Презентация Окружающий мир (2 класс). Тема "Насекомые"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок  дает возможность ярко и красочно подать материал, вызвать интерес учащихся, а значит - повысить качество знаний. Презентация к уроку "Насекомые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Тема: «Насекомые»

Цели: найти  существенные признаки насекомых, отличающие насекомых от других животных.

       развивать умение анализировать и обобщать;

       воспитывать любовь к природе.

Предметные результаты: знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног;

приводить примеры насекомых;

узнавать насекомых на рисунке;

выявить важнейший признак насекомых;

пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить.

Познавательные УУД:

- формирование умений добывать информацию из иллюстраций, текста,  обобщать полученную информацию;

- моделирование (преобразование в знаковую модель);

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

формирование умения работать в группе, вести учебный диалог, формирование уверенности в себе

Личностные результаты -
нравственно – этическая ориентация.

Средства обучения: учебник,  рабочая тетрадь,  раздаточный материал.


                                                   Ход урока:

Организационный момент.


I. Актуализация знаний.  Мотивация.
Учитель: К нам сегодня в гости пришел гость. Отгадайте кто он?

Ростом мал, но работящий,
И охотник настоящий,
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает.
(Муравей)


Учитель: Он просит нас о помощи. У него есть  друзья, но кто они он не знает.

Он принес названия   животных.

Давайте поможем Муравьишке узнать, кто его друзья.

(Предложены карточки со словами:  медведь, муха, пчела, белка, заяц, шмель)

Работа в парах.

  1. Прочитать названия животных.
  2. Разложить на группы.

  3. Объяснить, почему вы так думаете.  (Дикие животные – медведь, белка, заяц; насекомые – муха, пчела, шмель).         

Учитель.- Назовите друзей нашего гостя. (Муха, оса, шмель)

- Как назвать этих животных, одним словом? (Насекомые).

- Назовите, каких ещё насекомых вы знаете? (Стрекоза, бабочка, жук).

-Расскажите все, что вы знаете о насекомых?   (Они умеют летать, ползать;  они  маленькие; живут везде).

Вывод: Муха, оса, стрекоза, пчела, бабочка, жуки – это насекомые. Они умеют летать, ползать;  они  маленькие; живут везде).


II.   Формулирование темы.

- О каких животных мы будем сегодня говорить? (О насекомых)

- Узнаем, почему этих животных называют насекомыми?

III. Решение поставленной задачи. Найти  существенные признаки насекомых, отличающие насекомых от других животных.

Исследовательская работа в группах.

Учитель:
- Давайте докажем Муравьишке, что это действительно его друзья, что у них есть общие признаки.

-  Разделитесь по группам.

-Вспомните правила работы в группе.(Работаем тихо, слушаем друг друга, не перекрикиваем друг друга, называем по именам).


-Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки насекомых.

(На партах у каждой группы иллюстрации с изображениями насекомых и задания к ним).

Учитель:  Внимательно прочитайте задания и ответьте на вопросы.

- Распределение действий между членами группы.

1 группа

Задания:

  1. Прочитайте тест.
  2. Расскажите, что нового узнали о насекомых.

     Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки).

    Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары.
   Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько  лет, другие – один день.

   Только представьте себе, насекомых на Земле больше, чем животных и растений вместе взятых. Некоторые учёные утверждает, что именно насекомые – цари Природы. А еще насекомые — самые живучие существа в мире. Они первыми появились на нашей планете и до сих пор существуют рядом с человеком. Что интересно, у насекомых цветное зрение. А это очень редко в животном мире. Вот мы с вами видим мир многокрасочным, а большинство животных такой способностью не обладают.

    Наука о насекомых называется “энтомология”. 

    Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.

Вывод: Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”.

2 группа

  1. Рассмотрите внимательно этих насекомых. Чем они похожи? Что есть у них, и нет у других животных?
    2. Посчитайте количество ног.

3.  Проверьте по учебнику с. 9
Вывод:  Действительно, это и есть их отличительная особенность – 6 ног.

  1. группа

1. Рассмотрите внимательно  насекомое.

     2. Посчитайте сколько частей тела у насекомого?

     3. Подпишите части тела.

4. Проверьте по учебнику с. 9


Вывод:  Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко.

4 группа

  1. Рассмотрите иллюстрации в учебнике с. 9 – 11
  2. Назовите насекомых, жизнь которых связана с землёй. (Медведка, муравьи).
  3. Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой. (Водомерка, жук-плавунец).
  4. Кто из насекомых летает? (Стрекоза, шмель, бабочка, божья коровка, муха, пчела)

Вывод: Насекомые живут везде:  в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.

Группа выбирает отвечающего, он обобщает ответы детей и демонстрирует иллюстрации.

- Ребята, оцените работу своей группы.

  Выводы: (на доске)

1 группа:  Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”.

2 группа:  У насекомых 6 ног.

3 группа:  Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко; есть чувствительные усики»

4 группа:  Насекомые живут везде:  в почве, на земле, в воде, в воздухе.

IV. Первичное закрепление. «Узнай насекомое» ( Р.т. с. 4 № 5)

- А сейчас давайте проверим как вы запомнили представителей группы насекомых и поиграем в игру «Угадай насекомое». (Паук не насекомое, у него 8 ног).

Учитель.
- Ребята, что  помогает их передвижению? (крылья)
- У животных, какой группы тоже есть крылья?
(У птиц) Сколько их? (Пара)
- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (
4 крылышка)
- А что помогает насекомым находить пищу, ведь у них нет носа, чтобы улавливать запах? (
Усики)
- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?

Вывод: У некоторых насекомых есть чувствительные усики и крылья.


V. Физкульминутка

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

 И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

VI.  Коллективная творческая работа. Роль насекомых в природе и жизни человека.

Учитель:

- А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите

- Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми.
Решили тогда животные…
-Что же решили животные?
- Придумайте продолжение этой сказки.

Вывод: насекомые все нужны.

VII.  Самостоятельная работа  по учебнику С.11

7.1 -   Найдите условное обозначение «Выскажи предположение»,  прочитайте вопросы.   (Опыляют растения, дают людям мёд и ценные лекарства, участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для других животных, да и просто радуют глаз).

Учитель.
- Как человек должен относиться к насекомым?
- А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают?


Правила поведения в природе.
-Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
-Не уничтожай насекомых.
-Не разоряй муравейники.

7.2  Сейчас давайте поиграем в игру «Кто чем питается»? (Учебник с. 10-11, хрестоматия С. 71)


а) – Рассмотрите рисунок в учебнике и составьте рассказ о питании стрекозы, комара, шмеля, муравья, бабочки, божьей коровки, тли.

б)– Составьте схему «Группы насекомых по способу питания».

в) Работа со словарем - нектар*, пыльца*,  тля*

– Чем же питаются насекомые?(Стрекоза охотится на комаров. Шмель и бабочка, сидящие на цветках, пьют цветочный нектар и питаются цветочной пыльцой. Муравьи тянут гусеницу. Божья коровка охотится за тлей. Тля питается соками из листьев растений.)

– Самцы комаров предпочитают соки растений, а самки – кровь животных.

7.3  Самостоятельная работа в рабочей тетради. Контроль и самоконтроль.

–  Откройте тетрадь на с. 5 и выполните задание №7.Учащиеся изучают таблицу с названиями насекомых и перечеркивают названия трех растительноядных насекомых.

Р е ш е н и е

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Взаимопроверка. (Отметить согласие или несогласие «+», «-»).

- У кого есть вопросы по заданию? У кого задание выполнено с ошибками?

Оцените себя:

- работа выполнена правильно – нарисуйте зеленый кружок;

- у кого есть одна ошибка – желтый кружок;

- у кого две-три ошибки –  красный кружок.

VIII. Викторина «Что это за насекомое?».

1. Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.

а) Капустница;

б) лимонница;

в) махаон.

2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.

а) Муха;

б) клещ;

в) комар.

3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

а) Пчелы;

б) муравьи;

в) стрекозы.

4. Зеленое  насекомое  с  сильными  челюстями  и  длинными  задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

а) Кузнечик;

б) блоха;

в) долгоносик.

5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску – желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку – вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.

а) Оса;

б) бабочка;

в) пчела.



IX.   Итог урока. Рефлексия.
- Кто был героем урока?

-  Ответьте еще раз на тот вопрос, который у нас помещён на доске?

- Теперь я знаю, что…..

-Теперь я смогу…..


- Есть ли у вас вопросы, на которые сегодня мы не ответили?

- Почему мы смогли за урок узнать так много? Что помогло? (Работали в группе, помогали друг другу.)

Самооценка.

Мне было легко (трудно)

Работу выполнил сам (нуждался в помощи)

Какой вид работы вам понравился больше всего?

X. Домашнее задание Р.т. С. 4-5 № 6, 8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Медведь Белка Заяц Муха Пчела Шмель

Слайд 3

Планета насекомых

Слайд 4

Каких животных называют насекомыми?

Слайд 5

1 группа Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется «энтомология»

Слайд 7

2 группа В отличие от других животных у насекомых 6 ног.

Слайд 8

Задание 3 группы 1.Грудь 2.Брюшко 3.Голова

Слайд 9

Проверь себя Голова Грудь Брюшко

Слайд 10

3 группа Тело разделено на три части: голова грудь брюшко

Слайд 11

Насекомые живут везде: в почве на земле в воде в воздухе От жарких стран до границ льдов на севере.

Слайд 12

У некоторых насекомых есть чувствительные усики и 4 крылышка.

Слайд 13

Как отличать животных от насекомых? Насекомых легко отличить от других животных: Тело разделено на 3 части- голова, грудь, брюшко, есть чувствительные усики. У них всегда 3 пары ног, то есть 6 ножек. У большинства насекомых в определённые периоды жизни отрастают крылья.

Слайд 14

Подумай и скажи: можно ли паука назвать насекомым? Нет. У насекомых 6 ног, а у паука – 8. А ещё у паука головагрудь (срослись) и брюшко, а у насекомых – голова, грудь и брюшко. З начит , паук не насекомое.

Слайд 15

Группы насекомых по способу питания

Слайд 16

растительноядны е всеядные Насекомые хищные

Слайд 17

Викторина «Что это за насекомое» Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле: а) капустница б) лимонница в) махаон

Слайд 19

Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеют длинное тело, его полёт сопровождается высоким звенящим звуком: а) муха б) клещ в) комар

Слайд 21

Маленькие не летающие чёрные и рыжие насекомые, живущие большими группами, жильё которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях: а) пчёлы б) муравьи в) стрекозы

Слайд 23

Зелёное насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки: а) кузнечик б) блоха в) долгоносик

Слайд 25

Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску – жёлтые и чёрные полосы. Приносит огромную пользу человеку – вырабатывает мёд, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растения: а) оса б) бабочка в) пчела

Слайд 27

Каких животных называют насекомыми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация окружающий мир

презентация по теме " Пришла весна" УМК " Перспективная начальная школа" 1 класс...

Наши верные друзья на улицах и дорогах. Презентация. Окружающий мир. 1 класс. "Школа 2100"

В данной презентации показаны дорожные знаки, которые изучаются в первом классе  на уроке Окружающего мира или ОЗОЖ. Можно использовать по разным системам....

Презентация Окружающий мир 2 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку "Если хочешь быть здоров.Путешествие по городу Здоровейску"...

Урок+презентация "Окружающий мир". 4 класс

Тема урока: "Природные зоны России".Тип урока: Обобщающий урок-игра....

Презентация "Окружающий мир в контексте ФГОС".

В данной работе раскрываются основные цели и задачи обучения предмету по ФГОСу, рассказывается об основных видах УУД, которыми учащиеся должны овладеть по окончании начальной школы....

" Жизнь древних славян" конспект открытого урока с презентацией. Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков " Школа России."

Материал содержит конспект  в который включены  сообщения учащихся и итоговый тест по теме урока.  Весь излагаемый учителем материал и сообщения учащихся опираются на презентацию. Урок ...