№ | Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика | УУД
|
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность обучающихся к уроку. -Добрый день! Возьмитесь за руки. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. Посмотрите друг на друга. Глазами и улыбкой пожелайте удачи на уроке.
| Дети встают, берутся за руки.
Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке: Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай. Здесь не нужен шум и гам, Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг.
| Личностные: способность откликаться на добрые чувства; Коммуникативные: проявляют интерес к общению на уроке. Регулятивные: понимают цель и смысл выполняемых заданий.
|
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Как только я назову насекомое – тихо сядьте: Белка, кобра, окунь, бабочка, лягушка. Жителей какого царства я назвала? А какие царства живой природы вы знаете? Назовите основные признаки живой природы? Отгадайте загадку: Дышит и растет, а ходить не может (растение). - По каким признакам определили, что это растение? - Назовите жителей царства растений. Проблема: К какой группе этого царства они относятся? |
Ответы детей.
Дети предлагают варианты. | Регулятивные: понимают цель и смысл выполняемых заданий. Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
|
3 | Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)
|
Почему не можем ответить на это вопрос? Сформулируйте задачи урока.
|
- Задачи нашего урока, выяснить - какие бывают растения, на какие группы можно разделить царство растений. | Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные: учатся уважать мнение собеседника. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения
| Чтобы ответить на эти вопросы, вы будете работать в группах, и проводить исследования.
У каждой группы свое задание. Работать необходимо по плану. (На слайде три группы растений и план работы) 1.Рассмотреть карточки 2.Какое растение лишнее? Почему? 3.Что объединяет остальные растения? 4.Как можно назвать их одним словом? 5.Какие из них можем встретить в Саратовской области? Выберите группу, в которой вы будете работать, возьмите конверты и приступайте к работе. |
Содержание карточек: 1 группа (дуб, береза, эвкалипт, сосна, ель, одуванчик) 2 группа (орешник, можжевельник, смородина, малина, сирень, шиповник, берёза) 3 группа (подорожник, одуванчик, женьшень, крапива, ромашка, колокольчик, сирень) | Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии; умение работать в группе.
|
5 | Реализация построенного проекта |
Учитель фиксирует выводы учащихся в схеме.
Учитель сообщает дополнительную информацию об эвкалипте (Сообщение могут сделать сильные ученики) Название «эвкалипт» мотивируется устойчивым русским словосочетанием «вековая липа». По трем явным признакам: - эвкалипт крупное, стройное дерево с хорошо оформленной кроной, как и столетняя липа; - эвкалипт своими пахучими листьями освежает и ароматизирует вокруг себя воздух, так же как липа; - многие виды эвкалиптов время от времени полностью сбрасывают с себя кору. Деревья так защищаются от насекомых-вредителей, кора затем нарастет снова, но сходство с ободранной липой полное. Эвкалипт в определенном смысле дерево-первопроходец. Он способен высасывать из земли и испарять в воздух громадное количество влаги. По всему миру его используют для высушивания болот, а также в фармакологии и косметологии.
Дополнительная информация о можжевельнике: Можжевельник живет в лесной и лесостепной зонах европейской части СНГ, в Западной и частично Восточной Сибири. Его сажают для украшения территорий, используют в медицине.
Дополнительная информация о травянистых растениях: Женьшень житель Азии, второе его название корень жизни. Широко используется в медицине и косметологии. Но не все травянистые растения имеют маленький рост. Бамбук достигают огромных размеров (может вырасти до 38 м, при этом окружность стебля достигает 80 см, то есть около 25 см в диаметре). Из корневища бамбука очень быстро и бурно вырастают многочисленные стебли, длиной 18 м и выше, на которых имеются листья длиной 18 и шириной 1,3 см. Цветёт обыкновенный бамбук раз в 25-30 лет, очень обильно и одновременно на больших территориях, образует плоды, а затем отмирает полностью или отмирают только его наземные побеги, а корневища сохраняются. Молодые побеги бамбука используются в пищу, применяются в традиционной восточной медицине. Из жёсткой, лёгкой и очень прочной древесины можно строить дома. Бамбук используется для изготовления мебели. Из него делают головные уборы, плетёные корзины и шторы, палочки для еды и многое другое.
Итак, подведем итог первого исследования: на какие группы можно разделить растения? Назовите их отличительные особенности?
Оценка работы групп Молодцы, ребята! Каждая группа получает знак «Исследователи природы».
| В группах учащиеся наблюдают, обмениваются информацией, делают выводы по плану, выбирают отвечающего.
Выступления обучающихся от группы. 1.– Лишнее растение одуванчик, т.к., остальные растения деревья. У деревьев – один высокий толстый ствол, прочная кора, от ствола отходят длинные и короткие ветки. В Саратовской области встречаются дуб, береза, сосна, ель.
2. – Лишнее растение – берёза потому, что остальные растения – это кустарники. Высота кустарников ниже деревьев. Они имеют несколько тонких стволиков, которые гнутся, кора более нежная.
3. – Лишнее растение – сирень, т.к. остальные растения цветы и травы, а сирень – куст. Травянистые растения имеют один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся. Растут у самой земли. В Саратовской области встречаются все, кроме женьшеня.
Обучающиеся делают вывод по самостоятельному наблюдению.
| Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами , умение слушать, понимать и уважать мнение собеседника.
|
| Физкультминут ка с использованием ЭОР 2 мин
| Демонстрация слайдов (ЭОР). Учитель предлагает выполнить комплекс упражнений на снятие усталости, осуществляет контроль. | Дети выполняют упражнения | Личностные: сохранение здоровья. Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Рассмотрите в таблице, как растения расположены в природе.
Какой вывод можно сделать?
- Откройте учебники на странице 42. Прочитаем об этом. - Как называются этажи растений? - Какие растения расположены в верхнем ярусе? - Какие растения в самом низу? - Какой ярус занимают кустарники? - От чего зависит название леса?
Речевая разминка. Инсценировка «Деревья в лесу».
Что общего вы заметили у всех растений? Какие части имеют растения? Откройте рабочую тетрадь. Отметьте части растений на схеме. Проверьте работу друг друга.
- Какие части растений вы запомнили? | - Самые высокие – деревья, средние – кустарники, низкие - травы
- Растения располагаются как будто живут на разных этажах. Чтение вслух обучающимися
Ответы детей.
Дети показывают инсценировку «Деревья в лесу» (приложение)
В рабочей тетради учащиеся указывают части растения. Проверяют работу друг друга.
Ответы детей. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умение работать в парах. Регулятивные: осуществляют действия по заданному правилу, умение определять успешность выполнения задания |
7 | Самостоятельная работа
| Прежде чем дети приступят к выполнению самостоятельной работы, учитель просит каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на дорожке успеха.
Поиграем в игру: «Угадай-ка»! Отгадав загадку, вы должны правильно вписать название растения в табличку. Русская красавица Стоит на поляне. В зеленой кофточке, В белом сарафане. (Береза) Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина) Никто не пугает, А она вся дрожит. (Осина) Кудри в речку опустила, И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. (Ива) Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель) Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него – И не будет ничего. (одуванчик) Красненька Матрёшка, Беленько сердечко. (малина) Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. (подснежник) Мои кусты легко узнать: Цвету я гроздьями весною (сирень)
- Проверьте результаты игры. Оцените свою работу: на дорожке успеха
Менее 4 правильных ответов 4-5 правильных ответов 6-7 правильных ответов 8-9 правильных ответов |
Свое предположение дети отмечают на дорожке успеха
Дети вписывают название растения в таблицу:
Проверяют результаты (на слайде таблица с ответами)
Оценивают свою работу | Познавательные: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям Регулятивные: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. Личностные: проявляют стремление к успешности в учебной деятельности
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания |
8 | Включение в систему знаний и повторение
| - Как прекрасен мир! Как разнообразен и удивителен по своей красоте и аромату мир растений. Но растения не только радуют нас. С древних времён люди постигали целебные свойства растений и передавали их из поколения в поколение. - Вспомните названия растений, которые вы посчитали лишними, работая в группах.
На самом деле лишних растений не бывает. Все они нужны в природе. Послушайте сообщения ребят об этих растениях
А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни одного растения, ни кустика, ни дерева, ни травинки и даже цветочные горшки в нашем классе опустели. Как вы думаете, что бы произошло на планете? Итак, какой же вывод можно сделать? Для чего растения на земле? Как мы должны с ними обращаться? Какое исследование вы проводили сегодня, и что оно помогло вам выяснить? (Слайд со схемой проблемного вопроса).
Задайте вопросы своему соседу.
В нашей школе ежегодно проходит акция по выращиванию герани и сирени. Этим учащиеся школы не только украшают территорию района, но и очищают воздух нашего города.
|
Ответы детей (берёза, одуванчик, сирень)
Сообщения обучающихся (приложение 2)
Ответы обучающихся
Мы наблюдали за различными растениями и выяснили, что царство растений можно разделить на три группы- деревья, кустарники, травы
Дети задают вопросы: Как соседствуют растения? Чем похожи все растения? В чем отличия деревьев от кустарников? В чем отличия травянистых растений от кустарников? и др. | Регулятивные: саморегуляция. Личностные: проявляют стремление к успешной учебной деятельности. Коммуникативные: умение слушать других. Познавательные: смысловое восприятие познавательного текста Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Познавательные: Умение задавать вопросы в устной форме
Личностные: формирование основ экологической культуры, здоровьесберегающего поведения |
| Домашнее задание | Найти загадки о растениях нашего края, оформить книжку-малышку. |
| Познавательные: поиск необходимой информации Личностные: стремление к успешной учебной деятельности. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учитель предлагает рефлексию в технике «Закончите предложения».
Молодцы, ребята. Спасибо за отличный урок! Сегодня вас по праву можно назвать исследователями – друзьями природы. | Учащиеся формулируют конечные результаты своей работы на уроке, закончив любое из предложений: Сегодня я узнал… Было интересно … , Мне было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…
| Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |