Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины. результаты обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.rar | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»
Рабочая программа учебной
дисциплины «Окружающий мир»
4 класс
Составила: Львова Г.П.
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Новохоперск 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа:
Учебная рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы Министерства образования для начальных классов А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», примерной программы общего начального образования.
Учебная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, с учётом специфики и логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа:
Примерная программа включает три раздела:
Пояснительная записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс начальной школы.
Цели и задачи обучения:
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, в единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основные содержательные линии:
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в учебной рабочей программе разделами:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Общая характеристика учебного предмета:
Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных предметов, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Место в базисном учебном плане:
По учебному плану на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю из федерального компонента. Общий объём учебного времени в классе составляет 68 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Окружающий мир 4 класс (68ч.)
№ п/п | Название раздела. | Количество часов. |
1. | Земля и человечество | 10 |
2. | Природа России | 10 |
3. | Родной край - часть большой страны | 10 |
4. | Страницы всемирной истории | 9 |
5. | Страницы истории Отечества | 20 |
6. | Современная Россия | 9 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть (18ч.) | |||
№ урока в году | № урока в теме | Тема урока | Дата |
1. | 1. | Земля и человечество (10ч.) Мир глазами астронома. | |
2. | 2. | Планеты Солнечной системы. | |
3. | 3. | Звёздное небо — великая книга Природы. | |
4. | 4. | Мир глазами географа. | |
5. | 5. | Пояса Земли. | |
6. | 6. | Мир глазами историка. | |
7. | 7. | Когда и где? | |
8. | 8. | Прошлое и настоящее глазами эколога. | |
9. | 9. | Сокровища Земли под охраной человечества. | |
10. | 10. | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». | |
11. | 1. | Природа России (10 ч.) Равнины и горы России. | |
12. | 2. | Моря, озёра и реки России. | |
13. | 3. | Зона Арктических пустынь. | |
14. | 4. | Тундра. | |
15. | 5. | Леса России. | |
16. | 6. | Лес и человек. | |
17. | 7. | Зона степей. | |
18. | 8. | Пустыни. | |
II четверть (14ч.) | |||
19. | 9. | У Чёрного моря. | |
20. | 10. | Экологическое равновесие. | |
21. | 1. | Родной край — часть большой страны (10 ч.) Наш край. | |
22. | 2. | Поверхность нашего края. | |
23. | 3. | Водоёмы нашего края. | |
24. | 4. | Наши подземные богатства. | |
25. | 5. | Земля-кормилица. | |
26. | 6. | Жизнь леса. | |
27. | 7. | Жизнь луга. | |
28. | 8. | Жизнь пресного водоёма. | |
29. | 9. | Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая. | |
30. | 10. | Животноводство в нашем крае. | |
31. | 1. | Страницы всемирной истории (9 ч.) Начало истории человечества. | |
32. | 2. | Мир древности: далёкий и близкий. | |
III четверть (20ч.) | |||
33. | 3. | Мир древности: далёкий и близкий. | |
34-35. | 4-5. | Средние века: время рыцарей и замков. | |
36-37. | 6-7. | Новое время: встреча Европы и Америки. | |
38-39. | 8-9. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | |
40. | 1. | Страницы истории Отечества (20 ч.) Жизнь древних славян. | |
41. | 2. | Во времена Древней Руси. | |
42. | 3. | Страна городов. | |
43. | 4. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | |
44. | 5. | Трудные времена на Русской земле. | |
45. | 6. | Русь расправляет крылья. | |
46. | 7. | Куликовская битва. | |
47. | 8. | Иван III. | |
48. | 9. | Мастера печатных дел. | |
49. | 10. | Патриоты России. | |
50. | 11. | Пётр Великий. | |
51. | 12. | Михаил Васильевич Ломоносов. | |
52. | 13. | Екатерина Великая. | |
IV четверть (16 ч.) | |||
53. | 14. | Отечественная война 1812 года. | |
54. | 15. | Страницы истории XIX века. | |
55. | 16. | Россия вступает в XX век. | |
56. | 17. | Страницы истории 20-30 годов. XX в. | |
57. | 18. | Великая война и Великая Победа. | |
58. | 19. | Страна, открывшая путь в космос. | |
59. | 20. | Обобщающий урок по теме по «Страницам истории Отечества». | |
60. | 1. | Современная Россия(9ч.) Основной закон России и права человека. | |
61. | 2. | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». Конвенция о правах ребёнка. | |
62. | 3. | Мы — граждане России. | |
63. | 4. | Славные символы России. | |
64. | 5. | Такие разные праздники. | |
65-66. | 6-7. | Путешествие по России. | |
67. | 8. | Путешествие по России. | |
68. | 9. | Обобщающий урок по теме «Современная Россия» |
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Земля и человечество (10 часов)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля- планета Солнечной системы. Луна- естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо- великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды- задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 часов)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны ( в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край - часть большой страны (10часов)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края ( восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края ( подзолистые, черноземные и т.д.). охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества ( на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли ( разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и д.р.).породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (9 часов)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения-свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала. Дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз. Железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ΧΧ в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 часов)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ΧΙΙΙ-ΧV вв. нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья-собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ΧΙΙΙ-ΧV вв.
Наше отечество в ΧVΙ-ΧVΙΙ вв. патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ΧVΙ-ΧVΙΙ вв.
Россия в ΧVΙΙΙ в. Петр Первый-царь-преобразователь. Новая столица России-Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Культура, быт и нравы России в ΧVΙΙΙ в.
Россия в ΧΙΧ-начале ΧΧ в. Отечественная война 1812 г. бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ΧΙΧ-начале ΧΧ в.
Россия в ΧΧ в.участие России в Первой мировой войне. Николай второй- последний император России. Революции 1917 г. гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. великая Отечественная война 1941-1945 гг. героизм и патриотизм народа. День Победы- всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ΧΧ в. Культура России в ΧΧ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 часов)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа. Хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
Земля-планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года;
Способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта;
Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счет лет в истории; особенности исторической карты;
Некоторые современные экологические проблемы;
Природные зоны России;
Особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества;
Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
Важнейшие события и великих людей отечественной истории;
Государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
Проводить наблюдения природных тел и явлений;
В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
Приводить примеры народов России;
Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
Владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Программа Министерства образования для начальных классов А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс - /М.; Просвещение. 2011./
2. А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 1, 2 часть/ М. «Просвещение» 2009-2012г.
3. А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» рабочая тетрадь «Проверь себя» 1, 2 часть / М. «Просвещение» 2011-2012г.
4. А.А.Плешаков «От земли до неба» атлас-определитель по природоведению и экологии. / М. «Просвещение» 2011/
5. Тесты по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова « Мир вокруг нас. 4 класс» /Автор: Е.М. Тихомирова, М.: издательство «Экзамен», 2011-2012г.
6. О.И. Дмитриева, Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»./ Москва «ВАКО» 2011/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А. Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России
Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"
Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года, - авторской...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....