Внеурочная деятельность ( 3 класс )
материал по окружающему миру (3 класс) по теме
Содержание программы:
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur.deyat_._2012-2013_.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор МОУ Глебовская СОШ Зам. директора по УВР на заседании ШМО
_____________О.В. Жукова _________ Е.А.Павлючкова протокол №
_____________2012г. ___________2012г. от _________2012г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГЛЕБОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Рабочая программа внеурочной деятельности
по теме: «Проектная деятельность»
3 Д класс
Составила: учитель начальных классов
Миронова Е.А.
2012-2013 уч. год
Содержание программы: | |
| |
| |
| |
Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования
в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе
внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
• формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и
навыков учащихся;
• развитие психических процессов;
• развитие личности младшего школьника;
• воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не
получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и
главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Содержание программы.
Проект.
Выбор темы проектной работы.
Коллективное обсуждение проблематики возможных проектов.
Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты».
Направление будущей проектной работы
Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы.
Разработка гипотез проектирования, в том числе и нереальных – провокационных идей. Совершенствование владения основными методами проекта.
Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний).
Анализ самых интересных находок в группе.
Фиксация полученных знаний.
Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта.
Обобщение полученных результатов.
Анализ и обобщение собранного материала.
Подготовка отчёта.
Выбор тем по трём группам:
• Эмпирические - связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление проектной деятельности. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы;
• Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в технических рисунках и макетах);
• Теоретические темы - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов.
Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий.
Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки.
Для оценки планируемых результатов освоения программы используются листы педагогических наблюдений, основное содержание портфолио учеников, опросники.
В результате прохождения программного материала обучающийся:
- Получает представление: об индивидуальном и групповом творческом проекте.
- Умеет : определять проблему, ставить цель и разрабатывать творческий проект (групповой и индивидуальный);
У обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
а) личностные универсальные учебные действия:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
• личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно;
• работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
• в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки, ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
в) познавательные универсальные учебные действия:
• извлекать информацию;
• ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
• делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
• добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
• самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
• перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);
• использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
• доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
• учиться подтверждать аргументы фактами;
• учиться критично относиться к собственному мнению;
• понять другие позиции (взгляды, интересы);
• договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Курс «Времена года»
Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Материалы кружка адресованы учителям начальных классов для широкого творческого применения в качестве основы для работы экологического и социального направления. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям и миру природы.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Цель программы –
- формирование проектной деятельности обучающихся,
- овладение младшими школьниками нормами правильного поведения в природной
сфере и активизация деятельности по улучшению природной среды.
Задачи программы:
- Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
- Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
- Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
- Усвоение знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;
- Развитие потребности общения с природой.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий. В ходе работы используются следующие формы: дидактические игры, беседы, инсценировки, путешествия, викторины, экологические праздники, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Общая характеристика программы.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Программа базируется на принципах:
• единства (все мы являемся частью природы).
• смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие)
• сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее
завоевании).
• уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или, по крайней мере, на борьбу
за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его
полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).
• уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном
счете идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет)
• права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой ж, если
не лучше, чем она была для нас)
• непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого
себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие
воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы)
• люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней. Ступайте
по Земле с осторожностью).
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, опытническая и общественно-полезная (социальная) работа.
Основным содержанием экскурсий, походов первого года обучения являются наблюдения и выполнение практических исследований в природе, а также природоохранная деятельность и пропаганда охраны природы.
В результате освоения программы учащиеся будут:
- проявлять интерес к познанию мира природы;
- испытывать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознавать место и роль человека в биосфере;
- иметь представления о здоровом образе жизни;
- иметь представление о начальных формах исследовательской деятельности;
- иметь опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- иметь опыт социальной и межкультурной коммуникации;
При проведении экскурсии следует:
- обратить внимание на памятники природы своего края;
- показать примеры рационального и нерационального природопользования;
- обучать навыкам поведения в природе.
Курс «Русский язык с увлечением!»
На проведение занятий отводится 34 часа -1 час в неделю.
Цель:
- развитие интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
- формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку
- развитие познавательных УУД
- интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
- воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
- углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;
- развитие речи, мышления и воображения.
- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
- расширить лингвистический кругозор;
- воспитывать языковое чутьё;
- повышать общую языковую культуру;
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные уч-ся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для уч-ся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес уч-ся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Методы и формы организации занятий.
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями уч-ся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия».
Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч-ся.
Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений на практике;
- участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах по русскому языку;
- умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Первый раздел «Фонетика» даёт уч-ся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Уч-ся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются, загадки, шарады, проблемные задания.
Раздел «Словообразование» расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Здесь знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.
В разделе «Орфоэпия. Орфография» уч-ся развивают внимание, память, обогащают словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.
Раздела «Морфология», знания, связанные с частями речи. В данном разделе уч-ся шире знакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Раздел «Пунктуация» вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.
Раздел «Лексика» расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Уч-ся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.
Календарно-тематический план
3Д класс
(136 часов в год, 4 часа в неделю)
№ п/п | Дата | Темы занятий | Кол- во часов | Форма проведения занятий | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | 05.09 ср. | Времена года. «Природа: многообразие форм и красок» Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов. | 1 | практическое занятие | Учатся работать самостоятельно, составлять план своих действий, находить информацию в дополнительных источниках, отбирать и обрабатывать её в соответствии с поставленными целями проекта, учатся выдвигать свои гипотезы, строить предположения | Координирует и направляет работу учащихся, дает индивидуальные консультации, оказывает практическую помощь в оформлении проектов (в подготовке презентации) |
2 | 08.09 сб | По законам графики, или звуки и буквы | 1 | практическое занятие | Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. | Творческое задание для самостоятельной работы |
3 | 12.09 ср | Времена года. Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты. Выбор темы творческого проекта | 1 | практическое занятие | Учатся работать самостоятельно, составлять план своих действий, находить информацию в дополнительных источниках, отбирать и обрабатывать её в соответствии с поставленными целями проекта, учатся выдвигать свои гипотезы, строить предположения | Координирует и направляет работу учащихся, дает индивидуальные консультации, оказывает практическую помощь в оформлении проектов (в подготовке презентации) |
4 | 15.09 сб | По порядку становись! | 1 | практическое занятие | Загадки об алфавите. Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. | Групповое творческое задание «Замени одним словом» |
5 | 19.09 ср | Времена года. «На пороге осень» Изменения в неживой природе. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
6 | 22.09 сб | Буквы в слове переставим - много новых слов составим! | 1 | практическое занятие | Выполняют творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши. | Предлагает творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». |
7 | 26.09 ср | Времена года. «На пороге осень» Изменения в живой природе. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
8 | 29.09 сб | Какие они разные – гласные - согласные | 1 | практическое занятие | Выполняют звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Логическая занимательная игра со словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?» | Предлагает составление предложений с использованием звукописи. |
9 | 03.10 ср | Времена года. «На пороге осень» Стихи, загадки. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие, поэты об осени | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
10 | 06.10 сб | Удар! Ещё удар! | 1 | практическое занятие | Выбирают слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф. Кривина «Ударные и безударные». Шарада. Игра «Составь слова» | Предлагает индивидуальные задания: «Выбери правильный безударный гласный». |
11 12 | 08.10 | В здоровом теле - здоровый дух | 2 | соревнования | Принимают участие в соревнованиях | Организует учащихся для участия в соревнованиях |
13 14 | 09.10 | Конкурс рисунков «На пороге осень» | 2 | практическое занятие, | Рисование осеннего пейзажа | Организует выставку рисунков |
15 16 | 10.10 | Экскурсия в осенний лес. Сбор семян. | 2 | экскурсия | Воспринимают информацию, запоминают её, задают вопросы | Организует и проводит экскурсию, подводит к проблеме |
17 | 11.10 | Видеоматериал. Осень. | 1 | просмотр видео | Воспринимают информацию, запоминают её, задают вопросы | Организует просмотр видеоматериала |
18 | 12.10 | «Страница защиты растений» «Лес держит экзамен». Подготовка к зиме растений и животных. | 1 | практическое занятие | Учатся строить высказывания, корректировать свои действия в ходе работы | Координирует работу учащихся. |
19 | 17.10 ср | Времена года. «На пороге осень» Пословицы, поговорки, приметы. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
20 | 20.10 сб | Морфемы и их роль в словах | 1 | практическое занятие | Выполняют работу со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды | Предлагает работу со стихотворением, в котором пропущены слова-термины. |
21 22 | 24.10 ср | Времена года. «На пороге осень» Организационная работа: распределение творческих групп, распределение обязанностей в группах. распределение по этапам, распределение обязанностей в группах, выбор источников информации; сбор информации, описание работы; обработка полученных результатов; Консультация. | 2 | консультации анкетирование творческая лаборатория | Работают в группах, учатся выслушивать мнения каждого в группе Учатся работать в малых группах, составлять план действий, находить информацию в дополнительных источниках, отбирать и обрабатывать её в соответствии с поставленными целями проекта, учатся отстаивать своё мнение, выдвигать свои гипотезы, строить предположения | Организует групповую работу, координирует её, даёт консультации Координирует и направляет работу учащихся, консультирует творческие группы и отдельных их участников, оказывает практическую помощь в оформлении проектов (в подготовке презентации) |
23 | 27.10 сб | Смотри в корень! | 1 | практическое занятие | Выполняют задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». | Предлагает выполнить задания. |
24 25 26 27 | 31.10 ср | Предметная неделя. Литературная викторина. | 3 1 | олимпиада школьный этап | Учатся задавать вопросы, составлять план дальнейших действий, прогнозировать результат индивид. консультации Выполняют задания олимпиады | Отвечает на вопросы учащихся, координирует их работу Предлагает задания, координирует их выполнение, бально оценивает, по заранее разработанным критериям |
28 | 03.11 сб | К кому и зачем пристают приставки? | 1 | практическое занятие | Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра «Лишнее слово» (учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» | Предлагает разгадать ребусы. |
29 30 | 07.11 ср | Групповой творческий учебный проект «Времена года» «На пороге осень» Представление планируемых результатов | 2 | круглый стол | Высказывают свои точки зрения, ведут диалог, задают вопросы | Организует и подготавливает выступление учащихся, творческих групп |
31 | 10.11 сб | Суффикс - звучит загадочно… | 1 | практическое занятие | Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» | Предлагает разгадать загадки. |
32 | 14.11 ср | Искусство делать сообщения. Структурирование текста. | 1 | практическое занятие | Учатся строить высказывания, корректировать свои действия в ходе работы. Составление правил поведения в природе. Создание и изготовление экологических значков. | Координирует работу учащихся. |
33 | 17.11 сб | Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. | 1 | практическое занятие | Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» | Предлагает игру «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» |
34 35 | 19.11 | В здоровом теле - здоровый дух | 2 | соревнования | Принимают участие в соревнованиях | Организует учащихся для участия в соревнованиях |
36 | 20.11 | «Путешествие по страницам Красной книги» | 1 | практическое занятие, беседа с показом презентации и викторина | Учатся строить высказывания, корректировать свои действия в ходе работы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
37 | 21.11 | Видеоматериал. Зима. | 1 | практическое занятие | Воспринимают информацию, запоминают её, задают вопросы | Организует просмотр видеоматериала |
38 39 | 22.11 | Конкурс рисунков «Природа зимой» | 2 | практическое занятие | Рисование зимней картины | Организует выставку рисунков |
40 41 | 23.11 | Экскурсия в зимний лес. Операция «Птичья столовая» | 2 | экскурсия | Развешивание кормушек, подкормка птиц. Воспринимают информацию, запоминают её, задают вопросы | Организует и проводит экскурсию, подводит к проблеме |
42 | 28.11 ср | Времена года. «Природа зимой» Изменения в неживой природе. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
43 | 01.12 сб | Покой морфемам только снится | 1 | практическое занятие | Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Задание: «Подбери к схеме слово». | Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. |
44 | 05.12 ср | Времена года. «Природа зимой» Изменения в живой природе. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
45 | 08.12 сб | Где живут слова и как они находят место? | 1 | практическое занятие | Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?». Работа с текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (Определить части речи). Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы», | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. |
46 | 12.12 ср | Времена года. «Природа зимой» Стихи, загадки. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
47 | 15.12 сб | Существительное – значит существует | 1 | практическое занятие | Ребусы. Задания: «Составь слово», «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово - рифму», «Отгадай слов по его определению», | Предлагает выполнить задания. |
48 | 19.12 ср | Времена года. «Природа зимой» Пословицы, поговорки, приметы. Наблюдение и наблюдательность. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
49 | 22.12 сб | Живое – неживое. С душою или без? | 1 | практическое занятие | Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
50 51 52 53 | 26.12 ср | Предметная неделя. Олимпиада по русскому языку. | 3 1 | олимпиада школьный этап | Выполняют задания олимпиады | Предлагает задания, координирует их выполнение, бально оценивает, по заранее разработанным критериям |
54 | 29.12 сб | Встреча с именами прилагательными | 1 | практическое занятие | Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. | Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. |
55 65 | 04.01 | Экскурсия. Путешествие в мир сказки. Учимся не только воспринимать, но и передавать информацию | 10 | посещение театра | Воспринимают информацию, запоминают её, задают вопросы | Проводит вводную беседу, настраивает учащихся на правильное восприятие произведения, организует посещение театра, проводит инструктажи по ТБ |
66 67 | 09.01 ср | Времена года. «Природа зимой» Организационная работа: распределение творческих групп, распределение обязанностей в группах. распределение по этапам, распределение обязанностей в группах, выбор источников информации; сбор информации, описание работы; обработка полученных результатов; Консультация. | 2 | консультации анкетирование творческая лаборатория | Учатся работать в малых группах, составлять план действий, находить информацию в дополнительных источниках, отбирать и обрабатывать её в соответствии с поставленными целями проекта, учатся отстаивать своё мнение, выдвигать свои гипотезы, строить предположения | Координирует и направляет работу учащихся, консультирует творческие группы и отдельных их участников, оказывает практическую помощь в оформлении проектов (в подготовке презентации) |
68 | 12.01 сб | Глагол – часть речи или речь? | 1 | практическое занятие | Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. | Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. |
69 69 | 16.01 ср | Групповой творческий учебный проект «Времена года» «Природа зимой» Представление планируемых результатов | 2 | круглый стол | Высказывают свои точки зрения, ведут диалог, задают вопросы | Организует и подготавливает выступление учащихся, творческих групп |
70 | 19.01 сб | Законы орфографии | 1 | практическое занятие | Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», | Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! |
71 | 23.01 ср | «Заповедники» | 1 | практическое занятие, беседа и виртуальная экскурсия | Учатся строить высказывания, корректировать свои действия в ходе работы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
72 | 26.01 сб | Непроизносимые согласные или звуки потерялись. | 1 | практическое занятие | Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», | Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. |
73 | 30.01 ср | «По экологической тропинке» Получение писем от животных. | 1 | практическое занятие, виртуальная экскурсия и ролевая игра | Учатся строить высказывания, корректировать свои действия в ходе работы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
74 | 02.02 сб | Встреча с именами собственными | 1 | практическое занятие | Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки - логорифы. | Имена собственные и нарицательные имена существительные. |
75 | 06.02 ср | «Планета Земля» Экологические катастрофы | 1 | практическое занятие, беседа с просмотром презентации и конференция | Учатся строить высказывания, корректировать свои действия в ходе работы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
76 | 09.02 сб | Весёлая путаница частей слова и речи | 1 | практическое занятие | . Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. | Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. |
77 | 13.02 ср | Времена года. «Весна в природе» Пословицы, поговорки, приметы. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
78 | 16.02 сб | Дружба звуков или кое-что о парных согласных. | 1 | практическое занятие | Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. | Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. |
79 80 | 18.02 | В здоровом теле - здоровый дух | 2 | соревнования | Принимают участие в соревнованиях | Организует учащихся для участия в соревнованиях |
81 | 19.02 | Видеоматериал. Весна. | 1 | просмотр видео | Воспринимают информацию, запоминают её, задают вопросы | Организует просмотр видеоматериала |
82 83 | 20.02 | Конкурс рисунков «Весна в природе» | 2 | практическое занятие | Рисование весенней природы | Организует выставку рисунков. |
84 85 | 21.02 | Экскурсия в весенний лес. Весенние первоцветы. | 2 | экскурсия | Воспринимают информацию, запоминают её, задают вопросы | Организует и проводит экскурсию, подводит к проблеме |
86 | 22.02 | Ценностные ориентиры | 1 | практическое занятие | Учатся строить высказывания, корректировать свои действия в ходе работы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
87 88 89 90 | 27.02 ср | Предметная неделя. КВН по математике | 3 1 | олимпиада школьный этап | Выполняют задания олимпиады | Предлагает задания, координирует их выполнение, бально оценивает, по заранее разработанным критериям |
91 | 02.03 сб | Словарь или вселенная в алфавитном порядке | 1 | практическое занятие | Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву. | О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. |
92 | 06.03 ср | Времена года. «Весна в природе» Изменения в неживой природе Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
93 | 09.03 сб | Поговорим о происхождении или этимология слова | 1 | практическое занятие | «Ложная», или «народная», этимология | Калейдоскоп. Значение и этимология слова. |
94 | 13.03 ср | Времена года. «Весна в природе» Изменения в живой природе Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
95 | 16.03 сб | Однозначные и многозначные слова | 1 | практическое занятие | Многозначные слова в стихотворении И. Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Допиши слова, поясняющие многозначность предложенных слов». | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. |
96 | 20.03 ср | Времена года. «Весна в природе» Стихи, загадки. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
97 | 23.03 сб | Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов | 1 | практическое занятие | Игра: «Подбери к рисунку слово».. Слова-омонимы в стихотворении Я.Козловского. Шуточные вопросы. | Омонимичность слов. Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи |
98 99 100 101 | 27.03 ср | Предметная неделя. КВН окружающий мир. | 3 1 | олимпиада школьный этап | Выполняют задания олимпиады | Предлагает задания, координирует их выполнение, бально оценивает, по заранее разработанным критериям |
102 | 30.03 сб | Дружба слов. Встреча с синонимами | 1 | практическое занятие | Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв» | Синонимы в пословицах. |
103 104 | 01.04 | В здоровом теле – здоровый дух | 2 | соревнования | Принимают участие в соревнованиях | Организует учащихся для участия в соревнованиях |
105 | 02.04 | Видеоматериал. Лето. | 1 | просмотр видео | Воспринимают информацию, запоминают её, задают вопросы | Организует просмотр видеоматериала |
106 107 | 03.04 | Конкурс рисунков «Лето в природе» | 2 | практическое занятие | Рисование летней картины | Организует выставку рисунков. |
108 109 | 04.04 | Экскурсия. «Здравствуй!» скажем, каждому цветку… | 2 | экскурсия | Воспринимают информацию, запоминают её, задают вопросы | Организует и проводит экскурсию, подводит к проблеме |
110 | 05.04 | Планирование проектной деятельности на следующий уч. год | 1 | практическое занятие, анкетирование | Планируют дальнейшую деятельность, вносят предложения, дополняют других Составляют план совместной работы | Координирует и направляет работу учащихся |
111 112 | 10.04 ср | Времена года. «Весна в природе» Организационная работа: распределение творческих групп, распределение обязанностей в группах. распределение по этапам, распределение обязанностей в группах, выбор источников информации; сбор информации, описание работы; обработка полученных результатов; Консультация. | 2 | консультации анкетирование творческая лаборатория | Работают в группах, учатся выслушивать мнения каждого в группе Учатся работать в малых группах, составлять план действий, находить информацию в дополнительных источниках, отбирать и обрабатывать её в соответствии с поставленными целями проекта, учатся отстаивать своё мнение, выдвигать свои гипотезы, строить предположения | Организует групповую работу, координирует её, даёт консультации Координирует и направляет работу учащихся, консультирует творческие группы и отдельных их участников, оказывает практическую помощь в оформлении проектов (в подготовке презентации |
113 | 12.04 сб | Когда значения спорят или кое-что об антонимах. | 1 | практическое занятие | Загадки. Задания: «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки» | Координирует и направляет работу учащихся. |
114 115 | Групповой творческий учебный проект «Времена года» «Весна в природе» Представление планируемых результатов | 2 | круглый стол | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации | Организует и подготавливает выступление учащихся, творческих групп | |
116 | 17.04 ср | Времена года. «Лето в природе» Изменения в живой природе. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
117 | 20.04 сб | Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах | 1 | практическое занятие | Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы. | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
118 | 24.04 ср | Времена года. «Лето в природе» Изменения в живой природе. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
119 | 27.04 сб | Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость | 1 | практическое занятие | «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы | Фразеологизмы-синонимы. |
120 121 122 123 | 01.05 ср | Участие в творческом проекте «Читаем классику» - выбор произведения, его анализ - участие в конкурсе среди 3-4 классов | 4 | консультации конкурс чтецов | Выразительно наизусть читают произведения классиков | Готовит учащихся к выступлению, проводит консультации, оценивает и корректирует работу учащихся |
124 | 04.05 сб | Слово плюс слово – пословица готова… | 1 | практическое занятие | Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу». | Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. |
125 | 08.05 ср | Времена года. «Лето в природе» Стихи, загадки. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Выполняют задания учителя, делают выводы |
126 127 | 11.05 сб | Итоговое занятие | 2 | практическое занятие | Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку | Координирует и направляет работу учащихся. |
128 | 15.05 ср | Времена года. «Лето в природе» Пословицы, поговорки, приметы. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | практическое занятие | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
129 130 | 18.05 сб | Времена года. «Лето в природе» Организационная работа: распределение творческих групп, распределение обязанностей в группах. распределение по этапам, распределение обязанностей в группах, выбор источников информации; сбор информации, описание работы; обработка полученных результатов; Консультация. | 2 | консультации анкетирование творческая лаборатория | Учатся работать в малых группах, составлять план действий, находить информацию в дополнительных источниках, отбирать и обрабатывать её в соответствии с поставленными целями проекта, учатся отстаивать своё мнение, выдвигать свои гипотезы, строить предположения | Организует групповую работу, координирует её, даёт консультации Координирует и направляет работу учащихся, консультирует творческие группы и отдельных их участников, оказывает практическую помощь в оформлении проектов (в подготовке презентации |
131 132 | 22.05 ср | Групповой творческий учебный проект «Времена года» «Лето в природе» Представление планируемых результатов. - представление проекта в классе; | 2 | круглый стол | Высказывают свои точки зрения, ведут диалог, задают вопросы | Организует и подготавливает выступление учащихся, творческих групп |
133 134 | 25.05 сб | Подготовка к групповому творческому учебному проекту «Времена года» | 2 | практическое занятие, участие в экологическом празднике | Выполняют задания учителя, делают выводы | Предлагает учащимся индивидуальные и групповые занятия, координирует их работу в группах, даёт рекомендации |
135 136 | 29.05 ср | Групповой творческий учебный проект «Времена года» - оформление проекта (презентация, выставка) | 2 | круглый стол, мини-конференция, выставка детских рисунков | Высказывают свои точки зрения, ведут диалог, задают вопросы | Организует и подготавливает выступление учащихся, творческих групп |
Итого: | 136 часов |
Описание материально-технического обеспечения.
1. Компьютерная техника
2. Фотоаппарат.
3. DVD-проигрыватель
4. Магнитофон.
Список литературы:
1. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.
2. Мезенцева В.Д. Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.
3. Мезенцева В.Д. Этноэкология как наука. М., 1998. – 182 с.
4. Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая программа для младших
школьников. Владивосток, 2000.
5. И.Д. Зверев. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.
6. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в
школе.-2002-06гг.;
7. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Москва «Просвещение»: 2007 г.
8. Красная Книга Московской области
9. Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.
10. Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 № 2.
11. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ
в 2006г.».
12. Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Фёдоров А.В. Экология России на рубеже
тысячелетий. Состояние окружающей среды в России, М.: Аргус, 1994
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Глебовская СОШ
_________________ О.В. Жукова
_____________________________
Приказ №____ от _______ 2012 г.
Расписание внеурочной деятельности
учащихся 3 Г класса на 2012 – 2013 уч.год
Время проведения | Формы проведения | Общее кол-во часов | |
среда суббота (еженедельно в учебное время) | 12.45 – 13.30 (1 ч) 11.40 – 12.25 (1 ч) | круглые столы, конференции, экскурсии, практические занятия | 68 ч |
Тематические недели. «Клуб почемучек» | 4 раза за учебный год по 4 часа | викторины, конкурсы, олимпиады | 16 ч |
Каникулы октябрь: | 8 ч | ||
понедельник | 10.30 – 11.50 (2 ч) | соревнования | |
вторник | 10.00 – 11.30 (2 ч) | конкурс рисунков | |
среда | 10.00 – 11.30 (2 ч) | экскурсия | |
четверг | 10.00 – 10.40 (1 ч) | видеоматериал | |
пятница | 10.00 – 10.40 (1 ч) | практическое занятие | |
Каникулы ноябрь: | 8 ч | ||
понедельник | 10.30 – 11.50 (2 ч) | соревнования | |
вторник | 10.00 – 10.40 (1 ч) | практическое занятие | |
среда | 10.00 – 10.40 (1 ч) | видеоматериал | |
четверг | 10.00 – 11.30 (2 ч) | конкурс рисунков | |
пятница | 10.00 – 11.30 (2 ч) | экскурсия | |
Каникулы январь: | 10 ч | ||
пятница | 09.00 – 19.00 (10ч) | посещение театра | |
Каникулы февраль: | 8 ч | ||
понедельник | 10.30 – 11.50 (2 ч) | соревнования | |
вторник | 10.00 – 10.40 (1 ч) | видеоматериал | |
среда | 10.00 – 11.30 (2 ч) | конкурс рисунков | |
четверг | 10.00 – 10.40 (1 ч) | практическое занятие | |
пятница | 10.00 – 11.30 (2 ч) | экскурсия | |
Каникулы апрель: | 8 ч | ||
понедельник | 10.30 – 11.50 (2 ч) | соревнования | |
вторник | 10.00 – 10.40 (1 ч) | видеоматериал | |
среда | 10.00 – 11.30 (2 ч) | конкурс рисунков | |
четверг | 10.00 – 11.30 (2 ч) | экскурсия | |
пятница | 10.00 – 10.40 (1 ч) | практическое занятие | |
Итоговое мероприятие. | 09.00 – 19.00 (10ч) | посещение музея | 10 ч |
Всего в год: | 136 ч |
Составила:
учитель начальных классов
Миронова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса
Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны....
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....