"Вода и её свойства" урок во 2 классе
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) на тему
Урок по курсу окружающий мир во 2 классе.
Программа "Перспективная начальная школа"
Заседание клуба любителей природы "Мы и окружающий мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по курсу "Перспективная начальная школа" во 2 классе | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу окружающий мир во 2 классе
Программа "Перспективная начальная школа"
Тема: Вода и ее свойства
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: заседание клуба любителей природы «Мы и окружающий мир»
Задачи урока: повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле; определить в ходе опытов свойства воды; продолжить обучение детей исследовательской деятельности (постановка опытов и формулировка выводов).
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы; ТСО – компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал на каждый стол: 3 стаканчика с водой, баночки с сахарным песком, поваренной солью, речным песком, 3 ложечки, чистый стаканчик; зеркальце, пипетка, пузырек с водой; блюдце, чашка с водой, маленький деревянный кубик; блюдце с рисунками на дне, набор цветных бусинок.
Этапы урока | Действия (вопросы) учителя | Действия учащихся |
1. Мобилизующий этап | -Добрый день, мои любители природы. -Сегодня мы продолжим отгадывать загадки окружающего нас мира. -Каким вы хотели бы видеть наш урок? -Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок? - У всех хорошее настроение. В добрый путь! Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира. | Обмен мнениями. полилог |
2.Актуализация знаний (повторение материала прошлого урока) | -Отгадайте загадку. «Что умеет застывать, летать и бежать?» -Кому и зачем нужна вода? - Какую роль играет вода в природе? -Опираясь на свои прежние знания и наблюдения, расскажите о том, как люди используют воду, какие растения и животные живут в воде. Рисунки в учебнике напомнят вам многие жизненные ситуации. Проблемная ситуация. - Что бы произошло, если бы вода в природе исчезла? слайды 1-3 | - Конечно, вода! Учащиеся вспоминают, что вода нужна человеку, чтобы пить, умываться, стирать одежду, мыть посуду. Кроме того, вода — это дорога, по которой перемещаются пассажиры и грузы. Вода нужна не только человеку, но и всем живым организмам (растениям, животным, грибам). Для многих растений и животных вода — это место обитания. Но без воды не могут жить и обитатели суши. Обмен мнениями. |
3.Целеполагание | - Тема нашего урока « Вода и её свойства» слайд 4 - Нам предстоит узнать, какими свойствами обладает вода. | |
4. Совместное открытие знаний (Изучение нового материала) | - Повторим правила при проведении опытов. (Приложение1) -Начинаем наше исследование. Проведение опытов (изучение свойств воды) Объяснение приёмов работы с заданиями А) 1 опыт – слайд 5 - Когда в жизни пользуются этим свойством люди? Б) 2 опыт – слайд 6 Акцентирует внимание детей на правилах безопасности: нельзя подносить к носу сосуд, если не знаешь, что в нем содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость. Но поскольку учитель точно знает, что в стакане вода, то он разрешает им убедиться в том, что вода не имеет запаха. В) 3 опыт – слайд 7 Обращает внимание детей на правила безопасности: не всякую прозрачную жидкость можно пробовать. Г) 4 опыт – слайд 8 Учитель обращает внимание учащихся на то, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Так как вода растворяет соли, вредные для человека, пить воду из источника, если ты не знаешь, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится». Свои наблюдения и выводы по этому опыту ученики записывают в табличку тетради на печатной основе (задание 29). -Где люди используют это свойство? Д) 5 опыт -слайд 9 Вода принимает форму сосуда. Люди очень широко используют это ее свойство. При перевозке и хранении ее наливают в удобные для этого формы. Е) 6 опыт – слайд 10 - Когда и где наблюдаем это свойство воды? Дополнение учителем ответов детей. - При заготовке дров на зиму люди сначала их просушивают. - На полях сушат сено, в зернохранилищах сушат зерно — во всех случаях капельки воды испаряются в воздух. | Повторяют правила 1. Работают в группах, наблюдают. Выводы записывают в таблицу на карточках. (Приложение 2) А) Вода прозрачна. Опыт с разноцветными бусинками убеждает детей в том, что вода бесцветна. Свои наблюдения и выводы по первому опыту ученики записывают в таблицу - Этим свойством воды пользуются водолазы, когда погружаются на дно не очень глубокого водоема. - Благодаря прозрачности воды люди любуются растениями и животными, находящимися в аквариуме. Б) Вода не имеет запаха. Определяют, имеет ли запах чистая вода. - Вода, которая пахнет бензином, загрязнена и опасна для всего живого В) Чистая вода не имеет вкуса. Пробуют воду с разрешения учителя. Г) Вода растворяет некоторые вещества. Наблюдают, как пищевая соль и сахарный песок становятся невидимыми в воде. Вода их растворяет. В третьем стакане вода становится мутной, грязной. Речной песок оседает на дно. Вода его не растворяет. - Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода их растворяет и приобретает их вкус. - Используя это свойство воды, люди готовят напитки разного вкуса: кислые, сладкие Д) Вода обладает свойством текучести. Набирают воду в пипетку и выпускают ее на зеркальную поверхность. Вода растекается. Когда они наклоняют зеркальце, вода течет дальше. Делают вывод, результаты опыта заносят в таблицу. Вода не имеет формы. Дети наливают в стакан воду и опускают в нее маленький деревянный кубик. Затем переливают воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце. Дети убеждаются в том, что кубик не меняет своей формы, в какой бы сосуд его не поместили. А вода принимает форму сосуда. Е) Вода испаряется Ученик проводит мокрой тряпочкой по доске, остальные наблюдают, что происходит. -Это можно наблюдать, когда сохнут постиранное белье, вымытый пол, посуда. |
4.Обобщение изученного | Учитель предлагает подвести итоги исследований и приготовить выступление. - Результаты, полученные вами, показывают, что вода обладает следующими свойствами… слайд 11 | Делают вывод. Представители групп сообщают о результатах своей работы. |
5.Контроль и самопроверка | Слайд 12- проверь себя., карточки для каждого ученика Самопроверка с экрана ПК. | Выполняют задание на карточках индивидуально (Приложение 3) Проверяют себя. |
6.Информация о Д/З | Инструктирование по выполнению Д/З – слайд 13 1 группа: составь выступление на тему «Свойства воды» 2 группа: проведи эксперимент по заданию в печатной тетради. ( с.22 №30) | Записывают в дневник. Просматривают задание, задают вопросы (если что-то не понятно). |
7. Рефлексия | - Оцените свою работу на уроке. -Я вижу, что всем было интересно. -Спасибо за активную работу на уроке. Слайд14 | Оценивают свою деятельность с помощью оценочной карты - подсказки (Приложение 4) |
Приложение 1
«Правила поведения при проведении опытов»
1. Необходимо бережно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником.
4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведенного опыта.
5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.
7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Приложение 2
Свойства воды
№ | Вопрос | Источник | Вывод |
1 | Какого цвета вода? Можно ли через нее увидеть предметы? | Учебник с.57 | |
2 | Есть ли у неё запах? | Учебник с.56 | |
3 | Имеет ли она вкус? | Учебник с.54 | |
4 | Растворяет ли вода вещества? | Учебник с.52,53 Т.с.21 | |
5 | Имеет ли вода форму? | Учебник с.54,55 | |
6 | Может ли вода стать невидимкой? | Учебник с.58 |
Работу выполнили: ___________________________________________________________________________________
Приложение 3Контрольная карточка
Вставь недостающие слова.
Вода не имеет …………., ……….. и …………..
Вода может ……………. вещества
Приложение 4
Оценочная карточка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс
Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...
Вода самое драгоценное ископаемое (4 класс)
Классный час для учащихся 4 классов. Формирует бережное отношение к воде. Развивает интерес к экологии....
"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"
Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...
тест по темам вода и почва для 3 класса
в тесте 9 вопросов...
Конспект урока по окружающему миру: "Свойства воды в жидком состоянии" 3 класс ПНШ
Урок по теме :Свойства воды в жидком состоянии". Обучающиеся более подробно знакомятся со свойсвом воды в жидком состоянии, понимают всю значимость воды для всего живого на Земле, проводят ...
"Природа и безопасность" - 3 класс,"На воде и в лесу" - 2 класс (комплект)
Цель: научить учащихся правилам безопасного поведения в природе. Задачи:-продолжить формировать у обучающихся основ безопасного поведения в природе,- развивать память, логическое мышление, ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)
Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...