"Леса России" (конспект)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Лисовская Елена Юрьевна

урок окружающего мира в 4 классе по программе Плешакова А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesa_rossii_konspekt_uroka.docx28.63 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ « СОШ № 80» г.Перми

Лисовская Е.Ю.

Тема урока: « Леса России»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи урока:

 1) создать условия для:

- усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны;

- формирования умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;

2) содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи, умение работать с вопросами, различными источниками информации, развивать умение делать выводы, умение работать в паре, группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: карта природных зон, компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для учащихся, учебники, рабочие тетради.

           Ход урока.

  1. Орг.момент, постановка цели.

Звучит аудиозапись « Голоса птиц леса»( слайд 2)

Учитель читает стихотворение: (слайд 3)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

- Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)

- А что означает слово « лес»? (высказывания детей)

- Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)

- А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые)

- Почему одни леса тёмные, а другие светлые?

Более точный ответ на этот вопрос узнаем в ходе нашего исследования.

Но мы не можем отправиться в новое путешествие, не вспомнив про природную зону, которую изучали на предыдущем уроке.

  1. Проверка знаний. Фронтальный опрос.( слайд 4,5)

- Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? (тундра)

- Покажите на карте расположение тундры.

- Где расположена зона тундры?

- Что продолжительнее в тундре по времени зима или лето?

- Какие особенности у растений тундры?

- Выберите растения тундры из списка:

мох-ягель, верблюжья колючка, кактус, дуб, карликовая ива, осина, пальма, черника.

- Выбрать обитателей тундры:

козы, коровы, олени, киты, волки, лисы, лемминги, лоси, песцы.

  1. Изучение нового материала.

Составление плана изучения зоны лесов.

- Прежде нам нужно составить план изучения зоны лесов.

Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой зоны? (на доске учитель записывает схему)

Зона лесов.

- месторасположение

- климат

- растительный мир

- животные

- лес и человек

- экологические проблемы и охрана лесов

4. Работа по карте.

- Найдите зону лесов на картах. Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?

Вместе с соседом по парте составьте рассказ о лесной зоне по плану (учащиеся работают в паре)

План рассказа: ( слайд 6)

1.Где находится зона лесов относительно тундры?

2.В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

3. Какая у зоны лесов земная поверхность?

4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Примерный рассказ ученика: ( слайд 8)

« Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, поэтому ярко выражены 4 времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая по площади. Мы увидели 3 части: самая большая - тайга, она закрашена тёмно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – обозначены тоже зелёным цветом, но светлее, третья часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.»

- Между зоной тундры и лесов есть промежуток, закрашенный тёмным цветом. Что это? (лесотундра)

- Как вы думаете, какую роль играет лесотундра? (переход от 1 природной зоны к другой)

5. Работа по учебнику.

 - В учебнике на стр. 99 прочитать 2 абзац и найдите, что говорится о почве зоны лесов. На стр. 103 найдите, что говорится о климате. При чтении делайте пометки:

  «V»  уже знал; «+»  новое; «»  думал иначе; «?»  не понял, есть вопросы.

                                       Таблица

      «V»
поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

       «+»
 поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым

       «»
поставьте «
» (минус) на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

         «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

- Что нового узнали об условиях неживой природы?

- Молодцы! Вы многое узнали о зоне лесов. Какие 3 части мы выделили в лесной зоне? (тайга, смешанный лес, широколиственный лес) ( слайд 9)

- Что мы ещё должны изучить?

- Дома вы по группам изучали эти части. Сейчас мы послушаем ваши выступления. По ходу выступления записывайте названия растений и животных в таблицу в рабочей тетради.

(группы представляют свои исследования, ребята задают вопросы) показ слайдов

6. Закрепление изученного.( слайд 32)

- Отгадайте загадки и определите из какого леса растение:

  Вроде сосен, вроде елок,

  А зимою без иголок.

                 (лиственница, тайга)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

                       (осина, смешанный лес)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив серёжки.

                     ( берёза, смешанный лес)

Колкую, зелёную

Срубили топором.

Колкая, зелёная

К нам приходит в дом.

                          (ель, тайга)

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

                           (дуб, широколиственный лес)

С моего цветка берёт

Пчелка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают.              (липа, широколиственный лес)

- Используя иллюстрацию на стр. 100-101 учебника составить 2-3 цепи питания и записать в тетрадь.

- Самостоятельно заполните таблицу « Зона лесов».

7. Подведение итогов.( слайд 33)

- Что нового вы узнали о зоне лесов?

- Что больше запомнилось?

- Всё ли мы узнали, что планировали?

- На следующем уроке мы вновь побываем в роли исследователей и постараемся это выяснить.

8. Домашнее задание.( слайд 34)

- Закончить заполнение таблицы « Зона лесов»

- В рабочей тетради выполнить задание 8,9 на стр. 34



Предварительный просмотр:

                                             Приложение.

                                               Таблица

 

      «V»
поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

       «+»
 поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым


       «»
поставьте «
» (минус) на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

         «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

План рассказа:

  1.  Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
  2.  В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
  3.  Какая у зоны лесов земная поверхность? Какая она в сравнении с другими изученными природными зонами?
  4. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их площади.

Зона лесов

Географическое положение



Почва



Климат




 

Растительный мир





Животный мир





Деятельность человека



Охрана природы





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Золотое кольцо России" конспект урока по окружающему миру

Урок по теме «Золотое кольцо России» проводится в 3 классе. Это первый урок большой темы «Путешествие по городам и странам». При проведении этого урока мною использованы такие методы и приемы: постано...

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.) Подготовила: Карандина Галина Ивановна. Возрастная группа: 4-...

"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...