Окружающий мир 1 класс "Удивительные птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок окружающего мира по теме "Удивительные птицы" 1 класс программа "Гармония" авт. О. Т. Поглазова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий мир 1 класс программа "Гармония" урок-путешествие | 168.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир.
Программа: Гармония
Автор: О.Т. Поглазова
Вид урока: урок – путешествие
Тема: «Удивительные птицы»
Тип урока: изучение нового
Класс: 1
Оборудование: мультимедийный проектор;
компьютерная презентация «Удивительные птицы»;
аудиоэнциклопедия «Птицы»;
выставка книг о птицах;
яйцо страуса, перья страуса;
чучело птицы;
карта полушарий (расположена не на доске! на стене, сбоку);
самолёт для меток на карте
ЦЕЛЬ: формировать у учащихся представление об особенностях (или о разнообразии) птиц (на примере страуса и пингвина).
Задачи:
- Систематизирование и расширение знаний учащихся о птицах, их отличительных признаках, особенностях некоторых птиц; показать значение птиц для человека;
- Развитие наблюдательности, логического мышления и воображения, художественно-речевых навыков, эмоциональной сферы;
- Воспитание познавательного интереса, внимательного отношения к природе.
- Формирование коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных УУД.
ХОД УРОКА
- Самоопределение деятельности.
Дети заходят в класс под песню.
Звучит песня из аудиоэнциклопедии «Мы готовы бесконечно всем вопросы задавать…» (37 сек.)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут…. Я проведу у вас сегодня урок «Окружающий мир».
(посадить детей)
- Как много разных вопросов прозвучало в песне!
- Когда ты идёшь по тропинке земной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Мы с вами, друзья, по тропинке пойдём
Ответы искать под зелёным шатром.
- Много разных «отчего» и «почему» у матушки-природы. И чтобы жить с ней в мире, важно уметь находить ответы на эти вопросы, чтобы вовремя прийти друг другу на помощь.
__1._____________________________________________________________________
- Актуализация опорных знаний. Сообщение цели урока.
- А вот и первый вопрос. Кто так звонко умеет петь песни?
(включить запись голосов птиц)
- Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Знаешь, их так много есть,
Что нам всех не перечесть.
Нас сражают пением и буйным оперением.
- У меня в стихотворении все птицы разные, а какие у птиц есть общие признаки?
(карточки со словами: ПЕРЬЯ, КРЫЛЬЯ, КЛЮВ, ДВЕ НОГИ, ПТЕНЦЫ – ИЗ ЯИЦ открываю, как только дети их назвали!!)
- Прочитаем ещё раз признаки птиц, они нам сегодня пригодятся.
_2.________________________________________________________________
- И это не всё, что мы знаем о птицах. Рассмотрите птицу на столе.
- Какая это птица: зерноядная, хищная или насекомоядная?
- Почему так думаете? (острый, изогнутый клюв, когти острые и большие)
- Где живёт эта птица: на суше или на воде? Почему?
(Что характерно для водоплавающих птиц?) (при затруднении – показать лапу водоплавающей птицы)
- Как называется эта птица, вы узнаете, разгадав анаграмму (оксол - сокол)
Эта птица живёт в нашем крае. Как называется наш край? Я отмечу его на карте. (ставлю красный кружок)
- Какие вы молодцы, умеете сами добывать информацию! Вы так много уже знаете о птицах!
__3.________________________________________________________________
- А могут ли нас птицы удивить чем-то? Чем?
- Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир, населённый удивительными птицами. Что значит слово «удивительные»?
- Точное значение слова посмотрим в толковом словаре.
(читает ребёнок!!)
Словарь Ожегова: «удивительный – вызывающий удивление, необычайный; исключительный».
__4._____________________________________________________________________
- Мы узнаем, что у некоторых птиц есть необычного, отличного от других. И этим они вызывают удивление…
- Что бы вы хотели узнать об удивительных птицах?
- Как много вопросов прозвучало! Постараемся в нашем путешествии найти на них ответы.
- Итак, в путь. Встаньте. Повторяем движения за мной.
- Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
_5._____________________________________________________________
III. Работа над новым материалом.
- В гости к каким птицам мы прилетели, вы узнаете, выполнив первое задание. Возьмите карточки и составьте картинку, поработав в парах.
- Кто у нас на картинке?
(вешаю на доску изображение пингвина)
- Что вы знаете о пингвинах?
- Рассмотрите лапки у пингвина. Что они могут рассказать нам о нём?
- Что бы вы ещё хотели о них узнать?
- Как вы думаете, можно ли пингвинов назвать удивительными?
- Сегодня мы это и узнаем! (убедимся в этом)
- Мы поговорим о пингвинах, которые живут в Антарктиде.(открываю карточку на доске, рядом с пингвином)
- Здесь будет наша первая посадка.
(на карту – самолёт!)
___6._________________________________________________________________
- Поможет нам больше узнать об этих удивительных птицах АУДИОЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
(слово на табличке – на доску!)
- Прочитаем вместе по слогам. Теперь прочитаем с ударением. (поставить мелом!)
- Найдите это слово у себя на листочках. Поставьте ударение, подчеркните опасные места.
- Сколько частей в слове?
- Прочитайте первую часть (аудио)
- Объясните значение этого слова с помощью иллюстраций.
(открываются две картинки: ухо и глаз; между ними написано: аудио и видео)
- К какой картинке относится слово «видео»? (глаз)
- Почему? (мы видим информацию)
- Что же тогда обозначает слово «аудио»? Почему?
(располагаю соответственно карточки и картинки)
__7.____________________________________________________________________
- Энциклопедия – это что?
- Энциклопедия - справочное издание, содержащее систему знаний.
- Что же такое аудиоэнциклопедия?
(это справочная информация, которую мы можем услышать).
- А нашу информацию мы сможем не только услышать, но и увидеть.
- Просмотрев ролик про пингвинов, докажите, что пингвин – это птица.
(просмотр презентации Императорские пингвины)
__8._____________________________________________________________________
- Поморгали глазками!
- Можем ли мы пингвинов назвать птицами? Почему?
(показать фото пера пингвина)
- Пингвины покрыты перьями, только они немного отличаются от обычных птичьих перьев. На них меньше опушки. Почему?
(чтобы при сильном ветре перья не раздувались, а плотно прилегали к телу, и потому, что пингвины большую часть времени проводят в воде и под водой)
- Что нового для себя вы узнали из фильма о пингвинах?
- У вас на листочках, в задании № 2, нарисуйте рядом с пингвином то, чем они питаются.
___9.____________________________________________________________________
- Почему эти птицы могут вызывать уважение?
- Почему их называют ИМПЕРАТОРСКИЕ пингвины?
- Можно ли назвать пингвина – удивительной птицей? Почему?
- Только ли в Антарктиде могут жить пингвины? (Где ещё?)
- Где можно взять информацию, чтобы точно узнать, какие ещё есть на Земле пингвины и где они живут? (ОБСУДИТЬ!)
- Пингвинам, как и людям, свойственно иногда веселиться. Одну из таких весёлых разминок – предлагаю выполнить вместе с ними!
(физминутка «Танец пингвинов»)
_10.______________________________________________________________________
- Пришла пора попрощаться с императорскими пингвинами и продолжить свой путь. Ведь в природе столько удивительного!
(ролик «Надо в дорогу….что я за птица» без видео!)
- Что же это за птица, которая сомневается, в себе? Что-то она не торопится нам показаться. Вот, только ножку её и успели увидеть.
(показ ноги страуса!)
__11.______________________________________________________________________
- Интересно, а это нога сухопутной или водоплавающей птицы? Почему?
- Что это за птица, вы сможете сказать, вписав в клеточки задания № 3 пропущенные гласные.
- Назовите птицу.(открываю слайд со страусом)
- Как вы думаете, а удастся ли и страусу нас чем-то удивить?
___12._______________________________________________________________
- Прочитайте текст о страусе. Подчеркните карандашом важные на ваш взгляд о нём сведения.
(Это самая крупная птица, живущая в Африке. Весит до 100 кг. У этих птиц длинные и сильные ноги. Бегать они могут со скоростью пассажирского поезда. Питаются травой и насекомыми. Эта птица легко переносит неволю и приручается.)
- Что вы узнали из текста о страусе?
- (Где он живёт?) (прокомментировать все высказывания!)
- Наш самолёт из Антарктиды прилетел в Африку. (самолёт – на Африку!)
(выслушать детей!!!)
___13._______________________________________________________________
- Для чего страусу такие мощные ноги? Подумайте, обсудите в паре.
(он бЕгом спасается от врагов, и может драться ногами) (СЛАЙД!)
___14.____________________________________________________________________
- Страус – очень странная птица. Почему?
- Говорят, что когда страус пугается, он прячет голову в песок. (СЛАЙД! )
- Вы считаете, это правда? (А почему это не может быть правдой?)
(щелчок)
- На самом деле, когда птица чувствует себя в опасности, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. (ЩЕЛЧОК) Но как только опасность приближается, страус поступает так же, как и остальные животные….Как?
(вскакивает и убегает) (ЩЕЛЧОК)
- Подумайте, почему страус не может летать? (он тяжёлый, а крылья маленькие)
___15.____________________________________________________________________
- Что касается страусиных яиц, то здесь он тоже чемпион.
- Чем необычны страусиные яйца?
(показ яйца куриного и страусиного) Храниться в холодильнике оно может целый год! Если же вы будете варить его себе на завтрак, то вам потребуется не менее 40 минут! Это время целого урока.
- Сколько примерно минут варится куриное яйцо?
- Почему куриное яйцо варится быстрее, чем страусиное?
(Щелчок)
- А ещё на страусе можно ездить верхом. Устраиваются целые страусиные забеги!
__16.______________________________________________________________________
- Перья у страуса тоже необычны. Они красивы, имеют привлекательную форму. (показ пера)
Поэтому люди стали нещадно уничтожать страусов из-за их перьев. Их приобретают для всевозможных карнавалов, костюмированных балов
(показ картинок),
изготовления различных поделок
(показ),
для украшения шляпок (показ).
- Сейчас страусиные перья также используются в электронной промышленности для очистки мельчайших деталей и механизмов, так как считаются лучшими пылесборниками.
- И, если бы страусов не стали разводить в неволе на фермах, они были бы теперь уже полностью истреблены.
__17._____________________________________________________________________
- Обобщая всё сказанное, скажите, можно ли назвать страуса – птицей? Почему?
(подхожу к карте, ставлю самолётик на Кольский полуостров)
- Пока мы рассуждали о страусе, наш самолёт приземлился на Кольском полуострове. В крае, котором мы живём.
- Как вы думаете, почему мы говорили об африканских страусах, а оказались далеко на севере?
- Оказывается, страусы есть и нас! Недалеко от Мурманска расположен посёлок Молочное. В этом посёлке есть страусиная ферма. Там разводят африканских страусов.
(показ 2-х слайдов).
__18._______________________________________________________________
- Как же он здесь выживает? Ведь у нас так холодно!
(забота людей, тёплые перья, страус – птица неприхотливая, быстро приспосабливается к той местности, в которой проживает)
- Если страусов люди разводят на фермах, можно ли их назвать одомашненными птицами? Почему?
- Что же удивительного для себя вы нашли в этой птице?
_19._____________________________________________________________________
ИТОГ: - Наше путешествие подошло к концу. Мы оказались дома, на Кольском полуострове, в нашем классе.
- Вспомните, о каких удивительных птицах мы говорили?
- Что их объединяет? (они не летают)
- Если страус и пингвин не летают, то почему же их относят к птицам?
(выслушать ответы детей)
- Для чего мы изучали удивительных птиц? Где вам могут пригодиться эти знания?
_20.__________________________________________________________________
Рефлексия.
(включить музыку тихо)
- На Земле существует огромное количество разнообразных птиц. Каждая из них может чем – то нас удивить и восхитить. Встаньте, пожалуйста.
(прибавить музыку, стоя!)
- Закройте глаза, и представьте, что вы – та самая, удивительная и неповторимая птица, которая расправив крылья, и набрав полную грудь воздуха, готова ринуться с высоты – вниз, а потом – в голубую даль неба. Широко раскинув свои крылья, вы – как облака, парите над землёй. И нет для вас преград и препятствий. Вы всё можете, вы всё видите, вы всё знаете….Кто сегодня на уроке расширил свои знания об удивительных птицах – потянитесь на носочках вверх, ведь вы тянетесь к новым знаниям. Спасибо.
- Кто дома обязательно поделится своими новыми знаниями с близкими или друзьями помашите руками – крылышками, ведь вы пойдёте домой окрылённые мыслью: «Я узнал что-то новое!»
- Если вы довольны своей работой на уроке – спокойно покивайте головой, как кивает вам мама, когда довольна вашей работой.
- Спасибо.
_21._________________________________________________________________
- Если у вас появилось желание узнать больше о разных удивительных птицах, то вместе с родителями постарайтесь найти такую информацию. И на следующем уроке окружающего мира поделитесь с ребятами своими знаниями.
- Кто-то, может, захочет нарисовать таких птиц. Или вылепить из пластилина. Всё зависит от вашего желания узнать о чём-то больше и вашей фантазии.
- К каким источникам информации вы будете обращаться при подготовке домашнего задания? ? (сказать про библиотеку!)
(Посмотрите, какие замечательные и интересные книги есть в библиотеке о птицах. Вы сможете выбрать любую, какая вам больше понравится. Но прежде чем взять книгу, её надо внимательно просмотреть: подходит ли она вам по содержанию!)
_22._____________________________________________________________________
- Есть ещё одна книга, из которой вы тоже узнаёте на уроках что-то новое. Как она называется? (учебник).
- В вашем учебнике, на странице 50 есть ещё одна удивительная птица. Чем же она удивительна, попробуйте догадаться сами, воспользовавшись иллюстрациями.
- А какие источники информации помогали нам в нашем уроке?
(аудиоэнциклопедия, карта, чучело птицы, рассказ учителя и детей, т.е – ОБЩЕНИЕ!)
__23._____________________________________________________________________
- Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Входи сюда, будь сердцем чуток.
И пусть немножко доброты
Вложили в ваши мы умы.
Об этом помни: я и ты!
- Не забывайте, ребята, что мир природы, хотя богат и разнообразен, но очень хрупок… и так легко потерять то прекрасное, что дарит нам природа…)
(ролик про райских птиц!!)
Спасибо за работу. До свидания!
___24.______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа по окружающему миру "День птиц"
Внеклассное мероприятие повящено Международному Дню птиц, который отмечается 1 апреля. Тип проведения мероприятия - конкурсы, где в занимательной форме учащиеся отвечают на вопросы. ...
Урок по развитию речи(Окружающий мир) "Перелётные птицы", 1 класс
урок для обучающихся школ V вида...
Внеклассное занятие по окружающему миру "Покормите птиц зимой!"
Внеклассное занятие по окружающему миру для 2 класса носит информационно-воспитательный характер, помогая детям представить все сложности зимования птиц. Дети представляют зимующих птиц, выступают ...
Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...
Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс
Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...
Методическая разработка по окружающему миру «Берегите птиц!» в 1 классе
Данное мероприятие предлагается для проведения его в 1 классе с целью привития у школьников интереса к окружающему миру, к бережному отношению к тицам. В данной методической разработке представлен поз...
Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")
Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: формирование ценностного отношения к животным, посредством выделения существенн...