Рабочая программа . Окружающий мир 2 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Молчанова Елена Анатольевна

Рабочая прграмма разработана на основе  авторской программы  Н.Я.  Дмитриевой,  А.Н. Казакова "Окружающий мир".

Система Л.В. Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе   авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011) . 

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        В начальном обучении предмет "Окружающий мир" с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной

школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны -  как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения

Л.В. Занкова.

Из этого вытекают цели обучения окружающему миру во 2 классе:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

-  на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- создать условия для социализации обучающихся, приобщения детей к ценностям гражданского общества, для становления активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

        Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира во 2 классе необходимо решение следующих практических задач:

- формировать  интерес к познанию окружающего мира (неживой и живой природы), понимание связи: природа – жизнь человека на основе предметных знаний и умений;

 -подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- развивать   умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы осуществлять поиск нужного материала в дополнительных источниках;

- посредством активизации эмоционально – чувственной сферы обучающихся, пробуждать у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому,  к своей семье, воспитывать  чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем их мире.

Материал курса «Окружающий мир» имеет особое структурированное содержание. Основное содержание курса второго класса -  раскрытие  тайны неживой (основной материал) и живой природы, так как именно неживая природа определяет особенности живой природы и, соответственно, особенности условий жизни человека. 

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2012
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2кл.к  уч. «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2013
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 2 класс.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  4. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров».2011
  5. Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров»,2011
  6. Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.:   Издательский дом "Федоров", 2011.

Основные виды учебной деятельности:

  • наблюдение сезонных изменений в природе;
  • характеристика признаков времен года, сезонных изменений в природе;
  • чтение  и пересказ текстов о природе;
  • различение природных объектов и изделий (искусственные предметы), характеристика их отличительных свойств.
  • группировка объектов живой или неживой природы по отличительным признакам;
  • объяснение и обсуждение правил поведения в различных ситуациях;
  • моделирование и оценка различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах;
  • рассказ о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях), труде людей родного города (села), его достопримечательностях (по результатам наблюдений и экскурсий);
  • работа с иллюстративным материалом;
  • поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные.

Рабочая программа учитывает особенности класса: в классе обучаются дети с разным уровнем развития внимания, наблюдательности. Есть  обучающиеся, которые уже умеют работать с различными  источниками информации, делятся с одноклассниками результатом своего поиска в виде сообщений, проектов. В  учебной программе предусмотрены практические, исследовательские и проектных работы. Обучающиеся, которые увлекаются олимпиадными заданиями, будут вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и к олимпиадам. Все обучающие класса будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Предмет "Окружающий мир" входит в предметную область "Обществознание и естествознание (окружающий мир)». На основании приказа по МАОУ "СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов" "Об утверждении годового календарного учебного плана на 2013-2014 учебный год" продолжительность обучения во 2 классе составляет 34 учебные недели (2 ч в неделю). Авторская программа предполагает изучение предмета "Окружающий мир" в объеме 68 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова:

- контрольных работ - 4;        

Контроль  за освоением материала представлен в  виде контрольных работ  по изучаемым во 2 классе темам (1 работа в четверть).

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение окружающего мира  способствует формированию широкой целостной картины мира с опорой на современные научные достижения.

        В процессе изучения у обучающихся 2 класса формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к своей Родине, к окружающей природе. Учащиеся приходят к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособий;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • понимание причин успеха в учебе;
  • оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих детей;
  • этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
  • представление о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России;
  • представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию окружающего мира;
  • ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
  • ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание чувств одноклассников и учителей;
  • представление о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • принимать роль в учебном сотрудничестве;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителями и одноклассниками;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • пользоваться знаками, схемами, символами, диаграммами, приведенными в учебной литературе;
  • строить сообщения в устной форме;
  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • смысловому восприятию познавательного текста;
  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать;
  • подводить анализируемые объекты под понятия разного  уровня обобщения;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
  • осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;
  • понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте;
  • самостоятельно выделять класс объектов.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
  • воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • умению договариваться, приходить к общему решению;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • умению договариваться, приходить к общему решению;
  • контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
  • навыками взаимоконтроля.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

  • устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
  • проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее оборудование и измерительные приборы;  соблюдать технику безопасности;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты живой и неживой природы;
  • характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
  • ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
  • различать жидкие, твердые и газообразные вещества;
  • измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
  • различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
  • определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
  • определять условия, необходимые для жизни растений;
  • различать хвойные, цветковые, дикорастущие и культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
  • определять условия, необходимые для жизни животных;
  • различать диких и домашних животных , животных разных групп;
  • приводить примеры разных представителей растений и животных;
  • правила ухода за комнатными растениями;
  • строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
  • показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
  • различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
  • различать животных разных групп.

Человек и общество

Обучающийся научится:

  • понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
  • выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
  • соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
  • определять принадлежность организмов к царствам живой природы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
  • понимать различия между источниками информации : наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общий взгляд на Землю  (5ч)

Как изучают окружающий мир  (9ч)

Космос  (4 ч)

Планета Земля  (10ч)

Взаимодействие сил природы  (22ч)

Живая природа  (18ч)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


п/п

Наименование раздела

 и тем

Кол-во часов



Характеристика деятельности обучающихся

(основные учебные умения и действия)

Сроки прохождения

Примечание

Плановые

Фактические


Раздел 1

Общий взгляд на Землю

5


1 четв. – 16




1


Наша Родина – Россия.


1

Участие в викторине «Государственные символы России».

Работа с физической и административной картами мира и России «Путешествуя по родной стране». Участие в игре «Продолжи ассоциативный ряд по теме «С чего начинается Родина». Прослушивание или исполнение Государственного гимна России с последующим обсуждением текста гимна. Участие в мини-проекте «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» (знакомство с праздниками и традициями людей различных национальностей). Участие в викторине «Ими гордится страна»


2

Настоящее и прошлое Земли.

1

Участие в игре «Продолжи ассоциацию» по теме «Какой самый старый предмет я держал в руках?» (применение собственного опыта в контексте предложенной ситуации). Участие в игре «Монтируем фильм об истории…» (нашего края, города, села).


3

Россия – родина космонавтики.

1

Участие в игре-выставке «Гордость отечественной космонавтики» (на основе портретов российских космонавтов и конструкторов). Подготовка короткого сообщения. Просмотр научно-популярного фильма о развитии отечественной космонавтики или подготовленной учителем тематической компьютерной презентации. Составление вопросов к просмотренному материалу

4

Материки и океаны.

1

Работа с физической картой России и полушарий, глобусом,  контурной картой полушарий. Участие в викторине «По материкам и океанам»

5

Северный Ледовитый

океан.

1

Участие в коллективном мини-проекте «Покорители Северного Ледовитого океана».

Подготовка короткого сообщения

Раздел 2

Как изучают окружающий мир?

9

6

Органы чувств: зрение и слух.

1

Прослушивание записей звуков природы и фрагментов музыкальных произведений разных композиторов. Просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи. Анализ информации, полученной из разных источников

7

Органы чувств: обоняние, вкус,

осязание

1

Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств

8

Наблюдения

рассуждения,

выводы.

1

Демонстрационный опыт: исследование условий, необходимых для горения. Определение основных этапов исследовательской деятельности.

9

Инструменты

и приборы.

Практическая работа

1

Практические работы:

Измерение температуры своего тела. Измерение температуры воздуха; температуры воды; температуры снега (льда).

Изучение мелких предметов при помощи лупы, микроскопа.

10

Книги  другие источники

информации.

Экскурсия в школьную библиотеку

1

Классификация различных информационных источников(например, летописи, сказки, повести, статьи, изображения и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности. Знакомство с методикой сбора информации в процессе исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову): самостоятельный сбор необходимой информации по заданной учителем теме. Посещение с экскурсией школьной библиотеки. Осуществление поиска необходимой книги с помощью алфавитного каталога

11

Тела и вещества.  Свойства газообразных

веществ.

1

Различение природных объектов и изделий (искусственных предметов). Характеристика их отличительных свойств. Определение веществ, из которых образованы природные или сделанные человеком предметы (тела). Определение образов природы в изделиях, созданных руками человека. Групповое обсуждение отрывка из повести Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» о путешествии на воздушном шаре. Формулирование вопросов, требующих развернутого ответа, по содержанию текста. Анализ принципов передвижения по воздуху: с использованием разных газов. Знакомство с правилами сохранения тепла (теплого воздуха) в доме зимой.

12

Свойства жидких

и твердых веществ.

Урок-обобщение

1

Проведение демонстрационных опытов. Исследование изменений свойств твердых, жидких и газообразных веществ при нагревании. Фиксирование данных в виде таблицы («Сравнение свойств твердых, жидких и газообразных веществ»)

13

Наука экология.

Экскурсия в краеведческий музей

1

Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного края» на основе впечатлений, полученных от экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края)

14

Контрольная работа по теме  «Общий взгляд на Землю»

1


Самоконтроль учебных  действий

Раздел 3

Космос

4

15

Анализ контрольной работы. Главные особенности космоса.  Звезда -Солнце.

1

Проведение домашних наблюдений за высотой Солнца над горизонтом; за изменением длины тени от предметов в течение светового дня. Анализ домашних наблюдений в классе. Обсуждение и определение значения солнечной энергии для жизни человека, растений и животных. Установление принципа работы солнечных часов (в группе)

16

Планеты

Солнечной

системы.

1

Работа в группе над созданием учебной презентации «Планеты Солнечной системы» (на основе подготовленных сообщений и  подобранных иллюстраций). Просмотр фрагментов из мультфильма «Тайна третьей планеты». Формулирование научных вопросов создателям мультфильма

17

Звезды и созвездия

Практическая работа

1

Нахождение на карте звездного неба изученных космических тел. Различение звезд и созвездий. Знакомство с работой оптического телескопа

2 четв.- 16

18

Луна – спутник

Земли.




1

Обсуждение в группе результатов наблюдений за фазами Луны.

Характеристика фаз Луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть). Сравнение и различение объектов неживой природы, находящихся в космосе. Участие в коллективной выставке «Как появились искусственные спутники Земли»

Раздел 4

Планета  Земля

10

19

Наблюдение за космическими

телами

Виртуальная экскурсия

1

Сравнение и различение космических тел. Характеристика отличия звезд и планет. Создание модели Солнечной системы (групповая деятельность). Проведение групповых наблюдений во время виртуальной экскурсии в планетарий

20

Наука о Земле.

Практическая работа с географической картой и глобусом

1

Нахождение на физической карте и глобусе материков и океанов, географических объектов с указанием их названий. Характерных  условных знаков, составляющих легенду карты. Участие в коллективной выставке «Первооткрыватели неизвестных земель» (рисунки, короткие сообщения о выдающихся путешественниках)

21

Горизонт.

1

Слушание и извлечение главной мысли из текста и обсуждение полученных сведений (отрывок из сказки Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч»). Коллективное обсуждение фотовыставки «Природа с высоты птичьего полета». Объяснение причины расширения линии горизонта при подъеме

22

Строение

Земли.

1

Различение внутренних частей Земли. Обсуждение смысла понятий «Земля» и «земля». Создание макета внутреннего строения Земли. Знакомство с оболочками Земли. Извлечение из учебника необходимой информации о живых организмах, обитающих в разных оболочках Земли. Определение отношения учебы, работы родителей и других видов деятельности человека к окружающему миру

23

Стороны горизонта.

1

Ориентирование на местности по отношению к собственному телу; по Солнцу и Полярной звезде. Обозначение (на схемах и картах) при помощи знаков основных и промежуточных направлений сторон горизонта.  Определение расположения различных объектов относительно сторон горизонта.

24

Ориентирование по компасу. Определение

сторон горизонта

по народным приметам.

1

Ориентирование на местности с помощью устных команд и компаса, по народным приметам.  Изготовление примитивного компаса. Соблюдение правил пользования компасом. Моделирование ситуаций по ориентированию в лесу. Анализ главного правила похода в лес – присутствие взрослого человека.

25

Глобус и географическая карта.

Практическая работа с географической картой и глобусом

1

Работа с глобусом и картой.

Нахождение на глобусе поясов Земли, полушарий, полюсов, экватора.

26

Рельеф Земли.

Практическая работа с географической картой

1

Определение характера рельефа местности (равнины, горы, холмы, овраги) на карте с помощью цвета и условных обозначений. Сравнение и различение на карте высоты гор и глубины участков Мирового океана. Участие в создании макета рельефа участка Земли

27

Ландшафт Земли.

Урок-путешествие

1

Выявление отличий между понятиями «ландшафт» и «рельеф».

Сочинение «Красота природы родного края». Сравнение фотографий, на которых человек нарушает природный ландшафт местности (свалки, котлованы, вырубание лесов), с фотографиями создания красивых мест (ландшафтный дизайн)

28

Контрольная работа по теме «Планета Земля»

1

 Самоконтроль  учебных действий

Раздел 5

Взаимодействие сил природы

22

29

Анализ контрольной работы. Тепловые

Пояса Земли.

1

Работа с контурной картой: различение тепловых поясов Земли с помощью раскрашивания соответствующим цветом, подписывание названия линий, отделяющих друг от друга зоны тепловых поясов. Установление связи между углом падения солнечных лучей и нагреванием поверхности Земли. Определение зависимости живой природы от нахождения в различных тепловых поясах

30

Смена времен года.

1

Моделирование движения Земли вокруг Солнца с помощью теллурия или глобуса и лампы. Коллективное составление альбома «А в это время на другом краю Земли…»: поиск иллюстраций, характеризующих особенность природы в разных тепловых поясах в данное время

31

Солнце – властелин

времен года.

1

Оформление выставки «Времени неслышные шаги» (фотографии, собственные рисунки, часы, календари и др. предметы). Участие в инсценировках, иллюстрирующих, как человек учился измерять время и его ценить (использование пословиц, поговорок, изречений о времени)

32

Особенности Земли

как планеты

Урок-путешествие


1

Описание особенностей Земли как космического тела.

Составление рассказа о необходимых условиях для возникновения различных живых организмов на Земле

33

Энергия (тепло) Солнца.

Урок-открытие

1

Изучение влияния различных температур на разрушение камня. Объяснение причин этого разрушения. Формулирование общего вывода.

Изучение энергии солнечных лучей, собранной с помощью увеличительного стекла. Обсуждение значения изобретения устройств, в которых используется энергия солнечного света. Сравнение различных способов получения человеком энергии по их безопасности для природы.

3 четв.– 20 ч

34

Внутренняя сила Земли.

1

Повторение понятий и обобщение изученного материала (работа со словарем учебника). Составление загадок на основе ранее изученных тем. Отгадывание загадок одноклассников, их оценка и выделение наиболее удачных. Осуществление поиска сюжетов народных сказок, в которых сказочные герои управляют внутренними силами Земли и другими природными явлениями. Моделирование ситуации: о чем могли думать и мечтать люди в далекие времена

35

Значение и свойства

воды.

Практическая работа

1

Определение свойств воды как жидкости. Объяснение результатов опытов. Формулирование общих выводов. Фиксирование результатов наблюдений в таблице. Измерение температуры воды. Формирование измерительных навыков работы со спиртовым термометром.

36

Три состояния воды.

Практическая работа

1

Проведение опытов по изучению перехода воды из одного состояния в другое. Изучение явлений испарения воды; перехода водяного пара в жидкость; замерзания воды. Анализ результатов опытов. Формулирование общих выводов. Фиксация результатов

наблюдений в таблице . Изучение испарения воды при комнатной температуре: анализ результатов опыта, формулирование общего вывода (рекомендуется самостоятельная работа дома)

37

Снег и лед.

Практическая работа

1

Изучение свойств льда. Фиксация результатов опыта в таблице . Определение веществ, попадающих в снег из воздуха. Объяснение результатов эксперимента. Формулирование общих выводов. Сравнение различных форм снежинок и соотнесение с температурой воздуха, при которой они образовываются

38

Жизнь животных

и растений зимой

Урок-экскурсия

1

Наблюдение во время экскурсии за состоянием природы зимой.

Фиксация информации, полученной в ходе наблюдений в вербальной (составление рассказа, ведение таблицы) и графической форме (составление схемы, рисунков). Обсуждение мероприятий по оказанию помощи птицам и зверям в морозные зимние дни. Изготовление кормушек

39

Вода – растворитель.

Практическая работа

1

Растворение веществ в воде: объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода, фиксация результатов наблюдений в таблице.

40

Подземные воды Земли.

Урок-путешествие


1

Фильтрование не растворимых в воде веществ: объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода, фиксация результатов наблюдений. Устное описание процесса растворения и фильтрования

41

Источники воды

в нашей местности

(изучение краеведческого

материала)

1

Исследование свойств минеральной воды: извлечение необходимой информации о лечебных свойствах минеральной воды из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет, этикетки). Составление рекомендаций для использования минеральной воды в различных целях. Поиск и фиксирование на карте России мест выхода на поверхность горячих источников

42

Атмосфера Земли:

состав и значение

воздуха.

1

Просмотр учебного фильма «Атмосфера Земли» или компьютерной презентации, подготовленной учителем. Формулирование сложных вопросов, требующих развернутого ответа по материалам видеоряда. Пространственное изображение неба на рисунках. Графическое представление данных о составе воздуха на примере круговой диаграммы. Знакомство с другими видами диаграмм (столбчатые, трехмерные)

43

Свойства воздуха.

1

Извлечение необходимой информации из текста учебника. Определение свойств воздуха (сжимаемость и упругость): объяснение результатов опыта, формулирование общих выводов, фиксация результатов наблюдений в таблице. Измерение температуры воздуха. Формирование измерительных навыков при работе со спиртовым термометром. Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра

44

Движение воздуха.

Практическая работа

1

Определение направления ветра с помощью флюгера. Самостоятельное изготовление простейшего флюгера. Обсуждение возникновения и направления ночного и дневного ветра на побережье. Объяснение значения ветра в жизни растений и животных. Описание ветродвигателей, мельниц и других устройств

45

Грозные ветры.

Урок-открытие

1

Моделирование ситуации выживания человека во время различных стихийных бедствий. Выявление факторов опасности для жизни и здоровья. Освоение основных правил выживания в экстремальных условиях

46

Сила воды, ветра и Солнца на Земле

1

Составление правил экономного использования воды и электроэнергии в доме. Участие в инсценировке возможного диалога, который могли бы вести вода, ветер и Солнце, если бы могли с помощью слов доказывать свое огромное значение в природе. Поиск (с помощью библиотек, Интернета и др. ) сказок, в которых вода, ветер и Солнце становились полноценными персонажами

47

Круговорот воды в

природе.

1

Составление правил экономного использования воды и электроэнергии в доме. Участие в инсценировке возможного диалога, который могли бы вести вода, ветер и Солнце, если бы могли с помощью слов доказывать свое огромное значение в природе. Поиск (с помощью библиотек, Интернета и др.) сказок, в которых вода, ветер и Солнце становились полноценными персонажами

48

Загрязнение вод

человеком.

1

Анализ в ходе экскурсии экологического состояния своей местности: выявлять источники загрязнения водоемов. Моделирование ситуации, касающейся попадания промышленных и бытовых отходов в водоемы

49

Вода, ветер и рельеф. Человек и неживая природа

1

Извлечение из учебника необходимой информации об особенностях разрушения рельефа. Анализ процессов разрушения рельефа. Обсуждение правил поведения при стихийных бедствиях. Моделирование ситуации: что бы было, если… (на Земле исчезли ветер, вода, атмосфера). Классификация различных природных явлений по предложенным или самостоятельно выявленным основаниям. Подготовка вопросов по материалам темы для команд-соперниц к игре «Что? Где? Когда?» (работа в группах). Составление кроссворда «Земля – наш общий дом»

50

Контрольная работа по теме «Взаимодействие сил природы»

1

 Самоконтроль  учебных  действий.

Живая природа

18

51

Анализ контрольной работы. Жизнь –

уникальная особенность Земли.

1

Обсуждение условий, необходимых живым организмам для жизни. Определение связи множества разнообразных организмов между собой, соотношения живых организмов на Земле. Характеристика биологии как науки, изучающей живую природу (работа со схемой «Царства живой природы»). Определение роли растений в природе (очистители воздуха и пища для животных и человека)

52

Водоросли, мхи, папоротники – древние

группы растений.

Лишайники.


1

Изучение особенностей внешнего строения водорослей, мхов, папоротников (на основе гербарных образцов, рисунков). Сравнение и различение групп растений – деревья, кустарники, травянистые растения. Графическое изображение частей травянистого растения, дерева, кустарника (с подписью названий частей)

53

Хвойные и цветковые

растения.

1

Изучение в группе особенностей внешнего строения хвойных и цветковых (на основе гербарных образцов, коллекций шишек, семян и плодов, рисунков). Изображение частей цветкового растения (листья, плоды, поперечный срез ствола древесных растений)

4 четв.- 16ч

54

Дикорастущие и

культурные растения.

1

Изучение и описание внешнего строения зерновых, масленичных, овощных, плодово-ягодных растений. Характеристика природных условий, влияющих на растения, изменяющих их внешний вид. Загадывание и отгадывание загадок о фруктах на основе выделения существенных признаков

55

Условия  для прорастания и роста растений.

 1

Наблюдение за развитием растений в различных условиях.

Обсуждение в классе условий проведения эксперимента

56

Что мы едим.

1

Изучение внешнего строения плодов и корнеплодов. Различение овощей и фруктов на рисунках. Классификация растений по самостоятельно выделенным критериям. Извлечение необходимой информации из текста учебника

57

Растения  - путешественники.

Практическая работа

1

Наблюдение и уход за комнатными растениями. Коллективное составление выставки «Растения–путешественники»: определение названий комнатных растений, произрастающих в классе и коридорах школы, по школьному определителю растений и с помощью учителя; изготовление бирок с названиями растений и мест, откуда они родом

58

Грибы: съедобные и ядовитые.

1

Различение на рисунках, в природе съедобных и ядовитых грибов.

Выращивание хлебной плесени. Фиксация результатов наблюдения. Формулирование общего вывода. Обмен опытом, обсуждение проблемы в классе: почему нельзя поедать незнакомые грибы, употреблять пищу с плесенью

59

Значение растений и животных на Земле.

Экскурсия в Дендропарк.

1

Классификация растений и животных на группы по различным признакам. Установление взаимосвязи растений и животных по схеме, приведенной в учебнике или самостоятельно. Определение значения животных и растений на Земле. Совершение прогулки на природу или посещение с экскурсией ботанического сада или зоопарка. Исследование на основе непосредственных наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных и времени года (весны)

60

Группы животных:

моллюски, насекомые,

паукообразные.

1

Выделение существенных признаков строения животных. Классификация животных по выделенным признакам на группы.

Определение групп животных своей местности. Изучение особенностей внешнего строения моллюсков, насекомых, паукообразных (на основе коллекций засушенных беспозвоночных, живых обитателей, рисунков)

61

Группы животных: рыбы, земноводные,

пресмыкающиеся.

1

Характеризовать разнообразие внешнего вида рыб. Работать с иллюстрациями учебника. Извлекать необходимую информацию из текста. Изучать особенности внешнего строения рыб, земноводных, пресмыкающихся (на основе биологических препаратов, представителей живого уголка, рисунков)

62

Группы животных:

птицы и млекопитающие.

1

Изучение особенностей внешнего строения птиц и млекопитающих (на основе биологических препаратов, чучел, представителей живого уголка, рисунков). Составление схемы «Группы животных». Обсуждение значения млекопитающих и птиц в жизни человека, в природе. Наблюдение и уход за животными в живом уголке

63

Особенности размножения разных животных.

1

Участие в составлении фото галереи «Животные и их детеныши». Определение последовательности стадий развития животных. Анализ различных способов (стратегий) выживания животных в природе

64

Животные и среда

их обитания.

1

Установление связи внешнего строения животных с особенностью их обитания в природе и питанием. Соотнесение изучаемых организмов и мест их обитания

65

Питание животных. Дикие и домашние

животные.


1

Наблюдение и уход за животными в живом уголке. Рассказ о своем домашнем питомце. Обсуждение условий ухода: питание, необходимое домашним животным. Объяснение, почему нельзя уносить диких животных

 из природной среды. Классификация животных на группы по различным признакам. Освоение правил безопасного поведения с животными

66

Контрольная работа по теме «Живая природа»

1

Самоконтроль  учебных действий

67

Анализ контрольной работы. Бактерии: невидимые

организмы.

1

Обсуждение значения бактерий в жизни человека. Наблюдение размеров бактерий с помощью микроскопа. Составление схемы «Значение бактерий в природе». Ознакомление с оказанием первой помощи при повреждении кожного покрова на руке: обработка раны йодом или зеленкой, наложение бинта

68

Гигиена – наука

о чистоте и здоровье.

1

Обсуждение и составление правил гигиены, предохраняющих организм человека от попадания опасных бактерий. Составление схемы «Как опасные бактерии попадают в организм человека»


МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс, кроме   специально  оговоренных случаев);

К – полный комплект (на каждого учащегося  класса, исходя  из  наполняемости  класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах,   насчитывающих по нескольку учащихся (один на 5- 6 экземпляров на учащихся)

Наименования учебного оборудования

Необходимое оборудо-

вание

Имею-щееся

%

готовности

Примечание

1

Книгопечатная продукция

Учебно-методический комплект  по окружающему миру  для 2 класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.)


  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2012
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2кл.к  уч. «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2013
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 2 класс.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  4. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров».2011
  5. Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров»,2011
  6. Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.:   Издательский дом "Федоров", 2011.



К




К


 


Д





Д







Д


28




28




1





1







1


100




100




100





100







100

2

Печатные пособия

Плакаты к урокам окружающего мира для 2 класса


Географическая настенная  карта


Д


Д




1


1



100


100



3

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Д

1

100

4

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Магнитофон.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экспозиционный экран

Принтер

Д


Д


Д

Д

Д

Д

Д

1


1


1

1

1

1

1

100


100


100

100

100

100

100

5

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир

Д


1


100


6

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для определения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Компас.


Микроскоп

Д


Д

П


Д

1


1

     5


     1

100


100

100


100

7

Натуральные объекты

Коллекция плодов сельскохозяйственных растений

Коллекции голосеменных растений.

Гербарии дикорастущих растений.

Живые объекты (комнатные растения)

Д

Д

П

Д

1

1

3

1

100

100

100

100


8

Оборудование класса

Ученические столы одноместные

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К

Д

Д


Д

К

28

1



3

28

100

100



100

100

9

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П


К

4


28

100


100

Приложение к рабочей программе по окружающему миру

№ п/п

Формы контроля

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

За год

всего

1.

Контрольная работа

1

1

1

1

4

Содержание  контрольно-измерительных материалов

(составитель С.Г. Яковлева. По программе В.Ю. Свиридовой)

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке, чтобы не вызвать утомления детей, что приведет к снижению качества ответов.

Учитель создает спокойную доброжелательную обстановку в классе.

Количество заданий на уроке учитель определяет по собственному усмотрению и предоставляет ученикам необходимое время для их выполнения. В случае необходимости дается дополнительное время, эти случаи фиксируются.

Формулировки заданий учитель записывает на доске или предоставляет текст каждому ученику в отпечатанном виде. Зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения работ (оформление работы, расположение материала ответов, форма записи и пр.).

Контрольная работа  по теме  «Общий взгляд на Землю»

1. Прочитай. Из данных названий выпиши только те, которые обозначают материки.

Европа, Австралия, Евразия. Антарктида, Северная Америка, Азия. Россия, Америка, Африка. Южная Америка.

2. Какого океана не существует?

Тихий, Северней Ледовитый, Индийский, Средиземный, Атлантический.

3. Кто из людей первым полетел в космос?

4. Продолжи высказывание:

Море - это часть ...

Полуостров - это часть ...

5*. Какое слово может быть «лишним»?

а) Океан, море, бассейн, озеро.

б) Баренцево море. Охотское море, Карское море, Аравийское море,

в) Лучина, телевизор, лапти, карета.

Оценка выполнения каждого задания

4-й уровень – верно определены объекты;

3-й уровень – допущена одна ошибка;

2-й уровень – допущено две – три ошибки;

1-й уровень – допущено более трех ошибок.

Контрольная работа  по теме « Планета Земля»

Оценка выполнения задания:

4-й уровень – верно распределены объекты: а) группа «Объекты природы», б) группа «Объекты, сделанные человеком»; 

3-й уровень – допущена одна ошибка;

2-й уровень – допущено две – три ошибки;

1-й уровень – допущено более трех ошибок.

2.Распредели тела на три группы: а) тела, сделанные человеком;

б) тела живой природы; в) тела неживой природы.

Воробей, Земля, сосна, холм, дом, стрекоза, ручка, комар, овраг, лук.

Оценка выполнения задания:

4-й уровень - правильно подведены все частные понятия под  общее:

а) тела, сделанные человеком: дом, ручка, лампа, лук ( для стрельбы); б) тела неживой природы: Земля, холм, овраг; в) тела  живой природы: воробей, сосна, стрекоза, комар, лук (растение);

3-й  уровень - допущена одна ошибка (лук отнесен к одной группе);

2-й уровень - допущены две-три ошибки;

1-й уровень - задание выполнено неверно.

3.Подчеркни слова, которые обозначают рельеф Земли.

Гора, лес, равнина, опушка, холм, устье, берег, низменное

Оценка выполнения задания:

4-й уровень – выполнено верно (четыре понятия - гора, равнина, холм, низменность - подведены под общее понятие -  рельеф);

3-й уровень – три частных понятия подведены под общее;

2-й уровень – два частных понятия подведены под общее;

1-й уровень – задание не выполнено.

Переход от общего понятия к частному

4. Напиши названия веществ, которые встречаются в природе:

а) в твёрдом состоянии; б) в жидком состоянии; в) в газообразном  состоянии.

Оценка выполнения задания:

4-й уровень - верно указано не менее двух названий веществ, относящихся к каждой группе;

3-й уровень - допущена одна ошибка или в каждой указан только один объект;

2-й уровень - допущены две-три ошибки;

1-й уровень - задание не выполнено.

Знание определений

5.Вставь нужное понятие.

а) Объекты (предметы), которые нас окружают и имеют форму, называют__________________________________________________

б) Пространство, видимое глазом, называют___________________.

Оценка выполнения задания:

4-й уровень - правильно определено понятие: а) тело; б) горизонт;

2-й уровень - одно из понятий не определено или определено неверно;

1-й уровень - оба понятия названы неверно.

Соотнесение свойств вещества с его применение

6. Подчеркни, какое свойство газообразных веществ человек использует, ставя батареи отопления в нижней части комнаты. Запуская воздушный шар?

а) При нагревании сжиматься.

б) При охлаждении сжиматься.

в) При нагревании расширяться.

Оценка выполнения задания:

4-й уровень - задание выполнено верно (подчеркнут пункт «в»);

1-й уровень - задание выполнено неверно.

Умение ориентироваться

7.Подчеркни слова, которые обозначают географические направления.

Лево, юг, северо-восток, прямо, вниз, запад, вверх, восток, юго- запад.

Оценка выполнения задания:

  1. й уровень - задание выполнено верно. Подчеркнуты географические направления: юг, северо-восток, запад, восток, юго-запад;

3-й уровень - не указано или указано неверно одно направление;

2-й        уровень - допущены две-три ошибки;

  1. й уровень - допущено более трех ошибок. Задание не выполнено.

8.Пользуясь физической картой полушарий, определи, океан омывает берега Евразии с востока.

Оценка выполнения задания:

4-й уровень - задание выполнено верно (Тихий океан);

1-й        уровень - задание не выполнено.

Контрольная работа  по теме « Взаимодействие сил природы»

  1. В каких состояниях может быть вода?

2. В каком тепловом поясе находится наша страна?

3. Какого газа больше всего содержится в воздухе;

а) кислород,

6) азот,

в) углекислый газ.

4. Каким свойством вода НЕ обладает:

а) прозрачна,

б) не имеет формы,

в) обладает приятным запахом,

г) обладает текучестью,

д) не имеет цвета (бесцветна).

е) хорошо сжимается,

ж) может переходить из одного своего состояния в другое.

ч) имеет солоноватый вкус.

и) способно долго удерживать тепло.

5, Оцени (да или нет) правильность высказываний:

а) Лед легче воды.

б) Воздух плохо проводит звук.

в) Вода - отличный растворитель.

г) Фильтрование — это очистка воды от нерастворимых пр >сей,

д) Самый длинный день в году - 22 декабря, е) Воздух имеет давление.

б*. Выдели «лишнее»:

а) Васко да Гама, Магеллан, Гольфстрим, Колумб.

6) Ураган, смерч, айсберг, тайфун.

в) Гейзер, компас, барометр, термометр.

        

Оценка выполнения каждого задания

4-й уровень – верно определены объекты;

3-й уровень – допущена одна ошибка;

2-й уровень – допущено две – три ошибки;

1-й уровень – допущено более трех ошибок.

Контрольная работа  по теме «Живая природа»

Подведение частных понятий под общее понятие

ЗАДАНИЕ 1

Подчеркни названия океанов. Допиши недостающие океаны. Северная Америка, Северный Ледовитый, Евразия, Атлантический, Индийский, Антарктида, Африка.

Уровни выполнения:

4-й уровень - подчеркнуты океаны: Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский; дописан Тихий океан (включение названия Южный океан считать правильным, но его отсутствие ошибкой не считается).

3-й уровень - допущена одна ошибка.

2-й уровень - допущены 2-3 ошибки.

1-й уровень - другие варианты.

ЗАДАНИЕ 2

1.К какой группе животных относятся сова, пингвин, ворона, страус?

Обведи букву правильного ответа.

а) земноводные; б) рыбы; в) птицы; г) млекопитающие.

2.К какой группе животных относятся слон, кошка, обезьяна, кит?

Обведи букву правильного ответа.

а)        пресмыкающиеся; б) рыбы; в) птицы; г) млекопитающие. 

Уровни выполнения:

4-й уровень - правильно выбрано название для обеих групп слов 1.б)-рыбы,

2. )-млекопитающие.

З-й-2-й уровни - правильно названа одна группа.

1-й уровень - задание не выполнено.

*

Тела и вещества

Заполни таблицу: напиши вещество, из которого состоит тело.

Название тела

Название вещества

сосулька

гвоздь

кирпич

бутылка

Уровни выполнения:

4-й уровень - названия вещества даны правильно: сосулька - вода, гвоздь - железо, кирпич - глина, бутылка - стекло или/и пластмасса.

3-й уровень - допущена одна ошибка.

2-й уровень - допущены 2-3 ошибки.

1-й уровень - другие варианты.

Ориентирование во времени

ЗАДАНИЕ 4

Обведи букву правильного утверждения.

1.Сутки - это время, за которое: а) Земля совершает один оборот вокруг своей оси; 6) Луна совершает полный оборот вокруг Земли; в) Земля совершает один оборот вокруг Солнца.

2.Если в России лето, то на Южном полюсе: а) тоже лето,

б)осень; в) зима.

Уровни выполнения:

4-й уровень - правильно выполнены п. 1. ответ а) и п. 2. в).

2-й-З-й уровни - правильно выполнен один из пунктов.

1-й уровень - задание не выполнено.

Выделение существенных признаков понятия

ЗАДАНИЕ 5

Подчеркни главные свойства воды:

бесцветная, холодная, текучая, кипяченая, прозрачная, безвкусная, родниковая, хороший растворитель, без запаха, кипит при температуре + 100°.

Уровни выполнения:

4-й уровень - правильно указаны существенные свойства воды (бесцветная, текучая, прозрачная, безвкусная, без запаха, хороший растворитель, кипит при температуре +100°).

3-й уровень - правильно указано более половины (3 и более) существенных свойств воды.

2-й уровень - правильно указано 2 существенных свойства воды.

1-й уровень - другие варианты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-4 классы ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ"  С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...

рабочая программа технология 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2  НОО, УМК «Школа России»...

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...

рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС окружающий мир

рабочая программа ПНШ  3 класс ФГОС окружающий мир...

рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС окружающий мир

рабочая программа ПНШ  4 класс ФГОС  окружающий мир...