Окружающий мир "Тело и вещество. Три состояния вещества"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса. УМК "Гармония"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Преподаватель: Самсонова Ольга Викторовна
Учебная дисциплина: окружающий мир
Тема: Тело и вещество. Три состояния вещества
Целевая аудитория: 3 класс
Цель урока: сформировать понятие «вещество», три состояния вещества
Задачи:
- различать понятия «тело» и «вещество»; твёрдое, жидкое и газообразное состояние вещества
- понимать информацию, представленную в виде рисунка
- уметь приводить примеры тел и веществ, находящихся в твёрдом, жидком, газообразном состояниях
- уметь классифицировать тела и вещества по существенным признакам
- уметь применять знания на практике, в исследовательской деятельности
- уметь обобщать изученный материал
- самостоятельно оценивать свою деятельность
- повышение интереса к предмету
- сотрудничество с одноклассниками при выполнении учебной задачи
Оборудование и средства обучения: интерактивная доска, мультимедийная пре-зентация, наглядное пособие, учебник «Окружающий мир», тетрадь на печатной основе, лист путешествия, сувениры
Ход урока
- Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
- Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в сказочное путешествие за новыми знаниями.
Слайд «Сказочное путешествие»
- У каждого из вас на парте лежит лист путешествия. Как видите, от-правимся мы с вами на поезде. В правом верхнем углу напечатан би-лет, на котором мы будем ставить пометки в тех местах, где побываем. А пока проставьте на билете сегодняшнюю дату – 15.10.13. Поезд называется «Окружающий мир». Перед тем как отправиться в путь, вспомним, что значит окружающий мир. (Ответы детей)
2. Сообщение темы урока
- Прежде, чем мы отправимся в мир предметов и объектов, которые нас окружают, вспомните, как можно по-другому, одним словом, назвать перечисленные объекты, предметы? (Тела)
- Первый вагончик нашего поезда так и будет называться – Тела. Под-пишите вагончик в ваших листах путешествия. (Ученики подписыва-ют нарисованный на листе вагон, учитель подписывает наглядное пособие на доске)
- Обратите внимание, сколько купе в нашем вагоне? (Три)
- На какие три группы можно разделить тела?
(тела живой природы, неживой природы и сделанные руками человека – рукотворные)
Подпишите купе.
- Что из тел, что лежат у вас на партах может нам пригодиться в дороге за новыми знаниями? (Учебник, тетрадь, ручка, карандаш…)
- Садимся в вагончик под названием «Тела» и отправляемся в путь
Слайд с изображение поезда и звуковым сопровождением.
- Повторение изученного материала
Слайд с изображением сценки из сказки «Теремок»
- Делаем первую остановку. Кто догадался, в какое сказочное место мы
прибыли? (Сказка «Теремок»)
- Оглянитесь вокруг, какие тела нас окружают? (Учащиеся называют)
Заполните свои купе в вагоне.(Ученики записывают)
Проверка ответов
- Пора делать первую отметку в своих билетах. Кто поселил в своих купе
по три и более тел, раскрашивают метку зелёным цветом, у кого по два
тела – жёлтым цветом, у кого по одному и менее – красным.
- Чем закончилась эта сказка? (Медведь сломал теремок)
- Из какого материала он был изготовлен? (Из древесины)
- Деревянный теремок надёжный, крепкий? (Да)
- Почему же медведь разрушил теремок? (Он был больше теремка)
- Вспомните, в какой ещё сказке было важно из чего построен дом. (Три
поросёнка)
Слайд с изображением одного из эпизодов сказки
- Какой дом оказался спасением для поросят? (Каменный)
- Почему?
- Изучение нового материала
- Скажите, как одним словом мы могли бы назвать то, из чего были по-
строены домики у героев сказок?
- Чем из взятых с собой тел, мы могли бы воспользоваться, чтобы найти
ответ на этот вопрос? (Учебником)
- Откройте учебник на стр.72 и прочитайте первый абзац.
- Как называется то, из чего состоят тела? (Вещества)
- Что такое вещества? (То, из чего состоят тела)
- Сегодня мы будем говорит о телах и веществах, из которых состоят тела
Слайд «Тела и вещества»
- Нам потребуется второй вагончик для веществ (Ученики и учитель под-
писывают второй вагончик)
- Отправляемся дальше в путь - за веществами.
Слайд с изображением поезда и звуковым сигналом
Слайд из сказки «Колобок»
- Кто догадался, в какую сказку мы теперь прибыли? (Колобок)
- Кто из героев сказки вам больше импонирует? (Разные ответы)
- Каким был Колобок? Был он крепким? (Да) Ведь ему приходилось укатываться от медведя, волка, зайца.
- Что случилось с Колобком в сказке? Мы могли бы спасти Колобка? Как? (Взяв его с собой)
- В какой вагон посадим? (Тела)
- В какое купе? (Дети подписывают в купе «Рукотворные» - Колобок)
- Вспомните сказку, из чего же состоит Колобок? (Из муки, сметаны)
- В какой вагон поселим муку и сметану? (Вещества)
- Сколько купе в вагоне «Вещества»? (Три)
- В какое купе поселим сметану? (Не знаем)
- Отправляемся дальше в путь за новыми знаниями.
Слайд с изображением поезда и звуковым сопровождением
Физминутка
- А теперь пришло время отдохнуть, и паровозику с вагонами и нам. Перед нами лесная сказочная поляна. Покружитесь, наклонитесь к травке, погладьте оленей…
Слайд с изображением лесной поляны, на которой пасутся олени.
Звучит музыка к песне «Оранжевое солнце»
- Ставим отметку в билете. Кто успел хорошо отдохнуть и подготовить-
ся к дальнейшему путешествию – закрашивают метку зелёным цветом,
кто восстановил свои силы наполовину – жёлтым, а те, кто не успел
отдохнуть – красным.
Слайд с изображением паровоза
- Отправляемся дальше в путь, выезжаем из летнего леса и оказываемся в зимней деревне.
Слайды с изображением эпизодов из сказки «Снегурочка»
- В какую сказку мы прибыли? («Снегурочка»)
- Кто встречает нас? (Дед, баба, которые лепят Снегурочку)
- Кто такая Снегурочка? (Девочка, вылепленная из снега)
- Чем будет являться снег, телом или веществом?
- Что мы можем сказать о снеге? Какой он? Почему из него дед и баба вылепили себе дочку?
- Как чувствовала себя Снегурочка?
- Мы ненадолго задержимся в этой сказке и посмотрим, что было дальше.
- Наступила весна. Что изменилось? Как чувствует себя Снегурочка? Почему?
- Что происходит с веществом, из которого вылеплена девочка?
- Что вы можете сказать о воде, какое это вещество?
- За весной всегда приходит лето. И Снегурочку позвали подружки погулять, попрыгать через костёр.
- Что произошло со Снегурочкой? (Она растаяла и испарилась)
- Во что превратился снег? (Сначала в воду, затем в пар)
- Что такое пар?
- Из чего состоит снег? А пар? (Из воды)
- Вещество одно, а состояния разные.
Показ слайдов: Три состояния вещества. Твёрдое. Жидкое. Газо-
образное.
- Сколько купе у нас в вагоне Вещества. (Три)
- Как мы их обозначим? (Твердое, жидкое и газообразное)
- Запишите в вагон с веществами воду так, что она будет собой пред-
ставлять в разных состояниях.
Проверка записи: снег (лёд), вода, пар.
- Чтобы эти вещества не скучали по одиночке в купе, добавьте каждо-му пару (Камень, молоко, ртуть, углекислый газ…)
Проверка ответов
- Делаем пометки в билетах и отправляемся в обратный путь. Кто доба-вил пару в каждое купе – зелёным цветом, в два купе – жёлтым, в одно либо совсем никуда не добавил – красным)
Слайд с изображение паровоза
5. Закрепление изученного материала
- Для того, чтобы благополучно вернуться домой, необходимо выполнить
задание в тетради. (Стр. 22) Проверка
- Каждый раз возвращаясь из путешествия, мы привозим с собой сувениры.
Возьмите сувениры, рассмотрите их внимательно, что это за тела, из ка-
кого вещества они состоят, поселите сувениры в наш поезд. (Работа в па-
рах)
Выборочная проверка записей учеников.
- Отправляемся домой
Слайд с изображением паровоза и звуковым сопровождением
6.Подведение итогов и домашнее задание
Слайд с фотографией учеников класса на осенней прогулке
- Мы вернулись домой, пора привести паровозик в порядок для следую-
щего путешествия, но для этого необходимо выполнить работу: вставить пропущенные слова в тексте
В окружающем мире много предметов и объектов, которые назы-ваются (телами). Тела состоят из разных (веществ). Вещества бывают в трёх состояниях(твёрдом, жидком и газообразном).
- Ставим последнюю пометочку о прибытии: вставил все слова правильно
– зелёным цветом, допустил одну ошибку – жёлтым, две и более ошибок
– красным.
- Подведём итоги. У кого билет оказался зелёного цвета, могут быть спокойны, они усвоили всё, о чём мы сегодня говорили, у кого присутствует жёлтый цвет – должны быть внимательны и ещё раз повторит то, что вызвало затруднение. А у кого билет с красным цветом должны ещё раз повторить всё, о чём мы сегодня говорили.
- На этом уроке мы узнали, что тела состоят из веществ, на следующем уроке нам предстоит прицепить к составу ещё один вагон. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на следующем уроке?
- А пока оглянитесь дома вокруг, запишите тела, которые вас окру-жают, из какого вещества они состоят и в каком состоянии эти ве-щества.
- Спасибо за совместное путешествие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"
Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...
ТРИЗ "Агрегатное состояние вещества"
Подробная разработка проведения занятия по курсу "Мир загадок" 1 класс...
Агрегатные состояния веществ.
Данный материал поможет провести урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Тела.Вещества"...
Презентация для 2 класса к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова
Данная презентация для 2 класса составлена к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова. Презентаци...
Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»
Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...
Исследовательская работа учащихся 4 класса по теме Как теплота влияет на состояние веществ
Цель: выяснить , влияет ли теплота на состояние веществ.Задачи:Изучить литературу по темеПровести опыты, которые показывают, как теплота влияет на состояние веществ.Провести анкетирование среди ...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны. Арктика-царство снега и льда. Три состояния вещества»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Технологии деятельностного и исследовательского метода обучения, проблемно-диалогическое обучение, ИКТОсновные методы: ...