Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу. Не менее важным является и развитие коммуникативных качеств. Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело. Я хочу привести пример использования проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» и представляю конспект урока: «Солнечная система и её объекты», урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Целью данного урока является формирование знаний об элементах солнечной системы и применение их посредством проектной деятельности. Конечным результатом деятельности учащихся на уроке является дидактическая игра «Помоги жителям разных планет отправиться домой». В данной работе принимают участие все ученики класса. Работа проходит в группах. Каждому найдется задание по способностям и возможностям. Конспект урока Цель урока:
Образовательные: 1. Закрепить знания об объектах солнечной системы. 2. Учить детей работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации.
Развивающие: 1. Развивать коммуникативные умения учащихся. 2. Развивать творческие способности.
Воспитательные: 1. Повышать интерес к учебному процессу. 2. Воспитывать ответственность за порученное дело.
Орг. момент: Проверка домашнего задания: Ее можно провести в виде фронтального опроса, используя материалы учебника А.А.Вахрушева «Окружающий мир» 2 класс (стр.12) и «Рабочей тетради» к учебнику. Можно использовать во время повторения материалы диска «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» раздел «Мир вокруг» - солнечная система.
Проектная деятельность: 1 этап: Погружение в проект.
Учитель: - Все вы любите играть в игры, с появлением компьютеров игры стали более разнообразными: можно отправиться в прошлое, а можно в глубины океана. От космических спасателей пришло письмо-обращение к школьником планеты Земля. В нём говорится, что космические пираты захватили инопланетный корабль, на котором находились представители разных планет. Пленников освободили спасатели, но они не ничего не помнят о себе и своей планете. Чтобы отправить освобождённых на их родную планету, нужны сведения о планетах и о том, как предположительно должны выглядеть её жители. Вы согласны помочь освобождённым пленникам? Мы придумаем игру «Помоги жителям разных планет отправиться домой». Задачи: 1. Вспомнить отличительные черты каждой планеты солнечной системы. 2. Составить таблицу, используя соответствующие знания. 3. Приготовиться к выступлению.
2 этап: Организация деятельности: Учитель распределяет учеников на группы. Каждая группа получает номер планеты (по удаленности от солнца) о которой собирает все сведения и вписывает в таблицу. Также на отдельном листке дети рисуют придуманного жителя этой планеты, с его отличительными чертами, по которым можно определить с какой он планеты. № | Название планеты | Отличительные черты планеты | | | |
После заполнения таблицы, приготовиться к выступлению. В каждой группе дети распределяют роли сами: кто рисует, кто записывает, кто выступает. 3 этап: Осуществление деятельности. Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. Добывают недостающие знания из учебника и приготовленной дополнительной литературы. Подготавливаются к выступлению. Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает. Выполнив самостоятельную работу, дети выходят к доске, выступают по своей теме. Каждая группа вывешивает свою таблицу со сведениями о планетах на одной стороне доски, а картинку с жителем планеты и его названием с другой стороны. № по удаленности от Солнца | Название планеты | Отличительные черты данной планеты | Какими отличительными чертами должны обладать жители? | 1. | Меркурий | Первая планета от солнца. Самая горячая. (до +340) | Н: обитатели живут в пузыре из воды. | 2. | Венера | Нет облаков. Нет воздуха. | Н: у жителей нет носа. Не дышат. Или в спец.скафанре. | 3. | Земля | Есть воздух. Много воды. | Человек. | 4. | Марс | Красная планета. Марс-бог войны. | Жители красного цвета. Возможны мечи. | 5. | Юпитер | Самая крупная планета. | Жители очень крупные. Спец. приборы для перемещения. | 6. | Сатурн | Кольца. Спутники планеты. | Жители имеют пояса. | 7. | Уран | Нет твердой поверхности. | Жители летают. | 8. | Нептун | Самая удаленная от солнца, значит самая темная. | На теле жителей фонарики. | 9. | Плутон | | |
4 этап: Продукт проектной деятельности. Продуктом в данной работе является коллективная игра. Правила игры: «Мы летим на космическом корабле в космическом пространстве. В одном из сражений с космическими пиратами, мы освободили пленных жителей разных планет. Жителей нужно отправить домой на их планеты. Определите по внешнему виду, на какой планете живет данное существо. Учащиеся с увлечением рассматривают картинки собственного производства. По отличительным чертам каждого жителя дети определяют, на какую планету его отправить. ( Приложение 1.)
Итог урока: Какие знания и умения вам пригодились на сегодняшнем уроке? Дети, конечно, ответят вам, что им пригодились знания об объектах солнечной системы. Расскажут, что пригодилось умение работать самостоятельно, слушать друг друга, умение работать с таблицей и т.д. На меленьком листе бумаги дети рисуют рожицу, которая отображает настроение после этого урока и кладут ее в конверт. (Все дети нарисовали улыбку.). К концу года я планирую провести еще несколько таких работ и сделать анализ: как изменились отношения в классе. Как говорят сами ученики, им очень нравится, когда в уроке используются элементы проектной деятельности. Каждый может внести вклад в общее дело. Дети с удовольствием самостоятельно распределяют роли в группах. Они имеют возможность высказать свою мнение по какому-то вопросу, предложить свои силы. Конечный продукт, к которому дети пришли самостоятельно, всегда более значим. Знания, полученные в труде и в деятельности, на практике принесли свой результат. Учащиеся, видят свой труд, понимают значимость собственных усилий. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни. Конечно, это только первые, неумелые шаги долгого учебного процесса, но они могут стать основанием, для развития умений и навыков самостоятельной работы, которая в дальнейшем поможет учащимся добиваться высоких результатов в достижении поставленной цели. Уже сейчас можно сказать, что дети умеют работать в парах и группах. Меньше времени уходит на распределение ролей. Меньше стали обращаться за помощью к учителю, могут искать выход из трудной ситуации самостоятельно. Конечно, не все дети одинаково включаются в работу. Есть такие, которые не умеют еще работать коллективно, или пытаются отсидеться. К таким детям следует быть внимательными. При распределении детей в группы, учитель должен следить, чтобы эти дети не оказались все в одной группе. Учитель помогает детям правильно выбирать для таких учеников вид деятельности, посильный для них. .
|
|