Урок окружающего мира в 3 классе на тему:"Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Карманова Галина Владимировна

Данный урок знакомит  с понятием "семейный бюджет". На уроке в работе с учащимися широко используется проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx70.99 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

«Семейный бюджет»

ФИО (полностью)

Карманова Галина Владимировна

Место работы

МОУ-СОШ № 17 город Клин Московская область

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс

Тема  урока                                  

«Семейный бюджет»

Предметная программа и её автор

«Окружающий мир»

Автор А.А.Плешаков

Цели  урока

1.Познакомить с понятиями «семейный бюджет», «накопления», «экономия», «гонорар», «прибыль».

2. Учить самостоятельно планировать «семейный бюджет».

 3.Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление, коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).

4.Воспитывать чувство бережливости, экономичности, товарищества, уважение к труду старших.

Тип урока

Комбинированный урок

Модель организации УПД младших школьников

АРМ учителя класс - фронтальная работа; групповая; индивидуальная.

Необходимое оборудование

Рабочая программа по предмету, методические рекомендации, учебник, мультимедийный проектор, компьютер, экран, ЦОР, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки-задания.

Структура и ход  урока

  1. Адаптационный этап
  2. Основной этап
  3. Творческий этап

Итог урока

Проектная деятельность на уроке окружающего мира в 3 классе

 по теме: «Семейный бюджет»

Руководитель проекта: учитель начальных классов МОУ СОШ №17 Карманова  Г.В.

Работа по проекту проводится в рамках предметной программы «Окружающий мир», автор А.А.Плешаков.

Проект рассчитан на учащихся 9-10 лет.

Состав проектной группы: руководитель, учащиеся класса, родители.

Тип проекта: исследовательский, творческий, практико-ориентированный.

Цели проекта:

1. Научить детей принимать участие в составлении семейного бюджета.

2. Способствовать развитию у школьников творческой самореализации.

 3. Воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Задачи проекта:

1. Составить, проанализировать и представить бюджет своей семьи.

2. Формировать позитивную самооценку, самоуважение.

3. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения.

4. Формировать способность  к организации деятельности и управлению ею:

 воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

5. Формировать умения решать творческие задачи.

 6. Формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Форма организации:

- под руководством учителя  две ученицы дома разрабатывают свои индивидуальные  проекты по теме «Семейный бюджет»;

-  несколько человек участвуют в постановке сценки.

Источником информации являются взрослые (руководитель, родители), интернет-ресурсы.

Формы представления проекта:

  1. презентация в PowerPoint
  2. защита проекта на печатной основе
  3. инсценирование (начало нового проекта)


Описание деятельности учащихся по решению задач:

- подобрать и изучить литературу

- провести наблюдение, опрос  родителей

- выполнить рисунки, модели, схемы

- написать, составить план работы, сделать презентацию, доказать свои действия        

- сравнить полученные результаты с результатами одноклассников из других групп.

По комплексности: на основе использования межпредметных связей (окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика)

По характеру контактов:  внутриклассный.

По продолжительности:  10 дней.

Количество  участников проекта: 26.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: компьютер и проектор для показа презентаций.

Защита проекта: демонстрация в классе.

I.  Адаптационный этап

Сообщение темы и целей урока.

Повторение изученного и проверка домашнего задания.

Актуализация знаний. Этап подготовки к восприятию нового материала.

       

II. Основной этап.

Проектная деятельность.

Инсценирование.

Физкультминутка.

Проектная деятельность.

Презентация в PowerPoint.

Защита проекта на печатной основе. 

III. Творческий этап

Итог урока.

Рефлексия эмоционального состояния

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте встанем и приветствуем их улыбкой. Молодцы! Садитесь. 

На сегодняшнем уроке окружающего мира вы узнаете много нового, а о чём пойдёт речь, попробуйте догадаться, прочитав слова немецкого писателя Бертольда  Авербаха.

 Эпиграф урока Слайд2

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».                         

Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте  повторим то, что вы узнали на прошлом уроке, а именно, что такое государственный  бюджет.

1) Кроссворд Слайд 3-7

1.План расходов и доходов-это… (бюджет)

2. Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (доходы)

3. Деньги, которые тратят из бюджета –это... (расходы)

4. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? (налоги)

5. Плата за работу – это… (зарплата)  

2) Выберите правильный ответ  Слайд 8-10

1. В каком учреждении получают деньги за работу из бюджета?

А) в магазине         В) в кафе

Б) в школе               Г) в боулинге

2. Кто получает зарплату из бюджета?

А) офицер                                  В) официант

Б) предприниматель               Г) продавец

3. Кто принимает государственный бюджет?

А) граждане страны        В) Государственная Дума

Б) министры                       Г) полиция

Молодцы! Давайте подведём итог. Что  же такое государственный бюджет?

Государственный бюджет – план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику.

Ребята, а ведь у нас тоже есть свои государства. Они хоть и маленькие в этой огромной  стране, но у каждого государство своё. Слайд 11

Может, кто уже догадался, о чём я говорю?

Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?

А почему вы так думаете? ( В каждой семье есть доходы и расходы)

У каждой семьи есть своя « Государственная Дума», которая разрабатывает план доходов и расходов. Вы хоть ещё и маленькие, но тоже можете поучаствовать в составлении бюджета.

С кем из вас родители советуются, как распределить доходы?

А для чего нужно планировать бюджет? (Для того, чтобы уметь экономно расходовать свои доходы)

 А как вы думаете, эти знания пригодятся вам в будущем?

Ребята, а теперь представьте,  что вы мысленно оказались свидетелями  одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас посмотрим.

Сценка по теме: «Семейный бюджет»

Вечером вся семья собралась вместе. Мама, как всегда, готовила ужин, папа что-то мастерил, дедушка читал газету, а мальчишки бурно обсуждали новый планшет, который появился у их соседа по площадке.

Вася   Я вчера у Сёмки видел новый планшет, ещё круче старого, в нём столько много классных  игр. Ему родители подарили.

Петя   Да, он сегодня забегал ко мне, хвастался. А у нас только приставка, которая давно уже не в моде.

Мама Мальчики! Вы же понимаете, что это очень дорого! Денег  нет! Да и ни к чему он вам.

Папа А  я мечтаю купить себе хорошую удочку, чтобы рвануть денька на три на рыбалку и ни о чём не думать... Красота!

Мама Ну а я тогда хочу шубу. Подружки давно приобрели, а у нас вечно денег не хватает. Работаем, работаем…Вроде и зарплату неплохую получаем, а денег нет! Даже обидно!

Дедушка Эх вы, молодёжь! Не умеете вы жить. Планировать    свой бюджет надо правильно.

                  Вот ты, Петька, знаешь что такое бюджет?

Петя   Конечно, в школе изучал. Это план расходов и доходов конкретного государства за месяц или за год.

Папа  Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику.

Дедушка Молодцы! А ведь в каждой семье есть тоже свои доходы и расходы. Это тоже бюджет, но ….

Мама  Семейный!

Дедушка Из чего он складывается в нашей семье?

Мама  Я получаю за свою работу заработную плату – 1000 зайчиков.

Папа А я каждый месяц отдаю маме 1500 зайчиков.

Петя А я ведь тоже получаю стипендию за хорошую учёбу в институте-целых 200 зайчиков.

Дедушка Моя пенсия составляет 500 зайчиков.

Вася А как же я…?     (грустно)

Дедушка А твоя работа –это учёба с хорошими отметками.

                  Давайте теперь подсчитаем доход нашей семьи:

  1. Заработная плата Мамы -1000 з.

                                 Папы – 1500 з.

  1. Пенсия дедушки                   -  500 з.
  2. Стипендия Пети                 - 200 з.

                                      ИТОГО 3200 зайчиков

Дети (хором)  Ух ты! Как много!

Далее учитель

А так ли это на самом деле мы сейчас разберёмся.

Какие виды дохода были названы в домашнем разговоре?  (Заработная плата, ПЕНСИЯ, СТИПЕНДИЯ). Слайд 12

Ребята, давайте подумаем, какие ещё могут быть  доходы семейного бюджета?

  1. Если в семье есть маленькие дети, то они получают от государства ПОСОБИЕ на детей.
  2. Если у предпринимателя есть собственный бизнес, то он получает ПРИБЫЛЬ от работы фирмы  (разница между ценой товара  и затрат на его производства).
  3.  Писатели, художники, артисты получают за свою работу денежное вознаграждение – ГОНОРАР. (Обратить внимание детей на правописание этого нового слова).

С доходами мы разобрались, а что же с расходами? Слайд 13

На что каждая семья может потратить деньги?

Первоочередные расходы:

  1. коммунальные услуги
  2. продукты питания
  3. одежда и обувь
  4.  лечение

Непредвиденные расходы:

  1. расходы на транспорт
  2. обучение
  3. приобретение книг, игрушек и т.д.
  4. занятия в кружках, секциях
  5. организация досуга

Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Например,  болезнь одного из членов семьи, которая требует серьезных затрат на лечение).

Как же быть в этом случае? Слайд 14

 Для этого у каждой семьи должны быть  НАКОПЛЕНИЯ. Использовать эти деньги можно на лечение, на приобретение таких крупных покупок, о которых мечтали наши герои. Это  планшет, поездка на море, хорошая удочка, телевизор, ноутбук и т.д.

А  если денег и тут не  хватает, то накопления можно отнести  в банк и положить деньги под ПРОЦЕНТЫ.  (Например,  если положить 1000 рублей, то через год  можно получить плюсом 50 рублей).

Ребята, а знакомо ли вам такое понятие как ЭКОНОМИЯ?

Как это слово связано с нашей темой? На чём мы можем сэкономить?

  1. на электроэнергии (выключать свет);
  1.  на воде (выключать, экономно расходовать);
  2.  бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила;
  3.  не тратить деньги на ненужные вещи.

Дорогие ребята, мы рассмотрели, из чего же состоит бюджет семьи и как правильно его расходовать. Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнём.

Слайд 15 Под песню «Топнем ножкой-хлопнем в ладошки» студии детского праздника «Мальвина» один из учеников проводит физкультминутку.

Молодцы! Отдохнули, а теперь продолжим наш урок.

Слайд16 Планировать семейный бюджет не так-то просто,  и в этом попытались разобраться две ученицы нашего класса, которые выступят сейчас со своими проектами по этой теме. Слушайте внимательно и, если вас что-то заинтересуют  или возникнут  какие-нибудь вопросы, после защиты задайте их девочкам.

1. Сидорова Софья – презентация в PowerPoint.

2.Александрова Дарья - защита проекта на печатной основе.

Ребята, понравились ли вам выступления?  

Учащиеся высказывают своё мнение, хвалят или добавляют что-либо.

А кому захотелось на примере своей семьи проделать такую же работу по составлению  бюджета?

Сегодня мы узнали много интересного. Вы повысили свой словарный запас, узнав много новых слов. Слайд 17   Вы стали более компетентны в таких сложных вопросах, которые затрагивают интересы взрослых.

У нас осталось немного времени для того, чтобы проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

Работа в группах. Слайд 18

Из каждой группы подходит один представитель и выбирает задание.

Задание для 1 группы.

Выберите верные утверждения для экономии семейного бюджета.

Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов. Уходя из дома, не забывай выключать свет.  Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.  Экономя семейный бюджет, откажись от экскурсии в музей.  Сходил в магазин, оставь сдачу себе.  Бережно относись к своим вещам.   Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.  Чаще пользуйтесь услугами такси.  Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.   Чаще разговаривайте по сотовому телефону с друзьями.  

Задание для 2 группы.

Соедините линиями: член семьи – доход.

Мама - учитель                                                         Стипендия

Папа - артист                                                            Заработная плата

Дедушка                                                                   Пособие

Бабушка                                                                    Пенсия

Ребёнок, посещ.дет. сад                               Выручка от продажи                                                                                  

Учащийся в институте                                           Гонорар

Задание для 3 группы

Объясните смысл пословиц.

Копейка рубль бережёт.

Деньги любят счёт.

Деньги как птицы, то улетают, то прилетают.

Легче нажить деньги, чем сберечь.

Задание для 4 группы.

Решите задачи.

1) Семья имеет доход 3000 зайчиков, а расход- 2500 зайчиков. Каковы будут их накопления?

2) Мама работает на заводе. Её заработная плата составляет 1000 зайчиков. Каков будет её доход за полгода?

Проверка. Слайд 19-22

*Дополнительное задание  по рабочей тетради стр.42  задание №4.

Представьте, что вы получили на день рождения большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов. 

Молодцы! Вы очень меня порадовали. И я надеюсь, что те  знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в будущем!

Домашнее задание.

1. Разработать проект семейного бюджета за месяц.

2. Придумать продолжение сценки.

 Слайд 23 Учащиеся выбирают и рисуют смайлик, который соответствуют их настроению.

Спасибо за очень интересный и необычный урок! Слайд 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Презентация по окружающему миру 4 класс по теме : "Семейный бюджет и его составление"

Каждого ребёнка надо приучать к деньгам , к экономиии. Эта презентация поможит доступно объяснить эту тему....

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме "Семейный Бюджет"

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» Задачи урока: ·        Формировать представление о структуре семейного бюджета;·...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Семейный бюджет"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Семейный бюджет"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...

Урок окружающего мира для 3кл по теме "Семейный бюджет"

Урок "Семейный бюджет" в форме сюжетно-ролевой игры...

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Семейный бюджет".

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс по теме: "Семейный бюджет".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о семейном бюджете.Дида...