Рабочая программа курса "Окружающий мир" для 1 класса VII вида
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Валаки Наталья Николаевна

Рабочая программа курса "Окружающий мир" для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Для реализации программного материала используется УМК  А.А.Плешакова "Мир вокруг нас. 1 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl_okruzhayushchiy_mir_2012-13.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерных программ Министерства образования и науки РФ: начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», рекомендованной МО и науки РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа соотнесена с учебным планом детского дома-школы (Утвержден приказом детского дома-школы от 20.08.2012. №62, составленным в соответствии с примерным региональным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида Ростовской области (Утвержден приказом министерства образования РО от 10.07.02. № 1277).

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. 

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребенка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся также воспитание любви к своему городу (селу), Донскому краю, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Для обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида характерна познавательная пассивность, повышенная утомляемость при интеллектуальной деятельности, замедленный темп формирования обобщенных знаний и представлений об окружающем мире, бедность словаря и недостаточный уровень развития связной речи. Такие дети, как правило , плохо ориентируются в своем ближайшем окружении; при сравнении времен года не могут назвать основные  отличительные признаки, часто смешивают признаки осени и весны, долго не усваивают названия дней недели, частей суток, названия месяцев, путают последние с названиями времен года. Особое значение для умственного и речевого развития младшего школьника имеет сформированность навыков анализа, сравнения, обобщения, что, в конечном счете, определяет для ребенка возможность приходить к определенным выводам, суждениям, умозаключениям. Неумение рассматривать и называть признаки наблюдаемого объекта, выделять существенные признаки отрицательно сказывается на любой умственной деятельности ребенка, в том числе при сравнении конкретных предметов и явлений. Обучающиеся специальных (коррекционных) классов VII вида  нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи.                        

Для реализации программного содержания используются:

Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», 2007.

Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – М.: Просвещение», 2011.

Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс». – М.: Просвещение, 2006.

Региональный компонент государственных образовательных стандартов направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающихся, приобщение их к историческому и культурному наследию Донского края, приобретение профессиональных навыков, востребованных на региональном рынке труда. Отражение регионального компонента в теме «Кто и что?» до 20 %, «Кто, откуда и куда?» до 20 %, «Почему и зачем?» до 10 %.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы воспитатели  в повседневном общении с  детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

МЕСТО УЧЕБНОГО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана  на 66ч в год (33 учебные недели), в том числе на проведение практических занятий – 20 часов, экскурсий – 7 часов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО  КУРСА.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.  Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1 ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями.

Что и Кто? (20 ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Практические работы:  загрязнение и очистка воды; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями и домашними животными; изготовление простейшей кормушки для птиц; сортировка мусора по характеру материала; исследование снеговой воды на наличие грязи.

Где и когда (11 ч)

Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?  Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (22 ч)

Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

     Практическая работа: изучение возникновения звука; распознавание бабочек и цветов  с помощью атласа-определителя; простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные          

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

КОРРЕКЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

При изучении данного курса решаются следующие коррекционные задачи:

  1. расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
  2. обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
  3. систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
  4. уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
  5. улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
  6. активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа,практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из
    ближайшего окружения ученика);
  7. систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика,труд).

Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.

Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа — общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.

К концу 1 класса обучающиеся должны знать:

  1. безопасную дорогу от дома до школы;
  2. важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
  3. название страны, в которой живут, её столицы;
  4. символы России: флаг. Герб, гимн;
  5. простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
  6. названия дней недели, времен года;
  7. основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  8. цвета радуги;
  9. назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.

Обучающиеся должны уметь:

  1. различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
  2. выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  3. выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
  4. использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  5. составить небольшой рассказ на тему: «№Кем ты хочешь стать»;
  6. различать овощи и фрукты.

На уроках  ознакомления с окружающим миром обучающиеся получат возможность научиться:

  1. вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
  2. задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
  3. проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;

рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;

  1. делать выводы и умозаключения на основе обсуждения (под руководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов;
  2. составлять высказывания из трех—пяти сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
  3. усваивать навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование


п /п

Содержание курса

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Характеристика деятельности обучающихся

Вид
контроля

Дата
проведения

план

факт

1

Введение  (1ч)

Вводный урок. «Задавайте вопросы!»

1

Урок-экскурсия

осваивают первоначальные умения: задавать вопросы;  вступать в учебный диалог; различать способы и средства познания окружающего мира; аргументировать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

Текущий

03.09.12

2

Что и кто? (20ч)

Что такое Родина?

1

Урок-экскурсия

05.09.12

3

Что мы знаем о народах России?

1

Урок-путешествие

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока; работать в паре: рассказывать (по фотографиям,  личным впечатлениям) на тему урока; обсуждать;

работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

10.09.12

4

Что мы знаем о Москве?

1

Урок-путешествие

Текущий

12.09.12

5

Проект «Моя малая Родина»

1

Урок проектной деятельности

Защита проекта

17.09.12

6

Что у нас над головой?

1

Комбинированный

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;  моделировать форму Солнца; работать в паре: моделировать форму созвездий;  работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями; выполнять тестовые задания учебника.

Самостоятельная работа

19.09.12

7

Что у нас под ногами?

Практическая работа «Определяем камни»

1

Урок-практикум

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  рассказывать (по  личным впечатлениям) на тему урока; обсуждать, анализировать, сравнивать полезные ископаемые; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

24.09.12

8

Что общего у разных растений?

Практическая работа «Изучаем части растений»

1

Урок-практикум

Сравнивать, классифицировать различные растения; определять части растения и роль растений в природе и жизни людей, обсуждать бережное отношение человека к растениям; разграничивать  виды растений; рассматривать  декоративные комнатные растения, деревья, кустарники, травы,  наблюдать их  в ближайшем окружении, находить  отличительные признаки
(с использованием сравнения)
; использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов; соотносить  листья и хвою с соответствующими деревьями




Фронтальный опрос

26.09.12

9

Что растёт на подоконнике? Практическая работа «Определяем комнатные растения»

1

Урок-практикум

Практическая работа

01.10.12

10

Что растет на клумбе? Практическая работа «Определяем растения клумбы»

1

Урок-экскурсия

Практическая работа

03.10.12

11

Что это за листья?

Практическая работа «Определяем растения по листьям»

1

Урок-игра

Практическая работа

08.10.12

12

Что такое хвоинки?

Практическая работа «Определяем хвойные деревья»

1

Урок-экскурсия

Практическая работа

10.10.12

13

Кто такие насекомые?

1

Комбинированный

Классифицировать животных, выявлять их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различать группы животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей); приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных); аргументировать среду обитания и защитную окраску насекомых, рыб, птиц, зверей.

Тест (7 мин)

15.10.12

14

Кто такие рыбы?

1

Комбинированный

Текущий

17.10.12

15

Кто такие птицы?

Практическая работа «Исследуем перья птиц»

1

Урок-практикум

Текущий Тест (5 мин)

22.10.12

16

Кто такие звери?

Практическая работа «Исследуем шерсть зверей»

1

Урок-игра

Практическая работа

24.10.12

17

Что окружает нас дома?

1

Комбинированный

Рассматривать ситуации и  правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой;  выполнять изученные правила безопасного поведения; запомнить телефоны экстренной помощи

Текущий

29.10.12

18

Что умеет компьютер?

Практическая работа

1

Практический

Соблюдать правила безопасной работы на компьютере, основные требования при работе с компьютером, определять основные свойства и функции компьютера, их назначение (общие представления и элементарные навыки); выполнять по просьбе учителя элементарные операции на компьютере

Практическая работа

31.10.12

19

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Урок-экскурсия

Рассматривать ситуации и  правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой;  выполнять изученные правила безопасного поведения; запомнить телефоны экстренной помощи

Текущий

12.11.12

20

На что похожа наша планета?

1

Комбинированный

Показать, что Земля – планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли; добывать ответы на вопросы, моделировать планеты Солнечной системы

Тест (7 мин)

14.11.12

21

Проверим себя

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  вступать в учебный диалог; аргументировать основные правила поведения в окружающей среде ; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверочная работа

19.11.12

22

Как, откуда и куда? (12 ч)

Как живет семья?

Проект «Моя семья»

1

Урок проектной деятельности

Рисовать свою семью, называть имена, отчества, фамилии членов своей семьи

Защита проекта

21.11.12

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая
работа «Выполняем опыты с водой»

1

Урок-практикум

Понимать, как происходит загрязнение и очистка воды ; определять свойства воды; моделировать загрязнение воды, очищать загрязненную воду; наблюдать, рисовать, формулировать вывод, оценивать выполненную работу

Практическая
работа

26.11.12

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

Комбинированный

Запомнить основные правила обращения с электричеством;  классифицировать предметы, работающие от батарейки и от розетки; сравнивать электростанции и аккумуляторы

Беседа по вопросам

28.11.12

25

Как путешествует письмо?

1

Комбинированный

Объяснять назначение марки, конверта, почтового ящика; использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов; рисовать открытку для друга

Текущий

3.12.12.

26

Куда текут реки?

Практическая
работа «Готовим  «морскую» воду».

1

Урок-практикум

Река, использование человеком.

Запомнить названия больших рек, их значение в жизни человека, правила обращения с водой; выполнять изученные правила безопасного поведения; работать со схемами, определять путь воды-путешественницы; объяснять, как использовать лабораторное оборудование для приготовления «морской» воды.

Практическая
работа

5.12.12.

27

Откуда берутся снег и лед? Практическая
работа «Выполняем опыты со снегом и льдом»

1

Урок-практикум

Выявлять разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие; определять свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха), исследовать основные свойства снега и льда; работать в паре;  выполнять тестовые задания учебника; формулировать цель опытов; рассматривать и называть предметы оборудования; описывать выполненный опыт по плану; обобщать и делать выводы, обсуждать выступления обучающихся; оценивать результаты своей работы и достижения других обучающихся.

Практическая
работа

10.12.12.

28

Как живут растения? Практическая
работа «Учимся ухаживать за комнатными растениями»

1

Комбинированный

Вырезать и наклеивать картинки; выполнять действия по заданиям учителя; выявлять условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода); демонстрировать приемы ухода за растениями; объяснять свой выбор; находить сведения о продолжительности жизни деревьев

Практическая
работа Тест (7 мин)

12.12.12.

29

Как живут животные? Практическая
работа «Учимся ухаживать за животными живого уголка»

1

Урок-практикум

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;  работать в паре: наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка;  работать в группе:  выполнять действия по заданиям учителя; формулировать выводы, осуществлять самопроверку; объяснять свое решение, устанавливать взаимосвязи ; рассказывать о роли животных в жизни людей, бережном отношении человека к животным, подтверждать свои ответы примерами;  оценивать свои достижения на уроке.

Практическая
работа

17.12.12.

30

Как зимой помочь птицам?

Практическая
работа  «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц»

1

Урок-практикум

 Запомнить правила подкормки птиц;  работать  в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; оценивать свои достижения на уроке

Практическая
работа

19.12.12.

31

Откуда берётся
и куда девается мусор? Практическая
работа «Учимся сортировать мусор»

1

Урок-практикум

Определять  зависимость жизни человека от природы и её состояния; рассматривать ситуации положительного и отрицательного  влияния человека на природу; формулировать и выполнять правила поведения в природе;  
обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая
работа

24.12.12.

32

Откуда в снежках грязь? Практическая
работа «Исследуем снежки и снеговую воду»

1

Урок-практикум

Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Практическая
работа

26.12.12.

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

1

Урок  проверки знаний

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверочная работа

14.01.13

34

Где и когда? (9 ч)

Когда учиться интересно?

1

Урок-игра

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Текущий

16.01.13

35

Проект «Мой класс и моя школа».

1

Урок проектной деятельности

рисовать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, рисунками (слайдами); оформлять выставку рисунков

Защита проекта

21.01.13

36

Когда придет суббота?

1

Комбинированный

анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;  называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

23.01.13

37

Когда наступит лето?

1

Комбинированный

анализировать схему смены времён года и

месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

Текущий

28.01.13

38

Где живут белые медведи?

1

Комбинированный

Устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;  осуществлять самоконтроль;

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры

животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Беседа

30.01.13

39

Где живут слоны?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; аргументировать условия, необходимые для жизни животных; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире жарких районов; приводить примеры

животных саванны и тропического леса; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Текущий

4.02.13

40

Где зимуют птицы?

1

Комбинированный

устанавливать  связи между неживой и живой природой; сравнивать условия жизни  в разных районах: свет, тепло, воздух, вода устанавливать связь между питанием, образом жизни птиц и природными условиями; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Текущий

6.02

41

Когда появилась одежда?

1

Комбинированный

Комментировать отдельные события, традиции людей в разные исторические времена,  виды одежды; создавать костюмы для маскарада

Самостоятельная работа

11.02

42

Когда изобрели велосипед?

1

Комбинированный

Классифицировать транспорт; сравнивать и запомнить дорожные знаки

Текущий

13.02

43

Когда мы станем взрослыми?

1

Комбинированный

Рассказывать о труде  в семье, на производстве,  профессиях людей; анализировать поступки людей и прогнозировать их последствия

Тест (7 мин)

18.02

44

Проверим и оценим свои знания

1

Урок проверки знаний

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверочная работа

20.02

45

Почему и зачем? (22 ч)

Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?

1

Комбинированный

Объяснять, по каким признакам отличить Солнце от других звезд; рисовать Созвездия

Текущий

25.02

46

Почему Луна бывает разной?

1

Комбинированный

использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о Земле и Луне; объяснять свой выбор; моделировать луноходы, обсуждать предложенные модели, выбирать наиболее удачные.

Беседа

27.02

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Комбинированный

использовать способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты; рассказывать о роли дождя и ветра в жизни растений и животных; определять понятие «осадки»; отмечать погоду в дневнике наблюдений;  находить несоответствия в рисунках

Самостоятельная работа

4.03

48

Почему звенит звонок?

Практическая работа «Изучаем возникновение звуков»

1

Урок-практикум

Понимать, как возникает звук; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха; оценивать свою работу

Практическая работа

6.03

49

Почему радуга разноцветная?

1

Комбинированный

описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку

Самостоятельная работа

11.03

50

Почему мы любим кошек и собак?

1

Урок-игра

 описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);  обсуждать наше отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за

кошкой и собакой и их назначением; участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

Ролевая игра

13.03

51

Проект «Мои домашние животные».

1

Урок проектной деятельности

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;  презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Защита проекта

18.03

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

Урок-практикум

работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; выполнять правила поведения в природе; оценивать своё и чужое поведение (на конкретных примерах)

Тест (7 мин)

20.03

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

Комбинированный

рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои;  формулировать и выполнять правила поведения в природе

Самостоятельная работа

3.04

54

Зачем мы спим ночью?

1

Комбинированный

Выполнять правила сохранения и укрепления здоровья;  находить дополнительную информацию в атласе-определителе

Беседа

8.04

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Комбинированный

Классифицировать овощи и фрукты родного края и жарких стран; добывать ответы на вопросы и  делать выводы

Тест (7 мин)

10.04

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

Урок-практикум

Соблюдать правила личной  гигиены, режим дня школьника, чередовать  труд  и отдых в режиме дня; моделировать упаковку для зубной пасты и мыла

Творческая работа

15.04

57

Зачем нам телефон и телевизор?

1

Комбинированный

Классифицировать средства связи и средства массовой информации; сообщать о событиях своей жизни; узнавать о событиях в стране, мире; рассказывать о роли средств связи и массовой информации в жизни людей.

Текущий

17.04

58

Зачем нужны автомобили?

1

Комбинированный

 познавать окружающий мир с помощью наблюдения; использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации; моделировать автомобиль; рассказывать об его устройстве.

Творческая работа

22.04

59

Зачем нужны поезда?

1

Комбинированный

познавать окружающий мир с помощью наблюдения; использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации; сравнивать и конструировать пассажирский и товарный поезда.

Беседа

24.04

60

Зачем строят корабли?

1

Комбинированный

Использовать дополнительную информацию; анализировать и сравнивать старинные рисунки и современные фотографии;  рисовать  корабль

Творческая работа

29.04

61

Зачем строят самолеты?

1

Комбинированный

Сравнивать особенности передвижения на разных видах транспорта; находить самый быстрый транспорт; отличать  старинные и современные самолеты

беседа

6.05

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

Комбинированный

Добывать ответ на вопрос; формулировать и соблюдать правила безопасности; анализировать поступки людей и прогнозировать их последствия; придумывать и рисовать эскиз плаката, призывающего к соблюдению правил безопасности в автомобиле, поезде; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Творческая работа

8.05

63

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

Комбинированный

Добывать ответ на вопрос; формулировать и соблюдать правила безопасности; называть спасательные средства на корабле;  придумывать и рисовать эскиз плаката, призывающего к соблюдению правил безопасности на корабле и в самолете; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; участвовать в конкурсе плакатов

Творческая работа

13.05

64

Зачем люди осваивают космос?

1

Комбинированный

Устанавливать соответствия; моделировать скафандр космонавта; прогнозировать и высказывать свои чувства; узнавать и рассказывать  о последних событиях в освоении космоса

беседа

15.05

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

экскурсия

Оценивать зависимость жизни человека от природы и ее состояния; рассказывать о своем отношении к природе;  выполнять правила поведения в природе, охранять ее.

беседа

20.05

66

Как мы находили ответы на свои вопросы?

1

экскурсия

Использовать источники информации об окружающем мире для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов

Беседа

22.05

27.05

29.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

 УЧЕБНИКИ

Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2011.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1 класс.

Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие  для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.

2. Печатные пособия

Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 1 класс.

3. Технические средства обучения



Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер.

4. Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

5. Натуральные объекты




Натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы.

Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты.

Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

Изобразительные наглядные пособия - таблицы

6. Игры и игрушки.

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и т.д.).

Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

7. Оборудование класса



Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительные записки рабочих программ для 2 класса 8 вида обучения

Пояснительные записки по предметам: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математека, изо, музыка и пение, трудовое обучение, развитие речи (окружающий мир)В пояснительных записках включены ...

рабочие программы для 3 класса 8 вида

рабочие программы  и тематическое планирование по математике , русскому языку и развитию речи, чтению и др.предметам в 3 классе 8 вида по программе Воронковой....

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочие учебные программы специального (коррекционного) класса 8 вида, 1 класс "Особый ребёнок"

Рабочие учебные программы   специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости "Особый ребёнок" для 1 класса по предметам : математика, письмо и обучение грамоте, ...

рабочая программа для 4 класса 8 вида

рабочася программа с КТП...