"Леса России" (конспект)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
урок окружающего мира в 4 классе по программе Плешакова А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesa_rossii_konspekt_uroka.docx | 28.63 КБ |
prilozhenie.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель МБОУ « СОШ № 80» г.Перми
Лисовская Е.Ю.
Тема урока: « Леса России»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Задачи урока:
1) создать условия для:
- усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны;
- формирования умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;
2) содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи, умение работать с вопросами, различными источниками информации, развивать умение делать выводы, умение работать в паре, группе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: карта природных зон, компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для учащихся, учебники, рабочие тетради.
Ход урока.
- Орг.момент, постановка цели.
Звучит аудиозапись « Голоса птиц леса»( слайд 2)
Учитель читает стихотворение: (слайд 3)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
- Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)
- А что означает слово « лес»? (высказывания детей)
- Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)
- А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые)
- Почему одни леса тёмные, а другие светлые?
Более точный ответ на этот вопрос узнаем в ходе нашего исследования.
Но мы не можем отправиться в новое путешествие, не вспомнив про природную зону, которую изучали на предыдущем уроке.
- Проверка знаний. Фронтальный опрос.( слайд 4,5)
- Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? (тундра)
- Покажите на карте расположение тундры.
- Где расположена зона тундры?
- Что продолжительнее в тундре по времени зима или лето?
- Какие особенности у растений тундры?
- Выберите растения тундры из списка:
мох-ягель, верблюжья колючка, кактус, дуб, карликовая ива, осина, пальма, черника.
- Выбрать обитателей тундры:
козы, коровы, олени, киты, волки, лисы, лемминги, лоси, песцы.
- Изучение нового материала.
Составление плана изучения зоны лесов.
- Прежде нам нужно составить план изучения зоны лесов.
Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой зоны? (на доске учитель записывает схему)
Зона лесов.
- месторасположение
- климат
- растительный мир
- животные
- лес и человек
- экологические проблемы и охрана лесов
4. Работа по карте.
- Найдите зону лесов на картах. Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?
Вместе с соседом по парте составьте рассказ о лесной зоне по плану (учащиеся работают в паре)
1.Где находится зона лесов относительно тундры?
2.В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
3. Какая у зоны лесов земная поверхность?
4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?
5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.
Примерный рассказ ученика: ( слайд 8)
« Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, поэтому ярко выражены 4 времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая по площади. Мы увидели 3 части: самая большая - тайга, она закрашена тёмно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – обозначены тоже зелёным цветом, но светлее, третья часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.»
- Между зоной тундры и лесов есть промежуток, закрашенный тёмным цветом. Что это? (лесотундра)
- Как вы думаете, какую роль играет лесотундра? (переход от 1 природной зоны к другой)
5. Работа по учебнику.
- В учебнике на стр. 99 прочитать 2 абзац и найдите, что говорится о почве зоны лесов. На стр. 103 найдите, что говорится о климате. При чтении делайте пометки:
«V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
Таблица
«V» | «+» | «–» | «?» |
- Что нового узнали об условиях неживой природы?
- Молодцы! Вы многое узнали о зоне лесов. Какие 3 части мы выделили в лесной зоне? (тайга, смешанный лес, широколиственный лес) ( слайд 9)
- Что мы ещё должны изучить?
- Дома вы по группам изучали эти части. Сейчас мы послушаем ваши выступления. По ходу выступления записывайте названия растений и животных в таблицу в рабочей тетради.
(группы представляют свои исследования, ребята задают вопросы) показ слайдов
6. Закрепление изученного.( слайд 32)
- Отгадайте загадки и определите из какого леса растение:
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(лиственница, тайга)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(осина, смешанный лес)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив серёжки.
( берёза, смешанный лес)
Колкую, зелёную
Срубили топором.
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом.
(ель, тайга)
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(дуб, широколиственный лес)
С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (липа, широколиственный лес)
- Используя иллюстрацию на стр. 100-101 учебника составить 2-3 цепи питания и записать в тетрадь.
- Самостоятельно заполните таблицу « Зона лесов».
7. Подведение итогов.( слайд 33)
- Что нового вы узнали о зоне лесов?
- Что больше запомнилось?
- Всё ли мы узнали, что планировали?
- На следующем уроке мы вновь побываем в роли исследователей и постараемся это выяснить.
8. Домашнее задание.( слайд 34)
- Закончить заполнение таблицы « Зона лесов»
- В рабочей тетради выполнить задание 8,9 на стр. 34
Предварительный просмотр:
Приложение.
Таблица
«V» | «+» | «–» | «?» |
План рассказа:
- Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
- В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
- Какая у зоны лесов земная поверхность? Какая она в сравнении с другими изученными природными зонами?
- Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их площади.
Зона лесов | |
Географическое положение | |
Почва | |
Климат |
|
Растительный мир | |
Животный мир | |
Деятельность человека | |
Охрана природы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Золотое кольцо России" конспект урока по окружающему миру
Урок по теме «Золотое кольцо России» проводится в 3 классе. Это первый урок большой темы «Путешествие по городам и странам». При проведении этого урока мною использованы такие методы и приемы: постано...
Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).
Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.) Подготовила: Карандина Галина Ивановна. Возрастная группа: 4-...
"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")
Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....
литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"
Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...
литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"
Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...
литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"
Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...
УМК Школа России. Конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи?"
Конспект урока в 1 классе "Где живут белые медведи", презентация...