Рабочие программы 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочие программы по окружающему миру 3 класс ("Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_3_klass.docx | 62.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
3 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федераль-
ного государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной
программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных
учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений
автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект .
«Школа России»).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-
ком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в услови-
ях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, сво-
его места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффек-
тивного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил
личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек,
природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, И В
социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, историче-
ских сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая много-
образие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных
экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы. между
природой и человеком.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, осно-
ванного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отноше-
ния не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоя-
нию народов России и всего человечества.
Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями для
формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической
грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в приро-
де, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здоро-
вого образа жизни.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в
ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в
гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое
. личное и социальное благополучие.
В основе . методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-
поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение
различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы
и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной
жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характе-
ра, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные
диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения
задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий,
организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы рабо-
ты, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. За-
нятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Боль-
шое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной дея-
тельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют
новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для на-
чальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схе
(моделей);
З) эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к ми-
ру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих
норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для
чтения по экологической этике.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружаю-
щий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Плешаков А,А, Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреж-
дений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой n
роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными .
Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие,
память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного
мира человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Мероприятия
по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газ
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники
грязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды
для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо-
мия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы
для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной дея-
тельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие расте-
ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир.
Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре-
смыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть
питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги
России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в
природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, орга-
низмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практuческuе рвботы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продук-
тах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (1 О ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме
человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольшик ранениях, ушибах, ожо-
гах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического
труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система,
ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их преду-
преждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практuческuе работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопрово-
да, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на вело-
сипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении
безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещаю-
щие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, строй-
площадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице,
водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное яв-
ление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные
животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкойи собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязнен-
ной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за-
щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практuческая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и
услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производ-
ства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от об-
разования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных
ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и
ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш-
ленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Зара-
ботная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство
тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйствен-
ной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как при мер экологической катастроф
Экологические прогнозы, их сущность И значение. Построение безопасной экономики - одна
из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практuческuе работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растения-
ми. Знакомство с различными монетами. ~
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и на-
стоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, осо
бенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знамени
люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися' памятниками истории и культур
разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества
каждого человека.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы
растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой приро
ды (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для
человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране
природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
- правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности ,
- называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; уяснить
основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наи-
более распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедоб-
ные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практиче-
ские работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при-
родой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;
выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при
небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки
воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета-
предметных результатов начального образования.
у третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и ком-муникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя. .
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин-
формация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв-
ления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа-
цию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава-
тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа-
тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су-
щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий
в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав-
лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы-
ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного
опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци-
ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных
текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог С автором»
(прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять се-
бя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в со-
вместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической гра-
мотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в при родной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
у третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач
и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по-
лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать
оформлять и сохранять их:
. 3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для пре-
зентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...