Рабочая программа Окружающий мир 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Шмакова Александра Семёновна

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе:

- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 г.);

- программы авторов Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир»  (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);

- программы авторов Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир»  (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.

       В системе развивающего обучения Л.В. Занкова курс окружающего мира (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков) является интегрированным. В нём для изучения и исследования детям предлагаются явления как природной, так и социальной жизни в тесной взаимосвязи. Одной из задач развивающего обучения по системе Л.В. Занкова является создание целостной картины мира в сознании ребёнка. Современный учащийся младших классов благодаря развитию СМИ и информационных технологий знает о разнообразных фактах и явлениях, происходящих вдали от его дома, значительно больше, чем о том, что его непосредственно окружает. Знания эти  раздроблены и не систематизированы. Кроме того, окружающий мир не только является объектом познания, но и таит в себе определённые опасности. Чтобы обеспечить осознание ребёнком образных отношений между объектами и явлениями окружающего мира, необходимо установить межпредметные связи. Этим объясняется необходимость разработки интегрированного курса «Окружающий мир», включающий в качестве неотъемлемой части курс «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, т.е. реализовать одно из требований стандарта начального образования: «Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Практическая направленность курса позволяет детям осознать собственный жизненный опыт найти ответ на вопросы: «Как строить отношения «человек – природа» и «человек – общество»? – на основе сохранения экологического пространства, вживания в экосистему, а не её разрушения; на основе формирования толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к положению и мнению многих людей. Таким образом, интегрированный курс «Окружающий мир», погружая в разнообразную природу и общественную среду, пробуждает в детях интерес к своей Земле и родному краю, к окружающим людям, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Общий объём времени, отводимого на изучение окружающего мира в 1-4 классах, составляет 270 часов. В каждом классе урок окружающего мира проводится 2 раза в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 ч (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 68 ч (34 учебных недели).

Обучение  окружающему миру  в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • развитие у учащихся  опыта общения с людьми, обществом и природой;
  • воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Важнейшие задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • подвести к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком;
  • развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения;
  • формировать общеучебные умения;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества;
  • воздействовать на развитие морально-волевых и нравственных качеств личности, воспитывать чувство патриотизма.

В авторскую программу изменений не внесено.

Данная программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
  • Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для  3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.

Программа  3 класса составлена из расчёта 2 часа в неделю – 68 часов в год, в том числе  4 ч предусмотрено на проведение контрольных работ.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах.

В основу организации учебного занятия заложены характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).

Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.

Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.

Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.

     Используемые  методы и формы обучения обеспечивают:

  • адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
  • достаточную двигательную активность учащихся на уроке;
  • учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;
  • учет реальных учебных возможностей, дифференцированность обучения;
  • включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
  • дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
  • обратную связь;
  • объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
  • контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;
  • профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;
  • доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.

Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям учащихся.

Характер, объём и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.

2. Результаты освоения предмета «Окружающий мир»

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

      интерес к познанию окружающего мира;

  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  •  осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  •  сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
  •  понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
  • принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • реализации основ гражданской идентичности в поступках;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни;

     ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметными результатами являются:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  •  действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
  •  умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез, как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом    круге явлений;
  • понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
  • обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.)
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • находить разнообразные способы решения учебной задачи;
  •  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
  •  контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  •  оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  •  использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

3. Планируемые результаты обучения

Человек и природа

Обучающийся научится:

  •  устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
  • осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
  •  использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;
  • проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
  • оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
  •  сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
  • сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
  •  выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
  •  узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
  • соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
  •  узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
  • фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды

Обучающийся  получит возможность  научиться:

  • узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
  • оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
  • моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
  • планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, нахо-дить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
  •  устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
  •  выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
  • оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
  • осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
  • наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

  •  о древнейшей истории человека, о первых государствах первых государствах;
  •  об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
  • об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
  • имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
  • об истории и выдающихся людях родного края.

4. Содержание программы

3 класс (68 часов)

Природные условия Земли

Человек и природа Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далёком прошлом

 Человек и общество Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-тысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека. Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учётом возможностей).

Земли восточных славян

Человек и природа Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Человек и общество Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).

Московское государство

Человек и природа Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и общество Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов. Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту (с учетом возможностей).

Путь от Руси к России

Человек и общество Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

Природные условия Земли

1

Особенности планеты Земля

Знать расположение на глобусе, карте; уметь показывать материки, океаны на глобусе, карте.

1

04.сен

 3.09

 

2

Ориентирование по карте России и мира

Практическая работа – работа с контурной картой. Определение географического положения населенного пункта – работа в парах.

1

07.сен

 6.09

 

3

Погода. Показатели погоды

Записывать наблюдения за погодой с помощью условных знаков, использовать знания о погоде в практической деятельности.

1

11.сен

 10.

 

4

Народные приметы погоды

Использовать знания в повседневной жизни:  определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование

1

14.сен

 13.

 

5

Представление о климате

Исследовательская работа по тексту учебника – почему на Земле существуют разные климаты.

1

18.сен

 

 

6

Представление о климате

Работа по карте.  Составление графика температур для нашей местности.

1

20.сен

 

 

7

Климат родного края

Использовать знания в повседневной жизни:  определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование. Составление графика температур для нашей местности.

1

21.сен

 

 

8

Почва. Состав почвы

Знать, что таколе "почва", состав почвы и ее главное отличие от горных пород – плодородие; развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности,  любознательности

1

25.сен

 

 

9

Почва. Состав почвы

Работа с текстом учебника. Решение проблемной ситуации – работа в группах.

1

28.сен

 

 

10

Охрана почв

Исследовательская работа – как образуются овраги. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

1

02.окт

 

 

11

Ознакомление с картой природных зон

Поиск причинно-следственных связей в природе. Исследование природных связей на земле – работа с текстом учебника, участие в диалоге.

1

05.окт

 

 

12

Контрольная работа № 1  "Природные условия Земли"

Самостоятельная работа.

1

09.окт

 

 

 

Человек в далёком прошлом

13

Природные условия, в которых появился человек

Работа с картой. Работа в парах – составление плана описания географического положения Африки.

1

16.окт

 

29-31

14

Представление о природных зонах Африки

Работа с текстом – чтение, выделение главного. Составление рассказа о природной зоне по плану.

1

19.окт

 

31-37

15

Представление о природных зонах Африки

Работа в группах – характеристика природных зон  Африки.

1

23.окт

 

37-40

16

Представление о природных зонах Африки

Работа в группах – характеристика природных зон  Африки.

1

24.окт

 

41-45

17

Особенности жизни древних людей

Самостоятельная работа в тетради. Работа в группах по заданиям учебника. Индивидуальные сообщения о жизни древних людей

1

26.окт

 

46-53

18

Наследие Древнего мира

Работа с картой. Составление рассказов по рисункам учебника. Работа в парах по заданиям учебника. Коллективная работа – решение проблемной ситуации.

1

30.окт

 

54-58

19

Наследие Древнего мира

Работа с картой. Практическая работа – соотнесение: год- век, век – тысячелетие.

1

02.ноя

 

58-64

20

Лента времени

Работа с картой.  Работа в парах – сравнение географической и исторической карты. Исследование – какие животные использовались в армиях древних государств

1

06.ноя

 

64-74

21

Роль живописи, музыки, скульптуры, литературы в жизни человека

Работа с текстом учебника. Восприятие рассказа учителя. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – рассказы о разных видах искусства. Самостоятельная работа в тетради.

1

09.ноя

 

74-86

Земли восточных славян

22

Расселение славян

Работа с картой. Наблюдение взаимосвязи живой и неживой природы, работа со схемами и таблицами.

1

13.ноя

 

87-91

23

Природная зона степей. Растительность

Работа с физической картой. Работа в парах. Ознакомительное чтение текста. Работа с картой природных зон. Решение проблемной ситуации. Практическая работа – работа с гербарием растений степи. Примеры связи между живой и неживой природой в зоне степи.

1

16.ноя

 

92-95

24

Природная зона степей. Животный мир

Подбор и самостоятельное составление загадок о животных степи. Составление цепей питания животных степи. Самостоятельная работа – группировка животных по типу питания.  Подготовка сообщений о степных животных.

1

27.ноя

 

96-102

25

Сезонные изменения в природе степей

Наблюдение сезонных изменений в степи, их особенности.  Работа в группах – взаимосвязь между природными условиями и деятельностью человека в степной зоне.

1

30.ноя

 

102-107

26

Охрана почв, растительности и животного мира

Решение проблемной ситуации. Установление причинно-следственных связей. Составление рассказа о природной зоне по плану – самостоятельная работа. Решение кроссворда «Природа степи»

1

04.дек

 

107-109

27

Природная зона лесов

Работа со схемой. Сравнение географического положения зоны лесостепи и лесов. Составление схемы «Значение леса».  Начало работы над проектным заданием – альбом  «Зона лесов». Решение кроссворда

1

07.дек

 

109-114

28

Природная зона лесов. Растительность

Работа с гербарным материалом растения лесов. Подбор загадок о деревьях. Практическая работа – наблюдение за развитием надземной части раннецветущего растения.

1

11.дек

 

114-117

29

Природная зона лесов. Животный мир

Сбор сведений об образе жизни, повадках лесных животных. Подбор загадок о лесных животных. Продолжение работы над проектным заданием.  Работа в парах – макет смешенного леса. Подготовка сообщений о растениях и животных леса.

1

14.дек

 

118-124

30

Сезонные изменения в зоне лесов. Экскурсия в природу

Работа с текстом учебника. Подбор произведений литературы о лесе в разные времена года. экскурсия в природу. Практическая работа – сбор семян различных растений. Игра «Я загадал растение (животное)…»

1

18.дек

 

124-134

31

Сезонные изменения в зоне лесов

Исследование – чем питаются зимой зимующие птицы. Работа с текстом учебника. Составление рассказов по рисункам учебника. Самостоятельная работа – описание летней погоды нашей местности, сравнение с летом в лесу.

1

20.дек

 

135-138

32

Контрольная работа № 2 за 1 полугодие

Самостоятельная работа

1

21.дек

 

 

33

Расселение славян

Работа с текстом. Участие в беседе по теме урока. Решение проблемной ситуации  - коллективная работа.

1

25.дек

 

 

34

Расселение славян

Подготовка и презентация сообщений по теме урока. Примеры взаимосвязи природных условий и деятельности человека.

1

28.дек

 

 

35

Путь "из варяг в греки"

Работа с картой. Работа с текстом – комментированное чтение. Работа в парах – путешествие купца в Константинополь (контурная карта). Исследование – история одного из древних городов)

1

11.янв

 

 

36

Народный календарь

Работа с текстом. Подбор пословиц и поговорок о дружбе, труде, Родине. Самостоятельная работа.

1

15.янв

 

148-151

Образование Древнерусского государства

37

Первые русские князья

Ориентирование на физической и исторической карте. Комментированное чтение текста. Выделение главного. Пересказ прочитанного.

1

18.янв

 

3-8

38

Принятие Русью христианства

Комментированное чтение текста. Ответы на вопросы. Работа с картой. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка.

1

22.янв

 

8-11

39

Князь Владимир. Ярослав Мудрый

Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа – названия улиц, связанные с ремеслами.

1

25.янв

 

11-14

40

Культура: устное народное творчество

Комментированное чтение. Работа по рисункам учебника. Чтение былин. Работа в парах – выполнение задания в тетради. Участие в обсуждении высказываний древних славян.

1

29.янв

 

14-18

41

Письменность

Чтение текста, выделение главного. Работа по рисункам учебника. Коллективная работа – начало исследовательской работы по истории культуры России.

1

01.фев

 

19-24

42

Ордынское нашествие

Самостоятельное чтение текста, выводы на основе прочитанного. Работа по рисункам.  Составление плана рассказа об ордынском нашествии. Составление рассказа. Коллективная работа.

1

05.фев

 

24-29

43

Александр Невский и Ледовое побоище

Комментированное чтение текста. Выделение главного. Работа с картой-схемой Ледового побоища. Самостоятельная работа. Игра в города.

1

08.фев

 

29-33

Московское государство

44

Залесский край

Восприятие рассказа учителя. Выделение в тексте главного. Сравнение условий жизни людей в степи и в лесах.

1

12.фев

 

 

45

Природные сообщества

Самостоятельное чтение текста. Моделирование ситуации вмешательства человека в жизнь сообщества.  Работа в парах.

1

15.фев

 

 

46

 Законы лесной жизни

Обсуждение экологических проблем леса и способов их решения. Повторение приемов ориентирования в лесу. Составление памятки – правила поведения в лесу.

1

19.фев

 

 

47

Природное сообщество: луг

Работа с текстом и рисунками учебника. Установление связей между растениями и животными луга. Составление цепей питания. Работа со схемой – круговорот веществ в природе.

1

22.фев

 

 

48

Природное сообщество: водоём. Экскурсия к водоёму

Экскурсия к водоёму. Сравнение природных сообществ озер разных климатических поясов. Работа в парах – создание макета «Сообщество водоём»

1

05.мар

 

 

49

Природное сообщество: водоём

Рассказ- описание внешнего строения животного из сообщества водоём,  доказательство его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Моделирование вариантов вмешательства человека в жизнь водоёма.

1

12.мар

 

 

50

Природное сообщество: поле

Работа с текстом  и рисунками учебника. Составление описания сообщества поле. Участие в обсуждении прочитанного. Работа в парах – обсуждение изменений техники и орудий труда человека.

1

15.мар

 

 

51

Контрольная работа № 3 "Природные сообщества"

Самостоятельная работа

1

19.мар

 

 

52

Основание Москвы

Работа с текстом. Работа по карте. Исследовательская работа – описание древней Москвы. Самостоятельная работа с текстом – условия, которые способствовали возвышению Москвы.

1

22.мар

 

 

53

Дмитрий Донской и Куликовская битва

Комментированное чтение текста. Выборочное чтение. Работа со схемой Куликовской битвы, стояния на Угре. Работа с лентой времени.

1

26.мар

 

 

54

Объединение вокруг Москвы русских земель

Восприятие рассказа учителя. Комментированное чтение текста, работа по карте. Самостоятельное чтение учебного текста. Оценка личности Ивана IV.

1

29.мар

 

 

55

Культура Московской Руси

Исследовательская работа – история создания Московского Кремля. Просмотр в/м об истории Кремля. Работа с текстом и рисунками учебника.

1

02.апр

 

 

56

Человек-носитель и создатель культуры

Продолжение работы над альбомом по истории культуры Руси. Сообщения о народных праздниках.

1

05.апр

 

 

Путь от Руси к России

57

Русские первопроходцы

Работа с исторической картой. Работа в парах – описание природных условий, в которых проходили путешествия. Чтение текста, составление плана, пересказ по плану.

1

16.апр

 

 

58

Освоение Сибири

Исследование текста учебника. Ответы на вопросы. На основе прочитанного – описание по карте географического положения Азии (работа в группах).

1

19.апр

 

 

59

Природа Сибири. Тайга

Работа по карте – описание рельефа Сибири. Работа с контурной картой – реки Сибири. Самостоятельное чтение текста – выявление разницы между тайгой и лиственным лесом. Продолжение работы над альбомом «Зона лесов». Составление рассказа о природной зоне по коллективно составленному плану.

1

23.апр

 

 

60

Природное сообщество болото

Работа с текстом – выделение главного, составление плана. Работа по рисункам учебника. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – составление цепей питания. Болота. Работа в группах – доказать: лес, луг, водоем – природные сообщества.

1

26.апр

 

 

61

Путешествие А.Никитина. Ознакомление с природой Индии

Восприятие рассказа учителя. Просмотр в/м по теме урока. Сравнение тропического леса и леса умеренного пояса. Решение проблемной ситуации – работа в тетради.

1

30.апр

 

 

62

Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII в.

Комментированное чтение текста. Выборочное чтение. Выполнение заданий учебника. Составление плана рассказа.

1

03.май

 

 

63

Начальные представления о народах России. Поход   С. Дежнёва

Работа с текстом учебника. Работа с картой. Установление причинно-следственных связей. Работа со схемой.   Наблюдение зависимости между неживой и живой природой тундры. Самостоятельная работа в тетради.

1

07.май

 

 

64

Тундра

Работа с текстом – выделение главного, составление плана. Работа по рисункам учебника. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – составление цепей питания. Болота. Работа в группах – доказать: лес, луг, водоем – природные сообщества.

1

10.май

 

 

65

Коренное население Сибири

Сообщение о жизни и культуре народов Сибири. Обсуждение проблемы зависимости быта и занятий населения от природных условий.

1

14.май

 

 

66

Арктика

Комментированное чтение текста. Выделение главного в тексте. Составление плана рассказа и рассказ о природной зоне арктических пустынь.

1

17.май

 

 

67

Итоговая  контрольная работа № 4

Самостоятельная работа.

1

21.май

 

 

68

Начальное представление о народах России

Сообщение о жизни и культуре народов Сибири. Обсуждение проблемы зависимости быта и занятий населения от природных условий.

1

24.май

 

 

6. Формы и средства контроля

Для контроля за освоением  программного материала используются тематические контрольные работы (4). Контроль за уровнем достижений учащихся по окружающему миру  производится в форме комплексной  работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс». 

Примерный график контрольных работ


п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

Контрольная работа № 1

Природные условия Земли

09.10

Контрольная работа № 2

Промежуточная

21.12

Контрольная работа №3

Природные сообщества

19.03

Контрольная работа № 4

Итоговая

21.05

        Контрольно-измерительные материалы см. Приложение № 4

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащённости

Основная

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

1

1

100

Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова.

1

1

100

Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для  3 класса.

22

22

100

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир».

22

22

100

Дополнительная

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации  к курсу «Окружающий мир»,  3 класс.

1

1

100

Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир».

22

-

-

Трафимова Г.В. Тайны далёкие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир».

22

-

-

Энциклопедии, справочники, альбомы.

+

+

+

Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Компьютер с программным обеспечением

1

1

100

Ноутбук

1

1

100

Мультимедиапроектор

1

1

100

Интерактивная доска

1

1

100

Кодоскоп

1

-

-

Транспаранты к кодоскопу

+

-

-

Учебные кинофрагменты

+

-

-

Телевизор

1

-

-

Диапроектор

1

-

-

Магнитная доска

1

1

100

Диапозитивы, диафильмы, слайды

+

-

-

Настольные развивающие игры

+

+

+

Гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего

+

+

+

Муляжи плодов, животных и отдельных органов человека

+

-

-

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания

+

+

+

Плакаты по основным темам  естествознания

+

+

+

Портреты выдающихся людей России

+

+

+

Таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых.

+

+

+

Физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи

+

+

+

Атлас географических и исторических карт.

1

1

100

Географические и исторические настенные карты.

1

1

100

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

22

2

10

Термометр медицинский

1

1

100

Лупа.

1

1

100

Часы с синхронизированными стрелками.

1

-

-

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций.

1

-

-

Цифровой микроскоп.

1

1

100

Модульная система элементов.

1

1

100

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц.

1

-

-

Рельефные модели.

1

-

-

Модель «Торс человека с внутренними органами».

1

-

-

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

1

-

-

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007.

1

1

100

Мультимедийные образовательные ресурсы.

+

-

-

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

+

-

-

ТРЕБОВАНИЯ   К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны знать:

  • наиболее типичные растения и животных природных зон России;
  • характерные признаки сезонов года родного края;
  • названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
  • названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
  • правила поведения в природе;
  • правила безопасности в лесу и на водоемах;
  • имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период);
    уметь:
  • определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;
  • узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
  • приводить примеры растений и животных природных сообществ;
  • узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
  • называть характерные признаки сезонов года родного края;
  • фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;
  • устанавливать последовательность основных исторических событий России в изучаемый период;
  • владеть коммуникативной, смысло-поисковой компетенциями и компетенцией личностного саморазвития;

     уметь решать следующие жизненно-практические задачи:

  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • находить дополнительную информацию о родном крае, родной стране, нашей планете для решения практических задач.

Шмакова Александра Семёновна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....