Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России".
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) по теме
Рабочая программа для 4 класса по окружающему миру. УМК "Школа России". Авт. учебника Плешаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 4 общеобразовательного класса составлена на основе требований
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России
- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Башкортостана, реализующих программы общего образования;
- Федерального стандарта начального общего образования по «Окружающему миру»;
- Примерной программы начального общего образования по «Окружающему миру» для образовательных учреждений с русским языком обучения;
- программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир . 1 – 4 классы» (2008)
- Учебный план школы
Место учебного предмета
Программа адресована обучающимся 4 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 68 учебных часов в 4 классе, 2часа в неделю
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи курса:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природносоциального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
1. Идея многообразия мира.
2. Идея экологической целостности мира.
3. Идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
В курсе выделяется несколько содержательных линий:
- обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
- изучение воздуха, воды и других компонентов природы через полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, газообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и человеком;
- формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
- изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
- получение элементарных экономических знаний;
- формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.
Перечисленные содержательные линии содержания выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.
Используемые технологии:
- Технология «Обучение в сотрудничестве». Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
- Технология разноуровневого и дифференцированного обучения. Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом: природных задатков; способностей; условий социализации в современной школе. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей. Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя.
- Игровые технологии обучения. Моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. Формы: деловые игры, ролевые игры и сюжетные игр, дидактические игры.
- Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на: возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
- Исследовательские технологии (проблемно-поисковые) Обучение через открытие. Организационная форма- совместный поиск решения проблемных ситуаций.
Итоговый контроль:
- стартовая диагностика;
- текущее оценивание;
- итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает задания по основным проблемам курса.
№ | Название раздела | Количество часов | Контрольные работы |
Земля и человечество (10 ч) Природа (10 ч) Родной край – малая родина (14 ч) Страницы всемирной истории (5 ч) Страницы истории Отечества (20 ч) Современная Россия (9 ч) | 10 12 14 5 18 9 | № 1 № 2 № 3 № 4 | |
Итого | 68 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 4 КЛАСС (68 ч)
ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЖИЗНИ.
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года.. Звёздное небо – великая книга природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба, поиск изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Природные зоны России: Общее представление, знакомство с 2 – 3 природными зонами (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России.). Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – малая родина (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменения поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи и сообщества. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значение для сохранения окружающей среды. Животноводство в нашем крае, его отрасли. породы домашних животных.
Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края, рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
ОБЩЕСТВО.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Что такое история. Счёт лет в истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; средние века; новое время: достижения науки и техники, великие географические события; новейшее время. Представление о скорости перемен. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (18 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Времена Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев, Великий Новгород, Москва. Культура, быт и нравы древней Руси. Наше Отечество в 13 – 15 вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Выдающиеся люди: князь Александр Невский, московские князья, Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в 13 – 15 вв. Наше Отечество в 16 – 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы России в 16 – 17 в в Россия в 18 в. Пётр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. .М. В. ломоносов. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Выдающиеся люди: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в 18 в. Россия в 19 - начале 20 в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в 19 – начале 20 в. Россия в 20 в. Участие России в первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30- гг. Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы- всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90 гг. Культура России в 20 в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного города.
Практические работы: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий); работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком).
Современная Россия (9 ч)
Человек – член общества. Россия – наша Родина. Россия на карте. Государственная граница России.
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Государственные праздники. Важнейшие события, происходящие в стране. Народы, населяющие Россию. Названия разных национальностей Их обычаи, особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам Регионы России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Учебно- методическое обеспечение
1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир Просвещение. 2008 г.
3.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс
4.Плешаков А.А Зелёный дом М. Просвещение, 2009 г.
№ П.п. | Тема | Форма контроля | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Мир глазами астронома.. | 04.09 | ||
2 | Планеты Солнечной системы. | 08.09 | ||
3 | Звёздное небо – великая книга природы. | 10.09 | ||
4 | Мир глазами географа. | 13.09 | ||
5 | Пояса Земли. | 18.09 | ||
6 | Мир глазами историка. | 21.09 | ||
7 | Когда и где? | Проверочная | 25.09 | |
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 27.09 | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 02.10 | ||
10 | Сокровища Земли под охраной человечества. (продолжение) | 04.10 | ||
11 | Равнины и горы России. | 09.10 | ||
12 | Мир вокруг нас (экскурсия) | 16.10 | ||
13 | Моря, озёра и реки России... | Проверочная | 18.10 | |
14 | Зона арктических пустынь. | 23.10 | ||
15 | Тундра. | 30.10 | ||
16 | Контрольная работа № 1 | К.Р. | 06.11 | |
17 | Леса России. | 08.11 | ||
18 | Лес и человек. | 13.11 | ||
19 | Зона степей. | 15.11 | ||
20 | Пустыни. | 20.11 | ||
21 | У Чёрного моря. | 22.11 | ||
22 | Экологическое равновесие. | 27.11 | ||
23 | Наш край. | 29.11 | ||
24 | Поверхность нашего края. | 04.12 | ||
25 | Водоёмы нашего края. | Проверочная | 06.12 | |
26 | Наши подземные богатства. | 11.12 | ||
27 | Земля – кормилица. | 13.12 | ||
28 | Жизнь леса. | 18.12 | ||
29 | Растения и животные леса. | 20.12 | ||
30 | Жизнь луга | 25.12 | ||
31 | Контрольный диктант № 2 | К.Р. | 27.12 | |
32 | Жизнь пресного водоёма. | 15.01 | ||
33 | Растения и животные пресного водоёма. | 17.01 | ||
34 | Растениеводство в нашем крае. | 22.01 | ||
35 | Незаметные защитники урожая. | Проверочная | 24.01 | |
36 | Животноводство в нашем крае. | 29.01 | ||
37 | Начало истории человечества. | 31.01 | ||
38 | Мир древности: далёкий и близкий.
| 05.02 | ||
39 | Средние века: время рыцарей и замков.. | Тест | 07.02 | |
40 | Новое время: встреча Европы и Америки.. | 12.02 | ||
41 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 14.02 | ||
42 | Жизнь древних славян. | Проверочная | 19.02 | |
43 | Во времена Древней Руси. | 21.02 | ||
44 | Страна городов. | 26.02 | ||
45 | Из книжной сокровищницы Древней Руси.. | 28.02 | ||
46 | Трудные времена на Русской земле. | 05.03 | ||
47 | Русь расправляет крылья. | Тест | 07.03 | |
48 | Куликовская битва. | 12.03 | ||
49 | Иван Третий. | 14.03 | ||
50 | Мастера печатных дел. | Тест | 19.03 | |
51 | Патриоты России. | 21.03 | ||
52 | Контрольная работа № 3 | К.Р. | 02.04 | |
53 | Пётр Великий.. | 04.04 | ||
54 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 09.04 | ||
55 | Екатерина Великая. | 11.04 | ||
56 | Отечественная война 1812 года. | Тест | 16.04 | |
57 | Отечественная война 1812 года. | 18.04 | ||
58 | Россия вступает в XX век. | 23.04 | ||
59 | Страницы истории 20 – 30-х годов. | 25.04 | ||
60 | Великая война и Великая Победа. | Проверочная | 30.04 | |
61 | Страна, открывшая путь в космос. | 02.05 | ||
62 | История вокруг нас (экскурсия). | 07.05 | ||
63 | Основной закон России и права человека. | 14.05 | ||
64 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». | 16.05 | ||
65 | Мы – граждане России. | 21.05 | ||
66 | Славные символы России. | Проверочная | 23.05 | |
67 | Такие разные праздники. | 28.05 | ||
68 | Путешествие по России. | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А. Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России
Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"
Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года, - авторской...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....