Тела, вещества, частицы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Перова Ольга Ивановна

Урок природоведения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tela_veshchestva_chasticy_3_klass.docx132.31 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Таловская школа – интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Урок природоведения в 3 классе

Тела, вещества, частицы

Выполнила:

Перова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

2004

Урок природоведения

Тема. Тела, вещества, частицы

Цель урока: Познакомить детей с телами и их составом

Задачи:

проверить знания учащихся по пройденной теме;

развивать память и мышление

Оборудование:

1. Карточки - опоры (тела, вещества, частицы, твердые, жидкие, газообразные);

2. Для опыта (у учителя и учащихся): стакан, чайная ложка, кусочек сахара, вода

Ход урока

  1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

  1. Повторение изученного

Выполним тест

- Выбери правильный ответ и запиши букву, под которой он дан: (с.42-43)

  1. Что такое природа?

к) все, что сделано руками человека;

п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;

м) все, что нас окружает.

  1. Какая бывает природа?

р) природа бывает живая и неживая;

с) природа бывает только живая.

  1. Что относится к неживой природе?

а) снегирь;

е) стол;

и) снег.

  1. Какое царство не относится к живой природе?

б) царство бактерий;

в) царство растений;

р) царство льда;

о) царство людей;

д) царство грибов.

  1. Под какой буквой записана правильная цепь питания?

а) капуста —> жаба —> слизень;

о) капуста —> слизень  —>  жаба.

  1. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?

а) спасены человеком;

д) уничтожены человеком;

в) стали редкими.

  1. Что изучает наука экология?

а) эта наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой;

б) эта наука изучает неживую природу.

  1. Сообщение темы и целей урока

  • Дети! Вы ответили на все вопросы
  • Посмотрите на буквы, которые вы записали, что заметили?
  • Кто правильно дал ответы на все вопросы, у того получилось слово «Природа»

Сегодня на уроке мы приступим к изучению нового раздела «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву!»

Этот раздел поможет нам узнать ещё больше о природе

- Тема нашего урока «Тела, вещества, частицы»

Сегодня вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они состоят

  1. Беседа по теме «Тела»

Когда вы читаете или слышите слово «тело» то, что вы представляете?

В словаре Ожегова есть такое значение: «Тело - организм человека или животного в его внешних и физических формах»

Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать,

(учитель выставляет карточку - опору «Тела»)

Телами называют все предметы, окружающие нас

- А теперь отгадайте загадки и подумайте, являются ли слова - отгадки телами?

Белые цветочки вечером расцветают,

Утром увядают.

(Звезды)

Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

Не пекарь, а печет?

(Солнце)

Когда я молод был - светил светло,

Под старость - меркнуть стал.  

(Месяц)

- Можно ли отгадки назвать телами? (Их еще называют небесные или космические тела)

  1. Физминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете;

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали,

Бабочки летали,

Крыльями махали,

Дружно хлопаем,

Ногами топаем,

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

  1. Вещества - лекция учителя.

Все тела состоят из веществ. (На доске таблица)

Тела

Вещества

Стакан

Стекло

Ножницы

Сталь

Мяч

Резина

Роса

Вода

        

   Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.

Очень сложный состав имеют живые существа.

Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.

Веществами называют то, из чего состоят тела.

Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ)

Учитель вывешивает карточки «твердые», «жидкие», «газообразные».

На доске – схема

ВЕЩЕСТВА

Твердые        Жидкие        Газообразные

  1. Частицы

   Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

Как же можно убедиться, что эти частицы существуют?

   Давайте проведем опыт.

Для опыта берется тело, образованное одним веществом - кусочек сахара.

Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой.

Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

  • Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

  • Почему же мы не видим сахар?

   Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился).

И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

-        Скажите, раствор сахара в воде - это вещество или смесь веществ (смесь 2-х веществ)

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ.

   Ученые установили, что между частицами есть промежутки.

В твердых телах эти промежутки маленькие.

Учитель вывешивает картинку:

В жидкостях эти промежутки побольше

А в газах - еще больше

   В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

Подготовленный ученик рассказывает о великом русском ученом М.В.Ломоносове

  1. Закрепление изученного материала проводится по учебнику (с.20-22).

Проверь с помощью учебника, верны ли утверждения:

  1. Итог урока

  • Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
  • Вещества - это то, из чего состоят тела.
  • Вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом.

  • Читается вывод, на стр. 22 учебника

Выполняется задание на стр. 22 учебника

  1. Домашнее задание

С. 20-22, Ответить на вопросы. 1 группа - 5, 2 группа – 3 - 4, 3 группа – 1 - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тела, вещества, частицы.

Презентация составлена к уроку окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова 3 класс...

Разработка урока "Тела, вещества, частицы"

Сценарий урока занял первое место на окружном конкурсе "Сделай свой урок интересным"...

Тест «Тела, вещества, частицы».

Данный тест позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся. Тест создан по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тела, вещества, частицы.

Презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Тела, вещества, частицы"....

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель:  создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, ис...

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...

Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»

Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»...