Урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_doc.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Богатова Ирина Сергеевна
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: Жизнь леса. Лес - природное сообщество.
(Интегрированный урок по окружающему миру, литературному
чтению)
Цели урока:
- Сформировать представление учащихся о лесе, как природном
сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей,
ярусами леса;
- Развивать познавательную активность детей, умение
использовать в работе ранее полученные знания, умение
рассуждать, выражать свои мысли.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней
Оборудование: 1.Плакат « Смешанный лес », дополнение к нему
иллюстрации с изображением ёжика, ромашки огромного
размера;
2.Записи голосов птиц;
3.Видеофильм « Жизнь леса »;
4.ЛОСы (листы опорных сигналов);
5. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 кл. М.: Просвещение,
Ход урока.
- Организационный момент.
Сегодня мы совершим с вами увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами. Но интересно знать, а погода благоприятствовала нам за прошедшую неделю? Назовите самые яркие изменения в природе.
Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы - ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. (На доске карточки с буквами, как в «Поле чудес»)
Ответ:
л | е | с | о | в | и | ч | о | к |
Вопросы:
1. Как называется верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения?
2.Из чего состоит почва?
3. Какие виды почв вы знаете?
4. Основное свойство почва?
5. Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?
6. Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?
7. Чем отличаются чернозёмные почвы от подзолистых?
- Кто может сказать, как зовут нашего таинственного гостя?
- А где он живёт? (В лесу)
Учитель: И я хочу пригласить вас сегодня в лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете здесь вы.
- Тема нашего урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество » Через несколько минут мы с вами, ребята, отправимся в удивительное путешествие. А сейчас проверим, как вы поняли и запомнили тему предыдущего урока.
II. Проверка домашнего задания.
Для того, чтобы в лесу не заблудиться, выполним задание Лесовичка. Он хочет убедиться, можно ли нас допускать в лес.
Тест «Земля – кормилица» (почвы). (Даётся более сильным детям)
Слабоуспевающим детям предлагаются карточки с заданиями.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою,
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
- Хочу ещё раз напомнить вам тему нашего урока.
«Жизнь леса. Лес - природное сообщество».
Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделина наша Родина, является лес.
-Какие деревья растут в лесу?
- Каким одним словом можно объединить ель, сосну, кедр? (Хвойные
деревья)
- Каким одним словом можно объединить берёзу, дуб, клён? (Лиственные деревья)
- Как будет называться лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный)
- Посмотрите на плакат «Смешанный лес». Неизвестный художник дополнил его ёжиком в дупле дерева, ромашкой, которая выше берёз. Возможно, ли такую картину наблюдать в природе? (Нет.) Почему?
Поиск ответа на этот вопрос и будет целью нашего урока.
IV. Построение проекта выхода из затруднений.
( Работа с 1-ым заданием ЛОСа. Заполняется по мере получения знаний.)
ЯРУСЫ ЛЕСА |
ДЕРЕВЬЯ | |
КУСТАРНИКИ | |
ТРАВЫ |
- Чем является лес для живых организмов? ( Для живых организмов лес является домом.)
- А какой это дом? (Большой, многоэтажный.)
- Давайте подумаем, сколько в нём может быть этажей?
- Какой этаж выберут растения с мягким, зелёным стеблем? (Первый.) - ---- Почему? (Такой нежный стебель быстро ломается. Чтобы выжить, ему нужно быть ближе к земле. Здесь и ветра дуют не так сильно.) Как называются такие растения? (Травы).
-Какой этаж займут растения с крупным, твёрдым стеблем? (Последний.) Почему? (Растениям с таким стеблем нужен простор. Им не страшны и сильные ветра.)
- Какие растения мы ещё не назвали? (Кустарники.) Это растения, у которых от общего корня отходит несколько довольно плотных стеблей. Для них приготовлен ещё один этаж. Сколько этажей получилось в нашем лесном доме? (3)
- На каком этаже должна расти ромашка? Почему? (На 1. У неё мягкий, зелёный стебель. Это трава.) Переставляем ромашку на первый этаж.
Работа с учебником ( стр. 175-178) и ЛОСом.
Чтение текста вслух и параллельная запись названий растений, встречающихся в тексте в ЛОС.
РЕЛАКСАЦИЯ. Дети с закрытыми глазами слушают записи голосов птиц.
- Лес не безмолвен. Какие ещё звуки вы слышали в лесу? (Стрекотание кузнечика, стук дятла.) Животных в лесу легче услышать, чем увидеть. Они прячутся в траве, листве деревьев. А растений в лесу гораздо больше, чем животных.
- Посмотрите на нашего ёжика в дупле. Давайте решим , оставаться ли ему здесь, или его нужно переселить? (Ёжика нужно переселить на первый этаж. Здесь его дом – нора, здесь он находит себе пищу из грибов, ягод и мышей).
-Какие ещё животные встречаются в лесу?
Работа с учебником (178-179) и ЛОСом.
Чтение текста вслух и параллельная запись названий животных, встречающихся в тексте в ЛОС.
- На примере нашего ёжика мы увидели, что животные без растений не могут жить, а нужны ли животные растениям? (Н-р: белка, запасая корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они растут, так распространяются семена).
- Покажите в ЛОСе стрелками связь между растениями и животными и приведите несколько примеров к вашему образцу. (Задание 2.)
растения | животные |
V. Первичное закрепление во внешней речи.
(С опорой на ЛОС.)
Взаимоопрос в парах.
Примерный текст ответа: Растения в лесу растут ярусами (этажами). Животные тоже делят эти этажи. Одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле. Все живые организмы живут сообща.
(1-2 ответа заслушиваются перед классом.)
VI. Самостоятельная работа.
Просмотр фрагмента видеофильма, самостоятельное дополнение ЛОСа новыми знаниями. (2-3 ответа заслушиваются перед классом.)
- Итак, лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы и звери.
- А может ли человек обойтись без леса?
Вывод: (делают ученики): Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, орешки, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, корабли; лекарственные растения используют в медицине; из шкур зверей шьют одежду. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Очень полезно дышать лесным воздухом. В лесу очень красиво.
И поэтому:
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Подведём итоги нашей работы.
- Какова тема нашего урока?
- Какую шутливую цель мы с вами ставили на нашем уроке? (Доказать, почему ромашка не может быть высотой с дерево, а ёжики не живут в дуплах?)
- Смогли ли мы это доказать с научной точки зрения?
- Кому ЛОС помог при изучении новой темы? Чем?
- Используйте ЛОС при подготовке домашнего задания.
Домашнее задание.
викторина в ЛОСе (можно использовать помощь семьи);
ЛОС
Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Задание 1
ЯРУСЫ ЛЕСА |
ДЕРЕВЬЯ | |
КУСТАРНИКИ | |
ТРАВЫ |
Задание 2.
растения | животные |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Викторина.
а) Сколько гектаров площади России занято лесом?
б) Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали богу грома и молнии Перуну. О каком дереве идёт речь?
в) Какая птица может передвигаться по стволу дерева только вверх?
Тест «Земля – кормилица» (почвы). (Даётся более сильным детям)
1 Характерными почвами нашего края являются…
а) чернозёмы;
б) тундровые почвы;
в) подзолистые почвы;
г) серые лесные почвы.
2. Чернозёмные почвы преобладают …
а) в тундре;
б) в степях;
в) в лесной зоне;
г) в пустынях.
3.Плодородие почвы зависит от количества…
а) песка;
б) глины;
в) перегноя;
г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуется…
а) вода;
б) камни;
в) воздух;
г) соли.
5) Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…
а) песок;
б) перегной;
в) глина;
г) ил.
6) В состав почвы входят…
а) углекислый газ, известняк, вода, воздух;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, воздух, вода.
7) Для защиты почвы на полях необходимо…
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных ;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8) Один сантиметр почвы образуется за…
а) 100-150 лет;
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет;
г) 1-2 года.
ОТВЕТЫ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
г | в | б | г | в | б | в | в |
Слабоуспевающим детям предлагаются карточки с заданиями.
1 вариант.
Состав почвы. (Заполни схему.)
почва |
|
Ответ:1 воздух
2 вода
3 песок
4 глина
5 гумус (перегной)
6 соли
(порядок может быть любым)
2 вариант.
Найди ошибки в тексте.
Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало видов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почв отвечают соли. Почвы не нуждаются в охране.
Проверку можно провести в парах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...