Урок окружающего мира в 1 классе
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема: Апрель – водолей.
Цели: способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД:
1)личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивании я (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
3)коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование: картинки на тему «Объекты природы», фотографии, листики для записей, руководство по выполнению исследования для каждой группы, дополнительные тексты,
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята! Сегодня я приглашаю вас в гости к … - Отгадайте, к кому?
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая,
Значит к нам пришла …
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая,
- Значит к нам пришла …
Если солнце разрумянит
Наши щёки до красна,
Нам ещё приятней станет,
- Значит к нам пришла … (весна)
(А. Некрасов)
- Итак, мы идём в гости к весне.
II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.
- А, вот о каком месяце мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.
Яростно река ревёт И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель)
-Тема нашего урока….( на доске) Апрель-водолей. Изменения в природе.
- Почему водолей? (мнения детей выслушиваются и выводятся цели урока)
Пословицы об апреле.
Апрель водою славен.
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
Апрель с водою, а май с травою.
Апрель снег морит – сугроб горит.
Апрель со двора – отыгралась половодьем река.
Апрельские ручьи землю будят.
В апреле земля теплеет и воды разливаются.
- Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?
Цель урока: узнать, какие изменения произошли в апреле месяце в неживой природе и как они повлияли на живую природу.
III. Планирование.
- Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)
План урока.
1. Изменения в неживой природе.
2. Изменения в живой природе.
3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.
4. Итог урока.
- Что будем делать на уроке, для того чтобы реализовать намеченный план? (можно провести исследование)
- Какие методы исследования вы знаете? (на доске выставляются символы)
- Как вы думаете, какие из этих методов помогут нам изучить новый материал?
- В ходе исследования мы составим схему.
III. Подготовка к изучению нового материала. (на доске картинки с объектами природы)
- На какие группы можно распределить эти картинки?
- Какая картинка лишняя?
- Организуем наше исследование по группам:
1 группа: изменения в неживой природе
2 группа: изменения в жизни зверей и птиц
3 группа: изменения в жизни растений
V Изучение нового материала.
1.Организация работы по группам.
- Мы уже начали исследование по изучению признаков весны во время экскурсии, сделали некоторые заметки, вели фоторепортаж. Но в ходе одной экскурсии не смогли увидеть все изменения, которые происходили в природе в течение месяца.
2.Просмотр клипа «Весна пришла».
-Мы с вами просмотрим клип о весне. В ходе просмотра вы будете делать пометки на листочках в соответствии с заданием вашей группы. Обсуждение работы в группе.
Физкультминутка.
На – на – на – наконец пришла…
Д. Весна.
У. Чи-чи-чи – прилетели к нам…
Д. Грачи.
У. Ло-ло-ло – всем от солнышка ….
Д. Тепло.
-Прочитаете тексты и сделаете самостоятельно выводы: что происходит в природе в апреле.
- Свои выводы поместите на специальных листах.
Физкультминутка.
Отдых наш — физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево)
Руками взмахнули,
Кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу. (Круг руками, встряхивания кистями.)
Плавно руками, дети, помашем,
Это к нам птицы летят,
(Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.)
Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть за парту.)
Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.)
4. Отчеты по группам.
-Теперь давайте дадим слово каждой группе и заполним свою схему (дети отчитываются о том, что они узнали в ходе экскурсии, просмотра клипа, из текстов и все вместе заполняем схему)
- Ребята, сделайте вывод, какие же изменения произошли в живой и неживой природе в апреле. (Дети отвечают)
- Ответьте, почему произошли вот такие изменения в живой природе, что на это повлияло? (Ответы детей, установление взаимосвязей в схеме при помощи стрелок) Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее: потепление, небо голубое, высокое; набухание почек; облака белые, легкие; появление листьев; таяние снега, льда; цветение растений; ледоход; появление насекомых; половодье; возвращение перелётных птиц; осадки: снег и дождь птиц; оттаивание почвы, изменения в жизни зверей.
VI Закрепление изученного
- Посмотрите, что у нас получилось.
- Каждая группа сейчас должна подготовить свой рассказ об изменениях в природе и их взаимосвязях. В рассказах необходимо отметить как можно больше признаков прихода весны в апреле, назвать изменения, происходящие в неживой природе и как они повлияли на жизнь растений и животных (после подготовки, выслушиваются рассказы, остальные дополняют, если те не всё сказали).
VII. Итог урока. Возвращение к цели урока.
- Что делали для достижения поставленной цели?
VIII Рефлексия учащихся.
• Что вас больше всего удивило в ходе исследования?
• Исследование – это… полезно или бесполезно?
• Интересно или скучно?
• Оцените свою работу в ходе коллективного исследования.
· на уроке я работал активно или нет
· своей работой на уроке я доволен или нет
· урок для меня показался коротким или длинным
· мое настроение стало лучше или хуже
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...