Проектная работа
проект по окружающему миру (1 класс) на тему
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа | 100 КБ |
Приложение 1 | 615 КБ |
prilozhenie.docx | 106.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Растения школьного двора».
Автор проекта: Низамова Ландыш Айниятулловна,
МБОУ для детей дошкольного и младшего
школьного возраста«Стародрожжановская начальная
школа-детский сад» Дрожжановского муниципального района РТ,
учитель начальных классов
Предмет, класс
Краткая аннотация проекта
Одним из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации является рациональное природопользование. В концепции модернизации образования отмечается, что школа пока не учит вести поиск и отбор информации.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определенную роль отводит предмету «окружающий мир», который может подвести детей к пониманию основного закона экологии: «все связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней, как составляющих гражданской позиции и мировоззрения обучающихся; ориентируют учителя на системно – деятельностный подход в обучении, на формирование универсальных учебных действий. Большое значение придаётся учёту возрастных и индивидуальных особенностей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала XXI века. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогают ребенку по-новому взглянуть на природу.
Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются самостоятельность, наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….6
План проведения проекта ………………………………………………………..11
Выполнение проекта
I.Теоретическая часть
1.1.Растения для природы………………………………………………………..11
1.2.Растения для человека………………………………………………………..11
1.3.Разговор в лесу………………………………………………………………..12
1.4.Растения - живые существа……………………………………………………12
II. Практическая часть…………………………………………………………….13
Результаты выполненной работы………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………………….18
Приложения……………………………………………………………………19 - 48
Введение
Проект "Деревья школьного двора" направлен на изучение разнообразия растений (трех ярусов) во дворе нашей школы, а так же пользы растений школьного двора для человека.
Проблема: во дворе нашей школы растет достаточно много растений. Зачем они здесь? Пользу или вред приносят они ученикам?
Целью является формирование интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе.
В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение.
Погружение в проблему проекта осуществляется на первом уроке окружающего мира по теме «Растения нашего двора», и продолжается активная работа на следующем уроке-экскурсии. Завершающим этапом является создание гербария и выступление перед учащимися класса.
Проект рассчитан на учащихся 1 – х классов
Проект рассчитан на 3 урока: 1 учебное занятие по окружающему миру – теоретическое, 1 учебное занятие – экскурсия, внеурочная деятельность, 1 учебное занятие – выступление учащихся.
Внешний продукт проекта - созданные материалы: гербарий, альбом зарисовок.
Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности способствующее формированию интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.
Основополагающие вопросы
- Что растет у школы?
- Зачем растения во дворе школы?
- В чем заключается польза для учащихся растений во дворе нашей школы?
Вопросы, направляющие проект
- Какое количество разнообразных растений (ярусы) украшает двор нашей школы?
- Чем отличаются травянистые растения от кустарников, кустарники от деревьев?
- Сколько разных травянистых растений растет во дворе нашей школы?
Проблемные вопросы
- Зачем людям растения?
- Какую пользу приносят травы, кустарники, деревья?
- Какие растения украшают двор нашей школы?
Учебные вопросы:
- Что растет у школы?
- Чем различаются растения?
- На какие группы делятся все растения?
Проблемные вопросы по окружающему миру
- Чем отличаются одни растения от других?
- Какие деревья растут около школы? Как отличить одно от другого?
- Какие кустарники растут около школы?
- Какие травы растут около школы?
- В чем заключается польза для учащихся растений, которые растут во дворе?
Преимущества учебного проекта:
Другая форма проведения урока позволяет разнообразить учебный процесс, что вызывает положительные эмоции учащихся. В такой форме дети запомнили большее количество растений каждой группы. Данный вид деятельности заставил воспользоваться дополнительной литературой, связать тему с жизненным опытом первоклассников.
План проведения проекта
Организационный этап
Выявление интересов детей и формулировка проблемы с использованием стартовой презентации и экскурсии по теме.
Подготовительный этап:
1. Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование учащихся.
2. Распределение задач и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы. Постановка задач.
3. Определение основных источников информации.
Практический этап:
1. Изучение литературы по интересующей теме: «Польза растений»
2. Экскурсия.
3. Сбор информации по теме: для создания гербария; для создания печатной продукции (альбом растений)
4. Сбор и оформление результатов работы.
5. Защита проекта на уроке в классе.
Заключительный этап:
1. Оформление альбома, гербария.
2. Рефлексия всех участников проекта: учащиеся, родители, учителя
3.Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.
Защита проекта проводилась в форме творческого отчёта на уроке, на котором присутствовали родители.
Этапы работы над проектом
- Урок по предмету "Окружающий мир" в первом классе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашей школы).
- Изучение трех видов растений (деревья, кустарники, травы). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта учащихся).
- Игра «Деревья, кустарники, травы».
- Определение темы проекта, целей и задач с учетом индивидуальных предложений и пожеланий.
- Экскурсия во двор школы. Работа над заданиями по группам.
- группа «Деревья»
- группа «Кустарники»
- группа «Травянистые растения»
6. Беседа с родителями для определения целей и задач предстоящей помощи детям.
7. Самостоятельная подготовка. Внеурочная деятельность.
8. Выступление в классе.
Деревья, кусты, травы сбереги – человеку и природе помоги!
Публикация учителя
- Урок окружающего мира - организационный для начала проектной деятельности.
- Рекомендации для родителей
Продукт проектной деятельности учащихся
Выполнение проекта
Теоретическая часть
Зачем растения во дворе нашей школы? Может быть лучше совсем убрать? Мяч во время игры застревает среди стволов, скакалка цепляется за травинки. Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратились к научной литературе.
- Растения для природы.
Растения очищают воздух. Растительный покров – важная составная часть природного комплекса. Он определяет общий облик местности, играет большую роль в жизни природы. Только зеленые растения обладают способностью, используя энергию солнца, создавать органические вещества из углекислого газа и воды. В результате этого на нашей планете создается много органического вещества (кислорода). Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам. Без участия растительности невозможен процесс почвообразования – один из важнейших процессов, протекающих на Земле. Без растений невозможна жизнь диких животных. Растения препятствуют размыванию берегов рек и горных склонов. Растительность влияет на атмосферу и почву, грунтовые воды и животный мир, ручьи и реки, озера и болота.
- Растения для человека.
Растения дают нам очень многое: строительный материал самого разнообразного назначения, топливо, сырье для производства бумаги и целлюлозы, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, дубильные вещества для выделки кожи, материал для мебели. Это могучий лечебный и оздоровительный фактор. Именно в природе мы наилучшим образом отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье. Многие работники умственного труда, писатели, художники, композиторы и поэты особенно продуктивно работают, находясь в тесном общении с природой. Без естественного растительного покрова невозможно само существование человека, его нормальная жизнь.
- Разговор в лесу.
Орешнику приятно угостить человека, но только хорошего человека, который орехи рвет аккуратно и веток не ломает. Листья кормят орешник, вырабатывает для них полезные вещества. Деревья все чувствуют, они тоже живые, им тоже больно. Есть за что деревьям обижаться на людей. На деревьях надписи вырезают, ветки ломают. Два соседних дерева могут превратить в качели или в турник. Деревья могут испытывать страх, если человек идет к нему с недобрыми намерениями.
- Растения - живые существа
Учёные уверенны, что растения - живые существа, обладающие чувствами, которые воздействует на человека.
Известно, что растения тонко чувствуют любые излучения энергии. Оказывается, что на корнях растений существуют вкусовые органы, которые в земле разыскивают «вкусные» питательные вещества. Растения прекрасно все слышат. На этом основана практика разговора с комнатными цветами. Всякий, кто занимался их выращиванием, знает, что в ответ на ласковые слова, цветы начинают быстрее расти, покрываться цветами. Даже музыку цветы не пропускают «мимо ушей». А уж между человеком и растением устанавливаются буквально телепатические связи. Бывали случаи, когда на болезнь хозяина цветы отвечали гибелью. Погибало дерево, посаженное заботливой рукой.
Практическая часть
- Урок по предмету "Окружающий мир" в первом классе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашей школы).
- Изучение трех видов растений (деревья, кустарники, травы). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта учащихся).
- Игра «Деревья, кустарники, травы».
- Определение темы проекта, целей и задач с учетом индивидуальных предложений и пожеланий.
- Экскурсия во двор школы.
1. «Деревья»: Понаблюдайте, какие вы видите деревья во дворе нашей школы. Посчитайте сосны. Запишите. Посчитайте березы. Запишите.Опишите словами деревья.
Результаты работы 1: Сравнили дерево и кустарник. Пришли к выводу, что у дерева (береза) 1 ствол, покрытый корой, а у кустарника несколько стволиков, у нашего кустарника их оказалось 6! Схематично нарисовали дерево. Посчитали березы во дворе нашей школы, их оказалось 2, сосен 1, итого 3 деревьев во дворе всего. Научились отличать деревья по стволам, веткам, листьям.
2. «Кустарники»: Посчитай стволики на кустарниках. Какое самое большое число? Какое самое маленькое число? Запишите. Опишите словами кустарники.
Сравнили кустарник и дерево. У кустарника 5 стволиков, а у дерева 1! Рассматривали рябинку и березку. Нашли кустарник, у которого 9 стволиков, и кустарник, у которого 2 стволика. У всех кустарников есть кора, от двух до девяти стволиков, рост ниже, чем дерево. Схематично нарисовали кустарник. Учились отличать кустарники между собой по коре стволов и по листьям.
3 группа «Травянистые растения»: Найдите на газоне разнообразные травы. Посчитайте, сколько разнообразных трав вы нашли. Выполните схематический рисунок или опишите словами травы.
На газоне мы посчитали виды трав, их получилось 4. Среди них клевер ползучий, клевер луговой, тимофеевка, подорожник большой, пырей ползучий, пижма.
5. Беседа с родителями для определения целей и задач предстоящей помощи детям.
6. Самостоятельная подготовка и работа. Внеурочная деятельность.
7. Выступление в классе.
Результаты выполненной работы:
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что растения во дворе нашей школы нам просто необходимы. Дают много пользы
ПОЛЬЗА РАСТЕНИЙ
1.Очищают воздух от пыли и газов автомобилей. Недалеко от школы находится оживленная автомобильная трасса Дрожжановского района.
2. Укрывают игровую площадку от порывов сильного ветра в холодную погоду и от палящих солнечных лучей в жару.
3.Растения дают дом для животных. Наверное, и в наших растениях живут насекомые, прячутся мышки. Весной мы решили обязательно понаблюдать за животными, которые возможно живут рядом с растениями.
Растения позволяют нам отдохнуть после уроков, восстановить силы, укрепить здоровье, потому что они – живые существа! Дают кислород нам, когда мы выходим на прогулку.
4.Украшают здание школы разнообразные растения: от маленькой травинки до великанов берез.
Вывод: Растения во дворе нашей школы приносят только пользу. Будем изучать, сажать и беречь. Без растений невозможно существование человека и всего живого на Земле.
Каждый ученик, готовясь к выступлению перед классом, представила себе растения – говорящие существа, и, вот какой разговор во дворе нашей школы мы «услышали»:
- Мы, травянистые растения, зеленым ковром укрываем газон около школы, смотрите вы, ребята на нас весной и любуетесь. Зеленый цвет вам снимает усталость, придает силы для успешной учебы. Не вытаптывайте травку, ходите по дорожке.
- Оставленный мусор нас не украшает, мы, растения, среди мусора, как неряхи. Фантики от конфет, упаковка от сладостей и другие предметы имеют яркую и блестящую упаковку, от нее холодно в морозную погоду и жарко в знойную погоду. Она так ярко блестит от солнечных лучей.
- Люблю наблюдать я за игрой учеников наших, но есть за что мне, рябинке, обижаться на ребят. Мячом так ударят, листочки в разные стороны летят, как перышки, удержать не успеваю. Хотя двор большой, и место позволяет отойти подальше от нас.
- Не рви ни какие растения во дворе школы, в этом нет большой необходимости. Пусть они украшают и радуют нас во время прогулки
- Наблюдай за нами в свободные минутки, мы дарим удивительные моменты только самым внимательным ребятам.
- Не забывай, что среди растений могут прятаться насекомые. Старайся им не навредить.
- Меня, березку, листья мои кормят, вырабатывают для корешков и семян питательные вещества, не обрывайте с меня листики и веточки. Ох, грустно мне, если каждый по листику сорвет, я совсем лысой стану.
- Дорогие ребята, подойдите к нам, деревьям и кустарникам, прикоснитесь, погладьте, и, мы, обязательно почувствуем вашу доброту. И сделаем так, что у вас на душе станет от этого теплее и радостнее.
Вывод: Все растения во дворе нашей школы нам необходимы. Каждое растение по-своему. Будем их беречь и охранять!
У нас получилось ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ:
«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы окружающие поступали по отношению к тебе»! Мы решили больше узнать о пользе дикорастущих растений, какие именно растения человеку приносят пользу, и в чем она заключается.
Список литературы
1. Плешаков А1. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г
2 . Г.Г.Ивченкова. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г. Методическое пособие.
- А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: - М.: Просвещение, 2009. – 160с.
Предварительный просмотр:
Приложение
Наши растения!
Предварительный просмотр:
Растения
Деревья
Дуб— крупное лиственное дерево с крепкой древесиной и плодами-желудями. В мире существует 6 видов дуба. Растут в регионах Северного полушария с умеренным климатом.
Дубовая древесина — превосходный строительный и поделочный материал: она идёт на подводные и сухопутные постройки, устройство подводных и основных частей деревянных судов (преимущественно летнего дуба) и как бочарный, экипажный, машинный, мебельный, паркетный и столярный лес (предпочитается зимний дуб); особенно ценится для последних морёный дуб.
Берёзы - это красивые листопадные с прозрачной, сквозистой кроной и часто с тонкими, свисающими ветвями и светлоокрашенными стволами. На территории России береза является самым распространенным видом деревьев. Существует около 100 видов. Продолжительность жизни берёзы— 100—120 лет
Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа, 2 класс, начало работы.
Проектная работа, 2 класс, начало работы....
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....