Проектная деятельность в начальной школе:«Зеленая планета – Будь верен в малом»
проект по окружающему миру (4 класс) на тему
Предлагаемый проект "Зеленая планета - будь верен в малом" - это попытка на примере своего города, улицы, двора, школы (окружающей среды), хотя бы приблизиться к пониманию тех экологических законов, которые управляют законами экологических процессов происходящими на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 107.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Проектная деятельность в начальной школе
совместная работа учителей 3 классов
Выполнили:
Мартынова Л.А
Каменская А.А.
Биробиджан, 2013
Содержание:
- Обоснование необходимости разработки проекта.
- Участники
- Цели
- Задачи
- Актуальность проекта
- Предполагаемые результаты
- Этапы проекта
- План – сетка
- Список используемой литературы
- Приложение
Ты и я – человек
Ты и я – соль Земли.
Что же сделать с тобой для Земли мы смогли?
Ты и я – человек.
Искра божия в нас,
Хоть недолог наш век,
Что творим мы сейчас?
Самое ценное у человека - это жизнь. Задача учителя, с первых дней пребывания ребенка в школе, воспитывать в нем личную ответственность за жизнь и здоровье. Что есть наша жизнь? Отчего зависит здоровье человека? Каковы взаимоотношения окружающего мира и человека? Эти вопросы раскрываются в процессе изучения различных школьных дисциплин, предметов, занятий развивающего, познавательного и воспитательного цикла.
Вся школьная деятельность, с учетом психологических, возрастных особенностей детей, направлено на развитие здорового образа жизни. Этому помогают различные внеурочные коллективно – творческие дела, клубные встречи, познавательно–развлекательные программы и мероприятия по экологическим и этическим темам. Одной из форм, где предполагается неформальное общение учителя и ученика, создается ситуация успеха, реализуются личностные качества и увлеченности ребенка, является проектная деятельность.
Предлагаемый проект «Зеленая планета – Будь верен в малом» - это попытка на примере своего города, улицы, двора, школы (окружающей среды), хотя бы приблизиться к пониманию тех экологических законов, которые управляют процессами, происходящими на Земле.
Знания и понимание действия экологических законов – главное для решения проблем здорового образа жизни. Как только мы осознанно начнем понимать это, то увидим монолитное единство и взаимозависимость между живой и неживой природой, деятельностью человека, его здоровьем и смыслом жизни.
Девиз проекта: «Полюби мир и мир полюбит тебя».
Участники проекта: ученики 4 «Б»,4 «Е» классов МБОУ СОШ №1
Педагоги начальных классов: Мартынова Л.А.,
Каменская А.А.
Родители учащихся 4 «Б», 4«Е»классов
Старшеклассники
Работники школьной библиотеки
Медицинские работники школы
Время проведения проекта: сентябрь – май 2013- 2014 года.
Цель проекта – создавать вокруг себя экологически чистого пространства, где дети и взрослые будут активно, с удовольствием и пользой для своего здоровья проводить время;
Формировать у детей эколого–биологических знаний и экологической культуры;
Создать условия для формирования социальной компетенции учащихся, путем совместной работы педагог – ученик – родитель;
Задачи проекта:
1. Содействие духовному, интеллектуальному и нравственному воспитанию и развитию участников проекта;
2. Улучшение экологического климата окружающей среды;
3. Воспитание наблюдательности и бережного отношения к окружению:
3.1. Поиск и изучение литературных источников, привлечение специалистов по данным вопросам;
3.2. Расширение знаний и получение необходимого образования, в том числе путем проведения самостоятельных исследований.
4. Повышение качества жизни участников проекта.
5. Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, старшеклассников и других специалистов, направленных на благоустройство и озеленение окружающей среды.
Актуальность проекта: Данный проект поможет учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации. Немаловажную роль играет совместная деятельность всех участников проекта (где появиться возможность наблюдать ребенка во время социального становления как личности в обществе). Тесное сотрудничество участников проекта повышает положительный имидж и престиж школы.
Предполагаемые результаты проекта: Проект находится на стадии начинания работы. В реализации проекта участвует 55 учащихся 3 классов, их родители. Совместная деятельность родителей и детей, организованная педагогами должна дать возможность прожить какое – то время позитивного общения, направленного на получение конкретного результата (план - сетка). Помочь по новому строить взаимоотношения, понимать интересы и потребности детей, требования родителей, уточнить и расширить знания, умения и навыки экологического характера. Разбивка клумб и посадка цветов поможет сохранить красоту школьной территории до осени.
Коммуникативные технологии обучения: проектная технология.
Этапы проектной деятельности:
- Знакомство с заявленной темой (обсуждение)
- Планирование работы над проектом
- Создание проекта
- Компьютерное оформление. Презентация.
План работы по созданию проекта:
"Зеленая планета – Будь верен в малом"
Сроки: сентябрь - май
Мероприятия | Участники | Сроки | Предполагаемый результат |
Определение темы проекта (раскрытие смысла экологической направленности) | Коллективно с учителем, учениками, родителями | 1– ая неделя сентября | Обработка анкеты для родителей и детей, активное обсуждение и принятие темы. Создание в классах уголка природы |
Обучающий цикл «Первые уроки экологической этики» 1.Введение в науку «экология» | Учителя | 2 – ая неделя сентября | Расширение и получение знаний экологической направленности |
Выполнение рисунков по теме: «Мир в котором я живу» (мой двор, улица, город, школа ) | Учащиеся совместно с родителями | 3 – ая неделя сентября | В рисунках изображают желаемое видение окружающей среды. Выставка в уголке природы |
Акция «Зеленый наряд » | Родители – ученики – учителя – старшеклассники – администрация школы | 4 – ая неделя сентября | посадка деревьев, кустарников в зиму. Награждение активных ребят – уголок природы |
Уроки экологической грамотности (проведение родительских собраний «Экологическое воспитание в семье») | Все участники проекта | октябрь | Выполнение совместного проекта «будь верен в малом»(использование природного материала), выставка, защита проектов. Уголок природы |
Осень – глазами юного эколога(личное наблюдение и теоретические знания) | Все участники проекта | ноябрь | Подведение итогов за осенний период. Уголок природы |
«На прогулке с собакой» | Волонтеры, старшеклассники, учителя, ученики | В течение года | Создание версии «Правила друзей природы» по временам года. Уголок природы |
«Лесные тропинки парка» (исследовательская работа) | Ученик – родитель - волонтеры -учитель | В течение года | Расширение и получение знаний через наблюдения, и исследовательскую работу. Выводы. |
Посещение эколого – просветительского центра «Аист» (знакомство с центром и направлениями его работы ) | Ученики - учителя | декабрь | Расширение знаний и кругозора, повышение экологической грамотности |
Золотое правило экологической этики. | Учитель – ученики - родители | В течение года | Ребята делают свою версию проекта в рисунках, сочинениях, плакатах о природе, заполняют анкету «Знаешь ли ты как охранять природу?» |
Встреча с представителями заповедника «Бастак»:Тема «Роль и значение «зеленого наряда» ЕАО» | Ученики - учителя | январь | Воспитание экологического сознания, как залог сохранения природной среды |
Участие в акции «Помоги птицам зимой»(помогая птицам - сохраняешь лес) | Все участники проекта | февраль | Изготовление кормушек, развешивание их в скверах и парках города. Конкурс лучших кормушек |
Весенние наблюдения за растениями, посаженными осенью | Учителя - ученики | март | Фиксирование результатов в уголке природы |
Конкурсно-познавательная программа, посвященная всемирному Дню Земли “Необычное в обычном”. | Параллель 4 – ых классов (6 классов) | апрель | Выпуск стенных газет: “Экологический вестник”, “ несущих информацию о разных экологических проблемах города, страны, знакомящих с редкими растениями и животными, с рисунками и плакатами детей в защиту природы. |
Подготовка к предстоящей итоговой презентации. Продукт творческой деятельности. | Все участники | 1 и 2 –ая неделя мая | Оформление проекта |
Компьютерное представление проекта «Зеленая планета – Будь верен в малом» | Коллективно с учителем, родители | 3 – ая неделя мая | Защита. Награждение активистов |
По мере работы над проектом «Зеленая планета – Будь верен в малом» накопительная база данных исследовательской работы, анкетирования, рисунки, сочинения, плакаты, конспекты уроков экологической этики будет пополняться и использоваться в методической копилке учителей.
Список используемой литературы:
- КОЭБЦУ, КОИП Материалы по дополнительному экологическому образованию уч-ся, выпуск 2,2005.
- Литвинова. Л.С Журнал «Нравственно-Экологическое воспитание школьников».
- http://1-4.prosv.ru
- Плешаков А.А. «Великан на поляне или первые уроки экологической этики»; Москва «Просвещение», 2009 г.
- Тузова В.Л. «Такая чудесная школьная жизнь»(организация жизнедеятельности коллектива младших школьников), Санкт – Петербург, издательство «КАРО»; 2007 г.
Приложение 1.
Анкета для родителей
1. Что для вас экологическая культура?
- система экологических знаний;
- ответственное и бережное отношение к природе- чувство сопереживания, забота о судьбе планеты;
- затрудняюсь ответить;
- другое.
2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?
- да, считаю необходимым;
- экологическое воспитание должно осуществляться только в школе;
- затрудняюсь ответить.
3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?
- провожу беседы на экологическую тему;
- подаю личный пример - совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты;
- совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, на даче- совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями;
- не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний».
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою де...
«Организация проектной деятельности младших школьников в УМК «Планета знаний»
Итоговая работа по курсу повышения квалификации: «Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний».Тема: «Организация проектной деятельности младших школьников в УМК «Планета знаний»»....
Проектная деятельность "Новый год шагает по планете"
Скоро один из самых ярких и праздничных дней в году, и все ждут его с нетерпением. Взрослые – чтоб поскорее закончить все дела в старом году и отдохнуть во время последующих новогодних празднико...
Проектная деятельность "Новый год шагает по планете"
Скоро один из самых ярких и праздничных дней в году, и все ждут его с нетерпением. Взрослые – чтоб поскорее закончить все дела в старом году и отдохнуть во время последующих новогодних празднико...
Использование проектной деятельности при работе по УМК "Планета знаний"
Представление тематики и структуры работы над проектом....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....