конспект "Жилище коми народа"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КРАЕВЕДЕНИЕ
Этап урока | Содержание урока | |
| тест 1.Страна, в которой мы живём? А.Россия Б.Республика Коми В. Сыктывкар 2. Столица Российской федерации. А. Сыктывкар. Б. Москва В. Санкт-Петербург 3. Название республики, в которой мы проживаем А. Россия Б.Коми В. 4. Столица Республики Коми: А. Москва Б. Екатеринбург В. Сыктывкар 5. Наш город стоит на реке А. Ока Б. Вычегда В. Сысола | Карту РК!!! |
проверка | - Оцените свою работу: +,? | |
- Т.к. Было много ошибок, поработаем со слайдом. Дети по очереди, у кого стоит + | ||
Постановка цели | Прослушайте песню. - О чем эта песня? -О какой реке идёт речь в песне? (Вычегде) - А Сыктывкар? (Сысоле) - О чем поётся, грустит исполнитель (о доме) - Какое настроение вызвала песня? _Как вы думаете, какая тема урока? (жилище коми народа) - А вы знаете каким было жилище коми народа? (нет) - Почему, значит, с чем столкнулись? ( с затруднением) - Тогда, какая цель урока стоит перед вами? (узнать, как выглядело жилище коми народа) | |
-Дома, которые строили люди раньше в нашем крае, отличались от тех, в которых мы живем сейчас. Они иначе выглядели, и иначе назывались. - Как назывались такие дома? (избы) - Или, как называется изба по-коми? (керка) Лютоева Тоня | ||
2 типа | - Первый из них - сысольский - встречается в основном в селах и деревнях по Сысоле, Верхней Вычегде и Верхней Печоре. Названный тип представлял собой квадратное в плане сооружение, состоящее из двух равных по площади частей - жилой и хозяйственной. Обе половины тесно примыкают друг к другу. Жилая половина, состоящая из двух самостоятельных изб-четырехстенков - зимней избы (вой керки) и летней (лун керки), - объединенных главным входом через сени (посводз), К реке, к главной деревенской дороге всегда обращена та сторона их жилой половины, на которую выходят сени. - Второй тип дома - вымский - господствовал в середине XIX - начале XX в. по Средней Вычегде и Выми. Жилая половина вымского дома, так же, как и дома сысольского типа, состоит из зимней и летней изб, разделенных сенями, однако их внутреннее пространство организовано иначе. Печь расположена не против входа, а рядом с ним и устьем обращена к окнам лицевой стены избы. Окна вымского дома расположены на одном уровне - над лавками. | |
Двухэтажные дома | - Двухэтажные дома характерны только для коми-ижемцев и соседних с ними русских-устьцилемов. (показываю на карте) - В других районах двухэтажные дома встречались только у торговцев. В таких домах первый этаж использовался как торговое помещение. -С торговлей связано появление двухэтажных домов в немногочисленных селах, где устраивались ярмарки. Например, с конца ХIХ в. двухэтажные дома стали строиться в с.Важгорт на Удоре, где проходила большая Крещенская ярмарка. Крестьяне сдавали нижние этажи под лавки и склады приезжим торговцам, а верхние отводили под жилье. | |
сосна | - Основным строительным материалом в лесном краю, естественно, служило дерево. Лишь в Усть-Сысольске (Сыктывкаре) можно было встретить немногочисленные кирпичные жилые дома. В селе же каменными были только церкви - Для строительства дома человек использовал природный материал. Какой? - показ деревьев. - Вспомните и перечислите названия деревьев, растущих в лесах Республики коми. - Отгадать, вам помогут буквы. - Найдите буквы в классе и выстройтесь по порядку. Дети складывают слово «сосна». - Действительно, посмотрите на это дерево. Избу строили из сосновых брёвен. (материал, устойчивый от гниения) | Буквы СОСНА (см. магниты) |
- Какое место человек выбирал для строительства дома? (можно опять прослушать фрагмент песни) - Выбирали высокое, сухое место. Дома строили на берегу реки. - Какие реки РК знаете? (показываю) | ||
приметы | - Дом построить было очень непросто. Для строительства дома непросто было найти подходящие деревья. Их хозяин присматривал заранее. В некоторых районах, чтобы избежать в будущем несчастья, для выбора подходящих деревьев приглашали знатока из стариков или даже колдуна (тодысь). Если какое-то дерево внушало опасение, он не разрешал использовать. - Его слушались, т.к. верили, что бывают несчастливые деревья, которые могут сгореть при пожаре. - Чтобы люди жили богато, под углы будущего дома подкладывали монету или крыло рябчика, или утки. - Чтобы обеспечить наличие скота (т.к раньше наличие скота в семье считалось признаком богатства) – осиное гнездо или клок овечье шерсти. | |
- Перечислите видимые части дома. (крышу, окна, стены, дверь, крыльцо, трубу). - До середины 19 века труб в избах не было. Дома по – чёрному, дым выходил через щель и окна. | ||
Части дома | - Дома ставились "без всяких планов и фундаментов". Впрочем, постройки "на пошве" (первый венец кладется прямо на землю) были большой редкостью. Обычно сруб ставился на "стульях" (вкопанных в землю сосновых чурках) или камнях, подкладываемых под углы здания. Встречались и комбинированные варианты (считалось, что, если дом стоит только на камнях, он будет холодным). Только во второй половине ХХ в. появляются дома на ленточном фундаменте. - Первоначально ставятся два сруба, для двух отдельных изб, в расстоянии сажени один от другого. Обычное число венцов - 15-17. Срубы эти бывают вышиною до 3 сажен*: Когда будут поставлены две избы, то приступают к устройству сеней. - Полы для сохранения тепла всегда делались двойными. В середине ХIХ в. их настилали "из целых бревен. - В сохранившихся домах второй половины ХIХ в. встречаются потолки из целых или расколотых пополам бревен (круглой частью вниз). - В первой половине ХIХ в. окна вырубались небольшими (30х40 см), причем среднее окно всегда было несколько больше крайних. "В рамы этих окон вставлены мелкие обломки тусклых стекол, а, при недостатке их, рамы обтягиваются или бычьим пузырем, или лоскутками холста». - Охлупень (см.конёк). Для охлупня выбиралось бревно с комлем, из которого вырезалась стилизованная фигура утки или коня. - наличник, карниз. (декоративные элементы) | |
С.12. Упр.1, 2. | ||
Д.з. | С.12, №3 Завершить домики – дополнить декоративными элементами (конёк, карниз)… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративное рисование в полосе элементов орнамента коми народа.
Интегрированный урок (изобразительное искусство + краеведение). Данный урок способствует развитию поликультуного воспитания....
Загадки Коми народа
Загадки...
Презентация "Легенды и сказания коми народа"
Презентация рекомендована для проведения уроков по народоведению, краеведению....
Презентация "Легенды и сказания коми народа"
Презентация рекомендована для проведения уроков по народоведению, краеведению....
Презентация "Занятия коми народа. Собирательство"
Презентация составлена для учащихся 1 класса к урокам по предмету «Край, в котором я живу»....