Окружающий мир 1 класс "Удивительные птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Тимохова Елена Владимировна

Урок окружающего мира по теме "Удивительные птицы" 1 класс программа "Гармония" авт. О. Т. Поглазова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Программа: Гармония

Автор: О.Т. Поглазова

Вид урока: урок – путешествие

Тема: «Удивительные птицы»

Тип урока: изучение нового                            

Класс: 1

Оборудование: мультимедийный проектор;

                          компьютерная презентация «Удивительные птицы»;

                        аудиоэнциклопедия «Птицы»;

                        выставка книг о птицах;

        яйцо страуса, перья страуса;

        чучело птицы;

        карта полушарий (расположена не на доске! на стене, сбоку);

        самолёт для меток на карте

ЦЕЛЬ: формировать у учащихся представление об особенностях (или о разнообразии) птиц (на примере       страуса и пингвина).

Задачи:

  1. Систематизирование и расширение знаний учащихся о птицах, их отличительных признаках, особенностях некоторых птиц; показать значение птиц  для человека;
  2. Развитие наблюдательности, логического мышления и воображения, художественно-речевых навыков, эмоциональной сферы;
  3. Воспитание познавательного интереса, внимательного отношения к природе.
  4. Формирование коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных УУД.

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение деятельности.

Дети заходят в класс под песню.

Звучит песня из аудиоэнциклопедии «Мы готовы бесконечно всем вопросы задавать…»  (37 сек.)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут….   Я проведу у вас сегодня урок «Окружающий мир».

(посадить детей)

- Как много разных вопросов прозвучало в песне!

- Когда ты идёшь по тропинке земной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Мы с вами, друзья, по тропинке пойдём

Ответы искать под зелёным шатром.

- Много разных «отчего» и «почему» у матушки-природы. И чтобы жить с ней в мире, важно уметь находить ответы на эти вопросы, чтобы вовремя прийти друг другу на помощь.

__1._____________________________________________________________________

  1. Актуализация опорных знаний. Сообщение цели урока.

- А вот и первый вопрос. Кто так звонко умеет петь песни?

(включить запись голосов птиц)

- Ой, как много в мире птиц:

  Пеликанов и синиц,

  Зимородков и клестов,

  Попугаев и дроздов.

  Знаешь, их так много есть,

  Что нам всех не перечесть.

  Нас сражают пением и буйным оперением.

- У меня в стихотворении все птицы разные, а какие у птиц есть общие признаки?

(карточки со словами: ПЕРЬЯ, КРЫЛЬЯ, КЛЮВ, ДВЕ НОГИ, ПТЕНЦЫ – ИЗ ЯИЦ  открываю, как только дети их назвали!!)

- Прочитаем ещё раз признаки птиц, они нам сегодня пригодятся.

_2.________________________________________________________________


- И это не всё, что мы знаем о птицах. Рассмотрите птицу на столе.

- Какая это птица: зерноядная, хищная или насекомоядная?

- Почему так думаете? (острый, изогнутый клюв, когти острые и большие)

- Где живёт эта птица: на суше или на воде? Почему?

(Что характерно для водоплавающих птиц?) (при затруднении – показать лапу водоплавающей птицы)

- Как называется эта птица, вы узнаете, разгадав анаграмму   (оксол - сокол)

Эта птица живёт в нашем крае. Как называется наш край? Я отмечу его на карте. (ставлю красный кружок)

- Какие вы молодцы, умеете сами добывать информацию! Вы так много уже знаете о птицах!

__3.________________________________________________________________

- А могут ли нас птицы удивить чем-то? Чем?

- Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир, населённый удивительными птицами. Что значит слово «удивительные»?

- Точное значение слова посмотрим в толковом словаре.  

(читает ребёнок!!)

Словарь Ожегова: «удивительный – вызывающий удивление, необычайный; исключительный».

__4._____________________________________________________________________

- Мы узнаем, что у некоторых птиц есть необычного, отличного от других. И этим они вызывают удивление…

- Что бы вы хотели узнать об удивительных птицах?

- Как много вопросов прозвучало! Постараемся в нашем путешествии найти на них ответы.

- Итак, в путь. Встаньте. Повторяем движения за мной.

- Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

_5._____________________________________________________________


III. Работа над новым материалом.

 - В гости к каким птицам мы прилетели, вы узнаете, выполнив первое задание. Возьмите карточки и составьте картинку, поработав в парах.

- Кто у нас на картинке?

(вешаю на доску изображение пингвина)

- Что вы знаете о пингвинах?

- Рассмотрите лапки у пингвина. Что они могут рассказать нам о нём?

- Что бы вы ещё хотели о них узнать?

- Как вы думаете, можно ли пингвинов назвать удивительными?

- Сегодня мы это и узнаем! (убедимся в этом)

- Мы поговорим о пингвинах, которые живут в Антарктиде.(открываю карточку на доске, рядом с пингвином)

- Здесь будет наша первая посадка.

 (на карту – самолёт!)

___6._________________________________________________________________

- Поможет нам больше узнать об  этих удивительных птицах АУДИОЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

(слово на табличке – на доску!)

- Прочитаем вместе по слогам. Теперь прочитаем с ударением. (поставить мелом!)

- Найдите это слово у себя на листочках. Поставьте ударение, подчеркните опасные места.

- Сколько частей в слове?

- Прочитайте первую часть (аудио)

- Объясните значение этого слова с помощью иллюстраций.

(открываются две картинки: ухо и глаз; между ними написано: аудио и видео)

- К какой картинке относится слово «видео»? (глаз)

- Почему?  (мы видим информацию)

- Что же тогда обозначает слово «аудио»? Почему?

(располагаю соответственно карточки и картинки)

__7.____________________________________________________________________

- Энциклопедия – это что?

- Энциклопедия - справочное издание, содержащее систему знаний.

- Что же такое аудиоэнциклопедия?

(это справочная информация, которую мы можем услышать).

- А нашу информацию мы сможем не только услышать, но и увидеть.

- Просмотрев ролик про пингвинов, докажите, что пингвин – это птица.

(просмотр презентации Императорские пингвины)

__8._____________________________________________________________________


- Поморгали глазками!

- Можем ли мы пингвинов назвать птицами? Почему?

 (показать фото пера пингвина)

- Пингвины покрыты перьями, только они немного отличаются от обычных птичьих перьев. На них меньше опушки. Почему?

(чтобы при сильном ветре перья не раздувались, а плотно прилегали к телу, и потому, что пингвины большую часть времени проводят в воде и под водой)

- Что нового для себя вы узнали из фильма о пингвинах?

- У вас на листочках, в задании № 2, нарисуйте рядом с пингвином то, чем они питаются.

___9.____________________________________________________________________

- Почему эти птицы могут вызывать уважение?

- Почему их называют ИМПЕРАТОРСКИЕ пингвины?

- Можно ли назвать пингвина – удивительной птицей? Почему?

- Только ли в Антарктиде могут жить пингвины?  (Где ещё?)

- Где можно взять информацию, чтобы точно узнать, какие ещё есть на Земле пингвины и где они живут? (ОБСУДИТЬ!)

- Пингвинам, как и людям, свойственно иногда веселиться. Одну из таких весёлых разминок – предлагаю выполнить вместе с ними!

(физминутка «Танец пингвинов»)

_10.______________________________________________________________________

 - Пришла пора попрощаться с императорскими пингвинами и продолжить свой путь. Ведь в природе столько удивительного!

(ролик «Надо в дорогу….что я за птица» без видео!)

- Что же это за птица, которая сомневается, в себе? Что-то она не торопится нам показаться. Вот, только ножку её и успели увидеть.

(показ ноги страуса!)

__11.______________________________________________________________________

- Интересно, а это нога сухопутной или водоплавающей птицы? Почему?

- Что это за птица, вы сможете сказать, вписав в клеточки задания № 3 пропущенные гласные.

- Назовите птицу.(открываю слайд со страусом)

- Как вы думаете, а удастся ли и страусу нас чем-то удивить?

___12._______________________________________________________________


- Прочитайте текст о страусе. Подчеркните карандашом важные на ваш взгляд о нём сведения.

(Это самая крупная птица, живущая в Африке. Весит до 100 кг. У этих птиц длинные и сильные ноги. Бегать они могут со скоростью пассажирского поезда. Питаются травой и насекомыми. Эта птица легко переносит неволю и приручается.)

- Что вы узнали из текста о страусе?

- (Где он живёт?) (прокомментировать все высказывания!)

-  Наш самолёт из Антарктиды прилетел в Африку. (самолёт – на Африку!)

(выслушать детей!!!)

___13._______________________________________________________________

-  Для чего страусу такие мощные ноги? Подумайте, обсудите в паре.

(он бЕгом спасается от врагов, и может драться ногами) (СЛАЙД!)

___14.____________________________________________________________________

- Страус – очень странная птица. Почему?  

- Говорят, что когда страус пугается, он прячет голову в песок. (СЛАЙД! )

- Вы считаете, это правда? (А почему это не может быть правдой?)

(щелчок)

- На самом деле, когда птица чувствует себя в опасности, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. (ЩЕЛЧОК) Но как только опасность приближается, страус поступает так же, как и остальные животные….Как?

(вскакивает и убегает) (ЩЕЛЧОК)

- Подумайте, почему страус не может летать? (он тяжёлый, а крылья маленькие)

___15.____________________________________________________________________

- Что касается страусиных яиц, то здесь он тоже чемпион.      

- Чем необычны страусиные яйца?      

(показ яйца куриного и страусиного) Храниться в холодильнике оно может целый год!  Если же вы будете варить его себе на завтрак, то вам потребуется не менее  40 минут! Это время целого урока.

- Сколько примерно минут варится куриное яйцо?

- Почему куриное яйцо варится быстрее, чем страусиное?

(Щелчок)

- А ещё на страусе можно ездить верхом. Устраиваются целые страусиные забеги!

__16.______________________________________________________________________


- Перья у страуса тоже необычны. Они красивы, имеют привлекательную форму. (показ пера)

Поэтому люди стали нещадно уничтожать страусов из-за их перьев. Их приобретают для всевозможных карнавалов, костюмированных балов

(показ картинок),

изготовления различных поделок

(показ),

для украшения шляпок (показ).

- Сейчас страусиные перья также используются в электронной промышленности для очистки мельчайших деталей и механизмов, так как считаются лучшими пылесборниками.

- И, если бы страусов не стали разводить в неволе на фермах, они были бы теперь уже полностью истреблены.

__17._____________________________________________________________________

- Обобщая всё сказанное, скажите, можно ли назвать страуса – птицей? Почему?

(подхожу к карте, ставлю самолётик на Кольский полуостров)

- Пока мы рассуждали о страусе, наш самолёт  приземлился на Кольском полуострове. В крае, котором мы живём.

- Как вы думаете, почему мы говорили об африканских страусах, а оказались далеко на севере?

- Оказывается, страусы есть и нас! Недалеко от Мурманска расположен посёлок Молочное. В этом посёлке есть страусиная ферма. Там разводят африканских страусов.

(показ 2-х слайдов).

__18._______________________________________________________________

- Как же он здесь выживает? Ведь у нас так холодно!

(забота людей, тёплые перья, страус – птица неприхотливая, быстро приспосабливается к той местности, в которой проживает)

- Если страусов люди разводят на фермах, можно ли их назвать одомашненными птицами? Почему?

- Что же удивительного для себя вы нашли в этой птице?

_19._____________________________________________________________________


ИТОГ:  - Наше путешествие подошло к концу. Мы оказались дома, на Кольском полуострове, в нашем классе.

- Вспомните, о каких удивительных птицах мы говорили?

- Что их объединяет? (они не летают)

- Если страус и пингвин не летают, то почему же их относят к птицам?

 (выслушать ответы детей)

- Для чего мы изучали удивительных птиц? Где вам могут пригодиться эти знания?

_20.__________________________________________________________________

Рефлексия.

(включить музыку тихо)

- На Земле существует огромное количество разнообразных птиц. Каждая из них может чем  – то нас удивить и восхитить. Встаньте, пожалуйста.

(прибавить музыку, стоя!)

- Закройте глаза, и представьте, что вы – та самая, удивительная и неповторимая птица, которая расправив крылья, и набрав полную грудь воздуха, готова ринуться с высоты – вниз, а потом – в голубую даль неба. Широко раскинув свои крылья, вы – как облака, парите над землёй. И нет для вас преград и препятствий. Вы всё можете, вы всё видите, вы всё знаете….Кто сегодня на уроке расширил свои знания об удивительных птицах – потянитесь на носочках вверх, ведь вы тянетесь к новым знаниям.  Спасибо.

- Кто дома обязательно поделится своими новыми знаниями с близкими или друзьями помашите руками – крылышками, ведь вы пойдёте домой окрылённые мыслью: «Я узнал что-то новое!»

- Если вы довольны своей работой на уроке – спокойно покивайте головой, как кивает вам мама, когда довольна вашей работой.

- Спасибо.  

_21._________________________________________________________________

- Если у вас появилось желание узнать больше о разных удивительных птицах, то  вместе с родителями постарайтесь найти такую информацию. И на следующем уроке окружающего мира поделитесь с ребятами своими знаниями.

- Кто-то, может, захочет нарисовать таких птиц. Или вылепить из пластилина. Всё зависит от вашего желания узнать о чём-то больше и вашей фантазии.

- К каким источникам информации вы будете обращаться при подготовке домашнего задания? ?    (сказать про библиотеку!)

(Посмотрите, какие замечательные и интересные книги есть в библиотеке о птицах. Вы сможете выбрать любую, какая вам больше понравится. Но прежде чем взять книгу, её надо внимательно просмотреть: подходит ли она вам по содержанию!)

_22._____________________________________________________________________

- Есть ещё одна книга, из которой вы тоже узнаёте на уроках что-то новое. Как она называется? (учебник).

 - В вашем учебнике, на странице 50 есть ещё одна удивительная птица. Чем же она удивительна, попробуйте догадаться сами, воспользовавшись иллюстрациями.

- А какие источники информации помогали нам в нашем уроке?

(аудиоэнциклопедия, карта, чучело птицы, рассказ учителя и детей, т.е – ОБЩЕНИЕ!)

__23._____________________________________________________________________

- Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм.

С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

Входи сюда, будь сердцем чуток.

И пусть немножко доброты

Вложили в ваши мы умы.

Об этом помни: я и ты!

- Не забывайте, ребята, что мир природы, хотя богат и разнообразен, но очень хрупок… и так легко потерять то прекрасное, что дарит нам природа…)

(ролик про райских птиц!!)

Спасибо за работу. До свидания!

___24.______________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа по окружающему миру "День птиц"

Внеклассное мероприятие повящено Международному Дню птиц, который отмечается 1 апреля. Тип  проведения мероприятия  - конкурсы, где в занимательной форме  учащиеся отвечают на вопросы. ...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Покормите птиц зимой!"

Внеклассное занятие по окружающему миру для 2 класса носит информационно-воспитательный характер, помогая детям представить все сложности зимования птиц. Дети представляют зимующих птиц, выступают ...

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...

Методическая разработка по окружающему миру «Берегите птиц!» в 1 классе

Данное мероприятие предлагается для проведения его в 1 классе с целью привития у школьников интереса к окружающему миру, к бережному отношению к тицам. В данной методической разработке представлен поз...

Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")

Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения существенн...