Тема "Кем и чем гордится Россия" - окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Подгорная Татьяна Алексеевна

На уроке у детей формируется целостное представление о трудовом и славном пути нашей Родины. В процессе групповой поисковой работы дети узнают имена людей, прославивших родной край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Кем и чем гордиться Россия"32.04 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония» уч. Окружающий мир 4 класс, автор О.Т. Поглазова,  В.Д. Шилин-2009год)

Тема урока: «Кем и чем гордится Россия»

Цели урока:

  1.  Формировать целостное представление о прошлом и настоящем нашей Родины.
  2. Развивать универсальные учебные действия.
  3. Воспитывать в детях патриотические чувства.                                                                                                                                                  

Задачи:

  1. Продолжить формирование целостного представления о трудовом и славном пути нашей Родины.
  2. Воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину.
  3. Уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, её современной жизни;

Оборудование: интерактивная доска,  магнитная доска, видеоматериал, эмблема урока (иллюстрация); раздаточный материал: индивидуальные таблицы, карточка самооценки, карта Ростовской области, презентация «Достопримечательности Ростовской области», учебник, дополнительная литература (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова,  подборка литературы по теме урока, вырезки из газет), презентация «Моя Россия».

Методические приемы:

  1. Проблемная задача
  2. Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребенка.
  3. Сочетание индивидуальной и групповой работы.
  4. Отслеживание своего понимания при работе с учебным  материалом.
  5. Индивидуальное принятие и отслеживание информации.
  6. ИКТ - получение информации на основе дидактической схемы
  7. Работа с таблицей (обобщение).

Методы:  проблемный, наглядный, практический, игровой, словесный, эвристическая беседа.

Технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, работа в малых группах, оценивания образовательных результатов.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная и дифференцированная, самостоятельная.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, дополнительная литература, интернет, свой личный опыт).

Познавательные УУД:        

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни.

Личностные УУД:

  • принимать нормы поведения в обществе, учиться правильно оценивать себя и свои поступки;
  • осознавать свою сопричастность к жизни в стране, потребность в изучении истории государства;
  • умение сопереживать, оказывать взаимопомощь.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Постановка проблемы (1мин.)
  3. Работа с учебником (5 мин.)
  4. Работа с интерактивной доской (5 мин)
  5. Поисковая деятельность в группах (7 мин.)
  6. Сообщение каждой группы (5 мин.)
  7. Обобщение по теме (3 мин.)
  8. Подведение итогов (1 мин.)

Ход урока.

Обучающиеся разделены на 3 группы.

  1. Организационный момент (приветствие гостей и друг друга).
  2. Постановка проблемы.

На доске эмблема урока: в солнце изображение березы и парящего орла.

- О чем,  по-вашему, может говорить эта эмблема? (Высказывания детей). Да, береза - это символ России. Орел – символ национальной гордости.  Найдите  в толковом словаре Ожегова, пояснение слова – гордость (национальная гордость -  чувство национального достоинства, самоуважение)

- Солнце дарит тепло, свет, жизнь. Как солнечные лучи достигают любой точки земного шара, так и слава о нашей стране распространяется по всему свету. Наша задача –вспомнить, чем и кем может гордиться Россия, и тогда эмблема урока засияет ярче, а на сердце у каждого из нас станет светлее.

Дети выбирают в каждой команде своего представителя для выполнения задания.

  1. Работа с учебником.

На предыдущих уроках вы знакомились с историей нашей страны. Сегодня у нас обобщающий урок. В тексте учебника (с. 122-123)  найдите,  чем и кем могут гордиться россияне.

В процессе работы с учебником, заполняется таблица:

 + обозначает – я знаю; Ṿ - я предполагал; ? – я хочу узнать об этом больше

Работа с учебником

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Достопримечательности нашей области

Самостоятельный поиск информации

 Ученик читает текст учебника вслух. На столе у каждой группы лежат лучи с обобщением прочитанного материала, которые крепятся к доске.

1 луч -  Наша Родина – самая большая в мире.

2 луч - Единство и дружба народов России.

3 луч - Произведения художников, музыкантов

4 луч – Архитектурные памятники

5 луч – Достижения в науке и технике, в освоении космоса

6 луч - Знаменитые путешественники и исследователи.

Лучи прикрепляются к изображению солнца.

- Когда вы вырастите, обязательно сделаете все, чтобы преумножить славу России. Как это можно сделать? (высказывания детей). Не так важно, кем вы станете, - главное, чтобы каждый выполнял свою работу честно, с достоинством, гордо несли имя «россияне».

- Российская Федерация, Россия – наша великая Родина. А какое место мы можем назвать малой  родиной? Где мы живем? ( Ростовская область). Посмотрите на доску, перед вами карта Ростовской области. Давайте вспомним, какие памятные места есть у нас.

  1. Работа с интерактивной доской. Соотнесение фотографий достопримечательностей  и мест на карте Ростовской обл.: домик А.П. Чехова, триумфальная арка в честь победы 1812 года, памятник Дмитрию Донскому, Волгодонская АЭС, станица Вешенская, Танаис, Вознесенский кафедральный собор.
  2. Поисковая деятельность. Работа в группе.

- А знаете ли вы имена людей, прославивших наш край? (высказывания детей). История сохранила немало имен наших земляков. Ермак Могучий  - донской казак, прославившийся в период присоединения Сибири к русскому государству.  Степан Разин - предводитель крестьянского восстания. А знаете ли вы этих людей?

Дети рассматривают фотографии М.Шолохова, В.Корзуна, М. Чиха.    

- Я предлагаю вам найти информацию об этих людях по плану:

  1. Кто это?
  2. Где родился?
  3. Чем знаменит?
  4. Установлен ли ему памятник? Есть ли музей его имени?

 - Где можно ее найти? (в библиотеке,  интернете, в музее, спросить у знающих людей).

В классе приготовлена настольная библиотека, первоисточники из  музея Космонавтики, работает интернет. Дети распределяют обязанности в группе. Осуществляют поиск информации. Учитель помогает работе групп.

  1. Представление результатов работы групп.
  2. Рефлексия и самооценка обучающихся. 

- На каждом лучике своего солнца поставьте знак:

1 луч - как я работал,

2 - мои впечатления от урока,

3 - как я общался,

4 - меня заинтересовала эта тема,

5 – самооценка (работал очень хорошо – 5 баллов ; не в полную силу – 4 балла; я должен больше стараться – 3 балла).

- Подарите свое солнышко той группе, работа которой вам больше всего понравилась. Подсчет количества солнышек. Команда, набравшая большее количество, награждается призом зрительских  симпатий (аплодисментами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ими гордится Россия"

Красочная презентация для внеклассной работы, проведения классного часа о гражданах, создающих славу России. (3-4 класс)...

Презентация по теме "Красная книга России" Окружающий мир 2 класс(УМК Школа России)

Данная презентация составлена по проектам учащихся для открытого урока по Окружающиму миру в ходе которого дети защищали свои проекты по данной теме....

Урок по окружающему миру "Кем гордится Россия"

Обобщающий урок по окружающему миру в 4 классе "Кем гордится Россия"...

Презентация для школьной конференции "Ими гордится Россия"

Исследовательская работа о подвиге нашего земляка Героя Советского Союза Буздалине Семёне Григорьевиче....

Родиться в России - судьба, гордиться Россией - награда

Это мероприятие  патриотического характера прививает чувство гордости за нашу Родину....

"Ими гордится Россия"

Национальная образовательная программа "Интеллектуально- творческий потенциал России"...

УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»

УМК «Школа России»  Окружающий мир 4 классОпрос  по  разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...