"Необычное в привычном"
классный час по окружающему миру по теме

Панкова Татьяна Сергеевна

Сценарий классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnoe_v_privychnom.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа для начальной школы

«Необычное в привычном»


Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном;
вызвать чувство удивления, восхищения;
воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчел, бабочек, муравьев, пауков, червей, рыб, растений, письмо – просьба от цветов.

Ход классного часа.
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.

Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала.

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?

Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (по радио, телевидению, из газет)
Эти сведения нам дают синоптики, Кто такие синоптики?
( Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)
Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова. (Синоптик – это специалист по прогнозированию погоды.) 
А как вы думаете, есть ли природные синоптики?
Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными – синоптиками вы сегодня познакомитесь: пчелы, бабочки, пауки, муравьи, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.
(показ иллюстраций по ходу беседы)
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз еще удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Необычное впривычном».

2. ЖИВОТНЫЕ - СИНОПТИКИ

-Отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.

- Посмотрите, чей это домик?
Да, в этом чудо – домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

- О ком идет речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляться к потолку сарая, свесив крылья.
- О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?

На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он, 
А жильцов в нем – миллион.

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.

Вот еще загадка.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи пчел! (паук)
Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье. Они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
- О ком говорится в следующей загадке?

У родителей и деток
Вся одежда из монеток?
Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? 
Оказывается. В засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.
Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
Паук забился в угол – к ветру.
Лягушки расквакались – к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.
Ласточки летают низко перед дождем.
На кустах акации много пчел – перед дождем.

3. РАСТЕНИЯ -СИНОПТИКИ.
Предсказывают погоду и растения. Чаще всего реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Отгадайте, о каком синоптике идет речь?

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух?
На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый.

Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем « плачут» -выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.

Физминутка.

- Еще одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.

Удивительные часы

Выйди летом за село –
От цветов светлым – светло.
Можешь смело здесь играть 
И не бойся опоздать.
Вовремя придешь домой –
Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг – и каждый раз
Будешь знать, который час.
Время точное растения
Знают все без исключения.
От росы и до росы
Счет часам ведут часы.
На все лето каждый год
Солнце им дает завод.
- Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.
(Показать иллюстрации цветов)


Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел здесь, в уединении.
Улыбнется ветерок 
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя 
Весело ласкает.

-Какие вы знаете лесные цветы?
- Среди них есть такие цветы, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавиц- колокольчик.

У лесной дорожки –
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки – 
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик –
Зазвенит бубенчик.

-Быстро вянут цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я , и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

(Показать письмо, один ученик читает.)
-Ребята, вам прислали письмо с просьбой : «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» copyright - http://sc-pr.ru Что мы можем ответить цветам?

4. ИГРА «Спорим»
Учитель произносит фразу, после которой дети должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или: «Спорим – спорим!», если не согласны. 
Осенью идут дожди.
Ждет весна нас впереди.
Целый день мели метели.
Птицы с юга прилетели.
Лист кленовый опадает.
Ландыш белый расцветает.
Яблоки в саду поспели.
В роще соловьи запели.
Мы капусту посолили
И каток водой залили.
На полях лежит туман.
В огороде – лишь бурьян.
И каникулы всех ждут
День Победы тут как тут.
Загорать пойдем гурьбою.
Ждем экзамен нас с тобою.
Дни становятся длиннее.
Скоро будет холоднее.
Лужи стали замерзать.
Птицы стали замерзать.
Без конфет нам трудно очень.
Скоро осень, между прочим.
Обману я вас сейчас.
Вы ошиблись много раз.
Молодцы.


5. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО…
Существует трава от 99 болезней. (зверобой)
Лягушка может пить ногой.
Пингвин – это птица.
Есть сладкое дерево в наших краях. (липа)
Выше всех летает орел.
В лесу растут разноцветные грибы. (сыроежки)
Самая маленькая птица в нашей стране – королек.
Самая маленькая птица в мире колибри.
Летучая мышь спит вниз головой.
Самая высокая трава – бамбук.
Страус – самая большая птица в мире.
Ухо у кузнечика на ноге.


6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Сегодня вы узнали много нового и интересного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках. 
Что вам запомнилось больше всего на занятии?
Что вас особенно удивило?
Спасибо вам за работу.

(Звучит песня Ю.Антонова «Живет на свете красота»)

Домашнее задание: найти народные приметы о погоде.

Дополнительный материал
1. Угадай цветок
Родился (ландыш) в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты ?
( Е. Серова)

На солнечной опушке 
(Фиалка) расцвела.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.
(Е. Серова)

Прибежал (подснежник)
В мартовский лесок,
Заглянул (подснежник)
В чистый ручеек.
И, себя увидев, 
Крикнул: «Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна»

2.Викторина «Деревья и травы».
1)Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (лиственницы)
2)Назовите лекарственные травы нашего края. (зверобой, мать-и-мачеха, ромашка, душица и т. д.)
3) Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (тополь)
4)В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (сирень)
5)Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (дуб)
6)Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, поэтому оно стало символом праздника Троицы. (береза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по окружающему миру "Необычные деревья" (часть 1)

Учащимся будет интересно узнать, что бывают молочные, хлебные, огуречные и железные деревья......

презентация по окружающему миру "Необычные деревья" (часть 2)

Продолжаем знакомиться с необычными деревьями нашей планеты...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Необычное путешествие к самому себе» (Институт Здоровья)

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам ,так и не может развивать, образовывать других тот,кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.Он лишь до тех пор способен на ...

Конспект классного часа "Необычное путешествие на необычном поезде в обычной школе";2 класс

Классный час в игровой развлекательной форме для учащихся 2 класса....

Исследовательская работа учащегося "Привычные школьные вещи"

Исследовательская работа учащегося "Привычные школьные вещи"...

Исследовательская работа по теме: «Привычная и удивительная соль»

Как-то раз на занятии по внеурочной деятельности учитель рассказала легенду о принцессе из французской народной сказки, которая сказала своему отцу: «я люблю тебя, как соль». Король разгневался на так...

Мастер-класс по развитию креативности «Из мухи в слона, или Как выйти за привычные рамки»

Мастер-класс по развитию креативности «Из мухи в слона, или Как выйти за привычные рамки»...