Урок по окружающему миру "Первые университеты России" . 4класс "
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по программе " Школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_1_-pervye_universitety_rossii.docx | 19.37 КБ |
prezentaciya_1.pptx | 466.31 КБ |
prezentaciya_2.pptx | 531.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ»
По программе « Школа XXI века»
КЛАСС : 4
Тип урока: урок усвоение новых знаний.
Цели урока: Сформировать представление детей о развитии образования в России в 18 веке, возникновении первых университетов.
Задачи урока:
-Познакомить детей с первыми университетами, с их основателями.
-Дать первичные знания о разнообразии наук.
-Развитие памяти, речи, логического мышления.
-Формировать умение работать в коллективе.
-Развитие познавательных способностей.
-Воспитание любви к своей Родине, ее истории.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации, карточки с текстами для работы в группе.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем работать в группах. Посмотрите, пожалуйста, все ли у вас готово для этой работы.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-На уроке мы продолжим изучать развитие образования в России. Нас ждет следующий этап- 18 век. Мы вспомним имена людей, которые внесли большой вклад в развитие образования в то время, а так же узнаем , какие университеты возникли в нашей стране первыми. Нас ждет увлекательное путешествие в прошлое.
Слайд 1-1.
- Актуализация знаний.
Слайд 2-1.
-Какие правители в 18 веке внесли вклад в развитие образования?
- Вспомните их имена.
(Ученики называют имена правителей.)
Слайд 3-1..
- Какие учреждения возникали в периоды их правления?
(Ученики работают в группах. В процессе их ответов на доске появляются слайды).
Слайд 4-1.
-Какие учебные заведения были при Петре I?
Слайд 5-1.
- При Анне Иоанновне?
Слайд 6-1.
-При Елизавете Петровне?
Слайд 7-1.
При Екатерине II?
-Молодцы!
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Выскажи предположение. Что такое университет? Какие профессии можно получить, учась в университете?
Выступление ученика.
-Уже в первой четверти 18 века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.
28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств. Петр I пригласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете.
27 декабря 1725 года императрица Екатерина I торжественно открыла первый научный центр и высшее учебное заведение России.
Слайд 1-2.
- В середине XVIII века Российской империи требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не в полной мере удовлетворяли потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне.
-Прочитайте текст в учебнике и ответьте на вопрос: Какой университет стал первым?
(Университет в Москве)
Слайд 2-2.
- Когда он был открыт? ( В 1755 году)
-Рассказ об университет подготовил Иван. Давайте послушаем.
( выступление ученика , подготовившего сообщение об университете)
-А теперь давайте посмотрим на « Картинную галерею» в учебнике.
- Кто изображен на картине Д.Г.Левицкого? Что вы можете сказать об этой девушке?
- В каком учебном заведении Петербурга обучалась эта юная особа? ( В Смольном институте).
Слайд 3-2.
- Что вы можете рассказать об этом учреждении?
- Имя одного великого человека неразрывно связано с Университетом в Москве. Кто же он? (Михаил Ломоносов)
Слайд 4-2.
- Сейчас в своих группах вы попробуете составить рассказ о Михаиле Ломоносове.
( Ученики работают в группах. В конце работы они представляют свои небольшие рассказы о Ломоносове. В ходе их ответов на доске появляются слайды 5- из презентации 2).
Слайды 5- 12.
5. Первичная проверка понимания.
-Какое же учебное заведение считается первым университетом?
-Какие высшие учебные заведения были открыты в России в 18 веке?
Слайд 13- 2.
-Как вы понимаете слова Ломоносова: «Сребролюбие - корень всем злам»?
6. Первичное закрепление.
-Перечислите факультеты университета.
-Чему учили девушек в Смольном институте?
-Выполните задания в учебнике и тетради (по выбору).
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж.
- Составьте сообщение или презентацию, используя материалы урока и дополнительную литературу.
8. Рефлексия.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какая цель стояла перед вами?
-Что интересного вы узнали?
-Полезен ли был этот урок?
- Хотели бы вы больше узнать материала по теме урока?
-Спасибо за урок.
Список литературы.
- Н.Ф. Виноградова . Окружающий мир.
- Змеев В.А «Эволюция высшей школы Российской империи» М.: Эксмо-пресс, 1998г.
- «Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года» М.: Эко, 1995г.
- Википедия. Свободная энциклопедия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто из правителей 18 века внес вклад в развитие образования в России?
Петр I Анна Иоанновна Елизавета Екатерина II
Учебные заведения при Петре I Школы: - навигацкие ; -артиллерийские; -пушкарские; -плотницкие.
Учебные заведения при Анне Иоанновне: -сухопутный шляхетный корпус; -первая танцевальная школа; -классы обучения игре на музыкальных инструментах при капелле
Учебные заведения при Елизавете Петровне: -гарнизонные школы; -горнозаводские школы; -Морской шляхетный корпус; -Артиллерийский корпус; -Инженерный корпус; -Пажеский корпус; -учреждена Академия художеств.
Учебные заведения при Екатерине II : - открыта Академия художеств; -учрежден воспитательный дом для сирот; -коммерческое училище; -горное училище.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Первое здание университета Современное здание университета
Смольный институт в Санкт- Петербурге
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 8 НОЯБРЯ 1711- 4 АПРЕЛЯ 1765
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов родился 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинская Архангелогородской губернии. Михаил начал помогать отцу рыбачить с десяти лет. В декабре 1730 года Михаил отправляется вместе с караваном из Холмогор в Москву , где , выдав себя за сына дворянина поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - молекулярно-кинетическая теория тепла; -физическая химия; -наука о стекле; -астрономия, опто-механика и приборостроение; -теория электричества и метеорология; -твердая ртуть; -прототип вертолета; -география и навигация.
Прототип вертолета. Ночезрительная труба Ломоносова.
В своей Химической лаборатории Ломоносов впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. Разрешение на строительство этой лаборатории о он смог получить только после трехлетних усилий. Это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России.
Ломоносов одним из первых разгадал секрет красного стекла.
Ломоносов открыл атмосферу Венеры в 1761году при наблюдении прохождения Венеры перед диском Солнца. При схождении ее с диска Солнца край выгнулся, образовав «пупырь». Это явление получило название «явление Ломоносова». ОТКРЫТИЕ АТМОСФЕРЫ ВЕНЕРЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ -развитие риторики; -грамматика и теория стиля; -поэтическая теория и практика; -история; -педагогические идеи.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Портрет Петра I . Полтавская баталия.
«СРЕБРОЛЮБИЕ - КОРЕНЬ ЗЛАМ» М. Ломоносов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Тип урока:изучение и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...
Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")
Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России",4класс
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России",4класс...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...
Технологическая карта урока по окружающему миру: "Патриоты России" (УМК "Школа России"., 4 класс)
Тема урока: «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Формирование представления учащихся о патриотизме.Планируемые результатыДидактические:1. Позна...