Обобщение по разделу: «Человек и его строение»
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме
Урок рефлексии на основе системно-деятельностного подхода с использованием интерактивных дидактических материалов.
Учащиеся работают с информацией, включены в различные виды деятельности, создают памятки, выступают в роли активных соискателей знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_.doc | 615.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Летуновская С.А.
4 класс
Окружающий мир
Урок рефлексии на основе системно-деятельностного подхода
Тема: « Обобщение по разделу: «Человек и его строение»
Цель: обобщить и уточнить знания по разделу «Человек и его строение», помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала для учащихся начальной школы.
Задачи:
- образовательные: повторить системы органов человеческого тела, их функции и состав, составить памятку ЗОЖ;
- развивающие: развивать речь, память, внимание, умение работать с информацией; содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
- воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своему организму, здоровью.
Дидактические средства:
Для учителя: учебник «Окружающий мир. Часть 1. Человек и природа» А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан, компьютер, проектор, интерактивные дидактические материалы «Окружающий мир. 4 класс» Издательство «Планета»
Для обучающихся: карточки для самостоятельной работы, лист самооценки, интерактивные дидактические материалы «Окружающий мир. 4 класс» Издательство «Планета», ноутбук.
№ | Этап урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (оценивания учебных успехов) |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Приветствие, проверка готовности к уроку. Определение темы урока. - Соберите из слогов фразу. ЛО ЧЕ И ЕГО ВЕК Е СТРО Е НИ (Человек и его строение) - Почему именно с этой фразы мы начали урок? Чему будет посвящен наш урок сегодня, что предстоит повторить? Определение плана работы:
- Работу на каждом этапе оцениваем на листе-самооценки Зеленый – хороший багаж знаний, желтый – надо поработать еще, красный – приложи максимум усилий - Человек всегда стремился познать свое тело. Истоки анатомии уходят в далекие времена. Наскальные рисунки говорят о том, что первобытные охотники уже тогда знали о расположении жизненно важных органов и их значении. А вы знаете, хотите проверить? | Регулятивные (Р): волевая саморегуляция. Личностные (Л): установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом Коммуникативные (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности | Индивидуальная работа по карточке. - Соедини определение и понятие (Приложение №1): 1 - Группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу в организме. 2 - Какая система состоит из скелета и мышц. Служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы. 3 - Эти органы (помогают обрабатывать пищу и усваивать) снабжают организм человека питательными веществами и водой. 4 - Обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ. 5 - Выводят из организма вредные и ненужные веществ. 6 - Переносят одни вещества к клеткам, другие – из клеток. 7 - Управляет всем организмом. 8 - Помогают ориентироваться в мире. 9 - Обеспечивают зарождение ребенка, его связь с организмом матери до появления на свет. (Система органов, опорно-двигательная система, органы пищеварения, органы дыхания, органы выделения, органы кровообращения, нервная система, органы чувств, органы размножения) Проверка по эталону на доске с комментированием, фиксация затруднения на листе самооценки. | Познавательные (П): работать с информацией, представленной в разных формах; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза и анализа; формулирование проблемы (Р): осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других (Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности |
3. | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи и обобщение затруднений | Работа в парах: «Окружающий мир, 4 класс, рабочая тетрадь с электронным тренажером» с. 7 - 9; проверка по ноутбуку. Интерактивные дидактические материалы: тема «Как работает организм человека», задание «Заполни пропуски». | (П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (Р) осознание качества и уровня усвоения (К): планирование учебного сотрудничества с товарищем; управление поведением партнера (Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности |
Физ.пауза | - Мы должны не только знать строение своего организма, но и заботиться о нем. Встаньте, подмигните соседу правым глазом, левым глазом, двумя глазами. Поднимите руки вверх, заведите за спину, поверните корпус тела вправо, влево. | ||
4. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа с информацией. - Человеческий организм – уникальная система, которая таит много загадок, с ним связаны интересные и поразительные факты. Прочитайте данный текст, определите, что характеризуют числа, указанные в таблице. (Приложение №2). Проверка по эталону на доске | (П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (Р) осознание качества и уровня усвоения (Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности |
5. | Включение в систему знаний и повторение | - Врачи поддерживают здоровье человеческого организма, лечат его. Соедини на карточке профессию и ее характеристику (Приложение №3). Проверка:
4. Гастроэнтеролог - врач, специализирующийся на диагностике и лечении заболеваний органов пищеварения. Составление памятки ЗОЖ. - Хватит ли наших знаний, накопленных при изучении раздела, чтобы нам самим выступить в роли врачей? Напишите памятку по ЗОЖ от имени того или иного врача (Приложение №4) | (П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (Р) осознание качества и уровня усвоения (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других (Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности |
6. | Рефлексия коррекционной деятельности на уроке | Итог урока подведем в виде беседы с младшим братом. Ответьте на его вопросы: - Зачем человеку столько систем органов? - Какая система самая главная? - Для чего необходимо заботиться об организме? - Что чаще всего желают имениннику в День его рождения? Почему? - Оцените свою работу на уроке. Что хорошо знаете, можете объяснить другому? - В чем затрудняетесь? Что нужно повторить? - Подведите итог своей работы на листе самооценки. Д.з. Интерактивные дидактические материалы тема №1. - Я желаю, чтобы ваш организм всегда был в порядке, но не забывайте заботиться о нем! | (Р): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, осознание качества и уровня усвоения (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (Л): самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности |
Приложение №1
Блиц-опрос. Соедини определение и понятие 1. Группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу в организме. 2. Какая система состоит из скелета и мышц, служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы? 3. Эти органы помогают обрабатывать пищу и усваивать, снабжают организм человека питательными веществами и водой. 4. Обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ. 5. Выводят из организма вредные и ненужные веществ. 6. Переносят одни вещества к клеткам, другие – из клеток. 7. Управляет всем организмом. 8. Помогают ориентироваться в мире. 9. Обеспечивают зарождение ребенка, его связь с организмом матери до появления на свет. |
9. органы чувств |
Приложение №2
Изучи текст, заполни таблицу. Что обозначают эти числа?
Чтобы быстро и эффективно качать кровь по телу, от сердца требуются немалые усилия. Нужное давление создается благодаря сильным сокращениям сердца и толстым стенкам его желудочков. Человеческое сердце создает давление, достаточное для того, чтобы брызнуть кровью на расстояние 9 метров. Удивительно, как вмещается в брюшной полости тонкая кишка?! Ведь ее длина составляет около 6 метров. Клетки, покрывающие желудок изнутри обновляются каждые 3-4 дня, ведь на них воздействует желудочный сок, который является сильной кислотой и разрушает их. Мужской и женский скелет состоит из равного числа костей. В нашем теле имеется 206 скелетных костей. Ученые насчитали более 500 функций, которые исполняет печень. Это один из главных тружеников человеческого организма. Она производит желчь, участвующую в пищеварении, очищает кровь от ядовитых веществ, регулирует температуру тела, расщепляет жиры, образует белки. В каждом легком имеется более 300.000.000 альвеол – дыхательных пузырьков. Именно здесь кислород переходит в кровь. Потоотделение играет важную роль в поддержании постоянной нормальной температуры тела. Испаряясь, пот расходует с поверхности кожи тепло, тем самым охлаждая ее. Объем выделяемого за сутки пота может составлять до 1л 300 мл. Волосы растут со скоростью около 1см 25 мм в месяц. На голове у человека растет в среднем 120.000 волос. В день у человека выпадает около 120 волосков.
Число | Что характеризует в человеческом организме |
206 | |
3-4 | |
500 | |
300.000.000 | |
6 | |
1л 300 мл | |
120.000 | |
9 |
Приложение №3
Врачи специалисты (врачи узкого профиля) 1. Отоларинголог 2. Кардиолог 3. Офтальмолог 4. Гастроэнтеролог | 1. Врач, специализирующийся на диагностике и лечении болезней глаз (окулист) 2. Врач, специализирующийся на диагностике и лечении заболеваний органов пищеварения 3. Специалист по лечению болезней уха, горла и носа (лор-врач) 4. Специалист по сердечно – сосудистым заболеваниям. |
Приложение №4
СОВЕТЫ ОКУЛИСТА
Ребята, помните, чтобы быть здоровыми, нужно:
Обязательно ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Ежедневно ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Не _______________________________________________________________
Не _______________________________________________________________
Нельзя ____________________________________________________________
Глаза – зеркало души. Берегите свое здоровье, ведь его купить нельзя!
СОВЕТЫ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГА
Ребята, помните, чтобы быть здоровыми, нужно:
Обязательно ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Ежедневно ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Не _______________________________________________________________
Не _______________________________________________________________
Нельзя ____________________________________________________________
Человеческий организм совершенная, но хрупкая система. Относитесь к нему бережно!
СОВЕТЫ ОТОЛАРИНГОЛОГА
Ребята, помните, чтобы быть здоровыми, нужно:
Обязательно ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Ежедневно ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Не _______________________________________________________________
Не _______________________________________________________________
Нельзя ____________________________________________________________
«Единственная красота, которую я знаю - это здоровье», - говорил Генрих Гейне.
СОВЕТЫ КАРДИОЛОГА
Ребята, помните, чтобы быть здоровыми, нужно:
Обязательно ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Ежедневно ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Не _______________________________________________________________
Не _______________________________________________________________
Нельзя ____________________________________________________________
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие», - считал Аристотель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира "Человек и его строение" (Школа2100)
Тип урока: урок повторение изученного Форма урока: игра «Крестики - нолики». В урок включены разноуровневые, творческие задания, используется занимательный материал....
Урок в 4 классе (Школа 2100) по теме "Исторические эпохи" (Обобщение по разделу «Человек и история человечества»).
Представлена разработка обобщающего урока окружающего мира в 4 классе по теме «Исторические эпохи», проведённого в виде презентации индивидуальных и групповых проектов, посвящённых разным эпохам разви...
Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.
Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...
Технологическая карта урока по УМК «Перспектива» для начальной школы Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»
Технологическая карта урока 4 класс Предмет: литературное чтение Авторы учебника: Л.Ф. Климанова. Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Тема урока. Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе». ...
Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс
Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс...
Урок обобщение литературное чтение "Обобщение по разделу "Писатели детям" 2 класс
Урок построен на актуализации знаний с использованием игровых и групповых технологий. В урок включена электронная игра-викторина, составленная мной. Такой вид работы повышает активность учащихся, их ж...