"В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Мельникова Татьяна Петровна

Данный урок разработан для учащихся 3 класса.Цель данного урока: познакомить детей со съедобными  и не съедобными грибами,со строением гриба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_tsarstve_gribov.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Новоярковская СОШ»Алтайского края Каменского района

«В царстве грибов»

Автор : Мельникова Татьяна Петровна

учитель начальных классов

2013г

Тема урока: «В царстве грибов»

Класс -3         

Тип урока_открытие новых знаний

Предмет- Окружающий мир

Цель урока: дать понятие о грибах, как  об отдельном царстве живой природы.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • -познакомить со строением гриба, учить выделять группы съедобных и не съедобных грибов.
  • Развивающие:
  • -расширять кругозор, мышление, речь учащихся.
  • -совершенствовать умение работать в парах, группах (коммуникативные учебные действия);
  • -развивать умение искать и находить информацию, необходимую для решения проблемы( познавательные).
  • Воспитательные:
  •   -воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Предметные:

  • дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением  и использование человеком.

Метапредметные:

  • развивать наблюдательность
  • формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира.

Прогнозируемые результаты:

  • дети познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают;
  • строение шляпочных грибов, будут уметь различать  съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами.

Формирование УУД:

1. Личностные:

  • проявлять интерес к изучаемому материалу;
  • проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
  • развивать мышление учащихся.

2. Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;

  

3. Познавательные:

а) общеучебные:

  • учить ориентироваться в многообразии грибов;

б) логические:

  • анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде

в) воспитательные:

  • формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;

4. Коммуникативные:

  • умение высказать свою точку зрения;
  • умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);
  • соблюдать нормы и правила устного общения;

Перечень условий: урок проводится в проветренном классе, хорошо освещенном, наличие таблиц, карточек,  компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Методический комментарий

1

Организационный

(1 мин)

Ребята входят в класс, проходят и садятся на свои места.- Здравствуйте, ребята!- Я рада вас видеть, (читаю стихотворение): Долгожданный дан звонок –Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре, Смело, четко говорим и тихонечко сидим.

- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)

До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.

Приветствуют учителя, выполняют упражнение, вместе с учителем.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникатив

ные:

 формирование  умения слушать и слышать,вести диалог

2

Мотивация учебной деятельности(2мин)

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые знания.

 Итак, мы начинаем. Рассмотрите, пожалуйста, изображение на доске
Сформулируйте задание.

(На доску вывешиваю схему «Мир живой природы»

Что объединяет представителей всех царств?
Обсудите ответ в парах

Заполнить схему «Мир живой природы»


Учёные-биологи делят всё живое на большие группы – царства…
Живые существа: дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают

Дети работают в парах.


Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.













Приложение1

3

Актуализация знаний(4мин)

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать мир живой природы.

-Что мы изучали на прошлом уроке?

(учитель задает вопросы)

Назовите предполагаемую тему урока.
Обоснуйте свой ответ.
Обсудите ответ в парах.

Тема урока «В царстве грибов»

На карточке 1 укажите фамилию, имя (Приложение2)

-Рассмотрите внимательно таблицу и  назовите задачи урока.

 Заполните второй столбец таблицы (опорные слова).
Запишите свой вопрос, на который вы хотели бы получить ответ.

На прошлом уроке мы изучали мир растений и мир животных.



Грибы.








1. Узнать, почему грибы долгое время считали частью царства растений.
2. Получить информацию о строении гриба.
3. Узнать роль грибов и меры охраны.
4. Узнать, какие грибы можно собирать


Работа в парах.


Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

общеучебные (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели)


4

Постановка проблемы(3 мин)

- Что же такое гриб: растение или животное? Можно ли назвать гриб растением? Вспомните части растений .

Вывод: гриб не является растением.

- Можно ли назвать гриб животным? (Они не передвигаются, не имеют лап и т.д.)

Вывод: грибы не являются животными.

- Большинство учёных выделяют грибы в особое самостоятельное «царство

Как называется наука о грибах?

-Гриб не является растением, так как у растений есть стебель, листья, корень, цветы, а у грибов нет.

-Грибы не являются животными ,так как они не передвигаются, не имеют лап.

Фронтальная работа

Познавательные:

общеучебные

:логические (формулирование проблемы)













5

Изучение нового материала(15 мин)

Прочитайте слова на доске, определите лексическое значение четвёртого слова.
(Приложение 3)

Правильно, эта наука называется МИКОЛОГИЯ.






Откройте учебники и

прочитайте новый материал .

Если вы  найдете новую для вас информацию, поставьте на полях  галочку.

На какой вопрос нам предстоит ответить?

Биология – наука о живой природе, ботаника – наука о растениях, зоология – наука о животных. Четвёртое слово - это название науки о грибах.

Микос – гриб, логос – наука

(Дети выделяют новый материал)

Почему грибы долгое время считали частью царства растений?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить грибы и растения.

Работа в парах.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; познавательные: логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование.

6

Первичное закрепление знаний

(3 мин)

Докажите. А какие части растений вам известны? Есть ли они у грибов? Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? А к миру животных?  .

Чем похожи грибы и растения?

Чем отличаются?

 О каких питательных веществах идёт речь?
Сделаем вывод.

(физминутка) Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём!


На какой вопрос нам предстоит ответить?

-Откройте учебники и прочитайте о строении гриба.

-заполните таблицу

(Приложение 4)

Делаем вывод.

-На какой вопрос нам еще нужно ответить?

Подготовьте сообщение пользуясь учебником

Вывод.



Похожи тем что:
Грибница похожа на корень растения: всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Не могут двигаться, как животные.
Грибы отличаются от растений: не производят питательные вещества, а поглощают их из находящихся в почве отмерших остатков растений и животных

Речь идёт о сахаре и крахмале.






















Из каких частей состоит гриб.

Какое значение имеют грибы в жизни растений и человека?



Фронтальная работа.

Познавательные

логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.













































Работа в парах.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование;

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство




7

Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.(7мин)


-Как охраняют грибы?



-Работаем в группах ,как правильно собирать грибы (приложение 5)

Делаем вывод.


-Нам предстоит ответить еще на один вопрос.

-Распределите грибы по группам

(карточки с изображением грибов)

Делаем вывод.





В каких случаях съедобные грибы нельзя употреблять в пищу?

Грибы имеют большое значение для неживой природы, растений, животных и человека. Поэтому их нужно охранять.



Надо соблюдать правила сбора грибов. Нельзя собирать грибы, названия которых внесены в Красную книгу



Грибы бывают съедобные, несъедобные и ядовитые.
Если они старые или растут вдоль дорог, в городе, вблизи предприятий



Работа в группах.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; 

Регулятивные:

 контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение, познавательные

:анализировать и сравнивать грибы.


8

Включение нового знания в систему знаний и повторение(2 мин)


- Ребята, представьте, что вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Как поступите?

- На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете?

- Почему именно так надо вести себя в лесу? Уничтожая одно, мы приносим вред другим. Если мы будем беречь наши леса, то они одарят нас запасами из лесной кладовой. Ведь свежий воздух, ягоды и грибы, пение птиц - что может быть лучше!)

-Спрошу взрослых или не буду срывать





Пройду мимо

Все в природе взаимосвязано

Фронтальная работа

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; познавательная;

личностные: смыслообразование

9

Рефлексия(2мин)

Заполняем таблицу «Новая информация» на карточке 2)  (Приложение) в виде схем и опорных слов, которые использовали в ходе совместной деятельности.
Поставьте восклицательный знак в ту часть круга, которая соответствовала вашему настроению на уроке. Что нового узнали на уроке?
На какие вопросы не получили ответ?

Дети заполняют таблицу

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

10

Домашнее задание(1мин)

Что будем делать дома?

Дома выполним задания на стр. 122, попробуем найти ответы на свои вопросы

Приложение 1

Приложение 2

Карточка № 1

Фамилия, имя _________________________________________

Тема урока: «В царстве грибов»

Что мне известно?

Вопрос

Ответ (опорные слова или схема)

1. Почему грибы долгое время считали частью царства растений?








2. Из каких частей состоит гриб?








3. Как доказать, что грибы необходимо охранять?








4. Какие бывают грибы?









Вопрос, на который я хочу получить ответ

_____________________________________________________________________________

Приложение 3

Биология

Ботаника

Зоология

Микология

Приложение4

Приложение5

Способ сбора грибов

Что произойдёт

1. Мы будем рвать, тянуть гриб из земли.

Мы повредим грибницу, и на этом месте гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.

2. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом.

Грибница остаётся неповреждённой, но может высохнуть и загнить.

3. Гриб не срезается, а выкручивается из земли.

Грибница не повреждается, плодовое тело не остаётся в земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Царство грибов"

Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

разработка урока  окружающего мира в 3 классе...

В царстве грибов

урок окружающего мира, 3 класс, виды грибов, ядовитые, съедобные, шляпочные, плесневые, самостоятельная работа...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...