Автор проекта |
|
|
Фамилия, имя, отчество | Балашова Елена Михайловна |
|
Город, область | г. Саратов |
|
Номер, название школы | МОУ «СОШ №21 им. П.А.Столыпина» |
|
Описание проекта |
|
|
Название темы вашего учебного проекта |
|
|
Защитим нашу планету. |
|
|
Краткое содержание проекта |
|
|
Проект ориентирован на изучение темы: « Как нам жить в дружбе с природой ". В нем затронуты проблемы экологии и загрязнения окружающей среды. Для того чтобы растения и животные не исчезли из нашей жизни, каждому человеку необходимо научиться бережному отношению к ним, а для этого знать, что им угрожает. Данный проект поможет расширить и углубить знания детей об исчезающих видах растений и животных , сформирует экологическую грамотность ребёнка, разовьёт наблюдательность, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой. |
|
|
Предмет: Окружающий мир |
|
|
Класс: 3 «А» класс |
|
|
Приблизительная продолжительность проекта: 8 недель, 16 часов |
|
|
Основания проекта |
|
|
Целевые образовательные стандарты |
|
|
Проект ориентирован на выполнение следующих целей:
• освоение знаний о многообразии явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;
• овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления действовать в повседневном общении с природой в соответствии с экологическими принципами поведения,
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью;
• в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы: использование эмоционально-образных способов познания природы; изучение экологических проблем своей местности и путей их решения.
• освоение приемов практической деятельности по изучению природных объектов, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной деятельности:
• выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта;
• поиск информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет); выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; фиксация основного содержания текста в виде плана; заполнение предложенных таблиц;
• выступление с сообщением на 2-3 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
• оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
После участия в проекте ученики научатся:
• излагать результаты собственных наблюдений или опытов;
• использовать не менее двух источников информации по заданной тематике;
• находить значение указанных терминов в справочной литературе;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
|
|
Планируемые результаты обучения |
|
|
В результате работы над проектом учащиеся приобретут умения и навыки:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих людей;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– ориентироваться на установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном уровне;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– строить сообщения в устной форме;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– производить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (Земля, времена года, суша, вода, воздух…);
– устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другие мнение и позицию;
– формулировать собственные мнение и позицию;
– уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
– использовать в общении правила вежливости. |
|
|
Вопросы, направляющие проект |
|
|
Основополагающий вопрос | Что мы можем сделать, чтобы защитить и сохранить наш общий дом – планету Земля? |
|
Проблемные вопросы учебной темы | - Что произойдет, если не беречь природу?
- Как мы можем спасти природу?
|
|
Учебные вопросы |
- Для чего нам нужно беречь природу?
- Какую роль в природе играют зелёные растения?
- Почему необходимо бережно использовать пресную воду?
- Что стало причиной возникновения Красной книги?
- Почему растения и животных заносят в Красную книгу?
- Что такое «экология»?
|
|
План оценивания |
|
|
График оценивания |
|
|
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
Стартовая презентация. Таблица "Знаю, Хочу узнать, Уже узнал".
План проведения проекта.
План работы групп
| Памятка правил поведения в лесу, на лугу и т.д.. Самооценка успешности в группе.
Самооценка сотрудничества в группе.
Рефлексия для родителей в буклете.
| Эссе (что тебе понравилось над работой в проекте).
Критерии оценивания ученических работ
Критерии оценивания защиты проекта.
Бланки оценивания итоговых работ учителем.
Критерии оценивания ученических работ. |
Описание методов оценивания |
|
|
В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся (формирующее оценивание). Во время презентации учителя учащиеся рассказывают все, что им известно о существующей проблеме.
Далее ученики делятся на группы.
Во время «мозгового штурма» учащиеся определили темы и направления исследований.
Это позволяет ученикам систематизировать свои предварительные знания и выдвинуть новые идеи, а учителю - ранжировать интересы детей и выбрать направление исследования в соответствии с ними.
Чтобы дети четко осознавали этапность и конечный результат своей работы в проекте, составляются критерии оценивания будущих работ, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах.
Важным элементом оценивания является формирование у учащихся навыков планирования своей деятельности. Поэтому для составления индивидуального плана участника проекта предлагается памятка и специальный лист учета готовности отчетных материалов.
Работа над темой исследования заканчивается подведением итогов по разработанным критериям с помощью рубрики оценивания. Дети готовят представление своих результатов в виде презентации, буклета, альбома и др. После завершения работы над проектом проводится урок-ток-шоу, на котором учащиеся демонстрируют результаты своих исследований в группе, а также обсуждают работы других групп. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы. Кроме того, учитель проводит итоговый оценочный тест по результатам изучения темы. В конце работы над проектом проводится индивидуальная и групповая рефлексия. индивидуальная рефлексия. |
|
|
Сведения о проекте |
|
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки |
|
|
Познавательные умения
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- пользоваться словарями учебника, материалом энциклопедии;
- ориентироваться в содержании учебника; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы
Регулятивные умения
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи; проводить работу в соответствии с алгоритмом;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.
- планировать и контролировать этапы своей работы;
- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- самостоятельно работать с учебником и энциклопедией во внеурочное время;
Коммуникативные умения
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников.
Специальные умения
- иметь пользовательские навыки работы на ПК (текстовый, табличный редакторы, создание презентаций)
- уметь работать с различными источниками информации и осуществлять поиск информации в Интернете
|
|
|
План работы над проектом |
|
|
- Работая над темой проекта, данного в учебнике А. Вахрушева «Окружающий мир» 3 класса «Сохраним красоту природы», встал вопрос: «А достаточно ли для сохранения природы – сохранить цветы?» (для этого используется презентация учителя).
- Для учеников и их родителей был предложен буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопросы, на которые ученики будут искать ответы.
- Учащиеся разделились на 5 групп по 3-5 человек.
- «Репортёры». Готовят информацию о пользе леса, об охране водоёмов и экологических катастрофах.
- «Природоохранные организации». Задачи природоохранных организаций в деле зашиты нашей планеты.
- «Экологи». Что такое экология? Задачи экологов по охране природы.
- «Исследователи». История создания Красной книги России и Красной книги Саратовской области. Какие животные, грибы и растения являются редкими и исчезающими.
- «Разработчики». Создают правила поведения в природе и природоохранные знаки.
Учащихся были ознакомлены с темами исследований. Ученики обдумывали план проведения исследований, выбирали исследовательские методы, формы представления результатов, знакомились с критериями оценивания их работ. Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Мною был рекомендован список ресурсов по теме проекта.
- Далее прошло обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований, работа с папкой исследователя, поиск и сбор информации по составленному плану.
- На этом этапе работы учащиеся проводят исследования, уточняют критерии оценивания ученических работ, проводят их корректировку. А учитель- консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов, выполнении творческих заданий по теме проекта.
- Далее учащиеся оформляют результаты своих исследований, происходит корректировка полученных данных, исправление, дополнение.
- Последний день перед защитой своих работ: оценивание, последние исправления, размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.
- Защита работ: подготовка учащихся к итоговой конференции. На урок приглашаются учителя и родители. Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос.
Готовясь к защите проекта, я задумалась над типом проведения урока. Прислушиваясь к разговорам учеников, заметила, что они часто обсуждают телевизионные передачи, тогда и пришло решение – провести защиту проекта в виде ток-шоу. Но ученики будут не зрителями, а активными участниками.
9. Рефлексия. Подведение итогов
Рефлексия – анализ своего пути достижения целей проекта. Происходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценка вклада участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. Применение рефлексивного подхода обеспечивает осознанное продвижение школьника на пути познания; оптимальный выбор средств для достижения целей саморазвития и самосовершенствования. Необходимость рефлексии ярко проявляется в проблемной ситуации: она направлена на поиск причин неудач и затруднений. Школьники учатся на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта.
|
|
|
|
Материалы для дифференцированного обучения |
|
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (проблемный ученик) | В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными. Кроме того, можно предложить им энциклопедии, Интернет-ресурсы, которые уже содержат материал по теме исследования. Задача ученика - ознакомиться с материалом, структурировать его и расположить в хронологической последовательности. |
|
Одаренный ученик | Система вопросов в каждой группе позволяют учащимся провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Кроме того, темы исследования в каждой группе тоже представлены дифференцировано. Например, тема для группы репортёров гораздо сложнее, чем для группы разработчиков природоохранных правил. Поэтому, предлагая разбиться на группы, было предусматрено, чтобы каждый выбрал задания по силам. |
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
|
|
Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты) |
|
|
- цифровой фотоаппарат
- лазерный диск
- компьютер, сеть Интернет
- принтер
- проекционная система
- сканер
|
|
|
Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты) |
|
|
- базы данных, электронные таблицы
- программы обработки изображений
- веб-браузер
- текстовые редакторы
- программы электронной почты
- мультимедийные системы
- справочники на CD-ROM
|
|
|
Материалы на печатной основе | Вахрушев А.. Окружающий мир : Учебник для 3 класса. - Москва : Издательство «Баласс»: 2013 г.
Вахрушев А. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». Москва : Издательство «Баласс»: 2013 г |
|
Другие принадлежности | Стенд наблюдений за проектом. |
|
Интернет-ресурсы
| http://nachalka.ru |
|
Другие ресурсы | Необходимо посетить школьную или городскую библиотеку. |
|