Исследовательская работа на тему "Медоносная пчела"
проект по окружающему миру (3 класс) по теме
Исследовательская работа на тему "Медоносная пчела"
скачать презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medonosnaya_pchela.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бухоловская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Медоносная пчела»
Работу выполнила
ученица 3 класса
Короткова Полина
Руководитель:
Короткова Елена Александровна
2013
1. Почему я выбрала эту тему
Мои родители родом из Киргизии. Каждое лето мы с мамой ездим к бабушке отдыхать на озеро Иссык-Куль. Оно находится в горах Тянь-Шань. Очень славятся те места горным медом. Когда я была в горах, мы ходили на пасеку покупать мед. Мама дает мне его особенно тогда, когда я болею. Еще она печет очень вкусный торт – медовик. Мед очень сладкий и красивый, как янтарь, а главное питательный, высококачественный продукт, обладающий целебными свойствами. Все знают, что его добывают самые трудолюбивые в мире насекомые - пчелы .
Также я провела анкетирование среди учащихся начальных классов, результаты которого показали, что многие ребята не знакомы с жизнью пчел, не знают продуктов пчеловодства (кроме меда). Это повлияло на выбор темы моей исследовательской работы. Мне стало интересно, как пчела производит мед и почему он помогает при болезнях.
Цель исследования: Изучение жизни пчел и продуктов пчеловодства; их значение для здоровья человека.
Я поставила перед собой задачи:
- Собрать и изучить материал о пчёлах.
- Определить особенности строения пчелы, приспособления к сбору пыльцы и нектара.
- Выяснить, как и из чего получается мед и другие продукты пчеловодства.
- Исследовать образцы мёда и оценить их качество.
Гипотеза исследования: я считаю, что в домашних условиях можно проверить качество меда.
2. Медоносная пчела.
Пчелы – единственные насекомые на Земле, которые производят продукт, пригодный для человека. При этом очень немногие знают, как же цветочный нектар превращается в конечном итоге в мед – вкусный и питательный продукт.
Медоносные пчелы расселились почти по всей нашей планете. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.
Предполагается, что родина этого насекомого - Восток.
Пчеловодство – одно из древнейших занятий человека, это отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением пчёл для получения мёда и других продуктов, а также для опыления растений с целью повышения их урожайности.
Существуют свидетельства в виде наскальных рисунков, на которых изображены древние пасечники за сбором меда. Этим рисункам, как утверждают ученые, более 5000 лет.
Издревле занимались пчеловодством и на Руси. Называлось это бортничеством, а бортью назывался улей в дупле.
Самый распространенный и общественный вид пчел – обыкновенная пчела или пчела медоносная – перепончатое насекомое семейства настоящих пчел. Медоносные пчёлы живут большими семьями. В нормальных условиях семья состоит из одной пчелиной матки, многих тысяч рабочих пчёл (женские особи), а в летнее время и из трутней (мужские особи). Отдельномедоносные пчёлы существовать не могут, а также не могут самостоятельно образовывать новую семью.
Самка - предназначена для откладывания яиц. Матка откладывает яйца в соты с конца зимы только в чистые ячейки. Молодых маток пчелы кормят пчелиным молочком, а остальных личинок пергой. Когда старая матка покидает улей, на ее место приходит та матка, которая первой прогрызлась из ячейки, остальных пчелы убивают.
Трутни - пчелиные самцы, предназначены для оплодотворения самки, сбором меда они не занимаются.
Рабочие пчелы - составляют основную массу населения улья. Они отстраивают себе гнездо, выполняют в нем все домашние работы, охраняют его и заготавливают корма. Пчелы живут в среднем около 35 дней, а осенью при менее напряженной работе 40-45 дней.
У пчелы медоносной много естественных врагов, таковыми являются шершни, которые летают перед входом в улей и подстерегают возвращающихся из полета пчел. Они нападают на них и уносят в свои гнезда, где их поедают. Другой враг пчелы - оса. Она ловит пчел ради того, чтобы отведать нектара, или же уносит пчелу в качестве корма для своих личинок.
3.Строение тела пчелы
Тело пчелы разделено на три части - голова, грудь и брюшко, соединенные между собой короткими стебельками. Вся поверхность тела пчелы густо покрыта волосками.
Голова пчелы сплюснута , ротовой аппарат обращен книзу. По бокам головы расположены два больших глаза, состоящих из 4-5 тыс. отдельных глазков. На лбу между глазами расположены усики - служащие органами обоняния и осязания. Рот пчелы приспособлен к высасыванию или слизыванию жидкой пищи. Состоит из верхней губы, нижней губы и язычка (его часто называют хоботком), которым они пользуются для высасывания нектара растений.Язык пчелы - абсолютно уникальное явление. Он раскладывается как складной нож. Его длина 1/2 длины туловища пчелы. Его функции очень разнообразны. Если нектар густой, вязкий, язык превращается в широкую трубочку, если нектар жидкий - в тонкую трубочку, если нектар засахарился, то язык превращается в ложечку. Таким образом, пчела может делать своим языком всё, что ей необходимо.
Грудь пчелы состоит из четырех сегментов соединенных между собой. К груди крепятся органы движения: снизу - три пары ног, сверху - две пары крыльев.На передней паре ног находятся приспособления для чистки усиков, глаз и головы от пыльцы. На средней паре ног, расположены шпоры, при помощи которых пчела сбрасывает цветочную пыльцу из корзиночки задней ноги в ячейку. На наружной стороне задних ног расположены корзиночки для складывания комочков пыльцы.
Брюшко пчелы имеет форму конуса, состоящую из колец, что придает гибкость брюшка. Это очень важно потому, что конец брюшка заканчивается жалом.Оно служит для обороны, и при укусе выделяет пчелиный яд. С помощью жала пчелы защищаются от других насекомых. Если же случается, что пчела жалит другую пчелу или осу, то она беспрепятственно может вытащить свое жало.Поэтому жалить пчела может многократно, а вот ужалить человека или животное она сможет всего один раз.Происходит мгновенный разрыв всего жалящего аппарата и пчела гибнет.
4. Пчелиное гнездо
Пчелы - одни из немногих насекомых, которых смог приручить человек. Пчел разводят на пасеках, где строят для них специальные домики - ульи. В одном улье живет одна пчелиная семья, которая может насчитывать от 10 до 30 тысяч рабочих пчёл. Когда в улье накапливается избыток пчёл, то часть их приготовляется к отлету в новый улей, что называется роением, или образованием роя.
Жилище пчел - пространство застроенное сотами. Соты – шестигранные ячейки, которые строят молодые пчелы из выделяемого организмом воска.
Пчелы строят ячейки трех видов. Мелкие пчелиные ячейки, крупные трутневые в которых выращивают трутней, и ячейки неправильной формы - переходные, в которые помещают только нектар, мед, а иногда и воду.
- Как пчелы делают мед.
Источник нектара, из которого получается мед, - это медоносные растения: цветы, деревья и кустарники. Когда весной просыпаются и расцветают первые медоносы, это означает, что для пчел пришло время активной работы.
Первое, что делает пчела, это разыскивает цветы. Лётные пчелы по своим функциям подразделяются на пчел-разведчиц и пчел-сборщиц. Пчелы-разведчицы отыскивают источники нектара, набирают его, а затем летят в улей и сигнализируют пчелам-сборщицам о местонахождении и природе найденного нектара при помощи своеобразного «танца-кружения», увлекая в него все большее количество пчел. После разведчица вновь устремляется к месту сбора нектара, за нею направляются из улья сборщицы, мобилизованные на сбор корма.
Нектар пчела собирает при помощи язычка. Опускаясь на цветок, пчела с помощью органов вкуса, которые имеются у нее на ножках, определяет, есть в нем нектар или нет. В ротовой полости пчелы в нектар добавляется секрет слюнных желез, богатый различными ферментами, которые принимают участие в превращении цветочного нектара в мед.
Пчелы, принесшие нектар в улей, сами его в ячейки сот не складывают, а передают одной или нескольким молодым ульевым пчелам-приемщицам, которые занимаются в пчелиной семье приемом нектара и последующей его переработкой. Переработка нектара в мед состоит из испарения излишней воды, разложения сахара (сахарозы) на простые сахара (глюкозу и фруктозу), придания меду кислой реакции и запечатывания заполненных медом ячеек восковыми крышечками.
Нектар в среднем содержит 50% сахара и столько же воды. Излишнюю воду пчелы удаляют из нектара простым испарением. Для этого пчелы раскладывают в ячейки небольшие капельки нектара, заполняя постепенно им ячейки не более чем на четверть объема. Новые порции нектара пчелы подвешивают в виде маленьких капелек к верхней стенке ячеек. Одновременно пчелы увеличивают вентиляцию улья, удаляя воздух, насыщенный водяными парами. По мере сгущения нектара пчелы неоднократно переносят его из одних ячеек в другие. Созревающий мед они переносят в верхнюю часть сот, подальше от летка, наполняя им ячейки доверху.
Разложение сахарозы на глюкозу и фруктозу происходит под влиянием фермента инвертазы. Набрав каплю нектара, пчела несколько раз выпускает жидкость на выпрямленный хоботок и затем снова всасывает ее в медовый зобик. При этом каждый раз нектар смешивается с секретом, выделяемым пчелами, и соприкасается с кислородом, который необходим для нормального хода гидролиза в меде. Под влиянием попавших в нектар ферментов гидролиз сахарозы продолжается и в меде, сложенном в ячейки. В результате данного процесса в составе меда присутствует 70-75% натуральных легкоусвояемых сахаров - глюкозы и фруктозы и только 1-4% - сахарозы.
Когда мед «созрел», т.е. количество влаги в нем осталось менее 21%, пчелы запечатывают ячейки с медом восковыми крышечками. Такой мед называется зрелым, и он готов к употреблению.
- Как определить качество меда?
Мои опыты с мёдом:
1. Я положила чайную ложку натурального меда в теплый чай, он потемнел. Это значит, что мой мед был настоящим.
2. Я узнала, что если в мёд добавлен сироп, то он имеет повышенную влажность, и решила проверить. Я опустила в мёд кусочек хлеба и через 8-10минут достала его. Хлеб не изменился, значит у меня качественный мёд, а если бы хлеб размягчился или вовсе расползся, это обозначало бы, что перед нами не что иное, как сахарный сироп.
3. Мне захотелось проверить зрелость мёда. Я набрала его в ложку и, покрутив его, опрокинула. Мёд стекал медленно, значит это зрелый мёд. Незрелый мёд стекает с ложки очень быстро.
4.Я решила узнать, поменяет ли мёд свои свойства, если его заморозить. Я заморозила мёд, он превратился в плотную массу, при этом вкус и цвет не изменились. Но я узнала, что при охлаждении он теряет свои ценные свойства.
Мои опыты с медом доказали, что в домашних условиях можно проверить качество меда, значит, моя гипотеза подтвердилась.
- Заключение.
В заключение хочу сказать, что про пчел я узнала много интересного и полезного. Когда наступит лето, я обязательно попрошу родителей съездить на пасеку и самой увидеть, как поживает пчелиная семья. Я никогда не обижу это трудолюбивое насекомое, ведь оно столько полезного приносит для своей пчелиной семьи и для людей.
В Москве за заслуги пчеле поставили памятникв парке Кузьминки,где долгое время находилась пасека Юрия Лужкова. Пчелу назвали Кузей в честь парка, в котором установлен этот памятник.
А этонаша героиня - медоносная пчела, которую мы с мамой вышиликрестикомю. Я обязательно расскажу всем - кто же она такая маленькая, трудолюбивая пчелка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа ученицы 2А класса Анисимовой Юлии. "Необычные насекомые. Пчела медоносная."
Исследовательская работа. "Необычные насекомые. Пчела медоносная." Данная работа выполнена ученицей 2 класса . Здесь показаны интересные факты из жизни пчёл ,материал подобран из сети интернет и лично...
Исследовательская работа "Пчела - великое чудо природы"
Исследовательскую работу "Пчела - великое чудо природы" провела в 3 классе с учениками. Результатом была презентация ученицы и буклет....
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Исследовательская работа "Пчела - удивительное создание природы"
Пчелы – это удивительные насекомые, вероятно, самые полезные насекомые на нашей Земле. Их жизнь подчинена строгим законам и направлена на построение и непрерывное развитие пчелиной семьи. Иметь ...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...