Методическая разработка "Материалы для проведения внеклассной работы по окружающему миру"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Материал адресован учителям начальных классов для создания индивидуальной или школьной картотеки банка олимпиадных заданий по предмету, для проведения внеклассной работы.
Полезный потенциал: овладение знаниями через поисковую деятельность, воспитание целеустремленности, пытливости ума, развитие коммуникативных способностей.
Роли: участники творческих групп, организатор.
Оборудование и атрибуты: листы и фломастеры для записи информации, материалы для исследования, доска, оформленная для проведения творческого отчета групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fond_1.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№4 с углубленным изучением английского языка» г. Новый Уренгой ЯНАО
«Материалы для проведения внеклассной работы по окружающему миру»
Шевченко Татьяна Валериевна
Высшая категория
Учитель начальных классов
г. Новый Уренгой
2013 год
Материал адресован учителям начальных классов для создания индивидуальной или школьной картотеки банка олимпиадных заданий по предмету, для проведения внеклассной работы.
Полезный потенциал: овладение знаниями через поисковую деятельность, воспитание целеустремленности, пытливости ума, развитие коммуникативных способностей.
Роли: участники творческих групп, организатор.
Оборудование и атрибуты: листы и фломастеры для записи информации, материалы для исследования, доска, оформленная для проведения творческого отчета групп.
Механизм реализации. Главным источником получения информации служат книги (учебники или дополнительная литература). Задача творческих групп – собрать нужные сведения, зафиксировать и представить добытые знания. Цели работы могут быть разные: систематизировать материал, создать банк данных, исследовать новую информацию. Организатор (учитель или подготовленный ученик) определяет задания для отдельных групп, оказывает необходимую помощь. Внутри группы задание конкретизируется, распределяются поручения, планируется работа. Итог работы творческой группы – карта, на которой зафиксированы главные факты, у доски один из участников делает сообщение, где представляет материалы поиска. Нередко итоговый отчет становится прологом к новой творческой работе (ученики заинтересовываются фактами, хотят больше узнать, выказывают готовность изучить материал по теме подробнее).
Из опыта работы. Ученики начальной школы легко осваивают этот прием работы и с удовольствием включаются в процесс. При регулярном использовании Банка вопросов на уроках окружающего мира, этот этап занимает немного времени и привлекает к изучению материала всех учащихся.
Задачи педагога:
- Создать ситуацию успеха в детском коллективе.
- Использовать индивидуально-личностный подход в технологии развитии критического мышления ученика.
- Применять современные методы и приёмы обучения.
Задачи ученика:
- Думать критически.
- Аргументировать свою позицию в группе, учитывая точки зрения других.
- Определять целесообразность выдвинутых идей, точек зрения и пр.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ФОНД ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ.
«В природе не существует полезных
и вредных птиц, полезных и вредных насекомых.
Там все служит друг другу и взаимно приспособлено».
Г.Морозов
1) Как называется наука, которая изучает животных? (Зоология)
2) Соберите слово. Животный мир природы А У Ф А Н (ФАУНА)
3) Заполните таблицу.
Разнообразие животных
Рыбы | Земно-водные | Пресмы-кающиеся | Птицы | Насе- комые | Млеко-питающие | |
Особен-ности | ||||||
Как пере-двигаются |
Ответ:
Рыбы | Земно-водные | Пресмы-кающиеся | Птицы | Насе- комые | Млеко-питающие | |
Особен-ности | Чешуя | Голая кожа | Чешуя | Перья, клюв | 6 ног, 3 части тела | Кормят детенышей молоком |
Как пере-двигаются | Плавают | Плавают, прыгают | Ползают | Летают | Летают, ползают | Бегают, плавают, летают |
4) Ответьте на вопросы. Расскажите о значении животных для человека.
- Назови продукты питания животного происхождения. От каких животных получают эти продукты?
- Каких животных использует для выполнения различных работ?
- Из шерсти каких животных изготавливают ткани?
- Какие животные дают ценные лекарства?
- Какие животные помогают делать научные открытия?
- Какие животные нужны человеку для общения?
5) О каких животных или явлениях в их жизни идет речь?
Впишите правильные ответы в правую колонку. Воспользуйтесь словами подсказками.
Слова-подсказки:
сотрудничество, спячка, пение, обучение, речь, насекомые, травоядные, ночные, млекопитающие, хищники
№ | Вопросы | Ответ |
1 | Животные, охотящиеся и поедающие других животных | |
2 | Животные, вскармливающие своих детенышей молоком | |
3 | Животные, выходящие из своих убежищ по ночам | |
4 | Животные, питающиеся растениями | |
5 | Самая многочисленная группа животных | |
6 | Способ общения, которым владеет только человек | |
7 | Передача взрослыми животными своего опыта и знаний потомству | |
8 | Способ, которым некоторые птицы весной сообщают о том, что территория уже занята | |
9 | Состояние, подобное сну, в которое некоторые животные впадают зимой (а некоторые пустынные виды летом) | |
10 | Отношения между различными животными, которые приносят им взаимную выгоду |
6) Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза)
7) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
Ответ. Многие насекомые. Например: бабочка. Стадии её развития следующие: яйцо, гусеница, куколка, взрослая бабочка.
8)Зайчиха приносит приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?
Ответ. Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопадники».
9) Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?
Ответ. На теле зайчонка нет никаких потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.
10) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?
Ответ. Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.
11) Что из перечисленного наносит вред животным? Подчеркните ответ.
Заповедники, загрязнения вод, почвы, воздуха, подкормка птиц, неумеренная охота. Осушение болот, уничтожение растений, высоковольтные линии связи, факелы из газа при добыче нефти, автомобильные дороги, истребление животных, вырубка лесов.
12) Вы уже знаете, что существуют лекарственные растения. А известно ли вам, что есть и лекарственные животные?
- Какой животный жир спасает зимой кожу от обморожения?
- Какие лекарства даёт человеку пчела?
- Почти все дети считают рыбий жир очень невкусным, но врачи утверждают, что он очень полезен. Почему?
- От приступов радикулита помогает лечебная одежда. Из шерсти каких животных её изготавливают?
Ответ. Гусиный, барсучий жир.
Мед, пыльца, прополис, маточное молочко
Рыбий жиру содержит витамин Д. Он важен для правильного развития костей и зубов младенцев.
Из шерсти собак.
13)Напишите названия животных, которые имеют указанные приспособления к жизни в лесу.
Приспособления | Названия животных |
С наступлением холодов впадают в оцепенение | |
Зимний сон | |
Зимняя спячка | |
Миграция и кочёвка из-за недостатка корма | |
Селятся в дуплах старых деревьев | |
Хорошо лазают по деревьям | |
Могут передвигаться под снегом | |
К зиме меняют окраску | |
Запасают корм на зиму |
Ответ. Цепенеют: ящерицы, змеи, черепахи, насекомые. Сон: медведь, барсук, бурундук. Спячка: еж, сурок, летучие мыши. Меняют окраску: зайцы, белки, горностаи. Делают запас: белки, бурундуки, мыши. Миграция: снегири, свиристели, сойки. Лазают по деревьям: белки, рыси, соболь. Передвигаются под снегом мыши, куропатки, рябчики, тетерева, глухари. Селятся в дуплах: совы, филины, белки.
14) Многие животные организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:
Дружат пчёлки и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса. (В. Викторов)
Продолжи это стихотворение другими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и природы, например…
15) Ответьте на вопросы.
- Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая с этажа на этаж, из дома в дом. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Докажи свое мнение.
- Белка живёт на дереве, а крот под землей. Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Смогли бы они это сделать?
- При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?
(Дупла в стволах деревьев служат «домом» для пчёл, дятлов, сов)
16) Чтобы птицам выжить зимой, им необходимо забота человека. Помогите птицам. Заполните таблицу.
Название птиц | Чем питаются в природе | Какой корм вы положили бы в кормушку? |
1. Синица 2. Клёст 3. Чечётка 4. Дятел 5.Снегирь 6.Поползень |
Ответ. В природе:
Синица, чечетка – почками деревьев, кустарников. Дятел, поползень - личинками насекомых, семенами сосны, ели. Снегирь – плодами рябины. Клест - семенами ели.
Чем можно подкормить:
Синицу – салом. Синицу, дятла, поползня, клеста – семенами растений. Снегиря – семенами растений, сушеными плодами рябины.
17) Приведите примеры одомашнивания животных разных видов групп.
Ответ.
Млекопитающие: корова, коза, лошадь, собака, кошка, верблюд, осел, мул, вол.
Птицы: утки, гуси, куры, цесарки, индюки.
Насекомые: пчела.
Рыбы: зеркальный карп.
18) Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные и отметьте «лишнее» животное в группе.
ЛИСИЦА БАБОЧКА СИНИЦА ОКУНЬ
КОШКА КУЗНЕЧИК ВОРОБЕЙ КАРАСЬ
ЗАЯЦ ПАУК СОЛОВЕЙ ЩУКА
ВОЛК МУРАВЕЙ ЖАБА ЗМЕЯ
_________ ___________ __________ __________
19) Назовите по перечисленным признакам группы животных. Запишите в карточки соответствующие номера признаков:
1. Имеют 3 пары ног.
2. Тело покрыто шерстью.
3. Имеют крылья и клюв.
4. Тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко.
5. Вскармливают детёнышей молоком.
6. Имеют 2 пары ног.
7. Тело покрыто перьями.
20) Недавно Незнайку укусила пчела, на месте укуса появился волдырь, который ужасно болел. Пилюлькин сделал ему компресс, и всё прошло. Но Незнайка очень разозлился и сказал: «Что же это за такие противные и вредные насекомые – пчёлы! Лучше бы их совсем не было!»
Как вы думаете, прав ли Незнайка? И что было бы, если исчезли пчелы?
21) Как муравьи через ручьи и канавы перебираются?
Ответ. Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.
22) Запишите перечисленные растения и животные в четыре группы.
Волк, олень, заяц, чайка, воробей.
Росянка, медведь, песец, белка.
Гадюка, суслик, ворона, овца.
Кабан, ласточка, ястреб, куница, жаба, выхухоль, соболь.
Растительноядные | Насекомоядные | Хищные | Всеядные |
Ответ.
Растительноядные: белка, суслик, лось, олень, заяц, овца, воробей.
Хищные: куница, соболь, волк, лиса, ёж, жаба, гадюка, песец, ястреб, чайка.
Всеядные: барсук, медведь, кабан, ворона.
Насекомоядные: росянка, стриж, иволга, кукушка, ласточка, выхухоль.
23)Распределите животных на две группы. Подчеркните синим цветом названия тех животных, которые откладывают яйца, красным – если это животное рождает живых детенышей.
Пингвин, лошадь, мышь, крокодил, скворец, дельфин, белка, медведь, дятел, сова, черепаха, собака, змея, кукушка, лиса.
24) Прочитайте рассказ-загадку.
На зеленом лугу они прыгают и веселятся.
Оттолкнутся пружинистыми ножками и падают.
Хоть куда упади не страшно: везде листики, травинки – мягкие перинки:
Прыг-скок, прыг-скок. (Кузнечики)
25) Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил. (Лягушка)
26) Узнайте птицу.
а) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
б) Какая птица называется также как танец? (Чечетка)
в) Какая птица «носит фамилию» известного русского писателя? (Гоголь)
г) «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто всех будить ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена, осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (Поползень)
27) Допишите предложение.
Синяя птица существует:
а) только в сказках, как символ счастья;
б) в жизни (по-настоящему);
в) и в сказках, и в жизни.
Ответ. И в сказках, и в жизни – водится в Азии.
28) Найдите ошибки. Зачеркните названия тех животных, которые не являются представителями следующих групп.
А. Это насекомые: пчела, стрекоза, муравей, бабочка, паук, божья коровка.
Б. Это земноводные: лягушка, жужелица, тритон, жаба, жерлянка, саламандра.
В. Это пресмыкающиеся: крокодил, ящерица, кенгуру, морская черепаха, гадюка, веретеница (безногая ящерица).
Г. Это рыбы: щука, окунь, сом, дельфин, ерш, карась, морской конёк.
Д. Это звери: лев, снежный барс, варан, обезьяна, коала, кенгуру, тюлень.
Е. Это птицы: колибри, перепел, страус, пингвин, поползень, сверчок, иволга.
Ответ. Паук, жужелица, кенгуру, дельфин, варан, сверчок.
29) Найдите ошибки.
Жили две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела.
Ответ. Бабочки не прыгают, а летают, не любят летать под дождем, не все бабочки перелетают на юг, бабочки не питаются мухами.
30) Приведите примеры взаимосвязей в природе.
Животные Растения
Ответ.
1. Животные питаются растениями.
2. Животные строят гнезда на деревьях, в траве.
3.Животные дышат кислородом, растения выделяют кислород. Животные выделяют углекислый газ при дыхании, растения им питаются.
4. Насекомые опыляют растения..
5. Животные распространяют растения.
Литература.
Е.И.Ромашкова. Познавательная деятельность учащихся. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005 г.
Большая книга животных. – М.:ОЛМА-ПРЕСС,2003. – 240с.:ил.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» В 2 ч.Ч1./ М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др. под ред. Г.С.Ковалевой; О.Б.Логиновой. – 2 изд.- М.: Просвещение, 2010.- 215с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационные формы, содержание и методы проведения внеклассной работы по "Окружающему миру".
Описание системы организационных форм внеклассной работы, индивидуальной внеклассной работы, групповой внеклассной работымассовой внеклассной работы по "Окружающему миру"....
Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями
Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!» ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры...
Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».
Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность в саморазвитии, самообразовании и...
Статья "Внеклассная работа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ"
Статья "Внеклассная работа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ"...
Инструкция к проведению лабораторной работы по окружающему миру, 3 класс по теме "Свойства воды"
Инструкция выполнена в виде инфографики в сервисе easel.ly. Содержит также вопросы для самопроверки (Прием "Верные и неверные утверждения"...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник проверочных работ по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир»»
Проверочные работы для параллели 3-х классов по УМК "Перспектива"...