Урок окружающего мира с презентацией 4 класс "Лес и человек"
презентация к уроку (окружающий мир, 4 класс) по теме
Урок в 4 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4 класс окружающий мир "Лес и человек" | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение»Новоандреевская ООШ»
Урок по курсу «Окружающий мир» на тему «Лес и человек», с использованием мультимедийной презентации.
Автор: Тарасова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «НовоандреевскойООШ»
2013-2014 учебный год
Урок окружающего мира.
Тема: "Лес и человек"
Класс: 4. УМК: образовательная система «Школа России»
Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; продолжать знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, любознательность.
Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь к природе.
Оборудование: Мультимедийная презентация; мультимедийная установка; экран; учебник А. А Плешаков “Мир вокруг нас” 4класс 1 часть, рисунки детей, сообщение детей.
Ход урока:
Ι.Орг. момент. Актуализация знаний.
1.Звучит песня «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичкова).
(1 слайд)
- Почему мы начали наш урок этой песней? (Это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. О березках, которые надо сберечь.)
- А кто должен оберегать лес? {Это должны делать люди.)
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
2. Сообщаются тема и цели урока.
-Тема нашего занятия - «Лес и человек» (записать на доске).
-Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека и природы; познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.
ΙΙ. Проверка знаний и умений.
-Но прежде, мы с вами повторим домашнее задание.
(Карта природных зон России) (2 слайд)
1.Фронтальная работа. /Одновременно идёт работа по карточкам./
Карточки.
а) Дополните текст: Лесная зона находится ... зоны тундры. Она обозначена ... цветом на карте природных зон. Зона лесов - самая ... природная зона, которая располагается в ... поясе. Лесная зона состоит из ... частей.
б) Исправьте ошибки в тексте: Тайга - это лиственный лес, он занимает наименьшую часть лесной зоны. В тайге холодная зима, лето холоднее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые особенно требовательны к теплу: дуб, кедровая сосна, берёза, липа, клён, лиственница, ель, осина, пихта, сосна.
в) Продолжите предложения:
В лесной зоне выделяют три части:_____________________________
Ближе к югу на смену смешанным лесам приходят________________
В широколиственных лесах растут:_____________________________
В тайге обитают животные:____________________________________
( Подведение итогов проверки знаний, выставление отметок.)
У доски (НАДПИСЬ НА ДОСКЕ)(1 ученик у доски)
г)Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:
Пихта
Береза Тайга
Липа
Ольха
Сосна Смешанный лес
Лиственница
Дуб Широколиственный лес
Клен
1)Работа с классом
– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.
(Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)
2)Блицтурнир «Я знаю лес»
1. Какой лес называется тайгой? (Хвойный.)
2. Какое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
3. Когда плачут березы? (Весной, сок течет.)
4. Как называется лес, в котором растут березы, ели? (Смешанный лес.)
5. Сколько лет живет иголка сосны? (1 год.)
6. Из какого дерева делают спички? (Осины.)
7. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
8. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут.)
9. У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? (Осина.)
10.Кого называют санитаром леса? (Волка)
ΙΙΙ. Новый материал
- Послушаем стихотворение С. Никитиной «Русский лес»
(Читает подготовленный ученик) (3 слайд)
Нет нечего милее Душистая малина
Бродить и думать здесь. На кустиках густых.
Излечит, обогреет, Ищу грибов поляну
Накормит русский лес Я, не жалея ног,
А будет жажда мучить – А если и устану -
То мне лесовичок. Присяду на пенек.
Средь зарослей колючих Лес очень любит пеших,
Покажет родничок. Для них совсем он свой.
Нагнусь к нему напиться – Здесь, рядом, где то бродит
леший
И видно все до дна. С зеленой бородой.
Течет вода - водица, Жизнь, кажется иною,
Вкусна и холодна. И сердце не болит
Нас ждут в лесу рябина, Когда над головою,
Орехи и цветы, Как вечность лес шумит.
- О каких отношениях говорится в тексте? (Об отношениях между лесом и человеком.)
- Чем же является лес для человека? (Лес – это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее, чем бродить и думать здесь»)
Вывод:
Лес – это место отдыха человека.(на доске, карточки с выводами, перевернуты, после ответа разворачиваем)
- Когда идете в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу.
- Какие это правила?
-Сейчас вы поработаете в парах. Какие правила нам предложите. ( Дети высказываются, учитель подводит итоги)
Правила поведения в лесу: (4 слайд)
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не рви в лесу цветы.
- Не сбивай грибы, даже не съедобные.
- Не разоряй гнезда птиц, насекомых и птиц.
- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву.
- Не шуми в лесу. Не оставляй в лесу мусор.
- Что значит лес «излечит?» (В лесу много лекарственных растений.)
- Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Они издавна привлекали человеческое внимание. Лекарственные растения широко применялись и применяются для лечения людей, профилактики различных заболеваний.
Задача по краеведению
В нашем крае 1650 видов растений, из них 165 видов лекарственные растения. Какую часть всех растений составляют лекарственные растения? (Ответы детей.)
-Сегодня мы поговорим о некоторых распространенных лекарственных растениях нашего края.
-Индивидуальные сообщения детей о лекарственных растениях: ландыш, одуванчик, ромашка. (5 слайд)
-А какие лекарственные травы вы еще знаете?(6 слайд)
Вывод:
Лес – это аптека.(на доске)
- Что значит лес «накормит»? (В лесу растут ягоды, орехи, есть чистая вода, т.е. лес - источник воды и пищи.)
- Лес дает нам ягоды, грибы, орехи. Лес — необходимая среда для их произрастания. Эти дары природы существенно пополняют наш стол, обогащают его витаминами. (7 слайд)
Вывод:
Лес — источник пищи и воды. (на доске)
- А, как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова растут в лесу.)
Вывод:
Лес – источник топлива. (на доске)
- Посмотрите, вокруг какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стол, стул, стулья, рамы.)
Вывод:
Лес - источник материальных ценностей. (на доске)(8слайд)
- Что делают в лесу деревья? (Это их дом.)
- Какое растение считают символом России? (Березу.) (9слайд)
- Послушайте сообщение о березе.
(сообщение о березе)
-По данным управления лесами Алтайского края лесные экосистемы занимают 28 % площади региона. Общая площадь земель лесного фонда 4429,4 тысячи гектаров. Леса находятся в четырех климатических зонах: степная, лесостепная, низкогорная зона Салаира и высокогорная зона Алтая.
Леса Алтайского края — естественные и искусственные лесные массивы. Хотя Алтайский край и относится к малолесным регионам, леса играют важнейшую роль в жизни животных и растений на территории края и имеют большое хозяйственное значение. В Алтайском крае есть черновая тайга, смешанный лес и ленточные боры.
Вывод:
Лес – дом для растений.(на доске) (10 слайд)
- Для кого еще лес является домом? (Лес является домом для животных, птиц, насекомых.)
Вывод:
Лес – дом для животных. (на доске) (11 слайд)
- Чем является лес для воздуха? (Защитником.)
- Как лес является защитником воздуха? (Выделяет кислород, поглощает углекислый газ.)
- Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества – фитонциды. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон.
Вывод:
Лес – защитник воздуха.( на доске)
- А как лес защищает почву? (Лес защищает от ветра почву, корни растения не дают почве разрушаться.)
- Водоемы? (Где растет лес, там талая и дождевая вода постепенно просачивается через почву в реку, так она ее питает и не дает обмелеть.)
Вывод:
Лес – защитник почвы и водоемов.( на доске)
ΙV. Усвоение новых знаний
- Составим схему значения леса.
Значение леса: (12слайд)
Лес - место отдыха.
Лес - аптека.
Лес - источник чистой воды и пищи.
Лес - источник древесины.
Лес - источник топлива.
Лес - дом для растений, животных и грибов.
Лес - защитник воздуха, водоемов, почв.
- Как видите, значение леса велико.
- Но всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- Послушайте стихотворение и скажите, о какой экологической проблеме идет речь?
Ученик: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы
- Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Как можно решить эту проблему? (Ответы детей.)
-А в этом стихотворении, о какой проблеме идет речь?
Ученик: Плакала Саша, как лес вырубали, (13 слайд)
Ей и теперь жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из–за старой нахмуренной ели
Красные гроздья рябины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал. (О вырубке леса.)
- Для чего вырубают лес? (Дети называют разные причины.)
- А как можете вы сберечь лес от вырубки? (Собирать макулатуру).
- А какую экологическую проблему раскрывает следующее стихотворение?
Ученик:
Забывчивый охотник на привале ( 14 слайд)
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил.
В зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели.
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
(О пожаре леса.)
Огонь — страшный враг леса. Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. Такая беда приводит к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания животного мира.
- Как искусственно можно возобновить лес? (Производить посадки и посевы леса.)
- Лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.
- Уничтожение кого раскрывает следующее стихотворение?
Ученик: Птицы, рыбы, звери. (15 слайд)
В души людям смотрят.
Вы их жалейте люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди - исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть, конечно,
И должно быть, сердце, сердце человечье. (Уничтожение животных.)
- А вы как можете помочь в этой проблеме? (Ответы учащихся.)
- Составим схему экологических проблем леса.
Экологические проблемы леса (17 слайд)
- Уничтожение цветов
- Вырубка леса.
- Разведение костров в лесу.
- Разорение гнезд насекомых, птиц.
- Незаконная охота (браконьерство).
- Загрязнение лесов банками, стеклами и другим мусором.
-Работа в парах:
-Составить правила, которые нужно знать, чтобы сохранить растения, каждое правило начинайте с частицы «Не» (18слайд)
Не оставлять мусор в лесу.
Не ломать ветки и деревья.
Не повреждать кору деревьев
Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Не рвать цветы в больших количествах.
- Из-за того, что не всегда люди правильно ведут себя в лесу, страдают растения и животные. Многие растения и животные стали редкими и занесены в «Красную книгу».
- Почему книга называется Красной? (Красный свет – сигнал опасности.)
- Послушайте стихотворение «Красная книга».( 19слайд)
Ученик: Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно,
Красная книга, Красная книга!
V. Этап обобщения и систематизации знаний
- Почему возникают экологические проблемы леса? (Ответы учащихся.)
-А как мы можем помочь природе? (Ответы учащихся.)
- В заключении хочу сказать, чтобы сохранить природу, жить с ней в согласии мы должны научиться понимать ее, бережно относиться к ней с самого детства.
- В следующих стихотворениях, услышите советы для сохранения леса. (Рассказывают подготовленные ученики.)
1. Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
3. Не руби березы белой,
Не губи красы лесной,
Не губи из зла не делай,
А особенно весной.
4. На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Доставляют нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
И безумно, безжалостно рвали.
5. Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
6. Мы любили лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всего ее беречь!
VΙ. Этап информатизации о домашнем задании
1.Нарисовать эмблемы, связанные с природоохранной тематикой.
2.стр106-113
VΙΙ. Итог урока
- Что сегодня нового узнали на уроке? (Ответы учащихся.)
- Какой вывод можете сделать? (Ответы учащихся.)
- Что интересного и полезного вы расскажете своим друзьям, родственникам из того, что узнали на уроке?
- Мы не раз будем говорить о лесе, о значении леса, о правилах поведения в лесу. ( оценки)
- А вот возьмите на память памятку о том, как вести себя в лесу. (20 слайд)
Как вести себя в лесу.
Не разводи в лесу костер без надобности, а если развел, то обязательно затуши.
Не оставляй в лесу мусор.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не рви на лугу, в лесу цветов.
Не подходи близко к гнёздам птиц.
Не сбивай грибы, даже несъедобные.
Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
Не разоряй муравейники.
Береги лягушек, жаб, головастиков.
Не убивай змей даже ядовитых.
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не шуми в лесу, не пугай лесных обитателей.
- А теперь пожелаем лесу:
Будь здоров, зеленый лес,
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради,
Ты нам дал зеленый лес.
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров, зеленый лес.
До свиданья, лес!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобой будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес.
- Спасибо за урок.
Литература:
Барыкина Н.Т. [и др.] Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс/ Н.Т. Барыкина – М.: ВАКО, 2004.
Титкова Т. В. [и др.] Открытые уроки: 1-4 класс/ Титкова Т. В. [и др.] – М.:ВАКО, 2008.
Козлова М. А. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Васина Е. М. [и др.] Окружающий мир: 1-4 классы: конспекты уроков и внеклассных занятий/ Васина Е. М. [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:4 класс. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.:ВАКО, 2008.
Интернет – ресурсы:
festival@1september.ru
ww.minobr.org/metodichka/nachal/okrnach/nachokrurok
metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola?cat=447&page...:
festival@1september.ru
vtt-tour.ru›index.php/toprest/toprestrus/…openclass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Строение тела человека"
В презентации "Строение тела человека" учащиеся знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека....
Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...
урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Хозяйство человека"
Данная презентация поможет познокомить первоклассников с разными видами профессий, научит различать профессии в сельском хозяйстве и в промышленности, сфере обслуживания и транспорте...
конспект урока по окружающему миру по теме "Лес и человек" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация
Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. 2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью лю...
Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".
На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здоровог...
Презентация по окружающему миру на тему "Лес и человек"
В этой презентации краткое описание темы "Лес и человек"...