Охрана природы весной
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Шуванова Марина Александровна

Конспект  к уроку окружающего мира во 2 классе УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohrana_prirody_vesnoy.doc759 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Охрана природы весной»

Целевая аудитория: 2 класс

Цели

Знать:

- правила охраны природы, помогающие спасти окружающую среду от гибели; растения и животные, занесённые в Красную книгу России.

Понимать:

- необходимость охраны природы,

- значимость действий человека в охране окружающей среды.

Уметь:

- определять признаки весны в природе;

- различать растения первоцветы;

- формулировать правила охраны природы с помощью условных знаков.

Анализировать:

- варианты правил охраны природы.

Создавать:

- варианты правил охраны природы.

Оценивать:

- свою деятельность на уроке по технологической карте.

Ход урока

  1. Проверка Д/з
  2. Стадия осмысления.

1.Весенние явления в природе

 – Вспомните, какие явления природы происходят весной.

2.Правила поведения в природе – работа со знаками, просмотр слайдов.

– Ваши ответы я изобразила в виде условных знаков.  О чем говорят эти знаки?

Что в них общего? (Запрещающие знаки, дети говорят о каждом знаке отдельно).

 - Посмотрите на экран.

1 кадр – весна. 2 кадр – охрана природы весной.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов

- О чём нас предупреждает поэт?

3. Сообщение целей урока.

- А что мы должны делать, чтобы достичь цели урока? (Ответы детей).

4. Растения весной, охрана растений – дискуссия, работа с загадками, с учебником.

- Ребята, помните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и растения?

- Как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу или парке?

- Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам.

- Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

На экране фотография березы.

- Русский пейзаж невозможно представить без березы, ее ажурной листвы и белоснежного ствола.  Каждый знает: для жителя России береза не рядовое дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли.

Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля.

Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее весенний сок. В народе его называют березовица. Весной, когда начинается сокодвижение, любители березового сока устремляются в лес, топором наотмашь уродуя стволы, подставляя под тугие струи банки, ведра. Напьются, с собой прихватят и уйдут, бросив дерево истекать необходимой для него, как кровь, влагой. И не будет уже у этой березы  нормального сокодвижения. А ведь сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки и развернулись листья. Так стоит ли ради одного – двух глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Ведь раны на деревьях очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Семена потерявшего много сока дерева хуже прорастают.

На экране пословица.

«Берёзовицы на грош, а леса на рубль изведёшь» - гласит народная пословица.

- Как вы ее понимаете? (ответы детей). Чтение первого абзаца учебника стр.106.

5.  Раннецветущие растения

- А вот и новый голос. Что это за цветок?

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

На экране подснежник.

- К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. - Теперь давайте прочитаем о подснежниках, стр.108 учебника.

- Подснежники  не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии. Стр.106 учебника. (Показ на экране других первоцветов: ветреницы, печеночницы, гусиный  лук, хохлатки, медуницы, мать- и- мачехи).

6. Насекомые весной

- Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (На экране фотографии насекомых).

- Часто можно увидеть, как дети бездумно ловят насекомых. Насекомые – удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. А пока послушайте их просьбу. (стр. 106. 3 абзац).

- Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда – на защиту Красной книги и благоразумие людей.

- Отгадайте, кто это?

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он мохнатенький, как ель,

 На пчелу похожий… (Шмель)

- А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги.

(Текст о шмелях на с.108 учебника)  Затем дети обращаются к «Страничкам Умного Совёнка» и читают текст об еще одном насекомом -жуке-олене, (с.126 учебника).

7.Птицы

Представьте ситуацию.

«Посмотрите, птенец из гнезда выпал. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете? (Ответы детей). (Отложим ответ на этот вопрос).

Насте завели собаку. Она собирается с ней на прогулку.

Настя: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!»

Собака: «Гав – гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!»

 -Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок.

- Можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей мелких зверьков злая?

Конечно, нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав. Задача хозяина – следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям (текст с.106 – 107).

Учитель уточняет, что значит  «искусственные  гнездовья», почему они называются искусственными.

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

- Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания.  (с.108-109 учебника)

8.Звери весной

- Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы).

- А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться в лодку.

- Как называется произведение, в котором описывается эта история?

- Кто автор произведения?

- Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?

(Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)     (чтение последнего абзаца с.107)

  1. Рефлексия – обсуждение «письма», мультфильма

- Ребята, нам пришло письмо из леса. Давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята 2 «А» класса гимназии №5!

Обращаюсь к вам с жалобой!

Была я красивая, была я пригожая,

Стала сама на себя непохожая!

Траву на мне вытоптали, кусты поломали.

Березу на дрова срубили, ёлочку – на подстилку.

Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками.

Жалуюсь! Бывшая лесная поляна».

- Ребята, как помочь лесной поляне? (ответы детей)

Нельзя загрязнять и захламлять  лес и места отдыха! Бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

- Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «На лесной тропе».

- Смотрите внимательно и найдите все ошибки, которые допустили звери.

  1. Шум
  2. Рубят деревья
  3. Трогают птенцов
  4. Мусорят
  5. Разводят костры
  6. Глушат рыбу динамитом

- Ребята, оказывается, достаточно чуть внимательнее и бережнее прислушаться к окружающему миру, тогда можно открыть для себя столько нового!

-Как вести себя в лесу? (слайд)

Проверка. Вывод с.109
- Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже будете не только любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по – настоящему подружиться с ними. А что значит настоящая дружба? Когда не только берут для себя, но и дарят другим заботу, защищают.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».          Михаил Пришвин.

  1. Итог урока
  2. Сам работа


Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________

Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________

Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________

Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

Охрана природы весной

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива"...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе"

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе." УМК "Перспектива"...

Охрана природы весной. Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива»

Конспект урока окружающего мира по теме "Охрана природы весной"....

«Охрана природы весной. Правила поведения на природе»

laquo;Охрана природы весной. Правила поведения на природе»Цель: познакомить с особенностями охраны природы в весенний период, стимулировать бережное отношение к природе.Предметные результаты:Зн...

Технологическая карта по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Охрана природы весной"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о особенностях охраны природы в весенний период;Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1....

«Охрана природы весной»

laquo;Охрана природы весной»...