УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Тундра"
учебно-методический материал (окружающий мир, 4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Тундра" разработан с использованием технологии развития критического мшления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tundra.docx | 31.69 КБ |
tundra.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму».
Урок по курсу «Окружающий мир»
по теме:
УМК «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 4 класс. 1 часть.
Подготовила:
Квасова Вера Владимировна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 4» с. Московского
Изобильненского района
Ставропольского края
2012 год
Тема урока: ТУНДРА.
Цель: создание условий для осмысления одной из важнейших задач общества – бережное отношение к природе - дело каждого гражданина России.
Задачи урока:
- способствовать формированию целеполагания как постановки учебной задачи;
- развивать умение работать над понятиями «Природные зоны», «Арктика», «Тундра», «Экологическая проблема»;
- способствовать формированию смыслового чтения;
- развивать умение структурировать информацию;
- способствовать формированию готовности к сотрудничеству и произвольному общению;
- развивать готовность к самостоятельной учебной деятельности;
- формировать у учащихся представление о природной зоне тундры, её географическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире и деятельности человека в зоне тундры;
- воспитывать бережное отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов;
- показать отрицательное влияние человека на экологию тундры;
- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- развивать рефлексивные процессы.
Оборудование
для учителя: компьютер, проектор, презентация "Тундра", «Физическая карта России»;
для детей: картинки с изображением оленей, карточки для работы в парах и группах.
Тип урока: комбинированный, работа с научным текстом.
Технологии: поддерживающего обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
ХОД УРОКА:
- Стадия вызова
- Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз,
Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.
- Я предлагаю Вам продолжить путешествие по природным зонам России.
- Покажите, пожалуйста, на карте, с какими природными зонами мы с вами уже знакомы.
Работа по карте («Физическая карта России»)
П/о Арктика- это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. К зоне арктических пустынь относится и северная часть полуострова Таймыр. На камнях островов встречаются мхи и лишайники, полярный мак; в водах морей – водоросли. Водорослями питаются рачки, рачками – рыбы, а рыбами – птицы: чайки, кайры, тупики, гагарки. Питаются рыбой и звери: тюлени и моржи, белые медведи.
Индивидуальный опрос
Учащиеся более подробно рассказывают о растительном, животном мире Арктики, о заповеднике «Остров Врангеля».
Графический диктант
- Я прочитаю высказывание. Если высказывание верное, то вы ставите знак «+». Если высказывание неверное, ставите знак «-».
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2. Территория Арктики не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
Ответы: - + + - ++ - (Учащиеся сдают графический диктант на проверку)
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас
- И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
Работа в парах
5 | |||||
1 | 3 | В | |||
А | В | 4 | О | ||
Р | 2 | Р | Л | Д | 6 |
К | Т | А | Ь | О | С |
Т | У | Н | Д | Р | А |
И | П | Г | А | О | Й |
К | И | Е | С | К | |
А | К | Л | Л | А | |
Я | И |
Вопросы:
1. Короткое название ледяной зоны.
2. Птица с необычным клювом.
3. Название острова, на котором расположен заповедник.
4. Арктика - царство снега и ... .
5. Растение, живущее в толще воды.
6. Вид рыбы, обитающих в северных морях.
- Стадия осмысления
- Какова же цель нашей экспедиции?
П/о
Изучение зоны тундры.
Работа по карте учебника и «Физической карте» на доске.
- Найдите эту природную зону на карте в учебнике. Что вы можете сказать о географическом положении тундры?
П/о
Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.
- Покажите на «Физической карте» зону тундру.
Учащиеся показывают тундру на карте на доске.
Слайд 2-4.
- Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает -50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним -вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от + 10 до +25 °С. Как вы думаете, как это отражается на почве?
П/о
Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.
Слайд 5.
- Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубину от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, а потому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая.
Слайд 6
Составление схемы:
- Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры?
П/о Растительный мир беден.
- Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры?
Работа по иллюстрации учебника.
Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на стр. 88-89 учебника. Назовите растения тундры.
П/о Брусника, голубика, морошка, карликовая ива.
Слайд 7 - 9.
Карликовая береза, карликовая ива, морошка, голубика, мох, лишайники.
- Какая у них наземная часть? Почему?
П/о
Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.
Слайд 10.
- В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
Слайд 11.
Составление схемы:
Растения -
низкорослые,
стелющиеся,
имеют небольшие корни,
маленькие листья.
Физкультминутка
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Тундра забелела,
Точно пеленою
Всю ее одело.
Работа по иллюстрации учебника.
- Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на стр. 88-89 учебника
- Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?
П/о
В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.
Слайд 12 - 14 .
- Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова; лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.
- Помогите мне рассказать о животных.
Коллективный рассказ о животных с дополнениями учителя.
Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.
Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток.
Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
- Как приспособились к жизни в тундре представители животного мира?
П/о У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.
- Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное.
Чтение с пометами.
Прочитайте в учебнике статью «Тундра и человек» на странице 93-95. Читайте внимательно, с пометами!
- Какое основное занятие населения тундры?
П/о Слайд 15-18
Основное занятие - оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа.
- Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?
Слайд 19-20
П/о (Составляется кластер)
От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы.
Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.
Незаконная охота - браконьерство.
Вытаптываются оленьи пастбища.
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
Слайд 21
П/о
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.
Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.
- Стадия рефлексии
Работа в группах (4 группы)
1. Сделайте краткое сообщение о тундре:
- Географическое положение. Климат.
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Деятельность человека.
2. Составьте цепь питания.
Растения тундры —>…..—>…..
3. Покажите с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное.
песец
лемминг Арктика
белый медведь
ягель
водоросли
белая сова
тупик
гагара
брусника Тундра
голубика
северный олень
белая куропатка
морошка
лишайник
полярный мак
морж
- Работа нашей экспедиции в тундре закончилась.
Работа по карте.
- Фигурками-картинками северного оленя отметьте на карте зону Тундры.
Спасибо всем за урок.
Коллективно выставляются отметки за урок.
- Домашнее задание:
- Откройте дневники, запишите домашнее задание: прочитайте текст на стр. 87-97, ответьте на вопросы «Проверь себя» (с. 95); выполните задание 3 (с. 96).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.
Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему : "Тундра".
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему : "Тундра"...
Программа «Школа России». Урок окружающего мира. 3 класс.
Разработка урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. 3 класс....
Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России
Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....
Конспект урока по окружающему миру в 4кл. ПНШ тема "Тундра"
конспект урока окружающего мира в 4 классе...
Конспект урока окружающего мира 4 класс Тема: Тундра Горбань Любовь Ивановна
Данный конспект урока «Тундра» носит творческий характер, потому как это не обычный урок, а урок - экспедиция. Дети пробуют себя в разных ролях (зоологи, экол...
«Природные зоны России», урок Окружающего мира 4 класс
Цель: создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интере...