Интегрированный урок по теме «Кровеносная система. Что такое кровь» Окружающий мир, ОБЖ .3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Учитель начальных классов Назайкина Е.В.
Цели: ознакомить с продвижением крови по организму, составом крови; вспомнить основные приемы остановки крови; развивать речь, память, творческие способности.
Оборудование: таблица «Кровеносная система».
I.Организационный момент
III.Проверка домашнего задания
Группа 1. Режим дня для здоровья сердца.
- Необходимо делать утреннюю зарядку и заниматься физкультурой, чтобы тренировать сердечные мышцы.
- Ложиться спать вовремя: нагрузка на сердце ночью меньше, оно отдыхает.
- Если болеешь- лечись, чтобы не было осложнений на сердце.
- Не расстраивайся напрасно.
Группа 2. Влияние вредных привычек на работу сердца.
- Курение и алкоголь доставляют в кровь вредные вещества, которые разносятся по организму и отравляют его.
- Обжорство и малоподвижный образ жизни вредят здоровью, т.к делают сердце «вялым».
Группа 3. Вредные советы. «Как погубить сердце».
- Утром валяйтесь долго в постели.
- Вместо зарядки- на бегу умылся, на бегу позавтракал и побежал в школу.
- Обязательно попробуй курить- без этого сердце трудно погубить.
- Придёшь из школы – садись к телевизору и не думай гулять или посещать спортивные секции.
- Заболеешь- не лечись, вдруг тебе сильно повезет, и ты получишь осложнение на сердце.
III.Работа по теме урока
На предыдущем уроке мы познакомились с главным органом кровеносной системы- сердцем. Сердце- мотор, который гонит кровь по сосудам. В любой точке твоего тела есть кровь. Одни сосуды широки и плотны, как резиновый шланг от велосипедного насоса, другие- так узки, что через них не пропустить и волоса. По трубочкам сосудов все время пробегает кровь. Бежит она очень быстро: за 26 с успевает обежать все тело и побывать к каждом его уголке.
- Куда же так торопится кровь ? (Несет кислород и питательные вещества к каждому органу.)
Прочитайте в учебнике, как называются эти сосуды.
- Как называются сосуды, по которым кровь движется от сердца? (Артерии.)
- Что такое вены? (Сосуды, по которым кровь движется к сердцу.)
- Как называются самые маленькие сосуды? (Капилляры.)
- Где кровь из артерии переходит в вену? ( В капиллярах.)
- Что такое пульс? (Ритмичное расширение стенок сосудов, вызванное сокращением сердца.)
- Как измерить пульс?
Прижмите артерию на запястье указательным и средним пальцем. По моей команде начните считать удары. Через минуту я скажу: «Стоп». Вы сосчитайте частоту пульса или количество ударов за 1 минуту. ( Учитель засекает время, дети считают частоту пульса. Запомните это число.)
IV. Физкультминутка
- Измерьте свой пульс еще раз. Что произошло? (Пульс участился.)
- Объясните, почему это произошло? ( Мышцы работали, затрачивали энергию . Сердце посылало им больше питательных веществ, чем при спокойной работе.)
V.Продолжение работы по теме урока
1. Вступительная беседа.
С кровью знаком каждый лично. Порезал палец, стукнулся носом, оцарапал колено- и сразу кровь. Красная, жидкая.
Кровь не у всех красная. Есть животные с желтой и даже бесцветной кровью. А у некоторых крабов, пауков, осьминогов она вообще…голубая.
Зато уж у всех без исключения она жидкая, вернее сказать, полужидкая. Если налить в пробирку кровь, то она разделится на две почти разные половины: сверху светлая желтоватая жидкость- плазма, снизу густой красный осадок.
2.Работа с учебником:
- Прочитайте в тексте учебника, что такое плазма.
(Ответы детей.)
В первую очередь плазма- незаменимый кормилец и мозга, и сердца, и мускулов.
В желудке и кишечнике пища переваривается и попадает в плазму крови. Она и разносит ее каждой клеточке нашего организма. Из этих продуктов каждый орган «съедает» то, что ему требуется: кто жиры, кто соли, кто сахар. А взамен плазма забирает ненужные и даже вредные вещества. Она не только помогает удалить из организма остатки разрушенных клеток и микробы, но и обезвреживает многие ядовитые и опасные вещества.
-Из чего же состоит красный густой осадок? (Красные кровяные тельца- эритроциты, белые кровяные клетки- лейкоциты, кровяные пластинки- тромбоциты.)
- Прочитайте, какую роль они играют в организме человека.( Эритроциты доставляют питательные вещества к клеткам, лейкоциты защищают организм от бактерий, тромбоциты закупоривают рану.)
- С какой профессией можно сравнить роль каждой группы клеток? ( Эритроциты- шофер, курьер, экспедитор; лейкоциты- пограничники, войны, охранники ; тромбоциты- строители, штукатуры.)
- Приведите примеры, когда кровь транспортирует не только питательные вещества, но и тепло. (Растираем руки, они краснеют, согреваются. Прыгаем, чтоб был приток крови, и ноги не мерзли.)
- Что произойдет, если человек потеряет много крови? (Человек умрет, т.к клетки организма перестанут получать кислород и начнут задыхаться.)
- Назовите случаи, когда человек теряет много крови. ( Ранения на войне, порезы, аварии…)
- При ударах, ушибах, порезах сосуды нередко повреждаются и кровь выливается. Слабое кровотечение (кровь просачивается небольшими каплями) остановить очень просто и легко, но необходимо обеззаразить кожу вокруг раны. Как это сделать? ( Обработать йодом, зеленкой, наложить повязку или лейкопластырь.)
Сильное кровотечение ( кровь течет и капает) остановить бывает намного сложнее. В зависимости от того, какие сосуды повреждены, кровотечение бывает артериальное и венозное.
- Попробуйте догадаться, какое кровотечение описано : из раны пульсирующей струйкой вытекает ярко-красная кровь. (Артериальное.)
- Какие признаки указывают на это? ( Кровь ярко-красная, пульсирует.)
- Где (выше или ниже) необходимо пережать сосуд? ( На руке или ноге выше раны, т.к. кровь идет от сердца.)
- Как узнать венозное кровотечение? ( Кровь темная, струйка крови бежит равномерно.)
- Как остановить венозное кровотечение? ( Пережать сосуд ниже раны.)
- Какое кровотечение опаснее: из артерии или вены? Почему? ( Артериальное опаснее, т.к. давление больше сосуды (расположены ближе к сердцу), остановить труднее; кровь, насыщенная кислородом уходит из организма.)
IV.Закрепление изученного
1.Тест
1) Главный орган кровеносной системы:
а)кровь;
б)сосуды;
в)сердце.
2) Кровь не переносит:
а) углекислый газ;
б) пищеварительные соки;
в) кислород.
3) Кровь от сердца идет:
а) по капиллярам;
б) венам;
в) артериям.
4) Чтобы остановить венозное кровотечение нужно пережать сосуд:
а) выше раны;
б) ниже раны.
Ответы : 1-в,2-б,3-в,4-б.
VII.Итог урока
- Что такое кровь? ( Смесь клеток, выполняющих разные функции.)
- Главная функция крови? ( Разносить питательные вещества и кислород к клеткам организма, забирать углекислый газ.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_teme.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по теме «Кровеносная система. Что такое кровь»
Окружающий мир, ОБЖ .3 класс.
Учитель начальных классов Назайкина Е.В.
Цели: ознакомить с продвижением крови по организму, составом крови; вспомнить основные приемы остановки крови; развивать речь, память, творческие способности.
Оборудование: таблица «Кровеносная система».
I.Организационный момент
III.Проверка домашнего задания
Группа 1. Режим дня для здоровья сердца.
- Необходимо делать утреннюю зарядку и заниматься физкультурой, чтобы тренировать сердечные мышцы.
- Ложиться спать вовремя: нагрузка на сердце ночью меньше, оно отдыхает.
- Если болеешь- лечись, чтобы не было осложнений на сердце.
- Не расстраивайся напрасно.
Группа 2. Влияние вредных привычек на работу сердца.
- Курение и алкоголь доставляют в кровь вредные вещества, которые разносятся по организму и отравляют его.
- Обжорство и малоподвижный образ жизни вредят здоровью, т.к делают сердце «вялым».
Группа 3. Вредные советы. «Как погубить сердце».
- Утром валяйтесь долго в постели.
- Вместо зарядки- на бегу умылся, на бегу позавтракал и побежал в школу.
- Обязательно попробуй курить- без этого сердце трудно погубить.
- Придёшь из школы – садись к телевизору и не думай гулять или посещать спортивные секции.
- Заболеешь- не лечись, вдруг тебе сильно повезет, и ты получишь осложнение на сердце.
III.Работа по теме урока
На предыдущем уроке мы познакомились с главным органом кровеносной системы- сердцем. Сердце- мотор, который гонит кровь по сосудам. В любой точке твоего тела есть кровь. Одни сосуды широки и плотны, как резиновый шланг от велосипедного насоса, другие- так узки, что через них не пропустить и волоса. По трубочкам сосудов все время пробегает кровь. Бежит она очень быстро: за 26 с успевает обежать все тело и побывать к каждом его уголке.
- Куда же так торопится кровь ? (Несет кислород и питательные вещества к каждому органу.)
Прочитайте в учебнике, как называются эти сосуды.
- Как называются сосуды, по которым кровь движется от сердца? (Артерии.)
- Что такое вены? (Сосуды, по которым кровь движется к сердцу.)
- Как называются самые маленькие сосуды? (Капилляры.)
- Где кровь из артерии переходит в вену? ( В капиллярах.)
- Что такое пульс? (Ритмичное расширение стенок сосудов, вызванное сокращением сердца.)
- Как измерить пульс?
Прижмите артерию на запястье указательным и средним пальцем. По моей команде начните считать удары. Через минуту я скажу: «Стоп». Вы сосчитайте частоту пульса или количество ударов за 1 минуту. ( Учитель засекает время, дети считают частоту пульса. Запомните это число.)
IV. Физкультминутка
- Измерьте свой пульс еще раз. Что произошло? (Пульс участился.)
- Объясните, почему это произошло? ( Мышцы работали, затрачивали энергию . Сердце посылало им больше питательных веществ, чем при спокойной работе.)
V.Продолжение работы по теме урока
1. Вступительная беседа.
С кровью знаком каждый лично. Порезал палец, стукнулся носом, оцарапал колено- и сразу кровь. Красная, жидкая.
Кровь не у всех красная. Есть животные с желтой и даже бесцветной кровью. А у некоторых крабов, пауков, осьминогов она вообще…голубая.
Зато уж у всех без исключения она жидкая, вернее сказать, полужидкая. Если налить в пробирку кровь, то она разделится на две почти разные половины: сверху светлая желтоватая жидкость- плазма, снизу густой красный осадок.
2.Работа с учебником:
- Прочитайте в тексте учебника, что такое плазма.
(Ответы детей.)
В первую очередь плазма- незаменимый кормилец и мозга, и сердца, и мускулов.
В желудке и кишечнике пища переваривается и попадает в плазму крови. Она и разносит ее каждой клеточке нашего организма. Из этих продуктов каждый орган «съедает» то, что ему требуется: кто жиры, кто соли, кто сахар. А взамен плазма забирает ненужные и даже вредные вещества. Она не только помогает удалить из организма остатки разрушенных клеток и микробы, но и обезвреживает многие ядовитые и опасные вещества.
-Из чего же состоит красный густой осадок? (Красные кровяные тельца- эритроциты, белые кровяные клетки- лейкоциты, кровяные пластинки- тромбоциты.)
- Прочитайте, какую роль они играют в организме человека.( Эритроциты доставляют питательные вещества к клеткам, лейкоциты защищают организм от бактерий, тромбоциты закупоривают рану.)
- С какой профессией можно сравнить роль каждой группы клеток? ( Эритроциты- шофер, курьер, экспедитор; лейкоциты- пограничники, войны, охранники ; тромбоциты- строители, штукатуры.)
- Приведите примеры, когда кровь транспортирует не только питательные вещества, но и тепло. (Растираем руки, они краснеют, согреваются. Прыгаем, чтоб был приток крови, и ноги не мерзли.)
- Что произойдет, если человек потеряет много крови? (Человек умрет, т.к клетки организма перестанут получать кислород и начнут задыхаться.)
- Назовите случаи, когда человек теряет много крови. ( Ранения на войне, порезы, аварии…)
- При ударах, ушибах, порезах сосуды нередко повреждаются и кровь выливается. Слабое кровотечение (кровь просачивается небольшими каплями) остановить очень просто и легко, но необходимо обеззаразить кожу вокруг раны. Как это сделать? ( Обработать йодом, зеленкой, наложить повязку или лейкопластырь.)
Сильное кровотечение ( кровь течет и капает) остановить бывает намного сложнее. В зависимости от того, какие сосуды повреждены, кровотечение бывает артериальное и венозное.
- Попробуйте догадаться, какое кровотечение описано : из раны пульсирующей струйкой вытекает ярко-красная кровь. (Артериальное.)
- Какие признаки указывают на это? ( Кровь ярко-красная, пульсирует.)
- Где (выше или ниже) необходимо пережать сосуд? ( На руке или ноге выше раны, т.к. кровь идет от сердца.)
- Как узнать венозное кровотечение? ( Кровь темная, струйка крови бежит равномерно.)
- Как остановить венозное кровотечение? ( Пережать сосуд ниже раны.)
- Какое кровотечение опаснее: из артерии или вены? Почему? ( Артериальное опаснее, т.к. давление больше сосуды (расположены ближе к сердцу), остановить труднее; кровь, насыщенная кислородом уходит из организма.)
IV.Закрепление изученного
1.Тест
1) Главный орган кровеносной системы:
а)кровь;
б)сосуды;
в)сердце.
2) Кровь не переносит:
а) углекислый газ;
б) пищеварительные соки;
в) кислород.
3) Кровь от сердца идет:
а) по капиллярам;
б) венам;
в) артериям.
4) Чтобы остановить венозное кровотечение нужно пережать сосуд:
а) выше раны;
б) ниже раны.
Ответы : 1-в,2-б,3-в,4-б.
VII.Итог урока
- Что такое кровь? ( Смесь клеток, выполняющих разные функции.)
- Главная функция крови? ( Разносить питательные вещества и кислород к клеткам организма, забирать углекислый газ.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме " Что такое кровь" ( окружающий мир, 4 класс)
Данная презентация знакомит детей со значением крови, ее физическими свойствами и составом крови....
Урок ОМ в 3 классе по теме " Кровеносная система" с использованием технологии критического мышления
Данный урок построен по технологии критического мыления. Использованы следующие приёмы: "Истино, ложно", "Кластер","Инсерт", "Корзина идей", "Синквейн"...
Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Кровеносная система"
Формировать представление учащихся о строении и работе кровеносной системы. Сформировать представление о составе и значении крови в организме....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Кровеносная система (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Кровеносная система (4 класс)...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....
Конспект урока окружающий мир. 3 класс. "Планета Знаний". Тема: "Кровеносная система".
Конспект урока с применением методик развития функциональной грамотности учащихся....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система"
На уроке окружающего мира учащиеся познакомятся с кровеносной системой человека...