Спортивно- познавательная игра для младших школьников "Эстафета насекомых"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Суслина Елена Владимировна

 

Данное мероприятие способствует  пополнению экологических знаний учащихся в процессе игры; развитию физических способностей,  укреплению здоровья; воспитанию умение  работать сообща, согласовывать свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estafeta_dlya_nasekomyh.doc901 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Архангельская СОШ  им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»

(спортивно - познавательная игра

для учащихся начальной школы)


     

Подготовила и провела

библиотекарь Суслина Е. В.

Задачи:

  1. пополнение экологических знаний учащихся в процессе игры;
  2. развитие физических способностей,  укрепление здоровья;
  3. воспитание умение  работать сообща, согласовывать свои действия.

Оформление, оборудование, реквизит:

  1. иллюстрации насекомых, о которых идёт речь в ходе мероприятия; (презентация)
  2. два обруча;
  3. два ведра и кубики;
  4. карточки со словами.

Место проведения – спортзал.

Использованная литература:

  1. Муковникова О.Г.   Природоведение,  4 класс, пособие для учителя.

  1. Козлов М. А.  Не просо букашки. – СПб: Гидрометеоиздат, 1994.

  1. Хрестоматия юного натуралиста. /автор – сост. В. М. Вдовиченко.

  1. Дьячкова Г. Т. Окружающий мир: Олимпиадные задания, 2-4 класс. – Волгоград: Учитель.

                                                           

                                                   

                                             

                                                             

                                                                       Ход мероприятия.

Ведущий.    Здравствуйте, ребята! Нашу сегодняшнюю встречу  мы посвящаем насекомым. Вы даже не можете представить. Как много на Земле представителей этого класса! Насекомых в мире намного больше, чем остальных животных. населяющих нашу планету. Существует отдельная наука, изучающая насекомых. Называется она энтомология.

Сейчас я предлагаю вам провести весёлую эстафету. На некоторое время вам предстоит побывать в роли некоторых насекомых.  Разделимся на команды. (Жеребьёка. ) Итак, у нас есть две команды.

Представление команд. Команды выбирают название и капитанов.

Эстафета «Весёлый комарик». 

(слай 2)

Ведущий загадывает командам загадку. Игрок, отгадавший её, приносит 1 балл  своей команде.  Ведущий следит, чтобы дети не выкрикивали отгадку хором , а. дослушав до конца, подняли руку.

Лети – пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит –

Сядет  и укусит. (Комар.)

Ведущий.  Но мы кусаться не будем! А вот бегать и пищать – да! Итак, первый конкурс – эстафета «Весёлый комарик».

Команды строятся в две колонны по линии старта. Ведущий даёт  сигнал к началу соревнований.

Первый игрок каждой команды, разводя руки в стороны и пища, как комар, должен добежать до стены, коснуться её рукой, вернуться обратно и передать эстафету второму игроку. И т. д. Выигравшая команда получает 5 баллов.

Ведущий.  А теперь несколько вопросов командам. Отвечая на них, вы можете заработать дополнительные баллы.

  1. Для чего природе комары? (Например, являются пищей для насекомоядных животных.)
  2. Все ли комары кровопийцы? ( Нет, только самки, чтобы отложить потомство. А комар – самец опылят растения.)
  3. Перед каким явлением природы комары звенят громче  и пронзительнее? (Перед дождём.)

Ведущий подводит итоги эстафеты.

                                                  Эстафета «Муравьи». 

                                                                 (слайд 3)

Ведущий.  А теперь ещё одна загадка.

Домик прячется в лесу,

Все к нему жильцы несут:

И травинку, и хвоинку,

И какую-то личинку.

Есть в том доме сторожа –

Угадай же поскорей,

Кто живёт в нём?… (Муравей.)

Правильно.  А  из чего муравьи строят муравейник? (Ответы команд.  За правильные ответы они могут заработать дополнительные баллы.)  А вот у вас нет ни веточек, ни хвоинок.   Но  вы должны найти любой предмет, всего лишь один (это может быть ботинок, шнурок, заколка и т. д.), для строительства своего муравейника.

Команды строятся в две колонны на линии старта.  На некотором расстоянии от них лежат два обруча. Ведущий даёт сигнал к началу соревнований. Первый игрок каждой команды относит выбранный им предмет в обруч, возвращается к команде и передаёт эстафету второму игроку. Тот, кто в свою очередь, должен найти другой предмет и отнести его в обруч. И т. д.  Когда все игроки команды сложат в обруч свои вещи, эстафета продолжается в обратном порядке: игроки должны по очереди забрать свои предметы из обруча. Если по ошибке игрок берёт из обруча чужой предмет, то со счёта команды снимается 1 балл. Выигравшая команда получает 5 баллов.

Ведущий. А   теперь у вас есть шанс заработать дополнительные баллы.

  1. Кто самый сильный на свете? (Муравей.) Верно, он несёт груз, превышающий свой собственный вес в пятьдесят раз.
  2. В муравейнике ходы открыты и заметно бойкое движение муравьёв на куче. Какую погоду сулит данная примета? (Хорошую.)
  3. А перед каким явлением природы муравьи прячутся в свой муравейник? (Перед грозой или сильным дождём.)
  4. Какую пользу природе приносят  муравьи? ( Муравьи защищают лес от вредных насекомых: листоедов, короедов.) С весны до осени трудятся муравьи, неся в муравейник личинок, гусениц, жуков, мошек. И как трудятся! До двадцати пяти тысяч   вредных насекомых в день приносят неутомимые добытчики к себе домой! И это только в один муравейник! Поэтому лес, в котором много муравьёв, здоровый и чистый. Муравьи – санитары леса! Помните об этом, ребята!

Ведущий подводит итоги эстафеты.

Конкурс  «паук» 

(слайд 4)

Ведущий.  Итак, следующая загадка и следующая эстафета.

Наткёт, наплетёт, сядет и добычу ждёт.  (Паук.)

Вы сейчас тоже на время станете паучками.

Все игроки команд. Кроме капитанов, берутся за руки и «плетут паутину» - запутываются как можно сильнее, не расцепляя при этом рук. По сигналу ведущего капитаны должны распутать команду соперников. Кто быстрее? Выигравшая команда получает 5 баллов.

 

Ведущий. А теперь несколько вопросов командам.

  1. Паук  усиленно плетёт свои сети. К какой погоде эта примета? (К сухой.)
  2. Пауки прячутся. Что сулит данное явление? (Дождь.)

Ведущий подводит итоги эстафеты.

                    Эстафета «Трудолюбивые пчёлки»  (слайд 5)

Ведущий.      Домовитая хозяйка  

                        Пролетает над лужайкой.

                        Прохлопочет над цветком –

                        Он поделится  медком. (Пчела.)

Учёные – энтомологи подсчитали, что рабочая пчела за минуту облетает двенадцать цветков, а это значит, что за рабочий день она посетит не менее семи тысяч цветков. Приблизительные  подсчёты показывают, что пчёлы одной семьи в день опыляют не менее трёхсот шестидесяти миллионов цветков. А за целое лето?

Команды строятся в две колонны на линии старта. У каждого игрока в руках небольшое ведёрко. На некотором расстоянии от команд на полу разложены кубики – «цветочки». По сигналу ведущего первый игрок каждой команды бежит к кубикам, кладёт кубик в ведерко, возвращается к команде и передаёт ведёрко второму игроку. И т. д.  Выигравшая команда  получает 5 баллов. Если в ходе эстафеты игрок уронит из ведра кубик, то со счёта команды снимается 1 балл.

Ведущий. А вы знаете какие – нибудь  приметы, связанные  с пчёлами?

  1. Пчела возвращается в улей поздно вечером. К какому явлению?  (К дождю.)
  2. Перед дождём пчёлы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой они летят далеко в поле.

                              Эстафета «Кузнечики» (слайд 6)

Ведущий.  

       Прыгает пружинка-

       Зелёненькая спинка  -

       С травы на былинку.

       С ветки на тропинку. (Кузнечик.)

Теперь все превращаются в кузнечиков.

Команды строятся в две колонны на линии старта. По сигналу ведущего первый игрок каждой команды прыжками на двух ногах двигается до ориентира, огибают его, возвращаются к команде и передают эстафету второму игроку. И т. д  Выигравшая команда  получает 5 баллов.

Ведущий. У вас есть возможность заработать дополнительный балл.

Конкурс «Командный прыжок».

Первый номер каждой команды выполняет прыжок с места от линии старта. Ведущий мелом фиксирует длину прыжка. От этой линии выполняет свой прыжок второй игрок. И т. д. выигрывает команда, у которой общий прыжок окажется длиннее. Она получит дополнительный балл.

Конкурс «Гусеница» (слайд 7)

Ведущий. Волосата, зелена.

                    В листьях прячется она.

                    Хоть и много ножек,

                    Бегать всё ж не может.  (Гусеница.)

А мы попробуем!

Игроки каждой команды цепляются за пояс впередистоящего игрока – получается «гусеница». Вот так, сцепленными, надо оббежать вокруг стула и вернуться на прежнее место. Команда – победитель получает 5 баллов.

Ведущий. А теперь вы должны вспомнить все конкурсы нашей программы. А название самой программы вы помните? И если вы внимательны, то найдёте мою ошибку в подборе одного конкурса. (Ответы детей.) Правильно, был конкурс, посвящённый паукам. А пауки к насекомым не относятся.

А теперь последний конкурс.

                                                      Конкурс «Борьба за последний балл».

Команды по очереди называют насекомых  (повторяться нельзя).

Команда, игрок которой последним называет насекомое, получает 1 балл.

Подведение итогов. Награждение победившей команды.

Ведущий. Неважно, кто победил в этой эстафете. Важно то, что вы немного отдохнули и пополнили свои знания о такой многочисленной семье – классе насекомых. Подсчитано, что на каждого человека приходится более двухсот миллионов разных насекомых. В настоящее время каждый год открывается примерно десять тысяч видов насекомых. Энтомологи держат коллекции в специальных ящиках. Если на осмотр каждого экземпляра тратить всего по минуте, то на знакомство со всей коллекцией нам бы потребовалось шесть лет чистого времени, без перерывов на обед и выходных дней.

    Я предлагаю вам прочитать книгу  (показывает) книгу М. А. Козлова «Не просто букашки». В ней вы найдёте не только яркие иллюстрации, но и много интересного о насекомых, известных и не известных вам.

         

 Всего вам доброго! До следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивно-познавательной игры: « Весёлый экспресс «01».

Цель: 1.предупреждение шалости детей с огнём; 2. повторение правил пожарной безопасности; 3. развитие творческой и познавательной активности детей. Игру можно провести между детьми в летних озд...

Спортивно-познавательная игра "Зов джунглей"

Итоговый урок по теме "Природа России"...

Спортивно-познавательная игра "Последний герой"

В День защитников Отечества - игра для настоящих мужчин! Кто же из вас станет последним героем? Кто завоюет приз, находящийся в сундуке? Все желающие мальчики выстраиваются. У них на груди жетоны...

Спортивно – познавательная игра по ПДД

Спортивно – познавательная игра по  ПДД...

Спортивно-познавательная игра «Северные потехи»

Игра является итоговым мероприятием по станции «Залив «Будь здоров!» в рамках районной воспитывающей игры «Арктическое путешествие» и направлена на пропаганду здорового образа жизни....

Спортивно-познавательная игра: "Зов джунглей".

Эта спортивная игра основана на знаменитой телепрограмме «Зов джунглей». Командам участницам придется так же войти в образы обитателей джунглей и сразиться в веселых эстафетах и конкурсах. Спортивная ...