путешествия получают положительные отметки.
Вдоль побережий Северного Ледовитого океана широкой полосой протянулась тундра — местность без леса с болотами, речками и ручейками. Здесь настолько суровый климат, что высокие деревья расти не могут. Долгая морозная зима, продолжающаяся 9 месяцев в году, сменяется коротким и прохладным летом. Из-за низких температур земля промерзает, летом успевает оттаять только самый верхний слой почвы, на котором растут мхи, лишайники, травы, маленькие кустарнички — голубика, морошка, брусника, а также стелющиеся карликовая ива и карликовая береза. Растения приспособились к такому суровому климату: как только наступает лето, они начинают торопливо цвести, чтобы успеть дать плоды и семена до наступления холодов. Созревшие семена пережидают долгую зиму, не замерзая.
лето покрывается ярким ковром из цветов, пестрого мха и карликовых деревьев. Растения, девять месяцев в году скрытые под снегом, стремятся показать всю свою красоту и насладиться лучами солнца.
Из-за большого количества воды в тундре охотно проводят лето разные водоплавающие птицы — гуси, утки, гагары, улетающие южнее с наступлением зимы. Животные тоже приспособились к тяжелым условиям: кто-то зимой впадает в спячку, кто-то (например, лемминг) бодрствует под снегом, кто-то покидает тундру на зиму.
Чернозобая гагара — один из коренных обитателей арктической тундры. Гагары прекрасно плавают и замечательно ныряют. Всю жизнь они проводят на воде, выходя на сушу только в период гнездования. Перед погружением гагары выжимают воздух из-под перьев, что увеличивает их плотность. Птицы исчезают под водой с удивительной быстротой, без видимого усилия и даже без малейшего шума. Под водой они работают ногами и отчасти крыльями, стрелой несутся то в одну, то в другую сторону, преследуя рыб, которые быстро становятся их добычей.
Лемминги — трогательные мохнатые зверьки, высотой около 13 см. Они, в основном, коричневого цвета. Копытный лемминг меняет зимой шкурку с коричневой на белую, что делает его незаметным на снегу.
К постоянным обитателям тундры относят куропатку, полярную сову, сокола-сапсана, северного оленя, песца, горностая, ласку, мелких грызунов. Встречаются волки и лисицы. Из насекомых в тундре преобладают комары.
Полярную сову невозможно спутать ни с какой другой птицей. Почти чисто белыми бывают лишь старые самки. Чем моложе птица, тем больше у них в оперении темных пестрин.
Северный олень обитает в тундре и северной тайге. Летом он питается травой, ягодами и грибами, а зимой — ягелем, который он выкапывает из-под снега, и лишайниками, растущими на деревьях.
Северный олень — символ тундры. Это — единственный представитель копытных, способный существовать в открытой северной тундре и на островах Ледовитого океана. Длина тела до 2,2 м, высота в холке до 1,5 м, масса до 220 кг. Большие рога есть и у самцов, и у самок. Питается главным образом лишайниками (ягелем), травой, почками и побегами кустарников. Зимой достает корм из-под снега, разбивая его копытами. Кроме тундры, северный олень встречается также в тайге, а в горных районах — на юге Сибири и в Монголии. Люди приручили северного оленя около 2 тыс. лет назад. И теперь разводят его ради мяса и шкур.
Стадо северных оленей разделено на несколько групп. В каждой такой группе есть один главный самец, который в поединках доказывает свое превосходство другим самцам. Эти бои могут продолжаться до 30 минут. Сражения между самцами северных оленей не столь агрессивны, как у других видов оленей. Обычно они носят ритуальный характер. Главное оружие в таких боях - рога. Рога у северных оленей самые крупные относительно массы тела по сравнению с рогами других оленей. Рога имеют сложное строение. В этом кроется опасность схваток между самцами. Чаще, чем у оленей других видов, рога северных оленей переплетаются друг с другом, животные не могут освободиться и погибают.
Розовая чайка
Розовая чайка (Rhodostethia rosea) регулярно встречается только в России на очень небольшой территории — за Полярным кругом в междуречье рек Лены и Колымы. Гнездится она в тундре небольшими, далеко отстоящими одна от другой колониями. В кладке 1-3 яйца. Зиму розовая чайка проводит в Ледовитом океане и Беринговом море, держась по окраинам незамерзающих полыней. Летом питается в основном насекомыми и водными беспозвоночными, а зимой — морскими рачками и мелкой рыбой.
Топорик (Lunda cirrhata) обитает в северной части Тихого океана. Как и все чистиковые, они превосходные пловцы и ныряльщики. В поисках добычи — рыбы и морских беспозвоночных — топорики погружаются в море и плавают под водой при помощи крыльев. Это непременные обитатели птичьих базаров. Гнезда устраивают в расщелинах скал, между камнями или в норах. В кладке 1-2 яйца. Когда приходит пора покидать гнезда, птенцы, зачастую еще не умеющие летать, прыгают со скал в море, планируя на маленьких крылышках, как на парашютах. Зимуют в море или у побережий, в местах, где море не покрывается льдом.
Песец
Песец (Alopex lagopus) из семейства волчьих — обитатель северных районов Евразии и Америки. Обычная пища песца — тундровые грызуны, полевки и лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц. Подбирает песец падаль и выбросы моря. В период размножения предпочитает места с пересеченным рельефом, там где есть возможность вырыть в промерзшей северной почве норы. Обычно образует постоянные пары. Песцы — единственные из псовых, меняющие окраску меха в зависимости от сезона. Белые зимой, летом песцы носят короткий, весьма неприглядного грязно-бурого цвета наряд, а в межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.
Кайры
Кайры (род Uria) — северные морские птицы из семейства чистиковых, самые многочисленные обитатели птичьих базаров. Распространены вдоль берегов и на островах Северного Ледовитого, в северной части Атлантического и Тихого океанов. Гнездовые колонии кайр ранее могли насчитывать сотни тысяч птиц. Вылупившийся птенец прыгает со скалы в море и уплывает вместе со своими родителями. Все остальное время эти птицы проводят в кочевьях вдали от берегов. Зимой кайры держатся у кромки льдов и на полыньях.
Овцебыки
Овцебык (Ovibos moschatus), или мускусный бык, внешне напоминает и быка, и овцу, что и отражено в его названии. У овцебыков густая длинная шерсть, закрывающая ноги почти до копыт, и направленные вниз рога, слившиеся в основании наподобие шлема. Родина мускусных быков — американские материковые тундры и острова от Аляски до Гудзонова залива, включая Гренландию. Акклиматизированы они в Норвегии и на Шпицбергене, а в России — на полуострове Таймыр и острове Врангеля. Чрезвычайно выносливы в условиях низких температур, но при высокой влажности воздуха легко заболевают воспалением легких. Овцебыки везде малочисленны и находятся под охраной. Они — легкая добыча для охотника, так как, завидев опасность, не убегают, а занимают «круговую оборону». В Канаде, США и Норвегии созданы фермы по одомашниванию и разведению овцебыков.
Заяц-беляк
Заяц-беляк (Lepus timidus) получил свое название за белоснежный зимний мех. Заяц-русак (Lepus europeus) на зиму тоже светлеет, но его всегда можно отличить по черной полоске на хвосте. Встречается беляк по всей Северной Евразии — от берегов Северного Ледовитого океана до Монголии, а также на севере Северной Америки. В умеренных широтах зайчихи обычно приносят по 2-5 зайчат 2-3 раза за лето. На севере зайцы размножаются один раз в году, но величина выводка больше — 6-9 зайчат. Численность зайцев в суровых северных условиях подвержена сильным колебаниям.
Волк
Волк (Canis lupus) — самый крупный представитель семейства волчьих. Ареал его распространения чрезвычайно широк — от Южной Европы до Северной Америки и от арктической тундры до сухих южных степей и полупустынь. И хотя во многих частях первоначального ареала волки истреблены, они по-прежнему могут приспосабливаться к любым условиям обитания. Этому во многом способствуют развитые формы социального поведения: совместная охота, разделение добычи между всеми членами стаи, а в голодные годы — и внутренний контроль рождаемости, когда к размножению допускаются лишь животные самого высокого ранга. Генофонд волков очень пластичен — не случайно от волка произошли все домашние собаки во всем разнообразии их пород.
Сокол-сапсан
Сапсан (Falco peregrinus) — чрезвычайно широко распространенная хищная птица семейства соколиных. Нет этих соколов только в Южной Америке и Антарктике. Предпочитает селиться на открытых местах с пересеченным рельефом, с большим количеством птиц, которых ловит на лету. Обычно сапсан летает кругами на большой высоте, а, завидев добычу, резко бросается вниз, быстро взмахивая крыльями. В момент броска сапсан развивает скорость до 280 км/ч. Издавна сапсан используется как ловчая птица, но из-за неумеренного отлова и загрязнения окружающей среды его численность резко и неуклонно снижается, а во многих густонаселенных районах он совсем исчез. Внесен в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.
Арктика Средние температуры зимних месяцев в Антарктиде -30 -60°С, летом на побережье температура поднимается до 0°С. Часты сильные ветры. Из-за крайне сурового климата здесь царят вечные снега.
Свечения бывают разной формы и окраски — желтовато-зеленые и красноватые, бело-голубые и фиолетовые, в виде лент и столбов, полос и пятен.
Полярное сияние
«Палуба корабля была ярко освещена, и отражение света везде играло на льду. Все небо сверкало, особенно на юге, откуда массы света распространялись высоко кверху. Огненные массы разделились на блестящие разноцветные полосы, которые простирались по небу, переплетаясь между собой самым причудливым образом. Лучи сверкали, отливая необыкновенно чистыми цветами радуги. Это была бесконечная игра ярких красок, превосходящих все, что только можно себе вообразить», — так норвежский путешественник Нансен описывал полярное сияние. И действительно те, кто когда-нибудь видел полярное сияние, навсегда запомнят красоту этого величественного зрелища. Свечения бывают разной формы и окраски — желтовато-зеленые и красноватые, бело-голубые и фиолетовые, в виде лент и столбов, полос и пятен. Длиться они могут от нескольких минут до нескольких суток.
Полярные, или северные, сияния наблюдаются в районах Северного и Южного полюсов. Они напрямую связаны с Солнцем. Эта ближайшая к нам звезда излучает огромное количество тепла, а также потоки мельчайших электрически заряженных частиц. При попадании в атмосферу Земли эти частицы сталкиваются с молекулами воздуха, и те начинают светиться разными цветами. Происходят эти столкновения очень высоко — на высоте 80-1000 км от поверхности нашей планеты. А объяснение тому, что полярные сияния бывают только у полюсов, такое: наша Земля представляет собой огромный магнит, поэтому подлетающие заряженные частицы отклоняются и притягиваются к одному или другому ее полюсу. Так что любуются полярным сиянием только жители крайнего Севера и ученые на научных станциях в Антарктиде.
Надводная часть айсберга составляет лишь одну десятую его объема, остальная часть скрывается под водой.
В бескрайних океанских просторах совершают свое плавание айсберги — массивы изо льда, порой такие огромные, что напоминают ледяные острова (в переводе с англ. iceberg — ледяная гора). Небольшие айсберги имеют длину 1-2 км и ширину около полкилометра, но встречаются и гиганты длиной в несколько десятков километров. При этом надводная часть составляет лишь одну десятую их объема, остальная часть скрывается под водой.
Айсберги образуются в Арктике и Антарктике, в очень холодных районах нашей планеты.
Лето в Антарктике
Скопления льда у берегов Антарктиды, Гренландии и островов Канадского арктического архипелага медленно сползают к морю и на некоторое время повисают над водой в виде гигантского карниза. Морские приливы и ветры подтачивают основание карниза до тех пор, пока огромная масса льда не рухнет в воду. Образовавшийся айсберг подхватывается течениями и ветрами и отправляется в далекое плавание. Попадая в теплые моря, айсберг постепенно тает, и от этого иногда переворачивается.
Встреча с айсбергами в океане опасна. Столкновение с громадой жесткого льда может привести к кораблекрушению. В апреле 1912 года гигантский пассажирский лайнер «Титаник», направлявшийся из Англии в Америку, столкнулся в тумане с айсбергом и затонул. В результате погибло около 1500 человек. Гибель «Титаника» вошла в историю как одна из крупнейших морских катастроф.
Крупнейшая в истории мореплавания катастрофа — гибель огромного пассажирского лайнера «Титаник» в 1912 году произошла в результате столкновения с айсбергом — гигантской горой льда, плавающей в море.
Длиннохвостый поморник
Поморники — птицы отряда ржанкообразных, дальние родственники чаек. Гнездятся в тундре, вдоль морских побережий и на островах. Питаются самой разнообразной пищей — мышевидными грызунами, рыбой, птичьими яйцами и птенцами, всевозможными отбросами, а также насекомыми и ягодами. Поселяясь вблизи колоний птиц, поморники могут наносить им существенный ущерб, разоряя чужие гнезда. На зиму эти птицы улетают на юг, иногда за экватор, и держатся вдоль берегов или в открытом океане. Основу их пищи в это время составляет рыба, отнимаемая у других птиц.
Моржи
Морж (Odobenus rosmarus) — единственный представитель отдельного семейства моржовых из группы ластоногих. Длина его тела может достигать 4 м, а масса — более 1,5 т! Распространены моржи в Арктических водах, где держатся у берегов или у кромки льдов на неглубоких — обычно не более 50 м — участках. Корм эти животные собирают на дне, а нырять на большую глубину не умеют. Весной и осенью моржи мигрируют, следуя за границей льдов. Держатся группами или большими — до нескольких тысяч голов — стадами, выходя для отдыха и размножения на лед или прибрежные пляжи.
Финвал
Финвал (Balaenoptera physalus), или сельдяной кит, — очень крупный кит из семейства полосатиков. Длина тела этого кита может достигать 25,5 м, а вес — 52 т. Финвал распространен очень широко: от Арктики до Антарктики, в России — в дальневосточных и Баренцевом морях. Летом финвалы кормятся в богатых мелкой живностью арктических морях, а на зиму откочевывают к югу, где приносят детенышей. В 20 веке, когда промысел этих животных стал вестись с помощью современной техники, их численность сократилась в несколько раз. Финвал внесен в Красную книгу МСОП. И хотя добыча финвалов сейчас запрещена, их численность вряд ли станет прежней.
Белуха
Белуха (Delphinapteriis leucas) — млекопитающее семейства дельфиновых (Delphinidae) подотряда зубатых китов. Длина тела до 4-6 м, масса может достигать 1,5-2 т. Морда белухи лишена выраженного клюва-рострума, отсутствует у нее и спинной плавник, столь характерный для многих других дельфинов. Белуха распространена в северных морях у берегов Европы, Азии и Северной Америки — на север примерно до 80° с. ш., на юг до Бискайского залива, северной части восточного побережья США, Аляски, Японии, изредка заходит в Балтийское море. Питается в основном рыбой, а также ракообразными, головоногими и двустворчатыми моллюсками. Хорошо переносит неволю и легко поддается дрессировке; часто содержится в дельфинариях.
Гренландский тюлень
Гренландский тюлень (Pagophilus groenlandicus) распространен в водах Северной Атлантики и западной части Северного Ледовитого океана. Лето тюлени проводят в северных водах у границы прочного льда и усиленно питаются. На зиму мигрируют к югу и держатся на ледяных полях, уходя в воду через поддерживаемые ими лунки. Здесь самки рождают детенышей и выкармливают их в течение месяца. Затем у тюленей наступает пора свадеб. Позже, весной, самцы и самки линяют на льду, собираясь иногда большими стадами, а потом мигрируют к местам летнего нагула.
Белый медведь
Белый медведь (Ursus maritimus) распространен по всей Арктике, на север до 88° с. ш., на юг примерно до Анадыря, устья реки Юкон и Гудзонова залива. Длина его тела может достигать 3 м, а масса — почти тонны. Основу питания белого медведя составляют тюлени. На побережье материков и крупных островов медведи могут разыскивать выброшенную морем падаль, поедать птичьи яйца и птенцов. В районах Арктики, освоенных человеком, белый медведь быстро приучается собирать еду на свалках или разорять продовольственные склады. Довольно многочисленный еще несколько десятилетий назад, белый медведь вследствие неумеренной охоты стал весьма редким зверем и включен в списки Красной книги МСОП.
Хохлач
Хохлач (Cystophora cristata) из семейства настоящих тюленей обитает вдоль дрейфующих льдов северной Атлантики, в России — в западной части Баренцева и в Белом морях. Длина тела самца достигает 3,5 м, масса — 400 кг. В погоне за кальмарами и осьминогами, а также за треской и палтусом эти тюлени могут нырять на глубину до 300 м и оставаться под водой свыше 20 минут. Отличительной чертой этого тюленя является кожный мешок в носовой полости у самцов, который при возбуждении зверя (чаще всего в период боев за самку) раздувается и выглядит, как кроваво-красный пузырь
Resource id #158По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны России Пустыни"
Учебный предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииАвторы учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Просвещение, 2011г.Тема урока: Природные зоны России....
Урок окружающего мира в 4 классе.Тема: "Зона арктических пустынь"
Конспект урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь"...
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Природные зоны. Арктические пустыни"
Презентация "Арктические пустыни" может быть использована на уроке окружающего мира в разделе "Природные зоны" как демонстрационный материал, в котором отражены особенности климата, растительного/живо...
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...
Презентация "Природные зоны. Арктические пустыни."
Презентацию можно использовать на уроке Окружающего мира в 4 классе при изучении природных зон. Презентация состоит из 10 слайдов. Обучающиеся познакомятся с первой природной зоной России, с животным ...
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Природные зоны России. Пустыни"
Презентация предназначена для использования на укоке окружающего мира в 4 классе по теме "Пустыни" по учебнику Плешакова А.А....
Рабочий лист по окружающему миру 4 класс природные зоны "Арктические пустыни"
Рабочий лист по окружающему миру 4 класс природные зоны "Арктические пустыни". Материал к уроку....