Рабочая программа Окружающий мир 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);
- программы авторов Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);
- программы авторов Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.
В системе развивающего обучения Л.В. Занкова курс окружающего мира (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков) является интегрированным. В нём для изучения и исследования детям предлагаются явления как природной, так и социальной жизни в тесной взаимосвязи. Одной из задач развивающего обучения по системе Л.В. Занкова является создание целостной картины мира в сознании ребёнка. Современный учащийся младших классов благодаря развитию СМИ и информационных технологий знает о разнообразных фактах и явлениях, происходящих вдали от его дома, значительно больше, чем о том, что его непосредственно окружает. Знания эти раздроблены и не систематизированы. Кроме того, окружающий мир не только является объектом познания, но и таит в себе определённые опасности. Чтобы обеспечить осознание ребёнком образных отношений между объектами и явлениями окружающего мира, необходимо установить межпредметные связи. Этим объясняется необходимость разработки интегрированного курса «Окружающий мир», включающий в качестве неотъемлемой части курс «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, т.е. реализовать одно из требований стандарта начального образования: «Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Практическая направленность курса позволяет детям осознать собственный жизненный опыт найти ответ на вопросы: «Как строить отношения «человек – природа» и «человек – общество»? – на основе сохранения экологического пространства, вживания в экосистему, а не её разрушения; на основе формирования толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к положению и мнению многих людей. Таким образом, интегрированный курс «Окружающий мир», погружая в разнообразную природу и общественную среду, пробуждает в детях интерес к своей Земле и родному краю, к окружающим людям, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Общий объём времени, отводимого на изучение окружающего мира в 1-4 классах, составляет 270 часов. В каждом классе урок окружающего мира проводится 2 раза в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 ч (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 68 ч (34 учебных недели).
Обучение окружающему миру в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- развитие у учащихся опыта общения с людьми, обществом и природой;
- воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Важнейшие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- подвести к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком;
- развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения;
- формировать общеучебные умения;
- освоить доступные способы изучения природы и общества;
- воздействовать на развитие морально-волевых и нравственных качеств личности, воспитывать чувство патриотизма.
В авторскую программу изменений не внесено.
Данная программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
- Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
Программа 3 класса составлена из расчёта 2 часа в неделю – 68 часов в год, в том числе 4 ч предусмотрено на проведение контрольных работ.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах.
В основу организации учебного занятия заложены характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).
Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.
Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.
Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.
Используемые методы и формы обучения обеспечивают:
- адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
- достаточную двигательную активность учащихся на уроке;
- учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;
- учет реальных учебных возможностей, дифференцированность обучения;
- включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
- дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
- обратную связь;
- объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
- контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;
- профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;
- доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.
Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям учащихся.
Характер, объём и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.
2. Результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к познанию окружающего мира;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
- принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- реализации основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни;
ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметными результатами являются:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез, как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.)
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
3. Планируемые результаты обучения
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
- использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;
- проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
- оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
- сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
- сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
- выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
- планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, нахо-дить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
- устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
- выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
- о древнейшей истории человека, о первых государствах первых государствах;
- об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
- имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
- об истории и выдающихся людях родного края.
4. Содержание программы
3 класс (68 часов)
Природные условия Земли
Человек и природа Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далёком прошлом
Человек и общество Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-тысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека. Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учётом возможностей).
Земли восточных славян
Человек и природа Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).
Московское государство
Человек и природа Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов. Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту (с учетом возможностей).
Путь от Руси к России
Человек и общество Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
Планируемая дата | Фактическая дата | |||||
Природные условия Земли | ||||||
1 | Особенности планеты Земля | Знать расположение на глобусе, карте; уметь показывать материки, океаны на глобусе, карте. | 1 | 04.сен | 3.09 |
|
2 | Ориентирование по карте России и мира | Практическая работа – работа с контурной картой. Определение географического положения населенного пункта – работа в парах. | 1 | 07.сен | 6.09 |
|
3 | Погода. Показатели погоды | Записывать наблюдения за погодой с помощью условных знаков, использовать знания о погоде в практической деятельности. | 1 | 11.сен | 10. |
|
4 | Народные приметы погоды | Использовать знания в повседневной жизни: определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование | 1 | 14.сен | 13. |
|
5 | Представление о климате | Исследовательская работа по тексту учебника – почему на Земле существуют разные климаты. | 1 | 18.сен |
|
|
6 | Представление о климате | Работа по карте. Составление графика температур для нашей местности. | 1 | 20.сен |
|
|
7 | Климат родного края | Использовать знания в повседневной жизни: определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование. Составление графика температур для нашей местности. | 1 | 21.сен |
|
|
8 | Почва. Состав почвы | Знать, что таколе "почва", состав почвы и ее главное отличие от горных пород – плодородие; развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности | 1 | 25.сен |
|
|
9 | Почва. Состав почвы | Работа с текстом учебника. Решение проблемной ситуации – работа в группах. | 1 | 28.сен |
|
|
10 | Охрана почв | Исследовательская работа – как образуются овраги. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | 1 | 02.окт |
|
|
11 | Ознакомление с картой природных зон | Поиск причинно-следственных связей в природе. Исследование природных связей на земле – работа с текстом учебника, участие в диалоге. | 1 | 05.окт |
|
|
12 | Контрольная работа № 1 "Природные условия Земли" | Самостоятельная работа. | 1 | 09.окт |
|
|
| Человек в далёком прошлом | |||||
13 | Природные условия, в которых появился человек | Работа с картой. Работа в парах – составление плана описания географического положения Африки. | 1 | 16.окт |
| 29-31 |
14 | Представление о природных зонах Африки | Работа с текстом – чтение, выделение главного. Составление рассказа о природной зоне по плану. | 1 | 19.окт |
| 31-37 |
15 | Представление о природных зонах Африки | Работа в группах – характеристика природных зон Африки. | 1 | 23.окт |
| 37-40 |
16 | Представление о природных зонах Африки | Работа в группах – характеристика природных зон Африки. | 1 | 24.окт |
| 41-45 |
17 | Особенности жизни древних людей | Самостоятельная работа в тетради. Работа в группах по заданиям учебника. Индивидуальные сообщения о жизни древних людей | 1 | 26.окт |
| 46-53 |
18 | Наследие Древнего мира | Работа с картой. Составление рассказов по рисункам учебника. Работа в парах по заданиям учебника. Коллективная работа – решение проблемной ситуации. | 1 | 30.окт |
| 54-58 |
19 | Наследие Древнего мира | Работа с картой. Практическая работа – соотнесение: год- век, век – тысячелетие. | 1 | 02.ноя |
| 58-64 |
20 | Лента времени | Работа с картой. Работа в парах – сравнение географической и исторической карты. Исследование – какие животные использовались в армиях древних государств | 1 | 06.ноя |
| 64-74 |
21 | Роль живописи, музыки, скульптуры, литературы в жизни человека | Работа с текстом учебника. Восприятие рассказа учителя. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – рассказы о разных видах искусства. Самостоятельная работа в тетради. | 1 | 09.ноя |
| 74-86 |
Земли восточных славян | ||||||
22 | Расселение славян | Работа с картой. Наблюдение взаимосвязи живой и неживой природы, работа со схемами и таблицами. | 1 | 13.ноя |
| 87-91 |
23 | Природная зона степей. Растительность | Работа с физической картой. Работа в парах. Ознакомительное чтение текста. Работа с картой природных зон. Решение проблемной ситуации. Практическая работа – работа с гербарием растений степи. Примеры связи между живой и неживой природой в зоне степи. | 1 | 16.ноя |
| 92-95 |
24 | Природная зона степей. Животный мир | Подбор и самостоятельное составление загадок о животных степи. Составление цепей питания животных степи. Самостоятельная работа – группировка животных по типу питания. Подготовка сообщений о степных животных. | 1 | 27.ноя |
| 96-102 |
25 | Сезонные изменения в природе степей | Наблюдение сезонных изменений в степи, их особенности. Работа в группах – взаимосвязь между природными условиями и деятельностью человека в степной зоне. | 1 | 30.ноя |
| 102-107 |
26 | Охрана почв, растительности и животного мира | Решение проблемной ситуации. Установление причинно-следственных связей. Составление рассказа о природной зоне по плану – самостоятельная работа. Решение кроссворда «Природа степи» | 1 | 04.дек |
| 107-109 |
27 | Природная зона лесов | Работа со схемой. Сравнение географического положения зоны лесостепи и лесов. Составление схемы «Значение леса». Начало работы над проектным заданием – альбом «Зона лесов». Решение кроссворда | 1 | 07.дек |
| 109-114 |
28 | Природная зона лесов. Растительность | Работа с гербарным материалом растения лесов. Подбор загадок о деревьях. Практическая работа – наблюдение за развитием надземной части раннецветущего растения. | 1 | 11.дек |
| 114-117 |
29 | Природная зона лесов. Животный мир | Сбор сведений об образе жизни, повадках лесных животных. Подбор загадок о лесных животных. Продолжение работы над проектным заданием. Работа в парах – макет смешенного леса. Подготовка сообщений о растениях и животных леса. | 1 | 14.дек |
| 118-124 |
30 | Сезонные изменения в зоне лесов. Экскурсия в природу | Работа с текстом учебника. Подбор произведений литературы о лесе в разные времена года. экскурсия в природу. Практическая работа – сбор семян различных растений. Игра «Я загадал растение (животное)…» | 1 | 18.дек |
| 124-134 |
31 | Сезонные изменения в зоне лесов | Исследование – чем питаются зимой зимующие птицы. Работа с текстом учебника. Составление рассказов по рисункам учебника. Самостоятельная работа – описание летней погоды нашей местности, сравнение с летом в лесу. | 1 | 20.дек |
| 135-138 |
32 | Контрольная работа № 2 за 1 полугодие | Самостоятельная работа | 1 | 21.дек |
|
|
33 | Расселение славян | Работа с текстом. Участие в беседе по теме урока. Решение проблемной ситуации - коллективная работа. | 1 | 25.дек |
|
|
34 | Расселение славян | Подготовка и презентация сообщений по теме урока. Примеры взаимосвязи природных условий и деятельности человека. | 1 | 28.дек |
|
|
35 | Путь "из варяг в греки" | Работа с картой. Работа с текстом – комментированное чтение. Работа в парах – путешествие купца в Константинополь (контурная карта). Исследование – история одного из древних городов) | 1 | 11.янв |
|
|
36 | Народный календарь | Работа с текстом. Подбор пословиц и поговорок о дружбе, труде, Родине. Самостоятельная работа. | 1 | 15.янв |
| 148-151 |
Образование Древнерусского государства | ||||||
37 | Первые русские князья | Ориентирование на физической и исторической карте. Комментированное чтение текста. Выделение главного. Пересказ прочитанного. | 1 | 18.янв |
| 3-8 |
38 | Принятие Русью христианства | Комментированное чтение текста. Ответы на вопросы. Работа с картой. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. | 1 | 22.янв |
| 8-11 |
39 | Князь Владимир. Ярослав Мудрый | Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа – названия улиц, связанные с ремеслами. | 1 | 25.янв |
| 11-14 |
40 | Культура: устное народное творчество | Комментированное чтение. Работа по рисункам учебника. Чтение былин. Работа в парах – выполнение задания в тетради. Участие в обсуждении высказываний древних славян. | 1 | 29.янв |
| 14-18 |
41 | Письменность | Чтение текста, выделение главного. Работа по рисункам учебника. Коллективная работа – начало исследовательской работы по истории культуры России. | 1 | 01.фев |
| 19-24 |
42 | Ордынское нашествие | Самостоятельное чтение текста, выводы на основе прочитанного. Работа по рисункам. Составление плана рассказа об ордынском нашествии. Составление рассказа. Коллективная работа. | 1 | 05.фев |
| 24-29 |
43 | Александр Невский и Ледовое побоище | Комментированное чтение текста. Выделение главного. Работа с картой-схемой Ледового побоища. Самостоятельная работа. Игра в города. | 1 | 08.фев |
| 29-33 |
Московское государство | ||||||
44 | Залесский край | Восприятие рассказа учителя. Выделение в тексте главного. Сравнение условий жизни людей в степи и в лесах. | 1 | 12.фев |
|
|
45 | Природные сообщества | Самостоятельное чтение текста. Моделирование ситуации вмешательства человека в жизнь сообщества. Работа в парах. | 1 | 15.фев |
|
|
46 | Законы лесной жизни | Обсуждение экологических проблем леса и способов их решения. Повторение приемов ориентирования в лесу. Составление памятки – правила поведения в лесу. | 1 | 19.фев |
|
|
47 | Природное сообщество: луг | Работа с текстом и рисунками учебника. Установление связей между растениями и животными луга. Составление цепей питания. Работа со схемой – круговорот веществ в природе. | 1 | 22.фев |
|
|
48 | Природное сообщество: водоём. Экскурсия к водоёму | Экскурсия к водоёму. Сравнение природных сообществ озер разных климатических поясов. Работа в парах – создание макета «Сообщество водоём» | 1 | 05.мар |
|
|
49 | Природное сообщество: водоём | Рассказ- описание внешнего строения животного из сообщества водоём, доказательство его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Моделирование вариантов вмешательства человека в жизнь водоёма. | 1 | 12.мар |
|
|
50 | Природное сообщество: поле | Работа с текстом и рисунками учебника. Составление описания сообщества поле. Участие в обсуждении прочитанного. Работа в парах – обсуждение изменений техники и орудий труда человека. | 1 | 15.мар |
|
|
51 | Контрольная работа № 3 "Природные сообщества" | Самостоятельная работа | 1 | 19.мар |
|
|
52 | Основание Москвы | Работа с текстом. Работа по карте. Исследовательская работа – описание древней Москвы. Самостоятельная работа с текстом – условия, которые способствовали возвышению Москвы. | 1 | 22.мар |
|
|
53 | Дмитрий Донской и Куликовская битва | Комментированное чтение текста. Выборочное чтение. Работа со схемой Куликовской битвы, стояния на Угре. Работа с лентой времени. | 1 | 26.мар |
|
|
54 | Объединение вокруг Москвы русских земель | Восприятие рассказа учителя. Комментированное чтение текста, работа по карте. Самостоятельное чтение учебного текста. Оценка личности Ивана IV. | 1 | 29.мар |
|
|
55 | Культура Московской Руси | Исследовательская работа – история создания Московского Кремля. Просмотр в/м об истории Кремля. Работа с текстом и рисунками учебника. | 1 | 02.апр |
|
|
56 | Человек-носитель и создатель культуры | Продолжение работы над альбомом по истории культуры Руси. Сообщения о народных праздниках. | 1 | 05.апр |
|
|
Путь от Руси к России | ||||||
57 | Русские первопроходцы | Работа с исторической картой. Работа в парах – описание природных условий, в которых проходили путешествия. Чтение текста, составление плана, пересказ по плану. | 1 | 16.апр |
|
|
58 | Освоение Сибири | Исследование текста учебника. Ответы на вопросы. На основе прочитанного – описание по карте географического положения Азии (работа в группах). | 1 | 19.апр |
|
|
59 | Природа Сибири. Тайга | Работа по карте – описание рельефа Сибири. Работа с контурной картой – реки Сибири. Самостоятельное чтение текста – выявление разницы между тайгой и лиственным лесом. Продолжение работы над альбомом «Зона лесов». Составление рассказа о природной зоне по коллективно составленному плану. | 1 | 23.апр |
|
|
60 | Природное сообщество болото | Работа с текстом – выделение главного, составление плана. Работа по рисункам учебника. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – составление цепей питания. Болота. Работа в группах – доказать: лес, луг, водоем – природные сообщества. | 1 | 26.апр |
|
|
61 | Путешествие А.Никитина. Ознакомление с природой Индии | Восприятие рассказа учителя. Просмотр в/м по теме урока. Сравнение тропического леса и леса умеренного пояса. Решение проблемной ситуации – работа в тетради. | 1 | 30.апр |
|
|
62 | Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII в. | Комментированное чтение текста. Выборочное чтение. Выполнение заданий учебника. Составление плана рассказа. | 1 | 03.май |
|
|
63 | Начальные представления о народах России. Поход С. Дежнёва | Работа с текстом учебника. Работа с картой. Установление причинно-следственных связей. Работа со схемой. Наблюдение зависимости между неживой и живой природой тундры. Самостоятельная работа в тетради. | 1 | 07.май |
|
|
64 | Тундра | Работа с текстом – выделение главного, составление плана. Работа по рисункам учебника. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – составление цепей питания. Болота. Работа в группах – доказать: лес, луг, водоем – природные сообщества. | 1 | 10.май |
|
|
65 | Коренное население Сибири | Сообщение о жизни и культуре народов Сибири. Обсуждение проблемы зависимости быта и занятий населения от природных условий. | 1 | 14.май |
|
|
66 | Арктика | Комментированное чтение текста. Выделение главного в тексте. Составление плана рассказа и рассказ о природной зоне арктических пустынь. | 1 | 17.май |
|
|
67 | Итоговая контрольная работа № 4 | Самостоятельная работа. | 1 | 21.май |
|
|
68 | Начальное представление о народах России | Сообщение о жизни и культуре народов Сибири. Обсуждение проблемы зависимости быта и занятий населения от природных условий. | 1 | 24.май |
|
|
6. Формы и средства контроля
Для контроля за освоением программного материала используются тематические контрольные работы (4). Контроль за уровнем достижений учащихся по окружающему миру производится в форме комплексной работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс».
Примерный график контрольных работ
№ п/п | Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения |
Контрольная работа № 1 | Природные условия Земли | 09.10 | |
Контрольная работа № 2 | Промежуточная | 21.12 | |
Контрольная работа №3 | Природные сообщества | 19.03 | |
Контрольная работа № 4 | Итоговая | 21.05 |
Контрольно-измерительные материалы см. Приложение № 4
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащённости |
Основная | |||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. | 1 | 1 | 100 |
Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова. | 1 | 1 | 100 |
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса. | 22 | 22 | 100 |
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». | 22 | 22 | 100 |
Дополнительная | |||
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. | 1 | 1 | 100 |
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». | 22 | - | - |
Трафимова Г.В. Тайны далёкие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». | 22 | - | - |
Энциклопедии, справочники, альбомы. | + | + | + |
Оборудование и приборы
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Компьютер с программным обеспечением | 1 | 1 | 100 |
Ноутбук | 1 | 1 | 100 |
Мультимедиапроектор | 1 | 1 | 100 |
Интерактивная доска | 1 | 1 | 100 |
Кодоскоп | 1 | - | - |
Транспаранты к кодоскопу | + | - | - |
Учебные кинофрагменты | + | - | - |
Телевизор | 1 | - | - |
Диапроектор | 1 | - | - |
Магнитная доска | 1 | 1 | 100 |
Диапозитивы, диафильмы, слайды | + | - | - |
Настольные развивающие игры | + | + | + |
Гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего | + | + | + |
Муляжи плодов, животных и отдельных органов человека | + | - | - |
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания | + | + | + |
Плакаты по основным темам естествознания | + | + | + |
Портреты выдающихся людей России | + | + | + |
Таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых. | + | + | + |
Физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи | + | + | + |
Атлас географических и исторических карт. | 1 | 1 | 100 |
Географические и исторические настенные карты. | 1 | 1 | 100 |
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. | 22 | 2 | 10 |
Термометр медицинский | 1 | 1 | 100 |
Лупа. | 1 | 1 | 100 |
Часы с синхронизированными стрелками. | 1 | - | - |
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций. | 1 | - | - |
Цифровой микроскоп. | 1 | 1 | 100 |
Модульная система элементов. | 1 | 1 | 100 |
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц. | 1 | - | - |
Рельефные модели. | 1 | - | - |
Модель «Торс человека с внутренними органами». | 1 | - | - |
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. | 1 | - | - |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007. | 1 | 1 | 100 |
Мультимедийные образовательные ресурсы. | + | - | - |
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения | + | - | - |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичные растения и животных природных зон России;
- характерные признаки сезонов года родного края;
- названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
- названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
- правила поведения в природе;
- правила безопасности в лесу и на водоемах;
- имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период);
уметь: - определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;
- узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- приводить примеры растений и животных природных сообществ;
- узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
- называть характерные признаки сезонов года родного края;
- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;
- устанавливать последовательность основных исторических событий России в изучаемый период;
- владеть коммуникативной, смысло-поисковой компетенциями и компетенцией личностного саморазвития;
уметь решать следующие жизненно-практические задачи:
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- находить дополнительную информацию о родном крае, родной стране, нашей планете для решения практических задач.
Шмакова Александра Семёновна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59282.jpg)
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-1070776-1540914346.jpg)
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-701740-1448023181.jpg)
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980501-1512065410.jpg)
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980501-1512065410.jpg)
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980501-1512065410.jpg)
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....