Охрана природы весной
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект к уроку окружающего мира во 2 классе УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ohrana_prirody_vesnoy.doc | 759 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Охрана природы весной»
Целевая аудитория: 2 класс
Цели
Знать:
- правила охраны природы, помогающие спасти окружающую среду от гибели; растения и животные, занесённые в Красную книгу России.
Понимать:
- необходимость охраны природы,
- значимость действий человека в охране окружающей среды.
Уметь:
- определять признаки весны в природе;
- различать растения первоцветы;
- формулировать правила охраны природы с помощью условных знаков.
Анализировать:
- варианты правил охраны природы.
Создавать:
- варианты правил охраны природы.
Оценивать:
- свою деятельность на уроке по технологической карте.
Ход урока
- Проверка Д/з
- Стадия осмысления.
1.Весенние явления в природе
– Вспомните, какие явления природы происходят весной.
2.Правила поведения в природе – работа со знаками, просмотр слайдов.
– Ваши ответы я изобразила в виде условных знаков. О чем говорят эти знаки?
Что в них общего? (Запрещающие знаки, дети говорят о каждом знаке отдельно).
- Посмотрите на экран.
1 кадр – весна. 2 кадр – охрана природы весной.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
- О чём нас предупреждает поэт?
3. Сообщение целей урока.
- А что мы должны делать, чтобы достичь цели урока? (Ответы детей).
4. Растения весной, охрана растений – дискуссия, работа с загадками, с учебником.
- Ребята, помните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и растения?
- Как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу или парке?
- Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам.
- Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево?
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
На экране фотография березы.
- Русский пейзаж невозможно представить без березы, ее ажурной листвы и белоснежного ствола. Каждый знает: для жителя России береза не рядовое дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли.
Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля.
Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее весенний сок. В народе его называют березовица. Весной, когда начинается сокодвижение, любители березового сока устремляются в лес, топором наотмашь уродуя стволы, подставляя под тугие струи банки, ведра. Напьются, с собой прихватят и уйдут, бросив дерево истекать необходимой для него, как кровь, влагой. И не будет уже у этой березы нормального сокодвижения. А ведь сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки и развернулись листья. Так стоит ли ради одного – двух глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Ведь раны на деревьях очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Семена потерявшего много сока дерева хуже прорастают.
На экране пословица.
«Берёзовицы на грош, а леса на рубль изведёшь» - гласит народная пословица.
- Как вы ее понимаете? (ответы детей). Чтение первого абзаца учебника стр.106.
5. Раннецветущие растения
- А вот и новый голос. Что это за цветок?
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
На экране подснежник.
- К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. - Теперь давайте прочитаем о подснежниках, стр.108 учебника.
- Подснежники не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии. Стр.106 учебника. (Показ на экране других первоцветов: ветреницы, печеночницы, гусиный лук, хохлатки, медуницы, мать- и- мачехи).
6. Насекомые весной
- Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (На экране фотографии насекомых).
- Часто можно увидеть, как дети бездумно ловят насекомых. Насекомые – удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. А пока послушайте их просьбу. (стр. 106. 3 абзац).
- Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда – на защиту Красной книги и благоразумие людей.
- Отгадайте, кто это?
На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий… (Шмель)
- А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги.
(Текст о шмелях на с.108 учебника) Затем дети обращаются к «Страничкам Умного Совёнка» и читают текст об еще одном насекомом -жуке-олене, (с.126 учебника).
7.Птицы
Представьте ситуацию.
«Посмотрите, птенец из гнезда выпал. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете? (Ответы детей). (Отложим ответ на этот вопрос).
Насте завели собаку. Она собирается с ней на прогулку.
Настя: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!»
Собака: «Гав – гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!»
-Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок.
- Можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей мелких зверьков злая?
Конечно, нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав. Задача хозяина – следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям (текст с.106 – 107).
Учитель уточняет, что значит «искусственные гнездовья», почему они называются искусственными.
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
- Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания. (с.108-109 учебника)
8.Звери весной
- Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы).
- А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться в лодку.
- Как называется произведение, в котором описывается эта история?
- Кто автор произведения?
- Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?
(Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы») (чтение последнего абзаца с.107)
- Рефлексия – обсуждение «письма», мультфильма
- Ребята, нам пришло письмо из леса. Давайте прочитаем его.
«Дорогие ребята 2 «А» класса гимназии №5!
Обращаюсь к вам с жалобой!
Была я красивая, была я пригожая,
Стала сама на себя непохожая!
Траву на мне вытоптали, кусты поломали.
Березу на дрова срубили, ёлочку – на подстилку.
Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками.
Жалуюсь! Бывшая лесная поляна».
- Ребята, как помочь лесной поляне? (ответы детей)
Нельзя загрязнять и захламлять лес и места отдыха! Бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
- Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «На лесной тропе».
- Смотрите внимательно и найдите все ошибки, которые допустили звери.
- Шум
- Рубят деревья
- Трогают птенцов
- Мусорят
- Разводят костры
- Глушат рыбу динамитом
- Ребята, оказывается, достаточно чуть внимательнее и бережнее прислушаться к окружающему миру, тогда можно открыть для себя столько нового!
-Как вести себя в лесу? (слайд)
Проверка. Вывод с.109
- Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже будете не только любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по – настоящему подружиться с ними. А что значит настоящая дружба? Когда не только берут для себя, но и дарят другим заботу, защищают.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Михаил Пришвин.
- Итог урока
- Сам работа
Ф.И. _______________________________
Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.
1._____________________________ _______________________________ 2._____________________________ _______________________________ 3._____________________________ _______________________________ 4.______________________________ _______________________________ 5.______________________________ ________________________________ 6.______________________________ |
Ф.И. _______________________________
Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.
1._____________________________ _______________________________ 2._____________________________ _______________________________ 3._____________________________ _______________________________ 4.______________________________ _______________________________ 5.______________________________ ________________________________ 6.______________________________ |
Ф.И. _______________________________
Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.
1._____________________________ _______________________________ 2._____________________________ _______________________________ 3._____________________________ _______________________________ 4.______________________________ _______________________________ 5.______________________________ ________________________________ 6.______________________________ |
Ф.И. _______________________________
Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.
1._____________________________ _______________________________ 2._____________________________ _______________________________ 3._____________________________ _______________________________ 4.______________________________ _______________________________ 5.______________________________ ________________________________ 6.______________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1. познакомит...
Охрана природы весной
Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива"...
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе"
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе." УМК "Перспектива"...
Охрана природы весной. Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива»
Конспект урока окружающего мира по теме "Охрана природы весной"....
«Охрана природы весной. Правила поведения на природе»
laquo;Охрана природы весной. Правила поведения на природе»Цель: познакомить с особенностями охраны природы в весенний период, стимулировать бережное отношение к природе.Предметные результаты:Зн...
Технологическая карта по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Охрана природы весной"
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о особенностях охраны природы в весенний период;Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1....
«Охрана природы весной»
laquo;Охрана природы весной»...